Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 337.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации10.11.2013
Размер337.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию РФ
Владивостокский государственный университет

Экономики и сервиса


Е.С. Шевченко

ФИЛОСОФИЯ

Учебная программа курса

для всех специальностей

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2009

ББК


Учебная программа по дисциплине «Философия» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.

Предназначена студентам всех специальностей очной и заочной формы обучения.
Составитель: Е.С. Шевченко, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии.
Утверждена на заседании кафедры философии и психологии, протокол №5 от 16.01.09.

Рекомендована к изданию УМК ИМОСТ ВГУЭС протокол № 2 от 16.01.2009

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2009

ВВЕДЕНИЕ
Философия изучает научные, философские и религиозные картины мира, этапы развития философской мысли: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию. Предметом исследования в философии являются проблемы бытия, познания, социального бытия и смысл человеческого бытия. Анализ философских понятий и категорий, идей и концепций дает возможность научиться ориентироваться в огромном количестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности.

Среди многих аспектов социальной философии и философской антропологии философия изучает человека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека, его свободу и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание, а также глобальные проблемы современности.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и разработана на основе учебных планов специальностей ВПО и требований освоения дидактических единиц стандарта по дисциплине «Философия».


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. 1.1. Цель и задачи учебного курса


Основная цель курса: ознакомление студентов с фундаментальными мировоззренческими проблемами в истории философии, социальной философии и философской антропологии. Отдельные разделы курса посвящены изучению основных методов философского познания, сути онтологической и гносеологической проблематики, а также собственно значению философского знания в современной культуре.

Основные задачи курса включают в себя изучение философских понятий и категорий; основных разделов философии: онтологии, гносеологоии, учения об обществе и человеке; исторических типов философствования и направлений философской мысли.

Особенность данного курса состоит в том, что он помогает студентам преобразовывать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание, воспитывает культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности.


    1. 1. 2. Связь с другими дисциплинами.


Изучение философии опирается на знание ряда сопредельных гуманитарных и естественно-научных дисциплин: истории, концепций современного естествознания.
1.3. Компетенции, которыми должен обладать студент в результате изучения курса
В результате изучения курса студент должен приобрести компетенции: владение философским инструментарием и умение ориентироваться в социокультурном знании, иметь представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре.

Знать:

  • философские понятия и категории – инструментарий философских знаний;

  • основные проблемы онтологии, гносеологии и учения о человеке и обществе;

  • исторические типы философствования;

  • основные идеи и концепции западной, восточной и отечественной философии;

Уметь:

  • систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;

  • ориентироваться во множестве мнений, концепций, верований и ценностей;

  • раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности.


Получить навыки:

  • правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных;

  • владеть основами научного стиля языка и мышления.


1.4. Объем и сроки изучения курса

(для очной формы обучения)
Дисциплина изучается в течение 1 семестра в объеме 170 часов, из них 34 лекционных часа и 34 часа на семинарских занятиях.
1.5. Основные виды занятий и особенности их проведения
1.5.1. Лекционные занятия
В лекционных занятиях отводится время (10 минут) для ответов на контрольные вопросы теста по пройденной теме лекции в форме самостоятельной работы.
1.5.2. Семинарские занятия


  1. Опрос.

  2. Групповые дискуссии

  3. Тестовый контроль.

  4. Защита рефератов по темам семинарских занятий.


1.6. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса
Студенты получают темы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям; выполняют проверочные контрольные работы; докладывают выполненные самостоятельно учебные задания на семинарских занятиях (эссе, рефераты, конспекты).
1.7. Техническое и программное обеспечение дисциплины.
Для проведения лекционных занятий используется медиа-проектор для демонстрации презентаций, тестовых заданий и анализа учебного материала. Для достижения максимальной эффективности семинарских занятий могут быть использованы видео и аудио материалы библиотечного фонда.
1.8. Виды текущего и промежуточного контроля
Текущий контроль осуществляется в форме проверочных работ и тестов по изученному теоретическому материалу. При неудовлетворительной оценке по тесту или проверочной работе студенты сдают их повторно; промежуточный контроль составляют: отсутствие пропусков лекционных и семинарских занятий и положительные оценки за выполнение тестов и проверочных работ. Результаты текущего контроля фиксируются в текущей аттестации в виде набранных студентом баллов.

Промежуточный контроль в форме экзамена - теста ФЭПО или СИТО по теоретическому материалу. Для получения положительной оценки на экзамене студент должен:

  • посещать все занятия;

  • проявлять активность на занятиях;

  • иметь положительные оценки за проверочные работы и тесты;

  • вполне владеть пройденным материалом;

  • свободно дискутировать на заданную тему;

  • знать основную терминологию по предмету;

  • уметь правильно отвечать на вопросы экзаменационного теста.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Философия и ее роль в жизни и обществе
Предмет философии. Исторические и современные представления о предмете философии; круг философских проблем; структура философского знания; исторические и современные представления о предмете философии. Соотношение философии и мировоззрения; специфика философии в ее отношении к науке, религии и искусству. Функции философии. Значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира. Специфика философии. Особенности философского мировоззрения: отличие от мифологии, религии, науки. Круг философских проблем и соответствующие им разделы философского знания. Генезис философии. История возникновения философии, основные этапы ее развития, их основные черты.

Тема 2. Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия).
История возникновения Древневосточной и Древнегреческой философии. Периодизация и характерные черты Древневосточной философии. Общие закономерности и различия философии Востока и Запада. Древнеиндийская философия: первые священные книги («Веды») и философские комментарии («Упанишады»); Брахманизм, Джайнизм, Буддизм. Главные идеи философии Будды. Древнекитайская философия: космологические концепции («Книга перемен»), «сто философских школ» (Даосизм, Конфуцианство, Моизм и Легизм).
Тема 3. Проблема бытия в ранней античной философии.
Основные этапы развития Античной философии, их основные черты. Основные школы и представители. Круг философских проблем, философские позиции ведущих представителей.

Генезис, природа и развитие античной философии. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии. Понятие и цель античной философии. Отличительные особенности античной философии. Фундаментальные проблемы античной философии. Фазы и периоды античной философии. "Натуралисты" и философы "физиса". Первые ионийцы и проблема начала всех вещей. Фалес из Милета. Анаксимандр из Милета. Анаксимен из Милета. Гераклит из Эфеса. Пифагорейцы и число как начало. Число как начало. Божественное и душа. Ксенофан и элеаты: открытие бытия. Ксенофан и его отношения с элеатами. Парменид и его поэмы о бытии. Зенон и рождение диалектики. Физики-плюралисты и физики-эклектики. Атомизм Демокрита.

Тема 4. Философия Сократа, Платона и Аристотеля
Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека. Протагор и метод противоречий. Горгий и риторика. Сократ и основание философии западной морали. Открытие человека (человек - это его душа). Диалектический метод. Сократа. "Опровержение" и сократическая "майевтика". Платон и античная Академия. Обоснование метафизики. Мир идей. Структура идеального мира. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса. Бог и божественное у Платона. Источники познания. Ступени познания: мнение и наука. Диалектика. Концепция человека. Дуалистическое понимание человека. Идеальное государство и его исторические формы. Миф о пещере. Четыре значения мифа о пещере. Отношения Аристотеля и Платона. Определение метафизики. Четыре причины. Бытие и его смысл. Проблематика субстанции. Субстанция, акт, потенция. Платон и Аристотель о сверхчувственном. Учении е о четырех причинах. Характеристики аристотелевской физики. Теория движения. Пространство, время, бесконечное. Душа и ее «трехчастность». Практические науки: этика и политика.
Тема 5. Философия Средних веков и Возрождения
Основные проблемы, характерные для определенных этапов классической европейской философии, подходы в их решении. Этапы развития Средневековой философии. Основные черты философии Возрождения. Проблемы и основные подходы в их решении наиболее известными представителями.

Разработка библейского послания и философствование в вере. Доктринальные и философские проблемы в связи с Библией. Латинская патристика и святой Августин. Философствование в вере. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин". Истина и прозрение. Бог. Троица. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена". Структура темпоральности и вечность. Зло и его онтологический статус. Воля, свобода, благодать. "Град земной" и "Град Божий". Суть человека — это любовь.

Фома Аквинский: жизнь и сочинения. Разум и вера, философия и теология. Фундаментальная структура метафизики. Трансценденталии: единое, истинное, благое. Аналогия бытия. Пять способов доказательства существования Бога. Право естественное и позитивное.

Мысль эпохи Гуманизма и Возрождения и ее основные характеристики. Историографическое значение терминов "гуманизм" и "возрождение". Идеи и тенденции гуманистико-возрожденческой мысли.

Тема 6. Философия Нового времени
Круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли.

Бэкон и Декарт: развитие философской мысли в теоретическом и социальном аспектах в сравнении с научной революцией.

Френсис Бэкон: жизнь и деятельность. "Антиципации" и "интерпретации природы". Теория "идолов". Социология познания, герменевтика и эпистемология. Цель науки: открытие "форм". Индукция путем элиминации. Бэкон против чистого техницизма.

Декарт: жизнь и творчество. Правила метода. Сомнение как метод. Cogito ergo sum. Существование и роль Бога. Мир как машина. Революционные последствия механицизма. Душа и тело. Правила морали.

Метафизика окказионализма (Мальбранш), монизма и пантеистического имманентизма (Спиноза), плюрализма (Лейбниц), эмпиризма (Гоббс, Локк, Юм) и номинализма (Беркли). Разум в культуре Просвещения.

Тема 7. Немецкая классическая философия
Новизна и особенности Немецкой классической философии. И. Кант и обоснование трансцендентальной философии. Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания. Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе). Трансцендентальная диалектика. Понятие "практического разума". Моральный закон как "категорический императив". Кантовская "Критика способности суждения".

Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг.

Гегелевская абсолютизация идеализма. Жизнь, сочинения и генезис мысли Гегеля. Действительность как Дух. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. Значение и направленность "Феноменологии духа". Природа, ее место и значение в гегелевской системе. Дух и три его момента. Правое и левое гегельянство.

Тема 8. Постклассическая философия Запада.
Особенности развития современной западной философии; многообразие проблем и методов; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей.

Характерные черты неклассической западной философии XIX-XX веков; основные направления и представители.

Иррационализм. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала. Возвещение "смерти Бога". Антихрист, или Христианство как порок. Генеалогия морали. Нигилизм, вечное возвращение и "amor fati». Сверхчеловек.

Немецкий историцизм. Дильтей и обоснование наук о духе. Методология социально-исторических наук в "расколдованном" наукой мире в сочинениях Вебера. Логический прагматизм Пирса. Инструментализм Дьюи. Гуссерль и феноменологическое движение. Экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Ясперса.
Тема 9. Классический психоанализ и неофрейдизм.
Возникновение психоанализа. Основные проблемы, концепции и представители. Учение З.Фрейда. Модель личности. «Первичные влечения». Роль культуры в управлении агрессивными инстинктами человека. Учение К.Юнга. Понятие архетипа. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Инстанции «Я». Психоанализ А.Адлера, К.Хорни, Э.Фромма.
Тема 10. Русская философия
Становление философии в России.

Черты отечественной философской мысли; этапы ее становления; основные идеи представителей русской философии; спор западников и славянофилов; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей (идеи «соборности» и «софийности»). В. Соловьев, Н. Бердяев. Сущность русского космизма и марксизма. Советская и постсоветская философия.

Тема 11. Философия бытия (онтология)
Концепции бытия. Основные подходы в решении проблемы бытия, основные типы бытия и их взаимосвязь.

Картины мира. Основные картины мира; смысл понятий дух, материя и сознание; характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. Основные категории философии бытия. Движение, пространство и время. Содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени.

Диалектика бытия. Исторические типы диалектики; основные принципы и законы; основные модели развития; законы развития.

Системность (структурная организация) бытия. Сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики.

Детерминизм. Сущность детерминизма и индетерминизма.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск