Скачать 58.4 Kb.
|
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www.boltun-spb.ru Материал сайта: Аверина Кристина: k_averina@mail.ru Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha@mail.ru Автор данного материала: Минина Н.Н., учитель-логопед МБОУ СОШ № 4 г. Салехард Дата публикации: 05.02.2013 Тема: Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях. Цели:
Оборудование: предметные картинки (коза, коса), предметные картинки со звуками [С]-[З], зеркала, карточки с заданиями. Ход занятия: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги: За-са-са Со-зо-зо-со Со-зо-со За-за-за-са Су-зу-су Зы-зы-сы-сы Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, Всё ль в порядке – Ручка, зеркало, тетрадка! 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово. [З] КО А [С] Прочитайте, какие слова у меня написаны. Чем похожи и чем отличаются эти слова? Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова. Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов. Придумайте предложение со словом «коза». Придумайте предложение со словом «коса». А какие ещё значения слова «коса» вы знаете? Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много. Как называются такие слова? А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах и предложениях, чтобы ошибок в ваших работах по русскому языку было меньше. 2.2 А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С». Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. (Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы) А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З». (Разбираем артикуляцию звука) Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З]. А давайте подумаем, чем же они отличаются? Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]). С голосом или без голоса произносим этот звук? Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой. В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий? Дайте характеристику звуку [С]. В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий? Дайте характеристику звуку [З]. Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]? А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните. (А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С) Какой буквой на письме обозначен звук [З]? Какой буквой на письме обозначен звук [С]? (Буквы выставляю на доску) Откройте тетради и подпишите число. Дифференциация звуков в слогах А теперь такое задание: я буду говорить различные слоги,а ваша задача выбрать слоги со звуком [З] и записать под букву «З», слоги со звуком [С] - под букву «С». (За, бу, ду, со, мо, зо, ду, са, ло, ма, сы, зы, ка, ды, ты, зу, лу, су) Прочитайте слоги в первом столбике. С каким звуком все эти слоги? Дайте характеристику звуку [З]. Прочитайте слоги во втором столбике. С каким звуком все эти слоги? Дайте характеристику звуку [С]. Дифференциация в словах Сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался». Работаем устно. Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове. Кто в левом верхнем углу? Что в правом нижнем углу? Что над капустой? Что под зайцем? Кто слева от санок? Кто между косой и собакой? Кто справа от слона? Что между собакой и стаканом? Что в левом нижнем углу? А сейчас запишите слова со звуком [З]. Прочитайте какие слова вы выписали. Подчеркните букву «З». В слове «коза» слышу «З», подчёркиваю букву «З» двумя чертами, т.к. это звонкий согласный. В слове «коса» слышу звук «С», подчеркиваю букву «С» одной чертой, т.к это глухой согласный звук. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Скок-скок, скок–скок, Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки становись! На носочки, скок-скок-скок, А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли пятки. А теперь мы поиграем в игру «Из двух – третье». Вам нужно соединить слова первого столбика со словами второго столбика, чтобы получились новые слова. Записать эти слова в тетрадь. (Дети самостоятельно записывают слова, затем проверяем, подчёркиваем буквы «С» и «З») фа сук бар оса пол соль зал яр стол ежи Дифференциация в предложениях На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание. ЗАДАНИЕ: Спиши предложения, вставляя по смыслу слова из справки. Подчеркни буквы «З» и «С». Зимой стояли сильные … . Собака оскалила острые … . Возле беседки … берёза. Сегодня будет десять … мороза. Слова для справки: градусов, зубы, стоит, морозы. (В слове морозы слышу звонкий согласный [З], пишу букву «З», подчёркиваю одной чертой). 3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Какие два звука мы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем они отличаются? Придумайте слова со звуками [З] и [С]. |
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | ||
Конспект коммуникативно-познавательной деятельности (подгрупповой)... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | «болтунишка» сайт для логопедов и заботливых родителей «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | ||
«болтунишка» сайт для логопедов и заботливых родителей Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
«болтунишка» сайт для логопедов и заботливых родителей В 2013/2014 учебном году образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен осуществляться в соответствии с базисным... | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
План-конспект открытого урока по физической культуре План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" |