Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна»





Скачать 192.12 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Философия постмодерна»
Дата публикации02.07.2015
Размер192.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна»



п/п


Виды учебных занятий




1 семестр

1.

Всего часов по учебному плану

56

2.

В том числе аудиторная нагрузка


28

3.

лекции


26

4.

семинары




5.

Контрольные работы

2

6.

Форма отчетности

экзамен


Кафедра философии Казанского государственного университета, тел. 231-53-28

Автор программы и лектор: кандидат филос. наук, доцент Терещенко Н.А.

Курс относится к циклу ДС, читается в 9 семестре
АННОТАЦИЯ: Курс «Философии постмодерна» входит в разряд ДС дисциплин для студентов философского отделения. Он представляет собой органическое продолжение курсов «Истории зарубежной философии» и «Истории и теории культуры». Курс строится на изначальном тезисе о существовании самостоятельного, специфического постмодернистского дискурса. Философия постмодерна рассматривается как естественное продолжение логики развития неклассической философии. Курс предполагает изучение основных направлений философии, ставших источником развития постмодернистского дискурса, основных философских практик, сформировавшихся в пространстве культуры постмодерна. Философия постмодерна рассматривается в контексте анализа феномена постмодернистской культуры. Курс предполагает изучение основных концептов, с которыми работает философ постмодернист (текст, смысл, время, игра, ирония, смерть субъекта, автора, конец истории, конец социальности и т.д.). Курс предполагает изучение не только проблемного поля постмодернистской философии, но и изучение основных персоналий, а также связей постмодернистского философского дискурса с классической и неклассической философскими традициями. Освоение курса «Философия постмодерна» должно содействовать пониманию основных направлений развития философской мысли последних десятилетий XX века, знанию онтологических и антропологических потенций философии постмодерна, овладению приемами чтения и анализа философских текстов, возникающих в пространстве постмодернистского философского дискурса, овладению методами анализа реалий культуры, предложенными основными представителями философии постмодерна.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:

Дипломированный специалист в области философии, прослушавший курс «Философия постмодерна», должен:

    • иметь четкое представление о специфике положения философии в культуре постмодерна и об основных направлениях постмодернистской философии;

    • ориентироваться в основных теоретических подходах, сложившихся в рамках постструктурализма, постмодернизма и деконструктивизма;

    • обладать знаниями о природе культуры постмодерна, а также о ее связях с классической и неклассической культурными традициями;

    • понимать специфику теоретизирования в ситуации критики нарративов, размывания понятийной логической структуры философского языка, природу плюралистического и провокационно-эклектического мироощущения человека эпохи постмодерна;

    • приобрести навык работы с текстом в логике постмодернистского анализа.



Формы проведения аудиторных занятий: лекции, контрольные работы, консультации

Формы самостоятельной работы: изучение материалов лекции, подготовка к контрольным работам, работа с литературой, написание рефератов
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

Лекции




1

Предмет и задачи курса «Философия постмодерна»

Определение места философии постмодерна в общей логике истории философии. Философия постмодерна: самостоятельный самобытный феномен, или хронологическое определение ряда концепций неклассической философии в рамках постмодернистской культуры.

Нерасчлененность понятий постмодерн и постмодернизм (по аналогии с различением модерна и модернизма).

Феномен постсовременности как изживание чувства современности, характерного для человека эпохи модерна.

Постмодерн как мирочувствование эпохи (Ж.-Ф. Лиотар). Отсутствие различения между мироощущением и миросозерцанием как рефлективной формой отношения к миру. Размывание границ между теорией и различными культурными практиками.

Притягательность и всеядность ситуации «пост». Феномен «постмодерниста поневоле».

Отрицание философии как форма сохранения философии в ситуации кризиса (и критики) метанарративов.


2




2

Специфика философского дискурса в эпоху постмодерна

Постмодернистская философия в ситуации тотальной критики. Необходимость выработки позитивного отношения к теории, отстаивающей право эпох и поколений на собственное оформление, изображение своего времени и мира.

Общий интеллектуальный и теоретический контекст философии постмодерна. Влияние открытия второго закона термодинамики, явлений конечности и не-сохранения, принципиальной исчерпаемости ресурсов на постмодернистский дискурс. Ситуация интеллектуального стресса. Деррида о проблеме конечности, смерти (всего) как проблеме интеллектуальной элиты.

Замена аксиомы модерна «функция определяет облик» на простмодерновую формулировку «идея определяет облик». Ход в сторону виртуальности, объективация информационных процессов.

Смена неклассической утомленности классикой идеей о кризисе способности выражения. Болезненное осознание недостаточности сведения культуры к процессу понимания. Идея о сбое проекта модерна как проекта Просвещения. Возвращение к идеям Тойнби о том, что культуру нельзя просто объяснить или сделать, ее можно только взрастить из наличного. Тойнби как провозвестник того, что время модерна уступает место времени постмодерна.


2




3

Классическая и неклассическая философия глазами постмодерна

Самоопределение постмодернистского дискурса относительно классической философской традиции. Деррида о необходимости переосмысления традиции всей философии.

Необходимость выработки нового принципа критики философии. Традиционные методы философии как оправдание разума, либо критика его силами того же разума. Философия как жесткая имперская идеология западного этноса (Деррида), частный дискурс (Хайдеггер), который демонстрирует амбиции всеобщности.

Низвержение платонизма как пример низвержения любой другой философии.

Обращение к маргинальным дискурсам в истории философии и попытка выявить внутренние формы маргинальности в дискурсах классического типа.

Возвращение к мифологии как к подлинной метафизике.

Эко против Хайдеггера. Хайдеггер: структура бытия снимается в структуре языка (субъект – объект и субъект – предикат). Эко: порядок слов уже не соответствует порядку вещей.


2




4

Философские источники постмодерна. Структурализм

Структурализм, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика, феноменология.

Общая установка структурализма – выбор совокупности инвариантных структур и их функционирование в динамических системах. Рассмотрение феномена как упорядоченного от простого к более сложному уровню системы. Признание принципиального отсутствия субстанциальных основ бытия (принцип многовариантности системы). Стремление сделать методы лингвистики методами изучения культурного пространства в целом.

Идеальность структуры. Структура не есть факт реальности. Структура – идеальное образование, но она начинает функционировать так же объективно, как природное, материальное. Музыка как идеальная (от слова идеал) форма выражения идей структурализма (К. Леви-Строс). Отсутствие в природе музыкального звука и отличие в этом плане от краски в живописи, которая есть подражание природе. Выход на проблемы виртуальности, симулякризации, проблематизацию феномена реальности в целом.

2




5

Философские источники постмодерна. Психоанализ.

«Общеструктуралистский» интерес к Фрейду: марксизм и фрейдизм выделяют инварианты развития общества как системы. Фрейд – биологический инстинкт как инвариант развития.

Субъективизация бессознательного и фамилизация понимания истории, культуры, социума, характерные для психоанализа (критика постструктурализма).

Мост от психоанализа к постструктурализму через Хайдеггера. Превентивная критика гуссерлианской феноменологии, строящейся на принципе «откладывания» рационального (у Фрейда – «откладывание» биологического). Особый интерес к психоанализу в социально ориентированной философии постмодерна.

Экзистенциализм. Козловски о времени, необходимом для того, чтобы человечество стало достойным своей гибели. Культура, как и человек в экзистенциализме, поставлена на грань, в ситуацию предельности, открытости миру, в ситуацию реального бытия к смерти. Связь с философией языка Хайдеггера.


2




6

Смена логики философского дискурса постмодерна

Формирование номадологического дискурса. Установка на отказ от классических презумпций метафизики. Провозглашение принципа а-структурности и децентрации. Смена детерминистской концепции принципом случайности (принципиальная случайность сингулярного события, событие – сингулярная универсальность). Отказ от бинарности. Проблематизация смысла. Вместо метафоры корня (проблемы) – метафора корешка (может прорасти в любом месте и в любом направлении).

Необходимость смены топографии дискурса (глубина – поверхность). Критика Платона. Платон как первый философ, разорвавший единую ткань реальности на сущность и явление (идея и ее тень). Перенос Платоном значимости с сущности (бытия, мира) к событию, то есть рационально лигитимированному явлению. «Событие накладывается на положение вещей, но только как логический атрибут, полностью отличный от их физических качеств» (Делез).


2




7

Смена топологии философского дискурса постмодерна

Глубина и высота как формы мистификации разума. Говорение на поверхности в противовес универсалистским претензиям классического дискурса. Лента Мебиуса.

Принципиальный вред логической операции деления, ставшей основной логической операцией классического дискурса. Деление как путь к симулякризации реальности. Симулякр – не просто ложная копия, он ставит под вопрос само понятие копии и модели. Принцип эффекта как квази-причины в истории.

Критика схоластических основ классической гносеологии. Схоластика как попытка соединения догмы и формальной логики, то есть истины и мысли как абстрактного от истины движения. Схоластика сделала истину категорией формальной логики, а не онтологии.

