Область применения и нормативные ссылки





НазваниеОбласть применения и нормативные ссылки
страница1/6
Дата публикации12.10.2013
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет: Экономики


Программа дисциплины
Философия

Для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

Автор: Б.Н. Кашников, доктор философских наук, профессор кафедры практической философии


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

2013
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Философия».

Программа разработана в соответствии с:

  • OC ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ 080100.62 «Экономика»;

  • БУП;

  • РУП



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной

деятельности,


ОНК-1

Указывает на взаимосвязь философии и общественных наук.

Сравнительный анализ положений общественных наук и концептов философии

Умение работать с информацией из различных источников

ИК- 4

Умеет анализировать и выбирать философские тексты

Анализ философских текстов

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Умеет критически оценивать мировоззренческие и философские суждения и тексты

Анализ положений философских текстов, аргументация в ходе занятий

Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы

СЛК-2

Умеет выносить суждения в отношении сложных моральных и мировоззренческих проблем

Философский дискурс, разбор философских текстов, прослушивание лекций

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в

обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

СЛК-4

Умеет давать взвешенные характеристики в отношении экономических процессов и социальных явлений

Философский дискурс, разбор философских текстов, прослушивание лекций

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6

Логически верная, аргументированная речь и письмо

Философские рассуждения, доказательства

Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК-9

Работа над собой, ориентация на высшие профессиональные и моральные ценности

Изучение этики, методологии познания

Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков


СЛК-10

Работа над собой, ориентация на высшие профессиональные и моральные ценности

Изучение этики, методологии познания

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

СЛК- 11

Работа над собой, ориентация на высшие профессиональные и моральные ценности

Изучение этики, методологии познания

Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений,

разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев

социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-

экономических последствий


ПК-13



Умеет правильно оценивать последствия своих и чужих управленческих решений посредством их философско-нормативного анализа


Анализ основных положений философии, в особенности этики



Цели освоения дисциплины
Преподавание дисциплины «Философия» имеет общей целью:

  • обеспечить изучение достижений мировой и отечественной философской мысли, исторического опыта человечества, обращенных к проблемам человека и смысла жизни, анализу современного общественного развития , осмыслению общечеловеческих гуманистических ценностей и способствовать на этой основе формированию у них прочных научных мировоззренческих ориентаций, необходимого уровня общей и философской культуры.

  • помочь студентам овладеть основами методологии научного анализа процессов жизнедеятельности общества, адекватной современным условиям.

  • формировать у студентов умение творчески мыслить, применять основные положения философского знания в деле формирования духовного мира личности, свободы ее проявления и высокой ответственности за выполнение профессионального долга, развития интеллекта, высокой культуры, нравственности.

  • формировать прочные навыки и умения систематической работы над философскими источниками и литературой, совершенствованием своих философских знаний.

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • историю возникновения и этапы развития философии, ее основные исторические типы, содержание и особенности зарубежной философской мысли,.

  • философские и религиозно-этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека, условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, за обеспечение и сохранение мира, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

  • сущность философского понимания общества как развивающейся системы, диалектику взаимодействия его основных сфер, роль и место человека в развитии природы и общества, характер современных глобальных проблем и пути их разрешения.

  • основы методологии научного исследования.

  • базисные ценности культуры, ее специфику в традиционном и современном обществах.

  • основные формы человеческого знания, особенности его функционирования в современном информационно-техническом мире, исторические типы и эволюцию форм научного познания.

  • структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

УМЕТЬ:

  • самостоятельно и творчески работать над философскими источниками и литературой, правильно ориентироваться в современном широком спектре философских школ и направлений, работать над углублением и систематизаций своих философских знаний, придавая им боле стройную логическую, мировоззренческую направленность и методологическую культуру.

  • применять навыки и умения философского мышления, анализа практического опыта в условиях формирования новых общественных отношений.

  • выражать и аргументированно обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕН:

  • с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции западноевропейской, восточной и русской философии.

  • с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знаний, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знаниями и приемами работы с ними.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, веры и знания, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.
Преподавание учебной дисциплины «Философия» должно быть направлено на раскрытие, прежде всего, мировоззренческих и методологических аспектов проблем человека, природы, общества и их взаимодействия в объеме требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


Методические указания студентам

Занятия философией требует систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения философской терминологии.

Основными формами изучения курса «Философия» являются лекции, семинары, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя изучение рекомендованной научной и учебной литературы, подготовку к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе.

Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает:

- самостоятельное изучение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей;

- определение своего мнения по обсуждаемым вопросам;

- составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам.

Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Это методическое требование основано на данных педагогики и психологии, согласно которым активное запоминание и усвоение полученной словесной информации достигается тогда, когда подкрепляется операцией записывания. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью.

Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты.

Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня.

Конспектирование призвано продемонстрировать умение слушателей квалифицированно разбираться в специальной философской литературе: анализировать тексты, отличать в них существенное от существенного, определять позицию автора и развиваемые им основные положения и выводы, к которым он проходит… и т.п.

Основное правило работы в этом жанре: конспект должен показать степень умения слушателей извлекать из текста максимум философского содержания и находить в нем минимум выразительных средств.

Структуру конспекта целесообразно выстраивать из следующих «блоков», представляющих собой ответы на такие вопросы:

- Какую философскую проблему рассматривает (ставит, анализирует, пытается решить) автор статьи?

- Какие аспекты этой проблемы (или круг вопросов) оказываются в центре его внимания?

- Какую позицию отстаивает автор (указывает ли он на другие позиции и ведет ли он с ними полемику?) и каким образом он обосновывает свою точку зрения?

- Что утверждает автор: каковы основные положения его статьи, и к каким выводам он приходит?

Наиболее корректным способом выражения мыслей автора является их цитирование, но с сокращениями не искажающими их суть. Поэтому необходимо опускать все лишнее и несущественное. Опущенные из текста слова, как правило, заменяются отточиями.

Конспект не требует внутренней связанной структуры изложения и может быть выстроен из отдельных фрагментов, фиксирующих основные положения автора статьи. Можно ограничиться рубриками: «Проблема», «Аспекты», «Позиция автора», «Основные положения», «Выводы», «Отдельные мысли (Идеи)».

Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному.

Курсовые экзамены и зачеты являются составной частью учебного процесса. Результаты сданных экзаменов и зачетов за определенный период обучения служат показателями качества подготовки будущих специалистов и выявляют их творческие способности.

Формой итогового отчета первого семестра изучения учебной дисциплины является зачет. Оценка «зачет» или «незачет» выставляется по результатам учебной работы слушателя или итогового собеседования на последнем занятии.

Знания слушателя на курсовом экзамене определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка может быть выставлена либо на экзаменах, либо по результатам текущей учебной работы слушателя.

Проведение экзамена по курсу «Философия» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

- степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

- глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

- диапазон знания философской литературы;

- логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

- уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

- глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса;

- отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом и терминологией философии;

- знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

- логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

- знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

- умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем программы;

- знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;

- в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

- фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;

- неполное знакомство с рекомендованной литературой;

- стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

- незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;

- неумении выполнять предусмотренные программой зада
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из трех основных элементов:

  1. Итоговая оценка за работу на семинарских занятиях. Оценку выставляет семинарист. Она может включать в себя оценку за рефераты, эссе, доклады и иные виды работы. Обязательным условием является посещение занятий.

  2. Итоговая оценка по письменному тесту, который проводится в конце изучения курса на одном из последних семинарских занятий, а также в середине курса и по мере необходимости (средняя арифметическая). Письменный тест должен подтвердить знание: лекционного материала, философских текстов, рекомендованной учебной литературы

  3. Итоговая оценка за устный экзамен, который проводится в конце курса на основе экзаменационных билетов.

  4. В исключительных случаях студент может получить оценку без устного экзамена (автомат). Обязательным условием в этом случае является безукоризненное посещение лекций и семинаров, отсутствие пропущенных занятий и работа на семинарских занятиях

Результирующая оценка по дисциплине складывается по формуле: О результ. = q1O итог. контроль + q1О накопленная . При этом q1 = 0,5, а q2 = 0,5. Накопленная оценка (работа на семинарах, посещение занятий), в свою очередь, складывается по формуле: О накопленная = k1 O текущий + k2 O аудит. При этом k1 = 0,5, k2 = 0,5.

:
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Область применения и нормативные ссылки icon1. Область применения и нормативные ссылки
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Область применения и нормативные ссылки iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Область применения и нормативные ссылки
Область применения и нормативные ссылки icon1. Область применения и нормативные ссылки
Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства
Область применения и нормативные ссылки iconНастоящая программа не может быть использована другими подразделениями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Область применения и нормативные ссылки iconНастоящая программа не может быть использована другими подразделениями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 года обучения направления...
Область применения и нормативные ссылки iconПрограмма дисциплины «Теория общественного выбора» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Область применения и нормативные ссылки iconНастоящая программа не может быть использована другими подразделениями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Область применения и нормативные ссылки iconТребования к оформлению контрольных работ
При ответах на вопросы необходимо делать ссылки на использованную литературу и нормативные акты
Область применения и нормативные ссылки iconНормативные ссылки
Развитие институционального механизма постоянного мониторинга рынка значимых для отрасли современных образовательных технологий
Область применения и нормативные ссылки iconПолезные ссылки для учителя русского языка
Рособрнадзор /нормативные документы по итоговой аттестации егэ, гиа, шкалы перевода баллов в отметки
Область применения и нормативные ссылки icon2 Нормативные ссылки
Введен в действие приказом директора Филиала угнту в г. Салавате от 04. 07. 2006 №33-03, дата введения 10. 07. 2006
Область применения и нормативные ссылки icon2 Нормативные ссылки
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате (Филиал угнту в г. Салавате)
Область применения и нормативные ссылки icon«Свойства, характеристика и область применения электроизоляционной бумаги»
Целью данной работы является исследование свойств, характеристик и области применения электроизоляционной бумаги
Область применения и нормативные ссылки iconСсылки на информационно-образовательные ресурсы
Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов, сайтов, электронных...
Область применения и нормативные ссылки iconЭнергетическая установка
Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной...
Область применения и нормативные ссылки icon1 Область применения
Приложение а (обязательное) Форма каталожного листа продукции (лицевая сторона)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск