Понятие техники и технического знания





Скачать 202.95 Kb.
НазваниеПонятие техники и технического знания
Дата публикации21.02.2015
Размер202.95 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Понятие техники и технического знания»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

  1. Традиционное и современное понимание техники……………….…..4

  2. Научно-техническое развитие…………………………………….…….6

    1. Становление технических наук……………………………………….…..7

    2. Применение научных знаний в инженерной практике………………....12

  3. Техника в жизни человека и общества…………………………..……16

    1. Индустриальное и постиндустриальное общество………………..……16

Заключение ……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………….20
Введение

Актуальность. Современность нельзя представить себе вне «техники» как и вне науки. Научно-технический прогресс является главной отличительной чертой цивилизации, если не её сутью. Тем не менее, если наука получила многостороннее освещение в колоссальных трудах учёных, то техника всё ещё остаётся «заповедной зоной» при всей имеющейся значимости для населения земли. Вот отчего принято считать, что философия техники - область сравнительно молодая, находящаяся еще в стадии своего развития [9]. О технике существует довольно обширная литература. В ней освещены в той или иной степени самые разнообразные проблемные аспекты техники, но, в общем, превалирует описательный подход. Сущность техники, её истинное и глубинное философское осмысление пока ещё раскрыты недостаточно, а сама «философия техники» определена лишь в самых общих чертах.

Цель данной работы состоит в изучении философских особенностей техники.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • традиционного и современного понимания техники и технического знания;

  • научно-технического развития и специфики становления технических наук;

  • научных знаний и их прикладного характера в инженерной практике;

  • значения техники в жизни человека и общества в различные временные периоды.

  1. Традиционное и современное понимание техники

Строгого и однозначного философского определения понятия «техника» не существует до сих пор. Интуитивно все понимают, что такое «техника», однако, любая попытка дать точное определение сталкивается с невероятными трудностями.

Понятие «техника» (греч. «технэ» — искусство, мастерство, умение) встречается со времен Платона и Аристотеля. В первоначальном определении, под техникой понималась совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [7].

В сфере техники важно не столько производство научно-технических знаний, сколько их применение и развитие на основе нового опыта. Поскольку применение знаний в технике — есть высшая ступень познания, то здесь важнейшее значение приобретает умение исследовать и изобретать.

Страной, заложившей традицию такого исследования, является Германия. Именно здесь в 1877 г. вышла первая книга по философии техники – «Основания философии техники» Эрнста Каппа. Отметим при этом, что в середине XIX ст. над философскими аспектами техники работал К. Маркс, который высказал ценные и интересные идеи, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время [6].

Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Фундаментальным трудом стала вышедшая в 1927 г. книга Фридриха Дессауэра «Философия техники». Большой вклад в решение проблем философии техники внесла такая общественная организация Германии как «Союз немецких инженеров» (СНИ, существующая с 1856 г.); в её рамках стимулировались и осуществлялись многие исследования, старшие известными далеко за пределами Германии. Вне связи с СНИ, обособленно стоят работы немецких философов - мыслителей М. Хайдеггера и К. Ясперса, погружающие нас в глубинные пласты сущностных поисков природы техники.

Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования[7].

В научном мире известны работы Французских философов: Эспинаса, Дюркгейма, Бергсона, Дюкасса, Шуля, Койре, Эллюля, Москсвича. и др. Английские исследователи приобрели приоритет в области компьютерных аспектов философии техники.

Из отечественных авторов можно назвать Н.А. Бердяева и В.Ф. Эрна, которые рассматривали технику в контексте духовных проблем западной цивилизации.

Итак, несмотря на то, что техника как создание орудий и «техника» в смысле технологической стороны всякой деятельности (техника земледелия, техника изготовления вещей, техника любви и т.д.) возникла на заре человечества, несколько десятков тысяч лет тому назад, феномен техники в его современном понимании был выделен и осознан только в XIX столетии. Философское же осмысление техники относится ко второй половине и концу XX столетия [5].

В современном понимании, техника трактуется как:

1 совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

2. совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

3. совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний.

2.Научно-техническое развитие

В условиях становления и развития фабрично-машинного способа производства, индустриализации хозяйственного устройства и упрочения капитализма как социально-экономического механизма расширенного производства наука превращается в экономический фактор. Это находит выражение в появлении корпуса технических наук, непосредственно связанных с решением конкретных проблем в той или иной области массовой инженерной деятельности [13]. Технические науки охватывают различные виды технологии, производственных и технических средств и различные аспекты деятельности инженеров, обеспечивая расчетно-проектировочную, конструкторскую, эксплуатационную сферы научно-обоснованными знаниями, методиками, правилами.

2.1 Становление технических наук

Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов.

Каков же в общем виде ход эволюции технических знаний, приведший к формированию технических наук?

В формировании технических наук можно выделить 3 этапа:

  • этап донаучного развития технических знаний (до второй половины 17 в.);

  • этап становления и развития технических наук «классического» типа (18в - начало 20 в.);

  • этап формирования комплексных научно-технических дисциплин (с первой трети 20 в.).

На донаучном этапе развития технических знаний основным было конструктивно-функциональное описание технических объектов. Принцип их действия вытекал из их структуры, характера взаимодействия элементов, их морфологических свойств (отдельные машины, включаемые в некоторых дискретных точках технологических процессов - в строительстве, мельницы, подъемники в шахтах и т.п.). Идея технического описания в этот период - описать конструкцию как совокупность морфологических элементов и их конструктивных связей; функционирование ясно из их конструкции [5].

Возникновение технических наук связано со становлением экспериментального естествознания и перестройкой технического мышления в социокультурном процессе изменения общественного сознания при переходе к капиталистической формации: происходит изменение способа видения технических объектов, открывающее путь к становлению технических наук «классического» типа. Технические объекты начинают рассматриваться не просто как целесообразно функционирующие структуры, но и как структуры, осуществляющие, использующие некоторый природный процесс.

В технических науках «классического» типа принцип действия технического объекта дается на естественно научной основе, а конструкция рассматривается как способ его реализации. Таким образом, появляется научное техническое знание, в котором технические устройства описываются как естественно-искусственные образования. При этом выделяются характеристики трех типов: конструктивно-морфологические (характеризуют строение устройства), процессуальные (характеризуют протекающий в устройстве природный процесс, изучаемый естествознанием), функциональные (характеризуют устройство с точки зрения его работы в качестве средства целесообразной деятельности, элемента технической системы) [7].

Исследование технических объектов приводит к формированию в технических науках специфических теоретических схем (связных совокупностей идеализированных объектов изучения), описывающих связи указанных характеристик для определенных классов технических устройств. Классические технические науки опираются на теоретические представления естественных наук. Причем базовая естественно – научная теория может иметь феноменологический характер, но быть, весьма полезной для технической теории в виду того, что для построения расчетных методов нужны, прежде всего, количественные зависимости, фиксируемые в математическом аппарате естественно научных теорий. Задача технических наук - дать эффективные методы проектирования и расчета инженерных объектов, режимов функционирования сложных технических систем.

Таким образом, специфика знаний технических наук и исследовательской деятельности в них определяется, прежде всего, контекстом практических приложений. Ориентированность технических теорий на обслуживание расчетно-проектной инженерной деятельности выражается в том, что познавательная установка в технических науках подчинена проектной. Соотношение этих установок можно представить в формулировке «познать, чтобы сделать» [9].

Какое же содержание фиксируется в технических науках об изучаемых объектах? В чем специфика теорий, закономерностей, устанавливаемых техническими науками? Знания технических наук являются продуктом специфической познавательной деятельности, опирающейся на развитый корпус знаний естественных наук и на развитую сферу инженерной деятельности, включающей опытные знания, процедуры проектирования, методики расчета, приемы инженерных измерений и испытаний, особые типы моделирования и т.п.

Теоретическое исследование (познание) в технических науках, направлено на построение таких моделей протекающих в инженерных объектах процессов, которые обеспечивают математическое описание и получение технического устройства. Исследовательские процедуры и теоретические схематизации технической науки позволяют осуществлять переход от структурно-морфологических изображений устройств, на которых разъясняется и анализируется физическая картина протекающих в них процессов в свете поставленной инженерной задачи, к их расчету.

Таким образом, специфика знаний технических наук и исследовательской деятельности в них определяется, прежде всего, контекстом практических приложений. Ориентированность технических теорий на обслуживание расчетно-проектировочной инженерной деятельности выражается в том, что познавательная установка в технических науках подчинена проектной. В технических науках центр тяжести перенесен с объяснения экспериментальных данных на выработку адекватных инженерным задачам идеализаций и методов расчета (в общем случае анализа и синтеза) процессов, протекающих в определенных классах технических устройств. В связи с этим знания технических наук характеризуются принципиальным многообразием теоретических построений, относящихся к одному и тому же классу эмпирических объектов изучения, и широким диапазонам методов прикладной математики [11].

Каждая техническая наука - это отдельная и относительно автономная дисциплина, обладающая рядом особенностей. Технические науки - часть науки и, хотя они не должны далеко отрываться от технической практики, не совпадают с ней. Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний - от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности, и институты, связанные с их использованием [2].

К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий.

В техническом знании отображается опыт практической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий, или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

Соответственно в техническом знании следует различать, по крайней мере:

1.описание (принцип действия, структура, функционирование) технических устройств;

2. описание технологии их изготовления;

3. описание технологических процессов, в которых они работают или способов пользования ими в какой-либо сфере трудовой деятельности.

Технические знания - это те знания, которыми руководствуются при осуществлении практически-преобразовательной, в т.ч. и инженерной деятельности. Знания технических наук - это определенный вид технических знаний, который содержит теоретическое описание предметных структур инженерной практики [10].

Таким образом, техническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму обслуживания знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся:

  1. научными методами исследования технических проблем;

  2. организацией получаемых знаний в виде научного предмета (наличие идеализированных объектов изучения и системы взаимосвязанных теорий различного уровня общности);

  3. специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний (каналы научно-технической коммуникации, сеть научно-исследовательских учреждений, система подготовки кадров).

Эти характеристики технических наук сопоставимы с характеристиками естественных наук, что, собственно, и позволяет говорить о них как о науках.

Самостоятельный статус технических наук в логико-гносеологическом аспекте определяется наличием специфического объекта исследования - предметных структур технической практики и предмета исследования - взаимосвязь физических (процессных), функциональных (технических) и конструктивных (морфологических) параметров технических устройств [9].

Важной характеристикой технических наук является формирование теоретических основ, общих для инженерных дисциплин, входящих в программу специализированного обучения инженеров.

2.2 Применение научных знаний в инженерной практике

Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т. е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке.

Обычно выделяют три этапа развития инженерной деятельности и проектирования:

  1. классическая инженерная деятельность;

  2. системотехническая деятельность;

  3. социотехническое проектирование.

Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике. Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке [7]. Решая технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов. Первые инженеры — это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели.

Двойственная ориентация инженера — с одной стороны, на научные исследования естественных, природных явлений, а с другой, — на производство, или воспроизведение, своего замысла целенаправленной деятельностью человека-творца — заставляет его взглянуть на свое изделие иначе, чем это делают и ремесленник, и ученый-естествоиспытатель [5].

С течением времени структура инженерной деятельности усложняется. Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства) технических систем, а также инженерные исследования и проектирование.

Путем изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их компонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом обслуживании, а также необходимость создания технических систем, все или некоторые компоненты которых принципиально отличны от существующих, стимулируют производство особого продукта, объективированного в виде патентов, авторских свидетельств, изобретений и т. д. Образцы такого рода деятельности продемонстрировали многие ученые-естествоиспытатели. Например, Роберт Гук изобрел микроскоп, Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила движение центра тяжести маятника по циклоиде — так, чтобы время его качания не зависело от величины размаха. Эйнштейна можно считать одним из изобретателей магнитодинамического насоса для перекачки жидких металлов, холодильных машин, гигроскопических компасов, автоматической фотокамеры, электрометров, слухового аппарата и.т. п. [3].

Лишь на первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими.

С развитием массового производства возникает необходимость его специальной проектно-конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве. Конструкция технической системы представляет собой определенным образом связанные стандартные элементы, выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей для целого класса изделий производства [6].

Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие. Эта деятельность связана с монтажом уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых элементов. Функции инженера в данном случае заключаются в организации производства конкретного класса изделий и разработке технологии изготовления определенной конструкции технической системы.

Часто крупные инженеры одновременно сочетают в себе и изобретателя, и конструктора, и организатора производства. Однако современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерного исследования, либо конструирования, либо организации производства и технологии изготовления технических систем.

Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и.т. д.

В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженерная деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства и прежде всего — проектирование.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием.

Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т. е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме — в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т. д.

Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело в последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем [8].

