Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания»





Скачать 147.62 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания»
Дата публикации23.01.2015
Размер147.62 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"

Факультет наук о материалах

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

зам.декана ФНМ МГУ В.И. Путляев

« ___» _____________ 20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философские вопросы естествознания»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 020100 «ХИМИЯ»


Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения очная

Одобрена на заседании Ученого Совета ФНМ МГУ

протокол___ от « »__________20 г

по представлению методической комисии ФНМ МГУ

Москва

2011

Программа дисциплины

I. Название дисциплины «Философские вопросы естествознания»;

П. Шифр дисциплины / практики (присваивается Управлением академической политики и организации учебного процесса);

III. Цели и задачи дисциплины / практики:

А. Цели дисциплины:

- формирование углубленных представлений о философии как способе познания мира в его целостности, ее основных проблемах и методах исследования действительности;

- углубленное введение в историю и круг современных философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, решением социальных и профессиональных задач.
Задачи дисциплины:

- развитие навыков творческого мышления на основе работы с философскими текстами на уровне магистратуры;

- развитие способности критического восприятия и оценки различных источников информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога на уровне магистратуры;

- овладение культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности на уровне магистратуры;

- формирование способности самостоятельно ставить, анализировать и оценивать философские проблемы на уровне магистратуры;

- развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы на уровне магистерской подготовки.
IV. Место дисциплины:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

  • тип образовательного стандарта и вид учебного плана: ММ - магистр МГУ, учебный план магистратуры;

  • направление подготовки: 020100 «Химия»;

  • наименование учебного плана: (в соответствии с утвержденным Перечнем ООП);

  • профиль подготовки: магистерская программа «Химия твердого тела»;

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

  • базовая часть;

  • модуль «Философия»;

  • тип (обязательный);

  • 1 курс;

  • 1 семестр;

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины - нет;

Г. Общая трудоемкость составляет 3 зач.ед. (108 ак.ч);

Д. Форма промежуточная аттестации экзамен;

V. Формы проведения:

А. Для дисциплин:

— форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

Лекции и семинары 72 часа; самостоятельная работа 36 часов;

— формы текущего контроля (опрос - О, доклад - Д, реферат - Р); |
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:

№ п/п

Наименование разделов и

тем дисциплины

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий

Формы контроля





Аудиторная работа

Самостоятель­ная работа







Лекции

Семинары

- Лабораторная работа 1 Камеральная работа







Тема 1. Проблема границ науки. Естествознание в системе наук.


2-4

2-4




2-4

О, Д



Тема 2. Эволюция и революции в истории естественных наук (кумулятивизм и его критика).

2-4

2-4




2-4

О, Д



Тема 3. Основные направления современной философии и их связь с естествознанием.

8-16

8-16




8-16

О, Р



Тема 4. Философская антропология и естественнонаучные исследования человека.


2-4

2-4




2-4

О, Д



Тема 5. Этические проблемы естественнонаучной деятельности.

4-8

4-8




4-8

О, Д


VII. Содержание дисциплины:
Тема 1. Проблема границ науки. Естествознание в системе наук.

Наука, псевдонаука и паранаука. Сциентизм и антисциентизм. Наука с точки зрения философии жизни и экзистенциализма. Наука и религия (их взаимоотношения в современном мире). Наука и техника. Концепция ноосферы. Наука и философия. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Классификация наук. Место естествознания в системе наук. Современная наука и ее особенности.
Тема 2. Эволюция и революции в истории естественных наук (кумулятивизм и его критика).

Интернализм и экстернализм в философии науки, презентизм и антикваризм в методологии историко-научного исследования. Проблема обоснования научного знания: фундаментализм и социокультурный подход (антифундаментализм).
Тема 3.Основные направления современной философии и их связь с естествознанием.

Позитивизм и постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд). Конвенционализм (П.Дюэм, А.Пуанкаре). Прагматизм (Пирс, У.Джеймс), инструментализм (Дьюи), операционализм и бихевиоризм, неопрагматизм (Р.Рорти). Философия Л.Витгенштейна. Философия науки Канта и ее пересмотр в неокантианстве (Г.Коген, Э.Кассирер). Феноменологический подход и философия науки. Герменевтика и методы науки. «Априори изготовления» Х.Динглера и «ступенчатое априори» в эрлангенском конструктивизме (П.Лоренцен). Коммуникативный априоризм Апеля и Хабермаса. Марксизм и неомарксизм. Неорационализм (Г.Башляр). Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм и статус науки в современном обществе.
Тема 4. Философская антропология и естественнонаучные исследования человека.

Натуралистические подходы в эпистемологии (У.Куайн). Эволюционная эпистемология (К.Лоренц и др.) и генетическая эпистемология (Ж.Пиаже). Философия сознания (современные подходы): Д.Сёрл, Д.Деннет, Д.Чалмерс. Реализм и антиреализм в современной философии. Конструктивизм в философии и социологии науки: социальный конструктивизм Бергера-Лукмана, радикальный конструктивизм (Глазерсфельд и др.), конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Сильная программа в социологии знания (Д.Блур).
Тема 5. Этические проблемы естественнонаучной деятельности.

Концепция «этоса науки» Р.Мертона, ее развитие и критика. Эффекты «большой науки». Этическое измерение науки.

VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины:

3.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины:

ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-9
3.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1), понимание философских концепций естествознания, роли естественных наук (химии в том числе) в выработке научного мировоззрения (М-ОНК-2).
3.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать основы философии естественных наук;

уметь решать теоретические и практические проблемы по лекционному материалу;

владеть набором знаний по материалу курса;

IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

А. Образовательные технологии:

Лекции. Материалы к лекционной части курса, включающие план лекций, формулировки центральных проблем и определений и т.п., рекомендуется размещать в Интернете.

Семинары. На семинарских занятиях осуществляется обсуждение конкретных философских текстов, раскрывающих и дополняющих проблемное поле лекционной части курса, или - четко сформулированной проблемы / проблем. Вопросы для обсуждения делятся на два типа: во-первых, вопросы по содержанию текста, которые призваны помочь студентам усвоить смысл заявленной в нем философской позиции; во-вторых, вопросы выходящие за рамки непосредственного содержания текста, призванные сформировать у студентов навык приложения наиболее известных философских концептов и методологических приемов к решению актуальных мировоззренческих, научно-методологических, этических и социально-политических проблем современности.

Могут использоваться различные формы проведения семинарских занятий (оценка целесообразности и эффективности тех или иных форм работы остается на усмотрение преподавателя): 1) Семинар по принципу «круглого стола» – форма максимально приближенная к научному семинару, когда группа заинтересованных и хорошо подготовленных участников совместно обсуждает поставленную проблему; 2) Семинар «с докладом» предполагает постановочное выступление / выступления одного или нескольких студентов, которые затем отвечают на вопросы аудитории. Услышанное обсуждается всеми присутствующими. Преподаватель организует обсуждение и комментирует его результаты. 3) Семинар-диспут предполагает наличие двух сторон, отстаивающих противоположные тезисы (студенты разбиваются на две команды, либо каждая из альтернативных точек зрения представляется в форме доклада). Этот способ работы позволяет в острой полемической форме продемонстрировать степень расхождения позиций по определенной философской проблеме и сформировать у студентов навыки построения грамотной аргументации в ситуации академического спора и, по возможности, объективной оценки его итогов. Отстаиваемые участниками диспута позиции распределяются заранее, список вспомогательной литературы по альтернативным решениям обсуждаемой проблемы делается открытым для всех полемизирующих сторон с тем, чтобы студенты имели возможность не только изложить аргументы своей стороны, но и подготовить контраргументы к ожидаемым возражениям оппонентов. 4) «Сократическая беседа». Преподаватель посредством наводящих вопросов стимулирует размышления студентов над поставленной проблемой, предлагаемые студентами соображения разбираются по ходу их выдвижения, что позволяет шаг за шагом подвигаться к решению проблемы. 5) Комментированное пошаговое чтение текста-первоисточника. Возможны и многие другие формы организации семинарских занятий, в разной степени сочетающие пассивное усвоение информации и активное ее обсуждение студентами.

Материалы к семинарским занятиям рекомендуется размещать в Интернете. Участие в работе на семинарах оценивается в соответствии с рейтинговой системой, согласованной и принятой преподавателями, отвечающими за проведение занятий и итоговую аттестацию на каждом конкретном факультете.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов должна быть ориентирована на освоение оригинальных философских текстов, созданных выдающимися мыслителями. Проверка усвоенного может производиться в виде собеседования на семинаре, письменной контрольной работы, в виде теста и др. При этом промежуточные проверки успеваемости не рекомендуется проводить исключительно в форме тестирования. Тесты, проверяющие, как правило, лишь поверхностный уровень усвоения материала, следует дополнять самостоятельными творческими работами, которые могут дифференцироваться по степени сложности. Ниже приведены примеры различных типов заданий для промежуточной аттестации.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. - по видам заданий):

1. История классификации наук от пифагорейского квадривиума до современности.

2. Г.Марсель как критик науки.

3. Взаимоотношения науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

4. Сравнение взглядов Витгенштейна и Венского кружка.

5. Возможна ли рациональная реконструкция развития науки (Поппер, Кун, Лакатос)?

6. Сравнение критического рационализма К.Поппера и неорационализма Г.Башляра.

7. Философия науки М.Фуко.

8. Какая из современных концепций в философии сознания представляется вам наиболее убедительной и почему?

9. Что такое наука и в чем состоит специфика научной деятельности?

10. Как вы понимаете взаимоотношения науки и философии? Проиллюстрируете свой ответ примерами из истории науки.

11. Какой из ответов на вопрос о времени возникновения науки представляется вам наиболее убедительным и почему?

12. Роль эволюционных представлений в современной науке.

13. Может ли ученый быть антиреалистом?

14. Существуют ли априорные основания науки?

15. Должен ли ученый стремиться быть последовательным эмпириком и что это значит?

В. Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации:

Промежуточные проверки успеваемости не рекомендуется проводить исключительно в форме тестирования. Тесты, проверяющие, как правило, лишь поверхностный уровень усвоения материала, следует дополнять самостоятельными творческими работами, которые могут дифференцироваться по степени сложности. Такие работы позволяют эффективно проверить способность студента письменно излагать свои мысли на заданную тему. Они могут, как проводится в присутствии преподавателя, так и задаваться «на дом». Ниже приведены примеры различных типов заданий для промежуточной аттестации:
1) Простейшие тестовые задания, проверяющие способность ориентироваться в терминах и именах.
Тест № 1. Философская позиция Венского кружка характеризуется термином:
А. фальсификационизм

Б. верификационизм

В. фаллибилизм
Выберите правильный вариант ответа. (Правильный ответ – Б).

Тест № 2. Какие из перечисленных ниже черт не входят в описание этоса науки по Р.Мертону?
А. универсализм

Б. рационализм

В. коллективизм

Г. бескорыстность

Д. эмоциональная нейтральность

Е. организованный скептицизм
Вычеркните лишнее. (Правильный ответ: нужно вычеркнуть Б и Д).
2) Примеры вопросов для контрольной (теста), предполагающей краткие ответы.
1. Перечислите догмы эмпиризма, которые критикует У.Куайн.

2. Сформулируйте тезис Дюэма-Куайна.

3. Как понимается истинность в прагматизме?

4. В чем отличие «парадигм» Куна и «научно-исследовательских программ» Лакатоса?

5. Что Гуссерль понимает под «феноменологической редукцией»?

3) Ответ на вопросы, после самостоятельного изучения текста.
После прочтения первых 133 параграфов «Философских исследований» Людвига Витгенштейна ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы понимаете центральный тезис Витгенштейна: значение слова (предложения) есть его употребление в языке?

2. Как, согласно Витгенштейну, соотносятся мысль и ее языковое выражение?

3. Как, согласно Витгенштейну, язык соотносится с действительностью?

4. Как соотносятся логика и философия в понимании Витгенштейна?

5. В чем вы согласны с Витгенштейном, а в чем – нет? Приведите аргументы в поддержку своей позиции.

XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины / практики:

А. Основная литература:

Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. И.Т.Касавин. М., 2009.

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М., 2000 – 2001.

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1999.

Философия науки / Под ред. А.И.Липкина. М., 2007.

История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн.3: Философия XIX - XX веков. М., 1999.

История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн.4: Философия XX века. М., 1999.

История философии / Под ред. В.В.Васильева, Д.В.Бугая, А.А.Кротова. М., 2008.

Современная философия науки. Хрестоматия / Сост. А.А.Печенкин. М., 1997.

Прист С. Теории сознания. М., 2000.

Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М., 2009.

Соболева М.Е. Философия как «критика языка» в Германии. СПб., 2005.

Соболева М.Е. Философия в Западной Германии во второй половине XX века // Хора. 2008. № 2. С. 30-47.

Шишков И.З. История и философия науки. Учебное пособие. М., 2010.

Шишков И.З. Современная западная философия. Очерки истории. М., 2008.

Шишков И.З. В поисках новой рациональности: Философия критического разума. М., 2003.

Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история (главы из кн.) / Пер. с нем., прим. А.В. Михайловского // Вопросы философии, 1997, № 12. С. 98–134.

Михайловский А.В. «Новое априори» Гуго Динглера // Математика и опыт / Под ред. А.Г. Барабашева. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 219–233.

Огурцов А.П. Герменевтика и естественные науки // Загадка человеческого понимания, под общ. ред. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1991. - С.129-144.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005.

Прайс Д. Дж. Малая наука, большая наука // Наука о науке. / Ред. В.Н.Столетов. М.: Прогресс. 1966. С. 281-384.

Сокулер З.А. Методология гуманитарного познания и концепция «власти-знания» Мишеля Фуко // Философия науки. Вып. 4. М., 1998.

Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.

Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 268-282.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

Блур Д. Сильная программа в социологии знания // Логос. № 5-6(35). 2002. С.1-24.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Кезин А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 2004. С. 3—24.

Глазерсфельд, Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. № 4. С. 59—81.

Варела Ф. Х., Матурана У. Р. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М., 2001.
В. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

8. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

9. Britannica - www.britannica.com

10. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

11. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

12. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Философия и http://en.wikipedia.org/wiki/Portal:Philosophy

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

А. Помещения: аудитория

Б. Оборудование: доска.

В. Иные материалы: мел/маркер.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconФилософские вопросы естествознания

Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины философские вопросы естествознания...
...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconО организационно
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconТема урока: «Метагалактика- часть безграничной Вселенной»
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconФилософские проблемы естествознания
Целью изучения дисциплины является развитие у студентов научного мировоззрения, способности к философской оценке истории и современного...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconМагистерская программа: «Региональная политика». М. 1 Общенаучный...
Формирование целостного естественнонаучного взгляда на окружающий мир, усвоение идеи единства естественнонаучного процесса познания,...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconСодержание предисловие 4 Общие вопросы медицины. Философские вопросы
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Рабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск