Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике





НазваниеРазвитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике
страница1/17
Дата публикации27.08.2013
Размер4.46 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ПО ПЕДАГОГИКЕ
Печатается по решению президиума

РИС РГПУ им. А.И. Герцена

Научный редактор:

чл.-корр. РАО, д-р пед. наук,

проф. А.П.Тряпицына

Рецензенты:

Вершинина Н.А., Писарева С.А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 163с.
В монографии анализируются проблемы развития научного знания в диссертационных исследований по педагогике. В работе приведены материалы, позволяющие уточнить, дополнить и конкретизировать методологические подходы исследователей педагогических проблем. Излагается позиция, характеризующая возможность использования накопленного в философии науки знаний о моделях развития науки, для развития теоретического педагогического знания в диссертационных работах педагогического характера.

Книга адресована соискателям ученых степеней, их научным руководителям и научным консультантам, она также предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, всем, кто интересуется проблемами педагогики и ее ролью в современной жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ






ПРИЛОЖЕНИЯ


  • Приложение 5……………………………………………………………160

  • Кластер исследований проблемы ознакомления

  • дошкольников с изобразительным искусством

  • Введение



Ускоряющееся развитие науки ХХ века способствовало становлению новой цивилизационной стадии общества, называемой постиндустриальной, или стадией информационного общества XXI века; общества, где основной ценностью становится ЗНАНИЕ, его целесообразность, рациональность и значимость для человека, его влияние на повышение благосостояния общества. В условиях информационного общества именно знание является тем индикатором, по которому можно судить об уровне и динамике развития государства. К началу XXI века стабилизировалось общее количество защит педагогических диссертаций. Ежегодно по педагогическим наукам защищается в среднем 250 докторских диссертаций, при этом кандидатских примерно в 4 раза больше. К сожалению, значительная доля получаемых в настоящее время в диссертационных исследованиях научных результатов, не становится механизмом (средством) решения возникающих на практике проблем.

В процессе своего развития наука решает два типа исследовательских задач: познание реальности и самоосмысление., Научное самопознание неразрывно с научным познанием в целом. Собственно научное познание направлено на внешний относительно науки мир, а самопознание обращено внутрь самой науки. Их взаимодействие позволяет науке существовать и развиваться. Через 25 лет после появления своей книги основатель науковедения английский исследователь Дж. Бернал утверждал: "Наука о науке, или … самосознание науки, является великим начинанием второй половины ХХ-го века"1

Актуальность проблемы исследования, результаты которого представлены в этом издании, определяется необходимостью более глубокого изучения путей развития научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике.

Современная педагогика имеет ряд ха­рактерных особенностей, которые требуют философско-методологического и науковедческого анализа. Важной характеристикой науки является ее ие­рархичность, которая проявляется как в системе научного знания, так и в системе научной деятельности. Сложность развития педагогики, наличие различных, порой альтернативных точек зрения, разных научных школ, подходов, течений, направлений актуализирует проявление двойственного характера научной деятельности. С одной стороны, общее число неизученных проблем, «белых пятен» в педагогическом знании значительно уменьшается – проблемы решаются, с другой – возрастает количество проблем, которые невозможно решить в русле существующих парадигм – проблемы рождаются. А. И. Яблонский утверждал, что «ученый — это не только человек, который, организуя знание, уменьшает энтропию, но и производит ее, определяя новые проблемы будущих исследований».2

В наше время педагогика является одним из важ­нейших социальных институтов, определяющих обществен­ное развитие не только в технологическом, но и в социокультурном плане. Она оказывает существенное влияние на социальные процессы образования, распределения свободного времени, социаль­ной и профессиональной структуры, на культурный уровень. Это доказывает актуальность и необходимость углубленного научного самоанализа, проведенного «изнутри», в рам­ках той объективной действительности, которую охватывает данная отрасль зна­ний. «В исследовательский обиход должны войти новые категории, по­нятия и термины как общенаучного, меж­дисциплинарного, так и частнонаучного характера, привнесенные извне, адаптиро­ванные к специфике педагогической науки и объектам ее изучения».3

Таким «донором» новых подходов в проведении педагогических исследований можно назвать науковедение. Правильная организация педагогических изысканий может существенно ускорить и облегчить процесс получения научного результата. Поэтому так важна сегодня проблема структурной организации и оптимального управления научными исследованиями. Спектр научных исследований разнообразен. Нормативно закреплены три основных вида исследований – фундаментальные, прикладные и разработки4. Диссертация может быть отнесена к любому из этих видов, т.к. по сути, она наряду с отчетами о НИР, публикациями и патентами является сегодня формой предъявления результатов научного исследования.

Эта книга может быть полезна, если Вы действительно хотите провести современное педагогическое исследование, результатом которого станет новое педагогическое знание.

Она может помочь автору исследования увидеть решение той методологической проблемы, которая стоит перед каждым в начале изучения сложного явления.

На наш взгляд, знание механизмов развития науки и сознательное следование избранной концепции (или не следование никакой, но тогда – разработка и обоснование своей собственной позиции) создает реальную возможность повышения объективности оценивания новизны и значимости полученных результатов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconРешение: а) Расстояние между точками и определяется по формуле:. (1)
Цель: развитие у студентов культуры научного мышления, углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания,...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconКонспект лекций по высшей математике. 2 ч. М. 2002. В. В. Пак. Вища...
Цель: развитие у студентов культуры научного мышления, углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания,...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconУтверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол № от 2010г
Развитие социально-научного знания на основе этических и государственно-правовых теорий XV-XVI вв
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии
Курс нацелен на формирование и развитие у будущих педагогов научного мировоззрения, умения использовать приобретенные знания в широком...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconФилософские проблемы естествознания
Целью изучения дисциплины является развитие у студентов научного мировоззрения, способности к философской оценке истории и современного...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconТема Информационные технологии в научной деятельности
Применение ит в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане, тем не менее, стремительно...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconКонспект лекции
Развитие научного познания можно описывать в рамках различных моделей, но инвариантным будет стремление объяснить, как происходит...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины Изучение данной...
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 100700 и...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconТема: Класс Птицы (Aves)
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconТема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida)
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconУрок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconЗадания по природоведению для желающих
Охватывает фундаментальные основы современного научного знания и включает в себя такой комплекс основных понятий, закономерностей...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconУрок 1 Тема : "Введение". Лекция
Охватывает фундаментальные основы современного научного знания и включает в себя такой комплекс основных понятий, закономерностей...
Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике iconЧто мы знаем о небесных телах?
Охватывает фундаментальные основы современного научного знания и включает в себя такой комплекс основных понятий, закономерностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск