Скачать 443.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ По дисциплине «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» для магистров Краснодар 2010 Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия». Авторы-составители: Данилова М.И., д.филос.н., профессор Методические материалы обсуждены и рекомендованы к печати на заседании кафедры Протокол № 4 от 24.11 2010 года Зав. кафедрой _____________ проф. Данилова М.И. Методические материалы одобрены методической комиссией факультета налоги и налогообложение 2010 года Протокол № ______ от __________ 2010 г. Председатель метод. комиссии: __________ Тюпакова Н.Н. СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи дисциплины 5 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5 3. Содержание дисциплины (лекционный курс) 6 4. Практические (семинарские) занятия 10 5. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя 13 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 18 7. Вопросы к экзамену 22 8. Глоссарий 23 9. Темы рефератов по философским проблемам естествознания 27 10. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины 30 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель преподавания дисциплины - Ознакомление студентов со структурой естествознания, с функциями научных теорий и законов, их местом в духовной деятельности эпохи; - Формирование у студентов принципов использования этих методов в учебной и научной работе; - Расширение их мировоззренческого кругозора; - Раскрытие общих закономерностей возникновения и развития естествознания - Раскрытие взаимосвязи естествознания и философии - Выявление философских проблем взаимодействия фундаментальных наук
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание предмета «Философские основы естествознания» осуществляется в соответствии с профилем аграрного университета. В результате изучения дисциплины «Философия естествознания» магистр должен знать:
магистр должен уметь:
магистр должен иметь представление:
магистр должен владеть:
Контроль знаний включает подготовку ответов на вопросы для самоконтроля, сдачу экзамена 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (лекционный курс) Раздел I Тема 1. Предмет и основные концепции философии естествознания Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь Она восходит еще к античному периоду становления науки. Становление науки: астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история. Считается, что становление теоретического естествознания началось в XVII в. во многом благодаря ускоряющему воздействию материального производства и развитию капитализма. В XVII-XIX вв. активно развиваются математика, физика, астрономия, биология и другие естественные и гуманитарные науки, все более отдаляющиеся от философии. Натурфилософия Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля. Натурфилософские представления развивались и в рамках французского материализма второй половины XVIII в. В трудах П.А. Гольбаха, Д. Дидро, Ж.Л. Д'Аламбера, П.С. Лапласа, Ж.О. Ламеттри В России того времени соединение достижений науки и материалистического миропонимания было осуществлено в трудах М.В. Ломоносова. В XIX в. натурфилософия развивалась в трудах П.С. Лапласа, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, М. Фарадея, Дж.К. Максвелла, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, Л. Больцмана и других ученых, которые в своем философском миропонимании опирались на достижения науки, а некоторые из них сами были авторами фундаментальных открытий и теорий. Место и роль философского анализа в конкретных науках, понятие системы и сущность системного подхода. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки. Основания дифференциации знания. Специфика предметов и методов конкретных наук. Распространение математических методов и связанные с этим проблемы. Междисциплинарный и многодисциплинарный синтез. Раздел II. Философские проблемы математики Тема 2. Предмет и метод математики Понятие о математической абстракции. Соотношение идеального и реального в математике. Краткий обзор истории математики от древнейших времен до наших дней. Четыре периода истории математики по А.Н.Колмогорову: 1) период зарождения математики; 2) период элементарной математики; 3) период математики переменных величин; 4) период современной математики. Место математики в современной жизни. Понятие истинности в математике. О постановке вопроса об истине в математике. Где прячется истина? Сводится ли истинность к эмпиризму? Есть ли спасение в доказательстве? Какой логикой пользоваться? Философия математики как концептуальный прагматизм. Соотношение конечного и бесконечного. Тема 3. Понятие доказательства в математике и его развитие Математические структуры и математические модели. Геометрия от Евклида к Лобачевскому и Гильберту. Неевклидовы геометрии. Геометрия это или аналитика? Что от геометрии, а что от аналитики? Возможна ли геометрия в аналитике? Аксиома Архимеда и ее влияние на построение математики. Синтез противоположностей: ограниченного и не ограниченного, дискретного и непрерывного, ориентированного и не ориентированного. Пространство Архимеда и развитие проектирования. Возможно ли не архимедово пространство? Общее представление о формальном аксиоматическом методе. Самоотносимость. Формализация арифметики и теорема Геделя о неполноте. Формализация теории множеств и неразрешимость проблемы континуума. Есть ли спасение от парадоксов в выборе подходящей логики? Идея многозначных логик. Противоречие между потенциально возможным и конкретно реализуемым. Сущность моделирования. Логико-топологические основания моделирования. Возможно ли моделирование, не использующее аппарат математики? В чем главные отличия математического моделирования от других вариантов моделирования? Раздел III. Философские проблемы физики Тема 4. Предмет и методы философии физики История физики с точки зрения методологии современной науки. Проблемы физической реальности и ее выражение. Специфика физических методов освоения действительности. Материальные объекты и их состояния. Структурность и целостность в природе. Античная наука и опыты физического моделирования (Демокрит, Платон, Аристотель). Первые опыты построения физических моделей (закон Архимеда, машина Герона). Модели частицы и сплошной среды (континуума). Модели чистых и смешанных состояний. Роль флуктуаций и средних значений. Классическая физика Преобразования и принцип относительности Галилея. Постановка мысленных экспериментов. Коперник и продолжение традиций моделирования. Формирование эталона естественнонаучного описания природы в лице классической физики. Тема 5. Неклассическая физика. Подходы к природе реальности с учетом феномена относительности (Максвелл, Минковский, Пуанкаре). Теория относительности (А. Эйнштейн) и проблема целостности описания природы в классической физике. Планк и начало формирования квантового подхода к описанию явлений природы. Постнеклассический подход к описанию действительности. Открытия эффектов неравновесности, детерминированного хаоса, недостаточность классического и неклассического подходов при описании природы. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Синергетика Хакена (теория диссипативных структур И.Пригожина). Принцип универсального эволюционизма (Н.Н.Моисеев). Потребность в универсальной теории эволюции и постнеклассическое естествознание. Обращение к работе с нелинейными процессами. Современная физическая картина мира. Картина мира как философская категория. Физика и философия в формировании картины мира. Соотношение общенаучной и физической картины мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Вещество и поле. Субъектно-объектное и идеально-материальное деление Вселенной. Смена систем понятий в физике как отражение смены типов рационального мышления. Иерархия структур материи. Философия в формировании научных идей о пространстве и времени. Раздел IV. Философские проблемы биологии и экологии Тема 6. Происхождение жизни Креационная доктрина и эволюционная гипотеза. Опыты аксиоматических реконструкций учения Ч.Дарвина. Существуют ли надежные обоснования естественного образования живого вещества из косной материи. Опарин и Вернадский. Происхождение биологических видов и проблема эволюции. Проблема единицы эволюционного процесса: вид, популяция? Философия биология и математика об определениях жизни. Модели живых систем в кибернетике. Биокибернетика и искусственная жизнь. Опыты логико-математического определения жизни. Конструирование объектов искусственной жизни. Моделирование глобальных процессов развития. Расчеты и оценки пирамиды биомассы: равновесие с учетом антропогенного фактора. Тема 7. Феномены человека и разума. Возможен ли искусственный разум. Ноосфера: мечта или реальность. Прогнозы и перспективы ближайшего и отдаленного развития биоты и разума. Пространство и время живых систем. Жизнь и феномен 'обратного' протекания времени. Хронобиология. Особенности протекания физических процессов в живом и особенности моделей медико-биологических объектов. Экология в опыте синтеза биологических дисциплин (Ю.Одум). Важнейшие законы экологии и их научный статус. Модели развития популяций и оценка демографических прогнозов. Устойчивое развитие: мифологический и научный подходы. Раздел V. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук Тема 8. Проблема единства становления и приложения научной темы Базовые аспекты становления исследования. Синтез актуального и потенциального в единой науке. О роли взаимодействия фундаментальных наук в историческом, социальном, политическом, экономическом, экологическом и др. аспектах. Основные 'стыковки' в лице информатики, математической биологии, математической физики, математической экономики, медицины, техники. Философская проблема взаимодействия в информатике Вычислительная математика, программирование, материаловедение как необходимые, но недостаточные условия создания новых компьютеров. Природа информации, аксиоматический подход к ее определению. Развитие искусственного интеллекта. Философская проблема взаимодействия в математической физике и в технических науках. Выбор языка предметной области, учитывающий физическую сущность объектов. Проблема синтеза физических аспектов как в расчетах, так и в моделях при поиске решений систем уравнений. Проблема интерпретации математических решений. Тема 9. Философская проблема взаимодействия в математической биологии и медицине. Малая разработанность системы понятий: объект, субъект, управление. Недооценка роли адаптивного поведения. Морфогенез и ритмогенез. Проблемы адекватности интерпретации математических моделей. Проработка задач оптимизации, адаптированных к рыночному характеру экономики. Опыт обобщенного подхода к определению экономической (энергетической) системы. Развитие фундаментальных наук и проблема синтеза. Потребности синтеза на различных уровнях познания. Опыты представления синтеза на мета-, мезо- и математическом уровнях. Информационный подход как условие реализации стратегий синтеза. Синтез как залог экологических отношений с реальностью. 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ Цель проведения практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения магистрами специальной литературы. Основной формой проведения семинарских и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ |
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Концепции современного естествознания Учебно-методическое пособие Тарковский В. Н. Концепция современного естествознания: учебно-методическое пособие. В. Н. Тарковский.– Кострома: Изд-во кгту, 2006.–... | ||
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С.... Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Антимонопольная политика и... Учебно-методическое пособие по курсу Антимонопольная политика и защита прав потребителей разработано для студентов вузов, обучающихся... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | ||
История и методология науки Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным... | Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо... | Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | ||
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов |