Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности





Скачать 211.93 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
Дата публикации07.10.2013
Размер211.93 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Философия».
Программа разработана в соответствии с


  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» юридического факультета

    http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse

  • Образовательной программой для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра

    Рабочим учебным планом университета для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление студентов с основными проблемами и вопросами философии, а также с основными философскими концепциями как современной философии, так и из истории философии. Поэтому помимо обращения к современному состоянию этих проблем, курс предлагает знакомство и с основными этапами в истории западно-европейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XIX-го века. Однако историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного и методологического подхода, ориентированного, прежде всего, на современное понимание данных проблем и их решений.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями


В результате освоения дисциплины студент факультета менеджмента осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


СЛК-1

Правильно дает определения понятиям и правильно их применяет в рассуждении, не нарушает правила и законы логики, в состоянии четко сформулировать и оценить альтернативную точку зрения по конкретной проблеме

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления, а также умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности


СЛК-2

Знает и свободно интерпретирует содержание основных философских концепций, оценивает их с различных точек зрения, может указать слабые и сильные стороны той или иной концепции, в состоянии сформулировать свою точку зрения или гипотезу относительно значимых философских проблем

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6

Правильно дает определения понятиям, не нарушает правила и законы логики, использует риторические приемы

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.

Для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

студенты должны иметь представление об основных философских понятиях и концепциях - как из современной философии, так и из истории философии;

студенты должны уметь интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

студенты должны приобрести навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (КСЕ, история, социология, экономика и др., а также спецкурсов и факультативов).

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Определение философии

23

2

1




20

2

Мир (онтология)

23

2

1




20

3

Знание (эпистемология)

32

6

2




24

4

Сознание и тождество личности (философия сознания)

31

6

1




24

5

Значение слова (философия языка)

23

2

1




20

6

Свобода воли

21

2

1




18

7

Этика (моральная философия)

23

2

1




20

8

Справедливость (политическая философия)

21

2

1




18

9

Религия и смысл жизни

19

2

1




16




Всего

216

26

10




180



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Реферат




*







Письменный, 3-4 тыс. слов

Итоговый

Зачет







*




письменный зачет 90 мин.


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Данный курс в качестве текущего контроля предусматривает написание каждым студентом реферата. Для повышения усвоения материала семинарских занятий предполагается подготовка устных докладов и специально разработанная к курсу система письменных вопросов.

В конце курса в качестве итогового контроля проводится зачет (в устной или письменной форме; в последнем случае письменная работа представляет собой краткий анализ отрывка одного из текстов, ранее разбиравшихся на семинарах, либо одной из тем, освещенных на лекциях и оставленных для самостоятельного изучения). Работа на семинарах обеспечивает студента всем объемом материала, необходимого для написания данной работы.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских и практических занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель, оценивая самостоятельную работу студентов, учитывает правильность выполнения домашних работ и полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопительная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0.4* Ореферат + 0.3 Оауд + 0.3* Осам.работа
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Орезульт = 0.6* Онакопл + 0.4 *·Озачет

Способ округления оценки: арифметический

7Содержание дисциплины


Тема I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Занятие 1

Философия как мировоззрение и как концептуальный анализ. Философия приватная и публичная. Отличие философии от науки, искусства и религии. Основные философские вопросы и их специфика. Метафилософия как неотъемлемая часть философии. Существует ли прогресс в философии? История философии и национальные особенности в философии. Философия и здравый смысл. О «полезности» философии.
Семинар 1

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001 (Введение, стр. 15 - 18).

- Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001 (Главы 1, 2, 5, 6).

- Лоу С. Философские истории. М., 2007 (История 5 «Можно ли войти в одну и ту же реку дважды?»).

- Лоу С. Философский тренинг. М., 2007 (Глава 24 «Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях?»).

Тема II. МИР (Онтология).

Занятие 2

Возникновение философии и научное исследование мира в древнегреческой натурфилософии (диалектика бытия и небытия, единого и многого). Проблема происхождения мира. Метафизический вопрос о бытии: «почему вообще есть нечто, а не ничто?» Понятие субстанции. Материя и форма. Онтологические монизм, дуализм и плюрализм. Различие между первичными и вторичными качествами вещей. Ньютоновская революция: деизм и мир как «машина». Кант о космологии: мир как целое. Антиномии разума. Концептуальные схемы и онтологическая относительность. «Онтологический поворот»: понимание бытия. Бытие и сущее.
Семинар 2

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 1 «Откуда появилась Вселенная?»).

- Лоу С. Философские истории (История 4 «Что реально?»).

- Бибихин В. Мир. М., 2007 (Часть 1).

  • Скратон Р. Кант. Очень краткое введение. М., 2006. стр. 75-84.


Дополнительная литература:

- Платон «Парменид» // Платон, Собрание сочинений. М., ,Т.2, стр. 346 – 357 («Основной элейский тезис», «Критика дуализма вещи и идеи»).

- Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». // Кант И. Сочинения. М., 1965, Т.4 (1), стр. 90 – 147.

Тема III. ЗНАНИЕ (Эпистемология).

Занятие 3 - 5

Знание и восприятие. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема регресса и логического круга в обосновании знания. Контр-пример Э.Геттье. Проблема субъективного знания и скептицизм по отношению к существованию внешнего мира. Солипсизм, релятивизм, скептицизм (радикальный и умеренный). Сон и галлюцинация вместо знания: история об изолированном мозге. Проблемы индуктивного способа познания. Знание априорное и апостериорное. Рационализм и эмпиризм. Каузальная теория знания. Принцип верификации и фальсификации знания. Специфика употребления глагола «знать»: знание-как и знание-что. Парадоксы рациональности (соотношение знания и веры). Биперспективизм и контекстуальная зависимость знания и сомнения. Натурализация эпистемологии.
Семинар 3

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 2 «Откуда мы все это знаем?»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 3 «Изолированный мозг», Глава 5 «В логовище релятивиста»).

  • Лоу С. Философские истории (История 2 «Как узнать, что окружающий мир не иллюзия»).


Дополнительная литература:

- Платон «Теэтет» //. Платон, Собрание сочинений. М., , Т.2, стр. 203 – 263 («Знание не есть чувственное восприятие», «Знание не есть только правильное мнение»).
Семинар 4

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 18 «Странный мир чисел», Глава 19 «Что такое знание?»).


Дополнительная литература:

- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Книга IX «Пиррон», стр. 378 – 396).

- Райл Г. Понятие сознания. М., 2000 ( Глава 2 «Знание-как и знание-что», стр. 21 – 69).

- Кэррол Л. «Что черепаха сказала Ахиллу?» // Кэррол Л. История с узелками. М., 1985, стр. 368 – 377.
Семинар 5

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 11 «Является ли креационизм научным?», Глава 14 «Почему мы ожидаем, что Солнце завтра взойдет?», Глава 23 «Чудеса и сверъестественное»).

  • Никифоров А.Л. Философия науки (Часть I, Глава 1 и Глава 2).


Дополнительная литература:

- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, Главы II – VII, стр. 21 – 107.

Тема IV. СОЗНАНИЕ И ТОЖДЕСТВО ЛИЧНОСТИ (Философия сознания)

Занятие 6-8

Призрак в машине или дуализм сознания и тела. Дуализм свойств. Феноменальные качества и неустранимость субъективного: пример Нагеля с летучей мышью. Понятие интенциональности. Материализм и теория тождества сознания и мозга. История о безумце и марсианине. Эволюционная теория и интенциональная установка Д.Деннета. Скептицизм по отношению к другим сознаниям. Аргумент по аналогии, неоправданное обобщение и контраргумент. Логический бихевиоризм и диспозиционные свойства. Поведение как критерий и «философский Зомби». Интеракционизм, элиминативный материализм и аномальный монизм. Возможен ли искусственный интеллект? Тест Тьюринга и «китайская комната» Д. Серля. Имитация и имплантация («киборг» и «репликант»). Функционализм как возможное решение. Подлинная проблема – мышление человека. Можно ли поменяться телами? Тождество качественное и количественное. Физический критерий тождества. Психологический критерий тождества. Теория потока: непрерывность памяти как условие тождества. Личность как субстанция или как сумма впечатлений? Пример Д.Парфита с телетранспортацией и удвоение личности. Проблема выживания. Личность как организующий принцип и уловки воображения.
Семинар 6

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 4 «Проблема “сознание - тело”») .

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 13 «Загадка сознания»).

  • Райл Г. Понятие сознания (Глава 1 «Миф Декарта»).


Дополнительная литература:

- Прист С. Теории сознания. М., 2000 (Глава 1 «Дуализм»).
Семинар 7

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 3 «Другие сознания»).

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 6 «Может ли машина мыслить?», Глава 8 «Удивительные рассуждения рационального дантиста»).


Дополнительная литература:

- Прист С. Теории сознания (Глава 2 «Логический бихевиоризм», Глава 5 «Функционализм»).

- Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004 (Глава 2 «Интенциональность: интенционально-системный подход», Глава 4 «Как интенциональность приобрела важное значение»).

- Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002 (Глава III «Ослабляя хватку: силиконовые мозги, сознательные роботы и другие сознания», Глава IV «Сознание и его место в природе», стр. 77-92, 93-114).

  • Прист С. Теории сознания (Глава 8 «Как разрешить проблему сознания и тела»).


Семинар 8

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 22 «Пересадка мозга, 'телепортация' и загадка персонального тождества).

- Лоу С. Философские истории (История 3 «Где же я?»).
Дополнительная литература:

- Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280.

- Деннет Д. «Где я?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 205-213.

Тема V. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (Философия языка)

Занятие 9

Значение как внутренний ментальный процесс. Теория идеальных значений. Образы и абстрактные идеи. Беркли против Локка: проблема сходства. Истина как соответствие тупики корреспондентной теории. Фреге о различии между значением и смыслом. Грамматика, семантика и онтология. Значение слова и значение предложения. Аргумент личного языка и проблема следования правилу (Л.Витгенштейн). Значение как употребление и концепция языковых игр. Преимущества и недостатки лингвистического бихевиоризма. Контексты и конвенции: социальная природа языкового значения. Теория речевых актов: высказывание как действие. Три уровня речевого акта (Д.Остин). Какие высказывания можно считать бессмысленными и почему. Буквальное значение и понятие импликатуры (П.Грайс).
Семинар 9

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 5 «Значение слов»).

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 16 «Тайна значения»).


Дополнительная литература:

- Беркли Дж. «Трактат о принципах человеческого знания» (Введение) // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

- Витгенштейн Л. «Философские исследования», Часть I, // Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994.

- Остин Дж. «Как совершать действия при помощи слов?» в кн. Остин Дж. Избранное. М., 1999.

Тема VI. СВОБОДА ВОЛИ

Занятие 10

Фатализм, судьба и осознанная необходимость. Тупики строгого детерминизма и крайнего индетерминизма. Либертарианство. Проблема свободы воли и нравственной ответственности. Законы природы и функционирование мозга. Умеренный детерминизм: теория совместимости и ее разновидности. Как мы принимаем решение? Диапазон возможностей и теория рационального выбора.
Семинар 10

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Свобода воли»).

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 15 «Заслуживаем ли мы наказания?»).


Дополнительная литература:

- Смоллян «Даоист ли бог?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 285-305.

- Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007.

Тема VII. ЭТИКА (Моральная философия)

Занятие 11-12

Нравственность и религия. Субстанциальность зла. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Мета-этика Дж.Э. Мура и «натуралистическая ошибка». Современные направления в этике: нормативная этика, этика добродетели, консеквенциализм, эмотивизм, экспрессивизм. «Первичные» и «вторичные» качества в этике. Моральная удача и скептицизм. Биоэтика и генетика.

Деонтологическая этика. Кант о приоритете практического разума над теоретическим. Опровержение гетерономных теорий морали и проблема ответственности. Критерии рационального действия. Причины и мотивы поступков. Различие между гипотетическим и категорическим императивами. Счастье и моральный долг. Формализм кантовской этики и «казуистические вопросы». Современные интерпретации кантовской этики.
Семинар 11

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Добро и зло»

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 10 «Возможна ли нравственность без Бога и религии?», Глава 12 «Проектируемые дети», Глава 20 «Похожа ли мораль на очки?»).


Дополнительная литература:

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, «Введение» и Часть первая «Семь угроз этике», стр. 9-74.
Семинар 12

- Гулыга А. Кант. М., 1977 (Глава 4 «Идея личности»).

  • Лоу С. Философский тренинг (Глава 17 «Убить Мэри, чтобы спасти Джоди»).


Дополнительная литература:

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть третья «Основания», стр. 134-166.

Тема VIII СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Политическая философия)

Занятие 13

Основные концепции справедливости и общественного устройства. Справедливость как добродетель (Платон, Аристотель). Понятие естественного состояния и концепция общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Государство и образ Левиафана. Какое принуждение допустимо? Справедливость и неравенство — точки пересечения. Основные черты политического либерализма. Свобода личности и понятие прав человека. Позитивная и негативная свобода (И.Берлин). Теория социальной справедливости Д.Ролза: справедливость как честность. Коммунитаристская критика либерализма (Ч.Тэйлор, Т.Скэнлон). Справедливость как широко понимаемая лояльность (Р.Рорти). Солидарность. Анархия, минимальное государство и самоорганизация (Р.Нозик). Марксизм: политика, история и экономика. Есть ли смысл в различии между «левыми» и «правыми»? Биополитика и концепция власти у М.Фуко. Плюрализм, толерантность и мультикультурализм.
Семинар 13

- Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, стр. 54-69.

- Дворкин Р. «На что мы имеем право?» // Неприкосновенный запас №6 (20), 2001.

- Дворкин Р. «Справедливость и права» // Отечественные записки №2 (10), 2003.
Дополнительная литература:

- Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010. (Главы I, II, III).

- Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007. (Главы II, III, IV, VIII, XI, XII).

- Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007. (Главы 1 — 5).

Тема IX. РЕЛИГИЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ.

Занятие 14

Вечность и время человеческой жизни: проблема объективной значимости. Объективный и субъективный подход. «Внешнее» придание жизни смысла и изобретение смысла «изнутри». Вопрос о смысле (судьбе) бытия и человеческое существование (М.Хайдеггер). «Сущность не предшествует существованию». Смерть как событие жизни. Негативное и позитивное значение смерти. Вечность «до» и вечность «после» рождения (Эпикур). Проблема бессмертия: случай Макропулос (Б.Уильямс). Страх смерти и бессознательное. Абсурд: ирония или пафос (А.Камю и Т.Нагель). Бог как трансцендентный источник смысла и предельное объяснение. Онтологический и космологический аргументы в пользу существования бога. Проблема зла и свобода воли. Пари Паскаля. Атеизм. Естественный отбор и эволюционная биология.
Семинар 14

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 9 «Смерть», Глава 10 «Смысл жизни»).

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть вторая «Некоторые этические идеи», стр. 75-110.

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 7 «Существует ли Бог?»).
Дополнительная литература:

- Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.

  • Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. (Глава первая «Глубоко религиозный безбожник» и Глава пятая «Корни религии»).



8Образовательные технологии


Во время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, разбор практических задач, комментарии к текстам из учебной литературы для семинаров и т.д.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля





  1. Философия – мировоззрение или концептуальный анализ?

  2. Философия о существовании мира

  3. Возможно ли объективное знание?

  4. Противоречия релятивизма

  5. Основные принципы философского скептицизма

  6. Декарт и наука Нового времени

  7. Что такое сознание?

  8. Проблема искусственного интеллекта

  9. Дуализм идеального и материального

  10. Существуют ли объективные критерии добра и зла?

  11. Проблема свободы воли

  12. Здравый смысл и философия обыденного языка

  13. Религия и проблема смысла жизни

  14. Что такое справедливость?

  15. Философия и научное познание



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.


  1. Философия как мировоззрение

  2. Философия как концептуальный анализ

  3. Философия и здравый смысл

  4. Философия и вопрос о происхождении мира

  5. Древнегреческая натурфилософия

  6. Субстанция. Материя и форма

  7. Первичные и вторичные качества вещей

  8. Различие между онтологическим монизмом, дуализмом и плюрализмом

  9. Кант об антиномиях разума

  10. Концептуальная схема и онтологическая относительность

  11. Релятивизм

  12. Знание и мнение

  13. Проблема обоснования знания

  14. Различие между солипсизмом и скептицизмом

  15. Проблема индуктивного обоснования знания

  16. Философия рационализма

  17. Философия эмпиризма

  18. Научное и не-научное знание

  19. Верификация и фальсификация

  20. Знание как диспозиция. Знание-как и знание-что

  21. Что такое сознание?

  22. Дуализм души и тела

  23. Функционализм и теория тождества сознания и мозга

  24. Проблема других сознаний

  25. Логический бихевиоризм

  26. Проблема искусственного интеллекта

  27. Проблема тождества личности

  28. Значение слова как употребление

  29. Различие между значением и смыслом слова

  30. Теория речевых актов

  31. Аргумент личного языка

  32. Проблема свободы воли: детерминизм и индетерминизм

  33. Свобода воли: теория совместимости и ее разновидности

  34. Проблема объективности моральной оценки: сущее и должное

  35. Гедонизм и утилитаризм

  36. Дж.Э. Мур о «натуралистической ошибке» в этике

  37. Деонтологическая этика И.Канта

  38. Что такое справедливость?

  39. Позитивная и негативная свобода

  40. Проблема смысла жизни

  41. Проблема доказательства бытия бога

  42. Нравственность и религия

.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000.

Рассел Б. История западной философии. М., 2000.

.

10.2Основная литература


    1. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

    2. Никифоров А.Л. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ: Основы философии. М., 2001.

    3. Лоу С. Философские истории. М., 2007.

    4. Лоу С. Философский тренинг. М., 2007.

    5. Гулыга А. Кант. М., 1977.

    6. Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006.

    7. Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, с. 54-69.

    8. Дворкин Р. «На что мы имеем право?» // Неприкосновенный запас №6 (20), 2001.

    9. Дворкин Р. «Справедливость и права» // Отечественные записки №2 (10), 2003.

10.3Дополнительная литература


  1. Платон Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990-94.

  2. Кант И. Сочинения. М., 1965.

  3. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  4. Кэррол Л. История с узелками. М., 1985.

  5. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

  6. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

  7. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

  8. Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004.

  9. Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002.

  10. Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280.

  11. Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003.

  12. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

  13. Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994.

  14. Остин Дж. Избранное. М., 1999.

  15. Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007.

  16. Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006.

  17. Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010.

  18. Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007.

  19. Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007.

  20. Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.

  21. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008.

10.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  2. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

  3. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М., 2009.


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютер, проектор

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconРабочая программа дисциплины «поликлиническая терапия»
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconРабочая программа дисциплины “внутренние болезни” Область применения
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск