Классный час «По страничкам мудрых книжек»





Скачать 132.17 Kb.
НазваниеКлассный час «По страничкам мудрых книжек»
Дата публикации12.08.2015
Размер132.17 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Философия > Классный час
Классный час «По страничкам мудрых книжек»

Цель:

  1. Показать значение в жизни человеческого общества;

  2. Доказать, что чтение книг – это один из путей самосовершенствования;

  3. отметить, что начитанность человека помогает не только в выборе профессии, но в продвижении по службе, возможности карьерного роста.

Форма проведения:

Беседа с элементами драматизации. Групповая работа.

Подготовка:

  1. Активизировать ребят в поисках необходимого материала по обсуждаемой теме.

  2. Отрепетировать сценку.

  3. Оформить класс.

Ход мероприятия.

Организационный момент:

Класс делится на две рабочие группы:

Первая: Никита, Ваня, Денис, Настя Ф, Кристина К, Ирина, Настя Д, Ламия

Вторая: Илья, Миша, Витя, Алла, Ксения, Настя Р, Кристина Ф

Ведущий: Ещё в древности люди создавали чудеса. Человечеству современному наиболее известны семь из них. Известны ли они вам? Приведите пример. Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк в Форосе, Мавзолей в Галикарнасе. Но есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью.

А это чудо света лежит под рукой, и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Как вы думаете, что это за чудо?

- Книга.

Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.

Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.

Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.

Мы разделились на две группы. Но мы сегодня не соревнуемся, мы ведем коллективный разговор. А разговор наш будет посвящен книгам, чтению и их пользе.

Часть первая. «Посланцы Великой Порты»

( по мотивам Вольтера «О страшном вреде чтения»)

(Раздать каждой группе копию приказа)

Ведущий: Ребята, мы с вами собрались обсудить, что значит в жизни человека чтение книг. На выходных и Ирины и Аллы было особое домашние задание, они узнали о существовании одной страны – Великой Порты и у них есть для нас интересное послание:

1-й: Мы посланцы Великой Порты – страны глупости 7 луны Мухарема года 1143 хиджры.

2-й: Мы пришли осудить, изгнать зловредное книгопечатание, которое ввели в нашем государстве, не спросив совета наших братьев и особенно факиров, известных своим усердием в борьбе с разумом. И хотим предупредить и вас.

1-й: Мы считаем, что такое зловредное изобретение, как чтение книг, следует предать анафеме по следующим причинам:

Приказ из страны глупости.

  1. Легкость распространения мыслей ведет, очевидно, к уничтожению невежества, охраняющего и спасающего все цивилизованные государства.

  2. Следует опасаться, что среди книг, привезенных с Запада, найдутся книги по земледелию и по средствам распространения механических искусств, а эти сочинения могут, сохрани Аллах, пробудить гений наших земледельцев и наших фабрикантов, развить промышленность, увеличить их богатства и поднять их когда-нибудь в будущем на духовную высоту, внушить им любовь к общему благу – чувства, противоречащие здравому смыслу.

  1. Возможно, что у вас появились бы исторические книги, свободные от чудесного, благодаря которому, нация не выходит из состояния блаженной глупости. Такие книги неосторожно могли бы воздать должное хорошим и дурным поступкам и рекомендовать людям справедливость и любовь к Родине, что несогласно с законами нашей страны.

  2. Они могут уменьшить число паломников в Мекку и Медину и нанести этим страшный вред спасению душ.

  1. Случилось бы, конечно, что, прочтя у иностранных авторов про заразные болезни и про то, как их предупредить, мы, к нашему несчастью, получили возможность оградиться от чумы, что было бы ужасным покушением на волю провидения.


1-й: По этим и другим причинам, в назидание правоверным, ради блага их души воспрещаем читать книги под страхом вечного проклятия.

2-й: И, опасаясь, что, поддавшись дьявольскому искушению, они стали бы просвещаться, мы запрещаем отцам и матерям учить детей читать и писать.

1-й: И дабы предупредить всякое нарушение нашего приказа, мы строго воспрещаем им думать под страхом тех же наказаний.

2-й: Ребята, надеюсь, вы поняли, что это шуточное послание.

1-й: А «приказ» этот называется «О страшном вреде чтения», и написан он в 1765 году великим французским философом, просветителем, поэтом, сатириком и критиком Вольтером.

Ведущий: Что же все-таки хотел сказать великий философ в своем сатирическом послании? Подумайте над текстом приказа. (пренебрежительное отношение к чтению книг порождает в людях невежество, чтение, просвещение ведет к развитию земледелия, промышленности, процветанию страны, чтение способно поднять человека на более высокую духовную ступень, просвещение способствует развитию знаний в области медицины, чтение книг развивает мыслительные способности человека).

Ведущий: А сейчас давайте узнаем, насколько вы любите читать, для этого проведем небольшую разминку.

  1. Наша Таня громко плачет:

(Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке мяч)

  1. Идет бычок, качается:

(Вздыхает на ходу:

«Ох, досточка кончается,

Сейчас я упаду»)

  1. Уронили Мишку на пол:

(Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший)

  1. Муха, муха – цокатуха:

(позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла).

  1. Зайку бросила хозяйка:

(Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок).

Часть вторая: «Гимн книгам»

Ведущий: Из всех великих достижений ХIХ столетия ни одному не должны мы быть столь благодарны, сколь свободному доступу к книгам. В 1891 году Джон Леббок – английский ученый и писатель, составил известный список «Сто лучших книг», который много раз переиздавался. А мог бы кто-то из вас сотавить подобный список? Почему?

Вам даны высказывания о книге. Ваша задача, прочитать их выразительно, донести до слушателей их смысл.

(Каждая группа получает текст высказывания. Задача – прочитать четко, выразительно.)

  1. «Тому, кто любит книги,- заметил Исаак Барроу, - не нужен ни преданный друг, ни разумный советчик, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечет себя и поймет свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы».

  2. «Книги, - писал Джереми Кольер, - наши руководители в юности и утешители в старости. Они поддержка одинокому, и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. Когда наскучат нам живые люди, мы обращаемся к мертвецам, коим чужды злоба, предвзятость и высокомерие в беседе с нами».


Ведущий: Книги для человечеств – то же, что память для человека. В них наша история. В них – открытие истины, в них – накопленные знания и вековой опыт.

Общество книг обычно сравнивают с обществом друзей. Но друзья не всегда с нами, они могут исчезнуть по каким-то причинам из нашей жизни, друзей не так легко найти. С книгами все наоборот. Выбор книг, как и выбор друзей, задача серьезная. Мы же ответственны за то, что читаем, как за то, что мы делаем. Чтобы получить от книг наибольшее удовольствие и пользу, мы должны читать для образования, а не для развлечения.
Давайте проверим, насколько книги полезны для нас и нашего образования. Для этого попробуйте ответить на вопросы из различных областей знаний.

Естествознание:

  1. - Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки опадают те иголки… (лиственница)

  1. - Ничто не летало, ничто не пугало,

А вся встрепенулась и вся задрожала… (осина)

  1. - Без лилового цвета – ни весны, ни лета:

Лиловый кустик весну отпустит, а лето позовёт... (сирень)

  1. - Каким насекомым хлопают в ладоши?

Комар, моль.

  1. - Родилась в воде, живёт на земле.

Лягушка.

  1. - У кого каждый день растут зубы?

Бобра, зайца

  1. - Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

Одинаковые.

Литература:

  1. - В какой стране родился и жил Г. Х. Андерсен?

Дания.

1. - Создатель «Толкового словаря живого великого языка»?

В.И. Даль.

2. - Русский писатель, который создал свою самую знаменитую сказку «Конёк – горбунок» в 17 лет?

П.П. Ершов

- Узнай автора.

1. «Мороз и солнце;

День чудесный …» А.С.Пушкин

2.«белеет парус одинокий

В тумане моря голубом …» М.Ю.Лермонтов

  1. «Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит …» Ф.И.Тютчев

- Из какого произведения строки? Назови автора.

2. «Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят двенадцать братьев …»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

- Вспомни кто …

1. Был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие с гусями.

Нильс. С. Лагерлёф «Удивительные приключения Нильса с дикими гусями»

Русский язык.

  1. - Какие сто букв могут остановить движение транспорта?

100П

- Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведённых выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации?

1. Месяц май.

2. Апрель месяц.

1. Два рубля денег.

Вспомните, как называется в народе такой человек:

2. Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

Болтун.

  1. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Самоуверенный.

  1. Ел да устал, спал да намаялся.

Лентяй.

  1. Подал ручку, да подставил ножку.

Ведущий: Вы молодцы. Знаете довольно много. Но все ли вопросы показались вам легкими? Почему? Где можно добыть знания для подобных вопросов?

Ведущий: Сегодня очень уместно вспомнить о Николае Александровиче Рубакине – великом книжнике, энциклопедисте, популяризаторе знаний. Он был знаком с Лениным и Плехановым, с толстым и Ролланом Красиным, Луначарским. Он заведовал изданием научно-популярных книг в фирме Ивана Сытина. Рубакин неотделим от книг. Они были, начиная с детских лет и кончая глубокой старостью – его главной привязанностью. Он их любил физически, относился к ним как к живым существам. Когда его никто не видел, он подходил к книжным шкафам и гладил корешки любимых книг… Знакомство с каждой новой книгой было для него подобно знакомству с новым человеком. Он был трогателен в этой любви, и никто не воспринимал как старческое чудачество, когда он ссорился даже с близкими из-за запачканной страницы, погнутой обложки. Он не был библиофилом и никогда не дрожал над книжными сокровищами. Всю свою жизнь он книги раздавал всем, кто в этом нуждался – рабочим, профессорам, неизвестным крестьянам и известным политическим деятелям. Он создал самую лучшую частную библиотеку в России, а собрав 100 тысяч книг полностью и безвозмездно передал Петербургской Лиге образования. Он требовал от читателей одного – бережного возвращения книг и ни для кого не делать исключения. Новую библиотеку он собрал уже в Швейцарии. Ею пользовались все словисты мира. Десятки тысяч книг из неё он послал советским военнопленным, бежавшим из плена и интернированных швейцарским правительствам.

Рубакин жил долго – 84 года. Незадолго до смерти он составил кратенькую записку из сделанного: прочитано 250 тысяч книг, собрано 230 тысяч книг, написано 280 научно-популярных книг, 15 тысяч программ по самообразованию, опубликовано 350 статей в 115 периодических изданиях.

Как, по-вашему, реально ли сделать столько за жизнь? Почему?

Часть третья. Народные пословицы. Поговорки.

Ведущий: Мудрость народа не обошла стороною тему о книгах, о чтении. Можете ли вы привести пример пословиц, поговорок, а может быть загадок о книге или чтении.

(Смотри приложение)

Задание каждой группе: сложи пословицу. (Каждая группа получает конверт. В нем разрезанные пословицы. После выполнения задания, пословицы зачитываем вслух.)

Пословицы:

  1. Будешь книги читать – будешь все знать.

Испокон века книга растит человека.

С книгой поведешься – умом наберешься.

  1. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Ведущий. А сейчас объявляется аукцион! В нем будет все один лот – главная героиня нашего классного часа – книга. А деньгами станут ваши знания. В аукционе может принять участие каждый из вас. Для этого вам нужно вспомнить писателей и поэтов, тот, чье слово окажется последним выигрывает. По очереди, без подсказок сопернику, поднимаем руку и называем имя, фамилию, отчество писателя или поэта. Начинаем с любого участника аукциона.

Победителю вручается книга.

Ведущий: Настало время подвести итог в нашей беседе

Ответьте на вопрос «Что значит в вашей жизни чтение книг?»

Вспомните и назовите, какие книги или произведения прочитали вы за последнее время.

Ведущий: Любопытное исследование было проведено среди жителей США и Канады, которое подтвердило важность чтения для развития детей. Согласно его результатам, у людей, которые любили читать в детстве, больше шансов сделать карьеру и достичь материального достатка. Сами любители книг называют себя инициативными и остроумными людьми с богатым воображением.

У исследования есть определенные результаты и сейчас мы их выясним на примере нашего класса. Если среди вас те, кто любит читать, например:

- книги по истории? – любители таких книг в большинстве случаев становятся водителями грузовиков или менеджерами.

- книги о таинственном и загадочном? Возможно, вы станете бухгалтером.

- художественную литературу? – военные

- волшебные сказки? – специалисты в области торговли и инженеры.

- автобиографии? - педагог

Ведущий: Выводом нашей с вами беседы может стать следующая фраза - большая радость в жизни – это радость чтения, и она доступна всем. Я думаю, вы со мной согласитесь.

Раздаточный материал.

Приказ из страны глупости.

  1. Легкость распространения мыслей ведет, очевидно, к уничтожению невежества, охраняющего и спасающего все цивилизованные государства.

  2. Следует опасаться, что среди книг, привезенных с Запада, найдутся книги по земледелию и по средствам распространения механических искусств, а эти сочинения могут, сохрани Аллах, пробудить гений наших земледельцев и наших фабрикантов, развить промышленность, увеличить их богатства и поднять их когда-нибудь в будущем на духовную высоту, внушить им любовь к общему благу – чувства, противоречащие здравому смыслу.

  3. Возможно, что у вас появились бы исторические книги, свободные от чудесного, благодаря которому, нация не выходит из состояния блаженной глупости. Такие книги неосторожно могли бы воздать должное хорошим и дурным поступкам и рекомендовать людям справедливость и любовь к Родине, что несогласно с законами нашей страны.

  4. Они могут уменьшить число паломников в Мекку и Медину и нанести этим страшный вред спасению душ.

  5. Случилось бы, конечно, что, прочтя у иностранных авторов про заразные болезни и про то, как их предупредить, мы, к нашему несчастью, получили возможность оградиться от чумы, что было бы ужасным покушением на волю провидения.

Высказывания:

  1. «Тому, кто любит книги,- заметил Исаак Барроу, - не нужен ни преданный друг, ни разумный советчик, ни доброжелательный утешитель. Наукою, чтением, размышлением любитель книг развлечет себя и поймет свои мысли и в бурную погоду, и встретившись с превратностями судьбы».



  1. «Книги, - писал Джереми Кольер, - наши руководители в юности и утешители в старости. Они поддержка одинокому, и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. Когда наскучат нам живые люди, мы обращаемся к мертвецам, коим чужды злоба, предвзятость и высокомерие в беседе с нами».

Пословицы:

Будешь книги читать – будешь все знать.

Испокон века книга растит человека.

С книгой поведешься – умом наберешься.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Приложение.

Загадки.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

(Книга)

Черные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд – сейчас говорят.

(Буквы)

Без души родился, народу пригодился. Дам пить – пьет, попрошу – отдает.

(Перо)

Черные чернизины, как они нанизаны; засмотрелся Фома, понабрался ума.

(Буквы)

Пословицы. Поговорки.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

Испокон века книга растит человека.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга – лучший товарищ.

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда читают.

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Не красна книга письмом, красна умом.

Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.

Хорошая книга – искренний друг.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

С книгой поведешься – умом наберешься.

Чтенье – лучшее ученье.

Кто много читает, тот много знает.

Читать не размышляя, что есть не пережевывая.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

Век живи, век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Юморина» Кл
И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»
Буратино, Айболит, Незнайка, подборка книг для выставки, выставка детских рисунков, костюмы книжек (имитированные обложки книг),...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов
Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час «Мир зож»
Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины....
«Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconСценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя»
Используя творческие домашние задания, мы составили классный час. Сюда вошли: конкурс рисунков по теме, кроссворд, собирание двух...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час-диагностика «Кем быть?»
Разрывина Наталия Анатольевна – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», учитель истории...
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час: «Я и моя семья» 7 «В» класс Классный Путырская Марина Бруселевна
Цель: знакомство класса с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки
Классный час «По страничкам мудрых книжек» iconКлассный час в 7 классе: "Я успешный ученик" Классный руководитель...
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск