Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания»





Скачать 380.04 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания»
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер380.04 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»


Учебно-методический комплекс
Дисциплина – «Философские проблемы естествознания»

Блок дисциплин – М1.Б1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Сыктывкар, 2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Институт естественных наук

Кафедра «Экологии»


УТВЕРЖДЕНО:

на заседании учебно-методической

комиссии ИЕН

«__» ___________ 2012 г.

Протокол № ___

Председатель УМК

Л.А. Тулаева ______________


РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА
Дисциплина – «Философские проблемы естествознания»


Блок дисциплин – М1.Б1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная
Семестр – 9

ВСЕГО по учебному плану – 72 часа;


В том числе аудиторных – 36 часов;

Из них:

Лекции – 12 часов,

Практические занятия – 24 часа;

В интерактивной форме – 24 часа.

КСР – 4 часа

Самостоятельная работа – 32 часа.

Итоговый контроль – зачет.

Сыктывкар, 2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Составитель программы:
Старший преподаватель, кандидат биологических наук__________ Шабалина Ю.Н.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии
Протокол заседания №___от «____»_________2012 г.

Заведующий кафедрой экологии,

доктор биологических наук_________________Москалев А.А.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

глубоким пониманием философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1).
Содержание учебного курса

  1. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет дисциплины «История и философия науки»

Философское исследование науки, его цели и задачи. Проблема разграничения предмета философии науки, методологии науки, логики науки и науковедения. Место философии науки в системе философского знания.

Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Многообразие форм философского понимания науки. Роль исходных философских установок в формировании образа науки. Становление и основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Отношение философии науки и истории науки. Расширение философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, М. Полани, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея.

Литература

Основная:

  1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000; (1.262.062); Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992; Философия и методология науки. Ч. 1-2. - М., 1994.

  2. Кохановский, В. П. Философия и методология науки : учебник для высших учебных заведений / В.П. Кохановский — Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 576 с.

  3. Кохановский, В.П. Философия науки: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов/нД : ИКЦ ,МарТ, 2006. – 496 с.

  4. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т.Е., Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.

  5. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2006. – 316 с.

  6. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники : Учебное пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов - М. : Гардарики, 1999. - 400 с. 

Дополнительная:

  1. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. Методология исследовательских программ – М. : ООО изд-во АСТ : ЗАО НПП «Ермак», 2003. С. 5-253.

  2. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар – М. - СПб. : Алетейя, 1998. – 160 с.

  3. Мирская, Е. 3. Р. Мертон и его концепция социологии науки // Современная западная социология науки: критический анализ / Ред. В. Ж. Келле и др. М.: Наука, 1988. С. 42—60.

  4. Разеев, Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания. – СПб. : СПбФО, 2002. С. 151-166.


Тема 2. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.

Знание как продукт научной деятельности. Различные подходы в понимании научного знания. Теоретическая форма как специфический тип представления научного знания в культуре. Обоснованность, доказательность научного знания и его систематизированность. Наука как дедуктивная система знания. Интерсубъективность научного знания. Общезначимость и истинность научного знания. Истинность и ценность научного знания. Практическая применимость научного знания. Процессуальный характер научного знания. Современные подходы в исследовании развития научного знания.

Наука как вид духовно-практической деятельности, сфера общественного разделения труда. Получение и применение знаний о законах действительности - цель научной деятельности. Описание, объяснение и предсказание явлений действительности - задача науки. Научный метод как культура осуществления познавательной активности. Средства научного исследования. Зависимость научного исследования от состояния техники и производства. Наука как всеобщий труд: ученый, открытие, общество.

Различные подходы к определению науки как социального института: марксистское понимание науки как социального института, социология науки Мертона, понимание науки социальными феноменологами. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (незримые колледжи; республика ученых; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Социальные функции науки: познавательная, социально-культурная, мировоззренческая, наука как непосредственная производительная сила общества

Литература

Основная:

  1. Келле, В.Ж. Наука как компонент социальной системы / В.Ж. Келле - М.: Наука, 1988 . – 198 с.

  2. Малкей, М. Наука и социология знаний / М. Малкей. – М.: Прогресс, 1983. – 253 с.

  3. Мирская, Е.3. Р. Мертон и его концепция социологии науки // Современная западная социология науки: критический анализ / Ред. В. Ж. Келле и др. М.: Наука, 1988. С. 42—60.