2




8

Проблемное поле философии постмодерна

Ключевые проблемы: Время, Смысл, Игра, Язык, Текст, Человек (воскрешение субъекта). Размытость и взаимное наложение смысловых полей категорий философии постмодерна. Отсутствие категориальных рядов. Проблемное смысловое поле вместо системы.

Переоткрытие «времен»: культурного, исторического, социального.

Деррида и Хайдеггер. Игра не словами, а смыслами. Смысл как общее проблемное поле постмодена.

Означающее и означаемое. История – пространство утраты связи означающего с означаемым. Понятие следа.

Близость поэзии и философии. Философия как приключение мысли. Метафора, ее абсолютный, всеобщий характер.

Философия языка и языкознание.

Голос и письмо. Примат письма над речью. Повторимость языка. Язык как социальный институт. Письмо как институирование языка. Архиписьмо. Судьба бесписьменных культур.

Проблема субъекта. Диалектика субъектности и субъективности. Смерть субъекта. Иллюзия того, что в сфере свободы социальные формы якобы должны вести себя так же надежно, как и в природе. Невозможность субъективности как осмысления, освоенности реальности субъектом. Снижение субъективности до субъектности (вынужденной), ведущее к смерти субъекта.


2




9

Проблема языка и текста в философии постмодерна

Язык как общее проблемное поле основных философских парадигм.

Проблемы анализа текста в феноменолого-герменевтической традиции. Текст как «главный герой» философского исследования.

Расширительная трактовка языка.

Единство философского, лингвистического и эстетического подходов к анализу текста.

Человеческая природа в категориях текста. Различенность как следствие антропологической конечности человека, несовпадения конечного и бесконечного, de jure и de facto, вещи и смысла.

Изначальность текста по отношению к автору. Текст – контекст – интертекст – гипертекст. «Смерть автора» и «конец мимесиса».

Означающее и означаемое. Смысл как общее проблемное поле постмодена. Не-филологичность истории слова. Метафора, ее абсолютный, всеобщий характер. Рассеивание как условие художественности языка.

Мир – текст, любой человек – читатель. Жизнь как свободная игра активной интерпретации.

Отрицание жизни в литературе. Непрерывность текста и неразличимость голоса комментатора и комментируемого.

Текст как у-множение мира. Появление новой книги как прибавление новой Вселенной к уже существующей (Жабэ).


4




10

Социальная философия постмодерна

Критика современного буржуазного общества в философии постмодерна. Шизоанализ Делеза и Гваттари как критика капитализма. Проблема власти, субъекта, истории. Конец истории, конец социальности, конец современности.

Философия постмодерна и логика неоисторизма. Выпадение из времени или изживание современности как необходимого условия включения в социальные процессы. Замена или подмена современности принципом настоящего.

История – пространство утраты связи означающего с означаемым. Письмо как социальная драма. Неисторичность феномена истории. Пред-история, история и пост-история. Кризис движения к пост-истории как нереализованность задачи воспитания историей автономного субъекта выбора и ответственности.

Социальная природа человеческой телесности. Проблема сексуальности как проблема социальной философии. Организм и организация. Тело без органов.

Общество: расчлененность, различение, разделенность как условие различий между людьми. Опасность единств, организованных по принципу однородных органических целостностей. Чистые единства как имена смерти. Абсолютная атомарность бытия.

Переход от модерна к постмодерну как переход от состояния отчужденности субъекта к его фрагментации.

Дважды различенность: промедленность в сравнении с животными реакциями и отсроченность смыслов в общем процессе означивания.

Феномен массового человека. Бодрийяр о молчаливом большинстве.

Проблема идеологии в философии постмодерна. Связь проблемы идеологии с проблемами языка. Денотат и коннотация. Хайдеггеровский язык бытия и Бартовские социолекты.

Анализ проблемы субъекта. Оппозиция взглядов Фуко – Хабермас и Альтюссер – Лакан.


4





ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. – М., 1997.

Культурология ХХ век. Антология. – М.,1995.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.Т. 1-2, – СПб., 1998.

Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»)/ Вопросы философии. – № 3. – 1993. – С. 3-16.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М., 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Автономова Н. – Башляр Г. Новый рационализм. М., Прогресс, 1987. – Вопросы философии. – 1989. – N 3. – С. 164-167.

Автономова Н. Деррида и грамматология. В кн.: Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem. – 2000. – С. 7-107.

Автономова Н.С. Возвращаясь к азам/ Вопросы философии. – № 3 – 1993. – С. 17-22.

Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера / Философские науки – №4. – 2001.

Апинян Т. Игра в культуре. – М., 1992.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

Барт Р. S/Z. – М., 2001.

Баткин Л.М. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. – 1996. – 333 с.

Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии/ Вопросы социологии. – Т. 1. – № 2. – 1992. – С. 5-22.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат. – 1990. – 413 с.

Бовоне Л. Повседневность и коммуникативный подход (актуальные тенденции развития социологии постмодерна)./ Пер. с англ. Н.А. Терещенко и Т.М. Шатуновой. – В кн.: Контексты современности. – Казань: АБАК – 1998. – С.45-49.

Бодрийар Ж. Фрагменты из книги «О соблазне». – Иностранная литература. – 1994. – № 1. – С. 59 – 66.

Борхес Хорхе Луис. Алеф. – В кн.: Борхес Хорхе Луис. Оправдание вечности. – М.: ДИ-ДИК. – 1994. – С. 195-207.

Бродский И. Нобелевская лекция. – В кн.: Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Т.1. – СПб.: Пушкинский фонд. – 1997. – С. 5-16.

Васильев Е.А. Зачем нужен постмодернизм?/ Человек. – №2. – 2001.

Воронков В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова)/ Философские науки. – №3. – 2002.

Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Генис А. Вавилонская башня// Генис А. Раз: Культурология. – М., 2002.

Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас/ Вопросы философии. – № 3. – 1993. – С. 28-35.

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – Тверь, 1997.

Гулыга А.В. Что такое постсовременность? – Вопросы философии. – 1988. – № 12. – С. 153 – 159.

Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2001.

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) – М.,1980.

Делез Ж. Логика смысла./ Пер. с фр. – Фуко М. Theatrum philosophicum./ Пер. с. фр. – М.: «Раритет». – Екатеринбург: «Деловая книга». – 1998. – 480 с.

Делез Ж. Тайна Ариадны. – Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С. 48 – 53.

Деррида Ж. Голос и феномен./ Пер. с фр. Н.В. Суслова. – Спб.: Изд-во «Алетейя». – 1999. – 208 с.

Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad Marginem. – 2000. – 512 с.

Деррида Ж. Отнюдь. – В кн.: Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только./ Пер. с фр. Г.А. Михалкович. – Мн.: Современный литератор. – 1999. – С. 789-825.

Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы филсофии. – 1992. – № 4. – С. 53 – 57.

Деррида Ж. Позиции. – Киев: «Д.Л.». – 1996. – 192 с.

Деррида Ж. Послания. – В кн.: Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только./ Пер. с фр. Г.А. Михалкович. – Мн.: Современный литератор. – 1999. – С. 7-400.

Деррида Ж. Эссе об имени./ Пер. с фр. Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии. – Спб.: Алетейя. – 1998. – 192 с.

Дубин Б. Словесность как невозможность, или разговоры о литературе и метафизике. В кн.: Борхес Хорхе Луис. Оправдание вечности. – М.: ДИ-ДИК. – 1994. – С. 7-22.

Евган Н. Питер Гринуэй. Искусство изящного обмана// Киноателье – Кинопроизводство. – 1998. – №4. – С 12-21.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры/ Зиммель Г. Избранное. – М.,1996.Т.1 Философия культуры.

Ильин М.С. Две ипостаси слова/ Человек. – №5. – 2001.

Кантор В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории/ Вопросы философии – №2. – 2002.

Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы// Культурология. XX век: Антология – М., 1995.

Каховский Л. Гармония хаоса. – Химия и жизнь. – 1994. – № 4. – С. 38.

Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора». – Вопросы философии. – 1997. – № 5. – С. 80-95.

Кокто Ж. Портреты-воспоминания: Эссе./ Пер. с франц. В. Кадышева и Н. Малевич. – М.: Известия. – 1985. – 160 с.

Кроукер А., Кук Д. Постмодернистская сцена: экскрементальная культура и гиперэстетика/ Общественные науки за рубежом. – № 5-6. – 1992. – Серия 3. – С. 96-102.

Кругликов В.А. Пространство и Время, человек и культура/ Культура, человек и картина мира. – М., 1987. – С. 167-197.

Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и исскусства. – М., 2000.

Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост»/ Иностранная литература – № 1 – 1994. – С. 56-59.

Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?/ Общественные науки за рубежом. – № 5-6. – 1992. – Серия 3. – С. 102-114.

Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты)// Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995. – С. 527-537.

Лотман Ю.М. Карточная игра// Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Мелихов Г.В. О феноменологии: Гуссерль, Хайдеггер и Шанкара. – Ученые записки Казанского государственного университета. – Том 146. – Философские науки. – Казань, 2004. – С. 138-151.

Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии/ Вопросы философии. – №3. – 2002.

Ницше Ф. Веселая наука. – В кн.: Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем./ Сост. М. Кореневой. – СПб.: Худож. лит. – 1993. – С. 250-535.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Подорога В. Выражение и смысл. – М., 1995.

Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М.: Ad Marginem. – 1995. – 339 с.

Померанц Г. Очерки культурологии. – В кн.: Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист. – 1995. – С. 205-394.

Померанц Г. Философские опыты. – В кн.: Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист. – 1995. – С. 7-202.

Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»)/ Вопросы философии. – № 3. – 1993. – С. 3-16.

Психоанализ и культура// Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. – М.,1995.

Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса/ Вопросы философии. – №8. – 2002.

Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна». – Вопросы философии. – 1991. – № 5. – С. 75-86.

Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. – М.: Русское феноменологическое общество. – 1996. – 282 с.

Рорти Р. Философия и будущее. – Вопросы философии. – 1994. – № 6. – С. 29-34.

Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм. – Вопросы философии. – №8. – 2001.

Серль Дж Р. Перевернутое слово. – Вопросы философии. – 1992. – № 4. – С. 58-69.

Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет. – 1996. – 119 с.

Социо-логос постмодерна. Альманах российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. – Москва: Институт экспериментальной социологии. – 1996. – 302 с.

Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»?/ Вопросы философии. – № 3. – 1993. – 23-27.

Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура?/ Философские науки. – №4. –2000.

Ферри Л., Рено А. Возвращение к субъекту. – В кн.: French Philosophy of the Sixties, Massachusetts: The University of Massachusetts Press, 208 229. – Контексты современности/ Хрестоматия./ Пер. с англ. Терещенко Н.А. и Шатуновой Т.М. – Казань: АБАК. – 2000. –С.73-82.

Флиер А.Я. Культурогенез. – М.,1995.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М., 2000.

Фрейд 3. История одной иллюзии// Сумерки Богов. – М., 1989.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. – М.,1995.

Фуко М. Забота о себе и самопознание. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. – Социо-Логос. – М.: Прогресс. – 1991. – С. 284-311.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук./ Пер. с фр. – СПб: A-cad. – 1994. – 406 с.

Фукуяма Ф. Конец истории?/ Вопросы философии. – № 3. – 1990. – С. 134-147.

Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект/ Вопросы философии. – № 4. – 1992. – С. 40-52.

Хайдеггер М. Вопрос о технике. В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления./ Пер. с нем. – М.: Республика. – 1993. – С. 221-238.

Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим. В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления./ Пер. с нем. – М.: Республика. – 1993. – С. 273-302.

Хайдеггер М. Исток художественного творения/ Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. – Томск: Издательство «Водолей». – 1998. – 384 с.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. – В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления./ Пер. с нем. – М.: Республика. – 1993. – С. 192-220.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня./ Пер. с нидерл. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия». – 1992. – 464 с.

Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека/ Вопросы философии. – №2. – 2002.

Цофнас А.Ю. Писатель и читатель: эволюция любви/ Философские науки. – №2. – 2002.

Цыганков А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой/ Вопросы философии. – №8. – 2002.

Честертон Г. В защиту детективной литературы. – В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.: Политиздат. – 1991. – С. 221-223.

Честертон Г. Могильщик. – В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.: Политиздат. – 1991. – С. 223-225.

Шапинская Е.Н. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории/ Философские науки. – №3. – 2000.

Эко У. Средние века уже начались?/ Иностранная литература – № 4. – 1994. – С. 259-268.

Эльконин Д. Психология игры. – М., 1978.

Якимец К.И. Флакончик/ Вопросы философии. – №4. – 2002. – С. 137-148.

Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях. Культурная парадигма авангарда и постмодерна/ Иностранная литература. – № 1. – 1994.

Featherstone М. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. SAGE, 1990.

Ferry L. and Renout A. French Philosophy of the Sixty’s. The University of Massachusetts Press. – 1990. – P.208-229.

Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society: New theory of the contemporary world. – Oxford UK; Cambridge USA: Blackwell Publishers. – 1996. – 253 p.

Kumar К. From Post-Industrial to Post- Modern Society. Blackwell, 1995.

http://elenakosilova.narod.ru

http://humanities.edu,ru

http://www.nietzsche.ru

http://www.philosophy.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconОглавление
Поэтому уместно говорить не о “философии постмодерна”, а о “ситуации постмодерна” в философии и культуре вообще
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconФилософия
Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconВопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины (курса) Философия
...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск