Скачать 211.93 Kb.
|
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Философия». Программа разработана в соответствии с
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление студентов с основными проблемами и вопросами философии, а также с основными философскими концепциями как современной философии, так и из истории философии. Поэтому помимо обращения к современному состоянию этих проблем, курс предлагает знакомство и с основными этапами в истории западно-европейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XIX-го века. Однако историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного и методологического подхода, ориентированного, прежде всего, на современное понимание данных проблем и их решений. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент факультета менеджмента осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: студенты должны иметь представление об основных философских понятиях и концепциях - как из современной философии, так и из истории философии; студенты должны уметь интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме; студенты должны приобрести навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (КСЕ, история, социология, экономика и др., а также спецкурсов и факультативов). 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
Данный курс в качестве текущего контроля предусматривает написание каждым студентом реферата. Для повышения усвоения материала семинарских занятий предполагается подготовка устных докладов и специально разработанная к курсу система письменных вопросов. В конце курса в качестве итогового контроля проводится зачет (в устной или письменной форме; в последнем случае письменная работа представляет собой краткий анализ отрывка одного из текстов, ранее разбиравшихся на семинарах, либо одной из тем, освещенных на лекциях и оставленных для самостоятельного изучения). Работа на семинарах обеспечивает студента всем объемом материала, необходимого для написания данной работы. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских и практических занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель, оценивая самостоятельную работу студентов, учитывает правильность выполнения домашних работ и полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Накопительная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0.4* Ореферат + 0.3 Оауд + 0.3* Осам.работа Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Орезульт = 0.6* Онакопл + 0.4 *·Озачет Способ округления оценки: арифметический 7Содержание дисциплиныТема I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Занятие 1 Философия как мировоззрение и как концептуальный анализ. Философия приватная и публичная. Отличие философии от науки, искусства и религии. Основные философские вопросы и их специфика. Метафилософия как неотъемлемая часть философии. Существует ли прогресс в философии? История философии и национальные особенности в философии. Философия и здравый смысл. О «полезности» философии. Семинар 1 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001 (Введение, стр. 15 - 18). - Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001 (Главы 1, 2, 5, 6). - Лоу С. Философские истории. М., 2007 (История 5 «Можно ли войти в одну и ту же реку дважды?»). - Лоу С. Философский тренинг. М., 2007 (Глава 24 «Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях?»). Тема II. МИР (Онтология). Занятие 2 Возникновение философии и научное исследование мира в древнегреческой натурфилософии (диалектика бытия и небытия, единого и многого). Проблема происхождения мира. Метафизический вопрос о бытии: «почему вообще есть нечто, а не ничто?» Понятие субстанции. Материя и форма. Онтологические монизм, дуализм и плюрализм. Различие между первичными и вторичными качествами вещей. Ньютоновская революция: деизм и мир как «машина». Кант о космологии: мир как целое. Антиномии разума. Концептуальные схемы и онтологическая относительность. «Онтологический поворот»: понимание бытия. Бытие и сущее. Семинар 2 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 1 «Откуда появилась Вселенная?»). - Лоу С. Философские истории (История 4 «Что реально?»). - Бибихин В. Мир. М., 2007 (Часть 1).
Дополнительная литература: - Платон «Парменид» // Платон, Собрание сочинений. М., ,Т.2, стр. 346 – 357 («Основной элейский тезис», «Критика дуализма вещи и идеи»). - Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». // Кант И. Сочинения. М., 1965, Т.4 (1), стр. 90 – 147. Тема III. ЗНАНИЕ (Эпистемология). Занятие 3 - 5 Знание и восприятие. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема регресса и логического круга в обосновании знания. Контр-пример Э.Геттье. Проблема субъективного знания и скептицизм по отношению к существованию внешнего мира. Солипсизм, релятивизм, скептицизм (радикальный и умеренный). Сон и галлюцинация вместо знания: история об изолированном мозге. Проблемы индуктивного способа познания. Знание априорное и апостериорное. Рационализм и эмпиризм. Каузальная теория знания. Принцип верификации и фальсификации знания. Специфика употребления глагола «знать»: знание-как и знание-что. Парадоксы рациональности (соотношение знания и веры). Биперспективизм и контекстуальная зависимость знания и сомнения. Натурализация эпистемологии. Семинар 3 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 2 «Откуда мы все это знаем?»). - Лоу С. Философский тренинг (Глава 3 «Изолированный мозг», Глава 5 «В логовище релятивиста»).
Дополнительная литература: - Платон «Теэтет» //. Платон, Собрание сочинений. М., , Т.2, стр. 203 – 263 («Знание не есть чувственное восприятие», «Знание не есть только правильное мнение»). Семинар 4
Дополнительная литература: - Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Книга IX «Пиррон», стр. 378 – 396). - Райл Г. Понятие сознания. М., 2000 ( Глава 2 «Знание-как и знание-что», стр. 21 – 69). - Кэррол Л. «Что черепаха сказала Ахиллу?» // Кэррол Л. История с узелками. М., 1985, стр. 368 – 377. Семинар 5 - Лоу С. Философский тренинг (Глава 11 «Является ли креационизм научным?», Глава 14 «Почему мы ожидаем, что Солнце завтра взойдет?», Глава 23 «Чудеса и сверъестественное»).
Дополнительная литература: - Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, Главы II – VII, стр. 21 – 107. Тема IV. СОЗНАНИЕ И ТОЖДЕСТВО ЛИЧНОСТИ (Философия сознания) Занятие 6-8 Призрак в машине или дуализм сознания и тела. Дуализм свойств. Феноменальные качества и неустранимость субъективного: пример Нагеля с летучей мышью. Понятие интенциональности. Материализм и теория тождества сознания и мозга. История о безумце и марсианине. Эволюционная теория и интенциональная установка Д.Деннета. Скептицизм по отношению к другим сознаниям. Аргумент по аналогии, неоправданное обобщение и контраргумент. Логический бихевиоризм и диспозиционные свойства. Поведение как критерий и «философский Зомби». Интеракционизм, элиминативный материализм и аномальный монизм. Возможен ли искусственный интеллект? Тест Тьюринга и «китайская комната» Д. Серля. Имитация и имплантация («киборг» и «репликант»). Функционализм как возможное решение. Подлинная проблема – мышление человека. Можно ли поменяться телами? Тождество качественное и количественное. Физический критерий тождества. Психологический критерий тождества. Теория потока: непрерывность памяти как условие тождества. Личность как субстанция или как сумма впечатлений? Пример Д.Парфита с телетранспортацией и удвоение личности. Проблема выживания. Личность как организующий принцип и уловки воображения. Семинар 6 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 4 «Проблема “сознание - тело”») . - Лоу С. Философский тренинг (Глава 13 «Загадка сознания»).
Дополнительная литература: - Прист С. Теории сознания. М., 2000 (Глава 1 «Дуализм»). Семинар 7 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 3 «Другие сознания»).
Дополнительная литература: - Прист С. Теории сознания (Глава 2 «Логический бихевиоризм», Глава 5 «Функционализм»). - Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004 (Глава 2 «Интенциональность: интенционально-системный подход», Глава 4 «Как интенциональность приобрела важное значение»). - Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002 (Глава III «Ослабляя хватку: силиконовые мозги, сознательные роботы и другие сознания», Глава IV «Сознание и его место в природе», стр. 77-92, 93-114).
Семинар 8
- Лоу С. Философские истории (История 3 «Где же я?»). Дополнительная литература: - Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280. - Деннет Д. «Где я?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 205-213. Тема V. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (Философия языка) Занятие 9 Значение как внутренний ментальный процесс. Теория идеальных значений. Образы и абстрактные идеи. Беркли против Локка: проблема сходства. Истина как соответствие тупики корреспондентной теории. Фреге о различии между значением и смыслом. Грамматика, семантика и онтология. Значение слова и значение предложения. Аргумент личного языка и проблема следования правилу (Л.Витгенштейн). Значение как употребление и концепция языковых игр. Преимущества и недостатки лингвистического бихевиоризма. Контексты и конвенции: социальная природа языкового значения. Теория речевых актов: высказывание как действие. Три уровня речевого акта (Д.Остин). Какие высказывания можно считать бессмысленными и почему. Буквальное значение и понятие импликатуры (П.Грайс). Семинар 9 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 5 «Значение слов»).
Дополнительная литература: - Беркли Дж. «Трактат о принципах человеческого знания» (Введение) // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. - Витгенштейн Л. «Философские исследования», Часть I, // Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994. - Остин Дж. «Как совершать действия при помощи слов?» в кн. Остин Дж. Избранное. М., 1999. Тема VI. СВОБОДА ВОЛИ Занятие 10 Фатализм, судьба и осознанная необходимость. Тупики строгого детерминизма и крайнего индетерминизма. Либертарианство. Проблема свободы воли и нравственной ответственности. Законы природы и функционирование мозга. Умеренный детерминизм: теория совместимости и ее разновидности. Как мы принимаем решение? Диапазон возможностей и теория рационального выбора. Семинар 10 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Свобода воли»).
Дополнительная литература: - Смоллян «Даоист ли бог?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 285-305. - Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007. Тема VII. ЭТИКА (Моральная философия) Занятие 11-12 Нравственность и религия. Субстанциальность зла. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Мета-этика Дж.Э. Мура и «натуралистическая ошибка». Современные направления в этике: нормативная этика, этика добродетели, консеквенциализм, эмотивизм, экспрессивизм. «Первичные» и «вторичные» качества в этике. Моральная удача и скептицизм. Биоэтика и генетика. Деонтологическая этика. Кант о приоритете практического разума над теоретическим. Опровержение гетерономных теорий морали и проблема ответственности. Критерии рационального действия. Причины и мотивы поступков. Различие между гипотетическим и категорическим императивами. Счастье и моральный долг. Формализм кантовской этики и «казуистические вопросы». Современные интерпретации кантовской этики. Семинар 11 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Добро и зло»
Дополнительная литература: - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, «Введение» и Часть первая «Семь угроз этике», стр. 9-74. Семинар 12 - Гулыга А. Кант. М., 1977 (Глава 4 «Идея личности»).
Дополнительная литература: - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть третья «Основания», стр. 134-166. Тема VIII СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Политическая философия) Занятие 13 Основные концепции справедливости и общественного устройства. Справедливость как добродетель (Платон, Аристотель). Понятие естественного состояния и концепция общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Государство и образ Левиафана. Какое принуждение допустимо? Справедливость и неравенство — точки пересечения. Основные черты политического либерализма. Свобода личности и понятие прав человека. Позитивная и негативная свобода (И.Берлин). Теория социальной справедливости Д.Ролза: справедливость как честность. Коммунитаристская критика либерализма (Ч.Тэйлор, Т.Скэнлон). Справедливость как широко понимаемая лояльность (Р.Рорти). Солидарность. Анархия, минимальное государство и самоорганизация (Р.Нозик). Марксизм: политика, история и экономика. Есть ли смысл в различии между «левыми» и «правыми»? Биополитика и концепция власти у М.Фуко. Плюрализм, толерантность и мультикультурализм. Семинар 13 - Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, стр. 54-69. - Дворкин Р. «На что мы имеем право?» // Неприкосновенный запас №6 (20), 2001. - Дворкин Р. «Справедливость и права» // Отечественные записки №2 (10), 2003. Дополнительная литература: - Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010. (Главы I, II, III). - Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007. (Главы II, III, IV, VIII, XI, XII). - Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007. (Главы 1 — 5). Тема IX. РЕЛИГИЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ. Занятие 14 Вечность и время человеческой жизни: проблема объективной значимости. Объективный и субъективный подход. «Внешнее» придание жизни смысла и изобретение смысла «изнутри». Вопрос о смысле (судьбе) бытия и человеческое существование (М.Хайдеггер). «Сущность не предшествует существованию». Смерть как событие жизни. Негативное и позитивное значение смерти. Вечность «до» и вечность «после» рождения (Эпикур). Проблема бессмертия: случай Макропулос (Б.Уильямс). Страх смерти и бессознательное. Абсурд: ирония или пафос (А.Камю и Т.Нагель). Бог как трансцендентный источник смысла и предельное объяснение. Онтологический и космологический аргументы в пользу существования бога. Проблема зла и свобода воли. Пари Паскаля. Атеизм. Естественный отбор и эволюционная биология. Семинар 14 - Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 9 «Смерть», Глава 10 «Смысл жизни»). - Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть вторая «Некоторые этические идеи», стр. 75-110. - Лоу С. Философский тренинг (Глава 7 «Существует ли Бог?»). Дополнительная литература: - Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.
8Образовательные технологииВо время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, разбор практических задач, комментарии к текстам из учебной литературы для семинаров и т.д. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроля
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
. 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникРеале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. Рассел Б. История западной философии. М., 2000. . 10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Справочники, словари, энциклопедии
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, проектор |
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами | Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век» | ||
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры | Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | ||
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | ||
Рабочая программа дисциплины «поликлиническая терапия» Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных... | Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного... | ||
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику... | Рабочая программа дисциплины “внутренние болезни” Область применения Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных... | ||
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»... | Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования... Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... |