  4. Наука в культуре / под ред. В.А. Поруса. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 382 с.

  5. Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование / А.П. Огурцов - М.: Наука, 1988. - 256 с.

  6. Смирнова, Н.М. От социальной метафизики к феноменологии “естественной установки” (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н.М. Смирнова – М. : ИФ РАН, 1997. – 000 с.

  7. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин - М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.

  8. Степин, В.С. Специфика научного познания // Наука : возможности и границы. – М. : Наука, 2003. С. 7-20.

  9. Шабурова, Н.Н. Наука и общество: история взаимодействий и современное состояние // Философия науки. 2004. №3. С. 3-30.

  10. Яковлева, Е.Ю. Научное и вненаучное знание / Е. Ю. Яковлева - СПб. : СПБГУТД, 2000. - 268 с.

Дополнительная:

  1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: изд-во иностр. Лит-ры, 1956. – 735 с.

  2. Визгин, В.П. Религия – наука – эзотерическая традиция: инверсия соотношения // Философия науки в историческом контексте. – СПб.: РХГИ, ИДСПбГУ, 2003. С. 13-46.

  3. Злобин, Н.С. Культурные смыслы науки / Н.С. Злобин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. – 288 с.

  4. Идеалы и нормы научного исследования / под. ред. В.С. Степина. – Минск: Б.Г.У, 1981. - 431 с.

  5. Кедров, Б.М. Марксистская концепция истории естествознания – XIX век / Б.М. Кедров, А.П. Огурцов. - М.: Наука, 1978. – 663 с.

  6. Коммуникация в современной науке / под. ред. Э.М. Мирского и В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1976. - 438 с.

  7. Кочергин, А.Н., Семенов, Е.В., Семенова, Н.Н. Наука как вид духовного производства / А.Н. Кочергин, Е.В. Семенов, Н.Н. Семенова. – Новосибирск: Наука, 1982, - 135 с.

  8. Лекторский, В.А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания // Разум и экзистенция. Анализ научных и ненаучных форм мышления. – СПб.: РХГИ, 1999. С. 187-204.

  9. Ляткер, А.Я. Декарт / А.Я. Ляткер. - М.: Прогресс, 1984 - 270 с.

  10. Меркулов, И.П. Биологическая эволюция и рост научного знания: аналогия или метафора? // Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. – М.: РОССПЭН, 1996. С. 173-194.

  11. Научная деятельность: структура и институты / пер. с анг. и нем. Л.А. Седова и др., под ред. Э.М. Мирского и В.Г. Юдина, - М.: Прогресс, 1980. – 430 с.

  12. Нико, Яхиел Социология науки / Нико, Яхиел. - М.: Прогресс, 1977. – 272 с.

  13. Нугаев, Р.М. Проблема роста научного знания // Философия науки. 2006. № 4. С. 3-19.

  14. Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход / К.Р. Поппер – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с.

  15. Степин, В.С. Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция. Анализ научных и ненаучных форм мышления. – СПб. РХГИ, 1999. С. 21-34.

  16. Юревич, А.В. Культурно-психологические основания научного знания // Проблемы знания в истории науки и культуры. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 155-192.

  17. Юсупов, Р.М. Наука и национальная безопасность / Р.М. Юсупов. – СПб.: Наука, 2006. – 289 с.

  18. Ясинский, С.В. Модусы истинного знания в философии науки ХХ века // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 53-59.

  19. Ясинский, С.В. Преодоление заблуждений в научном познании // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 60-64.


Семинар 1. Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации (2 ч.)

  1. Наука как система знания.

  2. Наука как деятельность.

  3. Концепции науки как социального института.

  4. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.


Литература

Основная:

  1. Кохановский, В. П. Философия и методология науки : учебник для высших учебных заведений / В.П. Кохановский — Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 576 с.

  2. Кохановский, В.П. Философия наук: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2006. – 496 с.

  3. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т.Е., Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.

  4. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2006. – 316 с.

  5. Мирская, Е. 3. Р. Мертон и его концепция социологии науки // Современная западная социология науки : критический анализ / Ред. В. Ж. Келле и др. М. : Наука, 1988. С. 42—60.

  6. Наука в культуре / под ред. В.А. Поруса. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 382 с.

  7. Смирнова, Н.М. От социальной метафизики к феноменологии “естественной установки” (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н.М. Смирнова – М.: ЦОП ИФ РАН,1997. –300 с.

  8. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники: Учебное пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов - М.: Гардарики, 1999. - 400 с. 

  9. Яковлева, Е.Ю. Научное и вненаучное знание / Е. Ю. Яковлева - СПб.: СПБГУТД, 2000. - 268 с.

Дополнительная:

  1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: изд-во иностр. Лит-ры, 1956. – 735 с.

  2. Идеалы и нормы научного исследования / под. ред. В.С. Степин. – Минск: Б.Г.У, 1981. - 431 с.

  3. Кедров, Б.М. Марксистская концепция истории естествознания – XIX век / Б.М. Кедров, А.П. Огурцов. - М. : Наука, 1978. – 663 с.

  4. Келле, В.Ж. Наука как компонент социальной системы / В.Ж. Келле - М.: Наука, 1988 . – 198 с.

  5. Лейбин, В.М. Наука как социальный институт. М., 1986.

  6. Малкей, М. Наука и социология знаний / М. Малкей. – М.: Прогресс, 1983. – 253 с.

  7. Научная деятельность: структура и институты / пер. с анг. и нем. Л.А. Седова и др., под ред. Э.М. Мирского и В.Г. Юдина, - М.: Прогресс, 1980. – 430 с.

  8. Нугаев, Р.М. Проблема роста научного знания // Философия науки. 2006. № 4. С. 3-19.

  9. Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование / А.П. Огурцов - М.: Наука, 1988. - 256 с.

  10. Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход / К.Р. Поппер – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с.

  11. Проблемы знания в истории науки и культуры. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 155-192.

  12. Степин, В.С. Специфика научного познания // Наука: возможности и границы. – М.: Наука, 2003. С. 7-20.

  13. Юсупов, Р.М. Наука и национальная безопасность / Р.М. Юсупов. – СПб.: Наука, 2006. – 289 с.

  14. Ясинский, С.В. Модусы истинного знания в философии науки ХХ века // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 53-59.

  15. Ясинский, С.В. Преодоление заблуждений в научном познании // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 60-64.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Проблема возникновения науки как проблема понимания сущности науки, как проблема понимания условий генезиса науки, как проблема периодизации истории науки. Теории происхождения науки.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Революционные преобразования в науке конца XIX – начало XX вв. Неклассическая наука. Изменение места науки в структуре общественного производства второй половины XX века. Развитие атомной энергетики. Открытие термоядерной энергии. Индустриализация научных исследований. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Постнеклассическая наука.

Науки фундаментальные и прикладные, изучающие человека, общество и технику. Соотношение естественных, общественных и гуманитарных наук. Взаимосвязь наук и их изменение в ходе развития. Лидирующие науки. Смена лидеров в истории научного познания. Структура современной науки.
Литература

Основная:

  1. Гайденко, П.П. История греческой философии в её связи с наукой / П.П. Гайденко. – СПб.: унив. Книга, 2000. – 319 с.

  2. Гайденко, П.П. К вопросу о генезисе новоевропейской науки / Философия науки. Вып. 4. – М. ИФРАН. - 1998. С.48-57.

  3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

  4. Кедров, Б.М. Классификация наук / Б.М. Кедров – М.: Мысль. 1985. – 543 с.

  5. Маркова, Л.А. Наука : история и историография. XIX-XX вв. / Л.А. Маркова - М. : Наука, 1988. – 264 с.

  6. Рожанский, И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский - М.: Наука, 1980. – 385 с.

  7. Старостин, Б.А. Спор о начале науки // Вопр.истории, естествознания и техники - М., 1985, №2. С. 74-86.

  8. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: изд-во Иностр. Лит-ры, 1956. – 735 с.

  9. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс Традиция, 2003.

  10. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – СПб. : Владимир Даль, 2004. – 400 с.


Дополнительная:

  1. Ван-дер-Варден, Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. / Б. Л. ван дер Варден ; пер. с англ. Г.Е. Куртика, Под ред. А.А. Гурштейна, М. : Наука, 1991. - 384 с.

  2. Ван-дер-Варден, Б. Л. Пробуждающаяся наука: математика Древ. Египта, Вавилона и Греции / Б. Л. ван дер Варден ; пер. с гол., предисл. и заключ. ст. И. Н. Веселовского. – изд. 2-е, стер. – М.: URSS ; КомКнига, 2006. – 459 с.

  3. Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. – 359 с.

  4. Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в средние века : Общие принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов - М.: Наука, 1989. – 352 с.

  5. Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов - М.: Наука, 1989. – 352 с.

  6. Запарий, В. В., Нефедов, С. А. История науки и техники / В. В. Запарий, С.А. Нефедов – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2003. - 186 с.

  7. Зубов, В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921-1963 / В.П. Зубов – СПб. : Алетейя, 2006. – 632 с.

  8. История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. – СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.

  9. Кедров, Б.М., Огурцов, А.П. Марксистская концепция истории естествознания – XIX век / Б.М. Кедров, А.П. Огурцов - М.: Наука, 1978. – 663 с.

  10. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т.Е., Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.

  11. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории (методологические проблемы) / Н.И. Кузнецова - М.: Наука, 1982.

  12. Лакатос, И. История науки и её рациональные реконструкции / И. Лакатос. Методология исследовательских программ – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 384 с. С. 255-344.

  13. Микулинский, С.Р. Очерки развития историко-научной мысли / С.Р. Микулинский - М.: Наука, 1988. – 384 с.

  14. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров - М.: Идея-Пресс, 2006. - 264 с.

  15. Соломатин, В.А. История науки. Учебное пособие / В.А. Соломатин — М.: ПЕР СЭ, 2003. - 352 с.

  16. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед; пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. — М.: Прогресс, 1990. – 720 с.


Семинар 1. Возникновение науки и ее эволюция (2 часа)

  1. Проблема возникновение науки.

  2. Преднаучный этап развития науки: архаико-мифологический, доксографический.

  3. Культура античного полиса и первые формы теоретической науки.

  4. Становление экспериментального метода (Средние века и эпоха Возрождения).

Семинар 2. Становление науки (2 часа)

  1. Классическая наука (XVII - XIX вв.).

  2. Неклассическая наука (конец XIX - середина ХХ в.).

  3. Постнеклассическая наука (с середины ХХ в.).


Литература:

Основная:

  1. Гайденко, П.П. История греческой философии в её связи с наукой / П.П. Гайденко. – СПб.: унив. Книга, 2000. – 319 с.

  2. Гайденко, П.П. К вопросу о генезисе новоевропейской науки / Философия науки. Вып. 4. – М.: ИФРАН. - 1998. С.48-57.

  3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

  4. Запарий, В. В., Нефедов, С. А. История науки и техники / В. В. Запарий, С.А. Нефедов – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2003. - 186 с.

  5. История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. – СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. – 143 с.

  6. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т.Е., Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.

  7. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории (методологические проблемы) / Н.И. Кузнецова - М.: Наука, 1982.

  8. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров - М.: Идея-Пресс, 2006. - 264 с.

  9. Соломатин, В.А. История науки. Учебное пособие / В.А. Соломатин — М.: ПЕР СЭ, 2003. - 352 с.

  10. Старостин, Б.А. Спор о начале науки / Вопр.истории, естествознания и техники - М., 1985, №2. С. 74-86.

Дополнительная:

  1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: изд-во Иностр. Лит-ры, 1956. – 735 с.

  2. Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов - М.: Наука, 1989. – 352 с.

  3. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 400 с.

  4. Кедров, Б.М. Классификация наук / Б.М. Кедров – М.: Мысль. 1985. – 543 с.

  5. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории (методологические проблемы) / Н.И. Кузнецова - М.: Наука, 1982.

  6. Лакатос, И. История науки и её рациональные реконструкции / И. Лакатос. Методология исследовательских программ – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 384 с. С. 255-344.

  7. Маркова, Л.А. Наука: история и историография. XIX-XX вв. / Л.А. Маркова - М.: Наука, 1988. – 264 с.

  8. Рожанский, И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский - М. : Наука, 1980. – 385 с.

  9. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед; пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. — М.: Прогресс, 1990. – 720 с.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины философские вопросы естествознания...
...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепция современного естествознания(физическая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине мдк 01. 05. Естествознания...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Философские проблемы естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплина «Актуальные проблемы биологии»
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск