Скачать 49.02 Kb.
|
Из журнала «Естествознание в школе». – 2004. - №6 Что мы знаем о небесных телах? Комиссаров Владимир Николаевич, Доцент кафедры естественно-математического образования АПКиПРО, г. Москва Заботин Владимир Александрович, учитель физики школы № 19 г. Коврова. Элективный курс «Что мы знаем о небесных телах» (20 часов) предлагается изучать в 9 классе в рамках предпрофильной (для классов физико-математического и естественнонаучного профилей). Его основная цель — дать учащимся общие представления о практической астрономии, расширить их знания о небесных телах: планетах, и звездах. Физика и астрономия — науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе, образующих вокруг нас бесконечное разнообразие событий, свидетелями которых мы являемся. Человечество старается разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления. Предлагаемый нами элективный курс по астрономии содержательно завершен, Отбираемый учителем материал курса должен удовлетворить интерес школьников и быть доступным для учащихся 9 класса. Кроме того необходимо обеспечечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, а также взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами (математика, химия, биология, география). Примерная программа элективного курса (заг 2 ур.) Тема 1. Предмет и методы астрономии (4 ч) Физика и астрономия — науки о природе. Научный вклад Н.Коперника, Г.Галиляй, М.В.Ломоносова, И.Кеплера, И.Ньютона, А.Эйнштейна и др. Научные методы изучения природы. Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений в астрономии. Практическая направленность астрономии и физики. Наблюдения астрономов позволяют: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение Земли и планет, исследовать явления, происходящие в Космосе. Связь астрономии с другими науками. РекомендацииРассказать учащимся о роли наблюдений в астрономии. Наблюдение — основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной. Для проведения наблюдений созданы астрономические обсерватории, которые оснащены крупными оптическими телескопами. Целесообразно сообщить об устройстве и принципе действия телескопа-рефрактора, телескопа-рефлектора, зеркально-линзового телескопа. Можно рассказать о древних астрономических инструментах: квадрант, телескоп Галилея, астролябию, а также о современных аппаратах для исследования небесных тел: космический аппарат «Вега», радиотелескоп. Астролябию можно предложить изготовить самим учащимся и с ее помощью определять высоту звезд. Проинформировать учащихся об астрофизике, изучающей природу небесных тел. Когда неземные и внеатмосферные наблюдения дополняются экспериментами и околоземным космическим пространством, на Луне, Венере и Марсе, а результаты анализируются с учетом достижений физики, математики, химии и других наук. О небесной механике, изучающей законы движения небесных тел, которые лежат в основе теории движения космических аппаратов. На практических занятиях необходимо смонтировать имеющуюся в школьном астрономическом календаре подвижную карту звездного неба. Тема 2. Звездное небо (4 ч) Звездное небо, созвездие. Основные созвездия. Определение созвездий и ярких звезд с использованием «схемы взаимного расположения основных созвездий и ярких звезд». Наблюдение картины звездного неба. Изменение вида звездного неба в течение суток. Понятие небесной сферы. РекомендацииСообщить сведения, необходимые для осознанных наблюдений звездного неба. Дать объяснение наблюдаемым явлениям (суточное движение светил, изменение вида звездного неба в течение года и др.), ознакомить учащихся с элементами сферической и практической астрономии. Полезно показать суточное вращение небосвода, используя анализ фотографии околополярной области неба, полученной с помощью неподвижной фотокамеры, которая была направлена на Полярную звезду. Желательно перед занятиями посетить планетарий, а если это сделать невозможно, полезно использовать наглядные таблицы и учебные диафильмы («Звездное небо», «Визуальные движения светил»). В процессе изучения темы учащиеся должны научиться находить наиболее известные созвездия и яркие звезды этих созвездий: Большую Медведицу, Малую медведицу (Полярная звезда), Кассиопею, Лиру (Вега), Орел (Альтаир), Лебедь (Денеб). Находить стороны света по Полярной звезде. Тема 3. Основы измерения времени (4 ч) Видимое годичное движение Солнца: дни равноденствий и солнцестояний. Основы измерения времени. Географическая широта, долгота. Решение задач на определение поясного времени. Понятие о летоисчилении. Тропический год. Солнечный календарь. Юлианский и Григорианский календари. Рекомендации Знакомясь с годичным движением Солнца, учащиеся должны научиться находить на звездной карте эклиптику и положение Солнца в различные дни, понимать, что годовое движение Солнца по эклиптике — это доказательство обращения Земли вокруг Солнца. Желательно познакомить с зодиакальными созвездиями: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Необходимо связать изучаемый материал с географией, вспомнив о часовых поясах. Дать понятие поясного и декретного времени, а при решении задач на определение времени в населенных пунктах, находящихся на различной географической долготе, использовать и понятия о летнем и зимнем времени. Полезным будет и знакомство учащихся с историей развития летоисчесления: введением юлианского и григорианского календарей. Тема 4. Солнечная система (4 ч) Видимое движение планет. Представление о солнечной системе. Астрономия в древности. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения. Законы движения небесных тел. Первый Закон Кеплера. Рекомендации Познакомить с историей открытия различных планет солнечной системы, объяснить причину видимого петлеобразного движения планет. Рассказать об изменении взглядов на строении солнечной системы: смене геоцентрических представлений гелиоцентрическими, отметив вклад Аристотеля, К.Птолемея, Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Кеплера. В результате изучения темы учащиеся должны уметь находить планеты на небе, отличая их от звезд, различать понятия афелий и перигелий (для орбиты Земли), знать расстояние от Земли до Солнца (1 а.е = 149 600 000 км) Тема 5. Вселенная (4 ч) Развитие представлений о Вселенной. Итоговое занятие «Что мы знаем о небесных телах?». РекомендацииЗаключительные занятия целесообразно провести в виде защиты рефератов учащихся. В процессе выступлений желательно предусмотреть использование плакатов, диафильмов, карты звездного неба. |
Что мы знаем о небесных телах? Стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления | Что мы знаем о небесных телах? «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу в то время как великий океан... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе,, планете) | Открытый аттестационный урок учителя информатики моу «сош №41» г.... Эпиграф к уроку: То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. (П. Лаплас) | ||
I вариант Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры... | ||
Л. Мосионжник (Высшая Антропологическая Школа) Что мы знаем о великом Штефане? Что мы знаем о великом Штефане? Казалось бы, любой молдавский школьник легко ответит: воевал с турками, с венграми а ещё? Почему... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знаем мы к какой форме глагола относятся слова, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? ? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И всё же, когда на классном часе в 5 классе учитель спросила нас, что мы знаем об этом событии, мы мало что могли сказать. И после... | ||
Урок №1. Молитва Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу христианину было бы очень... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы опять будем открывать для себя что-то новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы... | ||
Тест Что мы знаем о курении Влияние слабоалкогольных напитков на уровень физической подготовленности школьников | «Что мы знаем об алкоголе?» Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Благодаря вам, мы теперь точно знаем, что дважды два – четыре и что в жизни нужно не только мечтать, но и считать. Спасибо вам! Наталья... | Тема: «Что мы знаем о птицах» Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии |