Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный аграрный университет» “УТВЕРЖДАЮ”
Декан факультета плодоовощеводства
и виноградарства
доцент, _____________ Горлов С.М. “___” ___________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
по дисциплине
|
| ГСЭ.Ф.4 ФИЛОСОФИЯ
| (индекс и наименование дисциплины)
|
|
| Специальность
|
|
110202.65 «Плодоовощеводство и виноградарство»
|
|
|
|
|
|
| Квалификация
выпускника
|
|
специалист
|
|
|
| Факультет
|
| Плодоовощеводства и виноградарства
|
|
|
| Кафедра-разработчик
|
| Кафедра философии
|
|
|
| Ведущий
преподаватель
|
|
Суховерхов А.В.
|
|
|
|
|
г. Краснодар, 2011
|
1. Цель и задачи дисциплины 1.1 Цель изучения дисциплины Дать необходимые знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, истории философии;
- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём;
- формирование философского мировоззрения и мироощущения.
- развитие интереса к фундаментальным знаниям;
- стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;
- воспитание культуры разумного мышления и ценностной оценки явлений мира. 1.2. Задачи изучения дисциплины - Дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;
- изучить структуру философского знания;
- познакомить студентов с историей философской мысли, категориальным и понятийным аппаратом данной области знания;
- раскрыть существо основных проблем современной философии;
- определить специфику и закономерности развития философского знания;
- рассмотреть концепции и направления, исторические типы философии и философствования. 1.3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, освоивший учебный курс “Философия” должен
знать:
- предмет философии;
- место философии в системе наук;
- историю философии, основные этапы мировоззренческой эволюции философии, содержание и формы философских представлений, а также основные тенденции ее существования и развития в современном мире;
- сущность науки, искусства, религии, мировой и отечественной культуры в философском контексте
- ключевые проблемы современной России и мировой цивилизации, в их философском осмыслении и поиска оптимальных путей разрешения;
- основные принципы философского мышления, развивающегося при изучении мировой и отечественной философии;
уметь:
- методологически грамотно проводить эмпирические и теоретические исследования, выработанные в ходе развития философской мысли;
- практически применять философские знания в области избранной специальности и связанных с ней творческих подходов в решении профессиональных задач; владеть навыками:
- научно-исследовательской и организационно-управленческой работы в социальной, культурной и научной сферах, а также межличностном общении, с учетом гуманистической ориентации, декларируемой философской мыслью.
2. Место дисциплины в структуре учебного плана подготовки специалиста
Дисциплина «Философия» является дисциплиной Федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГСЭ.Ф.4 по специальности 110202 “Плодоовощеводство и виноградарство”.
Специальных требований к исходным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Дисциплина не является предшествующей для специальных философских дисциплин. 3. Содержание дисциплины РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ Философия, круг её проблем и роль в обществе. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Философия в системе культуры.
Философия как особая форма общественного сознания, как исторически сложившийся тип мировоззрения, как высшая мудрость. Сущность философии. Предмет философии и круг её основных проблем. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Место и роль философии в культуре, её значение в жизни общества. Философское исследование природы и сущности мира, сущности и назначения человека. Функции философии. Философия в контексте культуры. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.
ТЕМА № 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии.
Истоки индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия. Основополагающие понятия и особенности индийской философии. Этапы древнеиндийской философии. Веды. Джайнизм. Буддизм. Индуизм.
Особенности картины мира в китайской философии. Истоки и периодизация древнекитайской философии. Основополагающие понятия и основные идеи. Даосизм. Конфуцианство. Легизм.
Особенности развития древневосточной науки.
ТЕМА № 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Происхождение и своеобразие античной философии. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Периодизация.
Первые философы. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагорейская школа. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.
Элейская школа. «Пути истины» и «пути мнения» в учениях Парменида. Апории Зенона и их философский смысл.
Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.
Школа софистов: Протагор, Горгий.
Век «классической философии». Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония» - аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.
Платон. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и её бессмертии. Этика Платона. Учение Платона о государстве.
Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах «причин». Логика и теория познания. Социальная философия Аристотеля.
Эллинистическая и римская философия. Школа эллинистической философии. Кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Плотин и неоплатонизм.
Античная наука. От логоса к преднауке. Возникновение первых форм теоретической науки. Вклад древнегреческих философов в становление наук.
ТЕМА № 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Своеобразие Средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Креационизм и провиденциализм философии Средневековья. Бог, человек и мир в христианской философии. Средневековый аскетизм.
Апологетика: Тертуллиан и Ориген.
Патристика. Учение А.Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Августин о «двух градах». Трансцендентная философия истории Августина. Схоластика. Идея гармонии, веры и разума в философии томизма. Философия Ф. Аквинского. Философские взгляды П. Абеляра, У. Оккама.
Номинализм и реализм. Проблема универсалий.
Христианское мировоззрение и наука. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. ТЕМА № 5. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Европейское Возрождение как историческая эпоха. Периодизация эпохи Возрождения.
Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм в философской мысли Возрождения.
Философия итальянского гуманизма: Фр. Петрарка, Л. Валла.
Развитие идей неоплатонизма: Н. Кузанский, Дж. Пико делла Мирандола. Натурфилософия: Н. Коперник, Дж. Бруно.
Социальная философия: Н. Макиавелли, Т.Мор, Дж. Кампанелла.
Реформация и контрреформация. Личность и учение Эразма Роттердамского. Ж.Кальвин и учение о предопределении. Протестантская этика.
Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии. Подготовительный этап к обоснованию новой науки. Гуманизм и самореализация творческой индивидуальности. Зарождение классической науки. ТЕМА № 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII–XVIII ВВ) Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания.
Проблема метода в философии Нового времени.
Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.
Начало философии Нового времени. Р.Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Учение о врожденных идеях. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.
Ф.Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Разработка индуктивной методологии науки.
Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б.Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанции. Метод построения системы. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость.
Г.Ф.Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.
Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Социально-политические взгляды.
Гносеология Т. Гоббса. Роль методов и знаков. Социально-политические и этические взгляды.
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепций первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.
Д.Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма.
Союз философии с наукой. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания.
ТЕМА № 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ Общая характеристика философии эпохи Просвещения. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания.
Французское Просвещение. Философские и социально-политические взгляды Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Фр. Вольтера. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса.
Материалистическая тенденция во французском Просвещении: Ламетри, Гельвеций, Гольбах.
Английское просвещение: Дж. Толанд, Б.Мандевиль, Э.Шефтсбери. Философская этика.
Немецкое просвещение: А.Баумгартнер, Х.Вольф, Г.Лессинг. Философская эстетика. ТЕМА №8. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи классической немецкой философии.
Критическая философия И.Канта. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого разума.
Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.
Эстетическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения».
Философия И.Г.Фихте.
Философия Ф.В.Й.Шеллинга.
Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.
«Энциклопедия философских наук», её структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.
Гегель «о разумной деятельности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.
Л.Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
Философия марксизма. Возникновение марксизма, основные этапы его развития. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Основной вопрос философии и философские понимание материи.
Философия как обобщение достижений науки и культуры. Исследование познавательных способностей субъекта. Возможности и границы научного познания. Роль науки и техники в общественном развитии. ТЕМА № 9. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Кризис классического рационализма.
Позитивизм: О.Конт, Дж. Ст. Миль, Г.Спенсер. Эмпириокритицизм: Э.Мах, Р.Авенариус.
Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген, П.Наторп). Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
Иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм.
Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека.
Философия Ф.Ницше. Программа переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения».
Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.
Интуитивизм А.Бергсона: понятие истины, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции».
Развитие постклассической науки. Естественные науки как всеобщая модель научного знания. Обоснование и защита научного статуса гуманитарного знания. Символизм бытия и познания.
ТЕМА № 10. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА Главные проблемы и тенденции философии XX века. «Школы» и «тематические направления». Сциеинтизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре XX века.
Американский прагматизм:Ч.Пирс, В.Джемс, Дж. Дьюи.
Психоанализ. З.Фрейд. Философия неофрейдизма.
Феноменология. Э.Гуссерль: программа философии как «строгой науки». Критика психоанализа в философии сознания. Понятие интенциальности сознания. Метод феноменологической редукцией, её ступени. Феноменологическая этика М.Шелера.
Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер), и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. Антропологический экзистенциализм (Ж.-П.Сартр, А.Камю). М.Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Ж.-П.Сартр о свободе и «проекте».
Философская герменевтика. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г.Гадамера. Герменевтика в исторической интерпретации В.Дильтея. П.Рикёр: конфликт интерпретаций.
Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманистических науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Стросса.
Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и её кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).
Религиозная философия. Основные тенденции западной релизиозно-флософиской мысли: католическая (неотомизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж.Маритена. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.
Философский постмодернизм: Ж. Деррида, М.Фуко, Р.Рорти.
Особенности постклассической науки. Наука и техника – единая система преобразования мира. Научно-технический прогресс и бытие личности. ТЕМА № 11. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Характерные черты русской философии.
Русская философия XI - XVII веков. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати и осмыслении идеи богочеловечества. Доктрина «Москва – третий Рим».
Русская философия ХУШ века. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие эпохи Просвещения в России.
А.Н.Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.
Русская философия XIX века. П.Л.Чаадаев. Оценка исторического прошлого и будущего России. Религиозная историософия.
А.И.Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».
Западничество и славянофильство 30 -50 годов. Западники: А.И.Герцен, М.А.Бакунин, В.Г.Белинский. Разработка славянофильской идеологии: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.
Философия русской радикальной демократии 50-60 годов: Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.Чернышевского. Д.И.Писарев: материализм и наука. Труд как основа исторического прогресса и проблема освобождения труда.
Философская мысль народников. Народничество в России: содержание и этапы. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории.
Концепция культурно-исторических типов Данилевского Н.Я. и «византизм» К.И.Леонтьева как осмысление места России в истории.
В.С.Соловьев. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного» знания. Философия всеединства. Философия истории и моральная философия.
Философские взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.
Н.Ф.Федоров. «Философия общего дела» Проблема смерти и победы над ней.
Русская философия ХХ века. Философия всеединства. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Христианско-экзистенциальная философия Н.Бердяева. Идея свободы и персонализм. Интуитивизм Н.Лосского. «Русская идея».
Космизм. К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский: учение о ноосфере.
Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. «Материализм и эмпириокритицизм»; понятие материи, проблемы истины.
Советская марксистская философия. «Диалектический и исторический материализм» в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в советской философии. РАЗДЕЛ 2. ОТНОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ ТЕМА № 1. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ Учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Проблемы бытия в истории философской мысли. Бытие, сущность, существование, их соотношение в различных философских системах. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального, их соотношение. Диалектика бытия и небытия.
Категория «материя» и её значение для философии. Мир вещей и мир идей. Материя как объективная реальность. Философские и естественно - научные представления о материи. Принцип системности. Структура и уровни организации материальных систем. Место человека в иерархии структурных уровней материи. Человеческое общество как целостная развивающаяся система. Научные, религиозные и философские картины мира. Основные модели научной картины мира, их философское содержание. Вопрос о единстве мира как главный вопрос онтологии. Формальный подход к решению онтологического вопроса: монизм, дуализм, плюрализм. Содержательный подход к решению онтологического вопроса: материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм. Экзистенциальная интерпретация онтологической проблемы: понятие «бытия - в - мире».
Пространство, время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Направленность времени. Особенности социального времени и социального пространства. Бесконечность мира в пространстве и во времени. Диалектика конечного и бесконечного.
Движение как развитие. Противоречивость движения. Проблема источника движения. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные формы движения, их взаимосвязь. Особенности социальной формы движения материи.
ТЕМА № 2. ДИАЛЕКТИКА Диалектика. Исторические формы и особенности диалектики. Диалектика как система. Принципы диалектики. детерминизм и индетерменизм. Причинность и целесообразность. Принцип всеобщей универсальной связи. Понятия отношения, связи, взаимодействия. Связи непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние.
Принцип развития. Понятие развития, его соотношение с понятиями движения, становления, изменения.
Закон как выражение устойчивой, необходимой, существенной связи явлений. Динамические и статистические закономерности. Закон диалектической противоречивости. Законы диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Категории диалектики: сущность и явление; часть, целое и система; содержание и форма; единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность, действительность и вероятность.
Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, синергетика.
Ценность навыков диалектики. «Жёсткое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостояние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демократизм мышления, их родство. Навыки творческого диалога, согласия, компромисса – достижение цивилизации. ТЕМА № 3. ГНОСЕОЛОГИЯ Философское учение о познании. Становление и значение теории познания в философии. Гносеологический оптимизм и агностицизм. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм. Рационализм и эмпиризм. Познание, практика, опыт. Основные модели познания (материалистическая, идеалистическая, феноменологическая).
Объект и субъект познания. Многообразие форм познания: обыденное, научное, религиозное, философское, художественное познание. Вера и знание. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Аспекты рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интуитивное и дискурсивное познание. Интуитивное знание в обыденном опыте, в науке и философии. Познание, творчество, практика.
Социальное познание – ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Эмпирический и теоретический уровни социального познания. Социальное предвидение.
Научное познание. Понимание и объяснение. Структура научного познания, уровни, методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Классификация методов научного познания и их характеристика. Научное и вненаучное знание: критерии научности. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Использование научных достижений в аграрном производстве. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.
Диалектика познания. Проблема истины. Объективная, абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение как гносеологические категории. Критерии истины. Истина и ценность.
Действительность, мышление, логика и язык. ТЕМА № 4. СОЗНАНИЕ Сознание, и его сущность. Проблема сознания в философии. Методологические трудности изучения сознания. Генезис сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, к другому человеку, к самому себе.
Структура, свойства и функции сознания. Идеальный характер сознания. Сознание, самосознание. Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного. Самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Интенциональность и экзистенциальность сознания. Эмоционально-психический мир сознания (эмоции, переживания, аффекты, воля, память). Мир эмоционального общения.
Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты сознания: потребности, интересы, ценностные ориентации. Интерсубъективность сознания.
Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Перспективы исследования сознания. РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕМА № 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Предмет социальной философии. История социальной философии. Возникновение и основные этапы развития социально-философской проблематики. Функции социальной философии. Проблема функционирования общества как целостного социального организма в социальной философии и социологии О.Конта. Органицизм Г.Спенсера. Проблема взаимодействия человека и социальной среды в социальной философии Э.Дюркгейма.
Марксистская социальная философия, её проблематика. Принципы структурно - функционального анализа в теоретической социологии М.Вебера и П.Парсонса.
Социальная философия и технологический детерминизм. Перспективы развития социальной философии.
ТЕМА № 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА Человек, общество, культура. Человек и природа. Системообразующие факторы развития общества. Общество и его структура. Понятие общественных отношений. Материальные и духовные общественные отношения, их единство и качественное различие. Особенности межличностных отношений. Объективная и субъективная стороны общественного бытия. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Стихийное и сознательное в истории. Эволюционное и революционное в социальном развитии. Фатализм и волюнтаризм.
Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Формы и способы их взаимодействия на различных этапах общественного развития. Социальная структура общества, её основные элементы. Человек в системе социальных связей. Социальная мобильность как фактор функционирования социальной структуры общества. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования гражданского общества.
Основные функции социальной системы. Исторические типы общества и методология анализа реального исторического процесса. Человек и исторический процесс: личность и масса, свобода и необходимость. Модели объяснения развития общества: материалистическая, идеалистическая, феноменологическая, структурно-функциональный анализ. Формационная цивилизационная концепции общественного развития. ТЕМА № 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Понятие духовной жизни общества, основные элементы духовной жизни общества: духовные потребности, производство и потребление духовных ценностей, духовные отношения, духовная деятельность. Роль социальных институтов, системы образования и воспитания в формировании духовной жизни общества.
Общественное сознание как важнейший элемент духовной жизни общества. Общественная психология и идеология.
Политическое сознание, его специфика. Идеологические принципы и политическая практика.
Правосознание. Правовая психология и правовая идеология, их соотношение. Критерии правового государства.Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.
Нравственное сознание, его структура и роль в жизни человека. Смысл человеческого бытия; мораль, справедливость, право, нравственные ценности, представления о совершенном человеке в различных культурах.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Эстетическое сознание, его структура и формы проявления. Природа эстетических потребностей. Эстетические чувства, эстетические вкусы, эстетические идеалы, условия и принципы их формирования. Роль эстетического сознания в жизни человека и общества.
Религиозные ценности и свобода совести. Религиозное сознание, его сущность. Исторические типы религии. Принципы разума и символ веры.
ТЕМА № 4. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Изменение бытия человека в процессе информационно-компьютерной революции. Процесс информатизации общества как качественные преобразования всех видов социальной деятельности, образа жизни, межличностных отношений. Компьютеризация - технико-технологическая база информатизации.
Рубежи информационного общества. Информационная сфера - создание информационной структуры общества. Информационные ресурсы - качественно новые ресурсы общества. Коммуникационная революция: новый тип связи. Роль научной рациональности в процессе информатизации общества. Проблема лидерства в информационном обществе.
Человек и компьютер. Компьютеризация: отчуждение человеческого интеллекта или путь к гуманизации общества. Противоречивость социальных последствий информатизации. Проблема технологического риска в условиях уязвимости промышленных структур.
Концепция «компьютерного одиночества». Технологический подход и ценности. Императивы современного человечества. Информационно-технологическое общество и новая система ценностей. ТЕМА № 5. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Будущее человечества. Глобальные проблемы современности — совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Сущность глобальных проблем. Философские позиции в понимании взаимоотношений общества и природы. Взаимосвязь философии и глобалистики.
Глобальные проблемы - вызов существованию цивилизации, всему живому на Земле. Диалектика развития современной цивилизации: гигантский научно-технический прогресс и угроза самоуничтожения. Гармонизация отношений с природой - фундаментальный приоритет человечества. Особенности современного этапа взаимодействия общества и биосферы. Сущность экологического кризиса современности. Экологическое благополучие человечества. Экологическая культура.
Критерии глобальных проблем, их классификация. Экологические проблемы, военная опасность, рост народонаселения, планетарные экономические тенденции.
Человек и природные ресурсы: диалектика взаимодействия в процессе эволюции цивилизации. Приоритетная глобальная проблема: выживание, самосохранение человечества благодаря предотвращению термоядерной войны. Причины глобальных проблем и меры по их предотвращению. Разнообразные сценарии будущего развития человечества. Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Ответственность людей за сохранение жизни, культуры и природы. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|