3.Техника в жизни человека и общества

Всем известно, что техника существенно обогащает человеческое существование, она является средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Техника позволила человеку почувствовать свободу и независимость от природы, но в тоже время поставила в жесткие рамки ежедневной технической необходимости, без которой современный человек не представляет свою жизнь. [7]

Человек вынужден приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

3.1 Индустриальное и постиндустриальное общество

Однако такое влияние техника на человека оказывала не всегда. Прежде всего, потому, что в различные исторические периоды в термин «техника» вкладывалось разное содержание в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Принцип историзма требует анализа различных исторических значений феномена техники.

Существующая концепция постиндустриального общества, делит историю цивилизации на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными.

В индустриальном обществе технологический прогресс достигался, в основном, благодаря работе изобретателей-практиков, часто не имевших научной подготовки. В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений.

В постиндустриальном обществе наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»). Это, в частности, микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство[8].

К особенностям современного научно-технического прогресса теоретики постиндустриального общества относят замену механических взаимодействий электронными технологиями; миниатюризацию, проникающую во все сферы производства; изменение биологических организмов на генном уровне.

Главный тренд изменения технологических процессов — возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков [4].

«Алгебраизация», «алгоритмизация» стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения. Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья [5].

Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на понимание и восприятие мира.

Заключение

Итак, ХХI век характеризуется все более расширяющимся использованием техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

Современная философия техники рассматривает развитие технического познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.

Список литературы

  1. Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990., № 4, с. 58 – 66

  2. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990., 176 с.

  3. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979., 345с.

  4. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. - М., Высшая школа, 1983., 234с

  5. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. – Л., Лениздат, 1970., 187с.

  6. Митчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с.

  7. Омаров А. М. Техника и человек. Социально - экономические проблемы. - М.: 1965., 286 с.

  8. Панкевич Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники. // Вопросы философии 1988 г., № 3, с. 141-144.

  9. Розин В. М. Методологический анализ проблем философии техники. Методология и социология техники. - Новосибирск, 1990., 182с.

  10. Розин В. М. Философия техники и культурно - исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии 1996 г., № 3, с. 19-29.

  11. Степин В.С., Горохов В. Г. , Розов М. А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995., 384 с.

  12. Товмасян С. С. Философские проблемы труда и техники. - М.:1972, 344 с.

  13. Шухардин С. В., Кузин А. А. Теоретические аспекты современной научно - технической революции. М.: Наука, 1980., 144 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие техники и технического знания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки...
Понятие техники и технического знания iconПрограмма «Конструирование малогабаритной техники» является модификацией...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества
Понятие техники и технического знания iconПоложение 20-й юбилейной выставки научно – технического и художественного...
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Понятие техники и технического знания iconДоклад по «Истории науки и техники» (Тема)
Изобретение железнодорожного транспорта величайшее достижение технического прогресса
Понятие техники и технического знания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Организация и проведение технического обслуживания пожарной техники в подразделениях фпс
Понятие техники и технического знания iconРабоч ая учебная программа дисциплины Материалы электронной техники
Это одна из основных дисциплин профиля, ибо без знания физико-химических характеристик материалов и протекающих в них физических...
Понятие техники и технического знания icon“Техническое обслуживание легкового автомобиля”
Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации, понятие надежности
Понятие техники и технического знания iconТрудоёмкость работ технического обслуживания (ТО) автомобилейоао...
Технический ремонт иностранной автомобильной техники мercedes-bens, man, volvo,scania,dongfengи др
Понятие техники и технического знания iconРекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по...
П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с
Понятие техники и технического знания iconСовокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее...
Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие...
Понятие техники и технического знания iconУрока: Предметные
Предметные: ввести понятие «физическая карта мира», формировать у учащихся знания о месторасположении материков и океанов Земли,...
Понятие техники и технического знания iconИнформационно-поисковые системы. Вопросы к экзамену Вопрос Понятие...
С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация совокупность...
Понятие техники и технического знания iconРабочая программа по черчению Для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Курс «Черчение» направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческих качеств, технического мышления,...
Понятие техники и технического знания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного так и технического профиля),...
Понятие техники и технического знания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема : Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно-спасательной техники. Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники....
Понятие техники и технического знания iconАннотации программ учебных дисциплин плана подготовки магистров по...
Цель дисциплины формирование системной организации философского и научно-технического знания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск