Скачать 48.16 Kb.
|
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Д] – [Т] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www.boltun-spb.ru Материал сайта: Аверина Кристина: k_averina@mail.ru Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha@mail.ru Автор данного материала: Терентьева Наталья Александровна, учитель-логопед МБОУ СОШ №3 ЯНАО, г. Салехард Цель:
Задачи:
Оборудование:
Ход занятия: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем проговаривать все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели». - Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ - Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка). - Сколько звуков в этих словах? (6 звуков). - Это очень похожие слова «уточка-удочка». - А чем они различаются? - В слове «удочка» второй звук - [д]. - В слове «уточка» второй звук - [т]. На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка». - Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово. - Сегодня мы будем учиться различать звуки [д] и [т] и буквы «д» и «т», для того, чтобы на письме их не путать. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ - Давайте дадим характеристику нашим звукам. - Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково). - Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные. - Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит). - С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). - А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса. - Мы можем сделать вывод. Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении. [т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса. [д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ - Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами). - Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. - А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ - Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. - Запишите слоги парами по звонкости–глухости. (Запись на доске). - Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии. Т \ А О У / Д - ТА, ТО, ТУ; - ДА, ДО, ДУ; - А что образуется из слогов? (Слова). - Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ - Сейчас поиграем в игру «Что где находится?» - Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем. Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус. - Какой звук слышим в слове «капуста»? (В слове «капуста» слышим звук [т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «т»). - Какой звук слышим в слове «дом». (В слове «дом» слышим звук [д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «д»). По аналогии разбираются остальные слова. - Молодцы справились с этим заданием хорошо. - Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений. У, дом, в деревне, дедушки. Пруд, деревни, около. Летом, Тёма, был, у, дедушки. - Прочитайте, что у вас получилось. - Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы. Выделите наши буквы, как мы это делали в словах. - Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ). - Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ. - У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки. - Придумайте продолжение нашему рассказу. I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне. II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку. - Как можно озаглавить наш текст? ИТОГ ЗАНЯТИЯ - Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ( [т], [д] ). - Дайте краткую характеристику этих звуков. [т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса. [д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос. - Для чего мы учились различать эти звуки? (Чтобы писать без ошибок). - - |
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект открытого урока логопедический сайт болтунишка Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | ||
Конспект открытого урока во 2 г классе на тему: «Дифференциация звуков... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Дифференциация звуков [б]-[п] и букв Б, п в слогах, словах и предложениях» | ||
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука /Р/ в слогах, словах и предложениях Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край | Конспект коммуникативно-познавательной деятельности (подгрупповой)... Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «Русское слово учебник», 2011 | ||
Тема урока Дифференциация звуков [с] [ш] в слогах, словах и предложениях Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Конспект «Дифференциация согласных [д т], [д’ т’] в слогах, словах,... Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками [д-д*] [т-т*] и буквами их обозначающими | ||
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... П] образуется губами, [Т] – языком), а в остальном характеристики этих звуков одинаковы ( парные, глухие согласные). Для запоминания... | Конспект индивидуально-подгрупповой непосредственно образовательной... Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край | ||
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж]» (3 класс)... Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте | Конспект группового занятия. Тема: Автоматизация звука Л Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: учить детей дифференцировать звуки б-б΄в слогах, словах, предложениях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Закреплять формирование артикуляционного уклада в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях | ||
Пояснительная записка. Дидактическая игра Цель создания: совершенствование у учащихся 1 класса навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков и букв, их обозначающих,... | Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука [Л] «клава заблудилась» Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте |