Что мы знаем о небесных телах?





Скачать 49.02 Kb.
НазваниеЧто мы знаем о небесных телах?
Дата публикации13.07.2013
Размер49.02 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Астрономия > Вопрос
Из журнала «Естествознание в школе». – 2004. - №6
Что мы знаем о небесных телах?
Комиссаров Владимир Николаевич,

Доцент кафедры естественно-математического образования АПКиПРО, г. Москва

Заботин Владимир Александрович,

учитель физики школы № 19 г. Коврова.
Элективный курс «Что мы знаем о небесных телах» (20 часов) предлагается изучать в 9 классе в рамках предпрофильной (для классов физико-математического и естественнонаучного профилей).

Его основная цель — дать учащимся общие представления о практической астрономии, расширить их знания о небесных телах: планетах, и звездах.
Физика и астрономия — науки о природе, которые повествуют нам о са­мых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе, образую­щих вокруг нас бесконечное разнообразие событий, свидетелями которых мы являемся. Человечество старается разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти ис­точник ее силы и вечного обновления.

Предлагаемый нами элективный курс по астрономии содержательно завершен, Отбираемый учителем материал курса должен удовлетворить интерес школьников и быть доступным для учащихся 9 класса. Кроме того необходимо обеспечечить преемственность с пропедевтическим кур­сом естествознания, а также взаимодействие с параллельно изучае­мыми предметами (математика, химия, биология, география).

Примерная программа элективного курса (заг 2 ур.)

Тема 1. Предмет и методы астрономии (4 ч)

Физика и астрономия — науки о природе. Научный вклад Н.Коперника, Г.Гали­ляй, М.В.Ломоносова, И.Кеплера, И.Ньютона, А.Эйнштейна и др. Научные методы изучения природы. Методы астрономических исследо­ваний и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.

Практическая направленность астрономии и физики. Наблюдения ас­трономов позволяют: ориентироваться на местности, определять географиче­ские координаты, изучать движение Земли и планет, исследовать явления, про­исходящие в Космосе.

Связь астрономии с другими науками.

Рекомендации


Рассказать учащимся о роли наблюдений в астрономии. Наблюдение — основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, про­исходящих во Вселенной. Для проведения наблюдений созданы астрономические обсерватории, которые ос­нащены крупными оптическими телескопами.

Целесообразно сообщить об устройстве и принципе действия телескопа-рефрактора, телескопа-рефлектора, зеркально-линзового телескопа.

Можно рассказать о древних астрономических инструментах: квадрант, телескоп Галилея, астролябию, а также о современных аппаратах для исследо­вания небесных тел: космический аппарат «Вега», радиотелескоп. Астролябию можно предложить изготовить самим учащимся и с ее помощью определять высоту звезд.

Проинформировать учащихся об астрофизике, изучающей природу небес­ных тел. Когда неземные и внеатмосферные наблюдения дополняются экспе­риментами и околоземным космическим пространством, на Луне, Венере и Марсе, а результаты анализируются с учетом достижений физики, математики, химии и других наук. О небесной механике, изучающей законы движе­ния небесных тел, которые лежат в основе теории движения космических аппа­ратов.

На практических занятиях необходимо смонтировать имеющуюся в школьном астрономическом календаре подвижную карту звездного неба.
Тема 2. Звездное небо (4 ч)

Звездное небо, созвездие. Основные созвездия. Определение созвездий и ярких звезд с использованием «схемы взаимного расположения основных созвездий и ярких звезд».

Наблюдение картины звездного неба. Изменение вида звездного неба в течение суток. Понятие небесной сферы.

Рекомендации


Сообщить сведения, необходимые для осознанных наблюдений звездного неба. Дать объяснение наблюдаемым явлениям (суточное движение светил, из­менение вида звездного неба в течение года и др.), ознакомить учащихся с элементами сферической и практической астрономии.

Полезно показать суточное вращение небосвода, используя анализ фотографии околополярной области неба, полученной с помощью неподвижной фотокамеры, которая была направлена на Полярную звезду.

Желательно перед занятиями посетить планетарий, а если это сделать невоз­можно, полезно использовать наглядные таблицы и учебные диафильмы («Звездное небо», «Визуальные движения светил»).

В процессе изучения темы учащиеся должны научиться находить наиболее известные созвездия и яркие звезды этих созвездий: Большую Медведицу, Малую медведицу (Полярная звезда), Кассиопею, Лиру (Вега), Орел (Альтаир), Лебедь (Денеб). Находить стороны света по Полярной звезде.
Тема 3. Основы измерения времени (4 ч)

Видимое годичное движение Солнца: дни равноденствий и солнцестояний.

Основы измерения времени. Географическая широта, долгота. Решение задач на определение поясного времени.

Понятие о летоисчилении. Тропический год. Солнечный календарь. Юлианский и Григорианский календари.

Рекомендации

Знакомясь с годичным движением Солнца, учащиеся должны научиться находить на звездной карте эклиптику и положение Солнца в различные дни, понимать, что годовое движение Солнца по эклиптике — это доказательство обращения Земли вокруг Солнца. Желательно познакомить с зодиакальными созвездиями: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.

Необходимо связать изучаемый материал с географией, вспомнив о часовых поясах. Дать понятие поясного и декретного времени, а при решении задач на определение времени в населенных пунктах, находящихся на различной географической долготе, использовать и понятия о летнем и зимнем времени.

Полезным будет и знакомство учащихся с историей развития летоисчесления: введением юлианского и григорианского календарей.

Тема 4. Солнечная система (4 ч)

Видимое движение планет. Представление о солнечной системе.

Астрономия в древности. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения.

Законы движения небесных тел. Первый Закон Кеплера.

Рекомендации

Познакомить с историей открытия различных планет солнечной системы, объяснить причину видимого петлеобразного движения планет. Рассказать об изменении взглядов на строении солнечной системы: смене геоцентрических представлений гелиоцентрическими, отметив вклад Аристотеля, К.Птолемея, Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Кеплера.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь находить планеты на небе, отличая их от звезд, различать понятия афелий и перигелий (для орбиты Земли), знать расстояние от Земли до Солнца (1 а.е = 149 600 000 км)

Тема 5. Вселенная (4 ч)

Развитие представлений о Вселенной.

Итоговое занятие «Что мы знаем о небесных телах?».

Рекомендации


Заключительные занятия целесообразно провести в виде защиты рефератов учащихся. В процессе выступлений желательно предусмотреть использование плакатов, диафильмов, карты звездного неба.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что мы знаем о небесных телах? iconЧто мы знаем о небесных телах?
Стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления
Что мы знаем о небесных телах? iconЧто мы знаем о небесных телах?
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу в то время как великий океан...
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе,, планете)
Что мы знаем о небесных телах? iconОткрытый аттестационный урок учителя информатики моу «сош №41» г....
Эпиграф к уроку: То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. (П. Лаплас)
Что мы знаем о небесных телах? iconI вариант Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву
Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,...
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры...
Что мы знаем о небесных телах? iconЛ. Мосионжник (Высшая Антропологическая Школа) Что мы знаем о великом Штефане?
Что мы знаем о великом Штефане? Казалось бы, любой молдавский школьник легко ответит: воевал с турками, с венграми а ещё? Почему...
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знаем мы к какой форме глагола относятся слова, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? ?
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И всё же, когда на классном часе в 5 классе учитель спросила нас, что мы знаем об этом событии, мы мало что могли сказать. И после...
Что мы знаем о небесных телах? iconУрок №1. Молитва
Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу христианину было бы очень...
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы опять будем открывать для себя что-то новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы...
Что мы знаем о небесных телах? iconТест Что мы знаем о курении
Влияние слабоалкогольных напитков на уровень физической подготовленности школьников
Что мы знаем о небесных телах? icon«Что мы знаем об алкоголе?»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Что мы знаем о небесных телах? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Благодаря вам, мы теперь точно знаем, что дважды два – четыре и что в жизни нужно не только мечтать, но и считать. Спасибо вам! Наталья...
Что мы знаем о небесных телах? iconТема: «Что мы знаем о птицах»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск