Скачать 337.04 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет Экономики и сервиса Е.С. Шевченко ФИЛОСОФИЯ Учебная программа курса для всех специальностей Владивосток Издательство ВГУЭС 2009 ББК Учебная программа по дисциплине «Философия» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Предназначена студентам всех специальностей очной и заочной формы обучения. Составитель: Е.С. Шевченко, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии. Утверждена на заседании кафедры философии и психологии, протокол №5 от 16.01.09. Рекомендована к изданию УМК ИМОСТ ВГУЭС протокол № 2 от 16.01.2009 © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2009 ВВЕДЕНИЕ Философия изучает научные, философские и религиозные картины мира, этапы развития философской мысли: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию. Предметом исследования в философии являются проблемы бытия, познания, социального бытия и смысл человеческого бытия. Анализ философских понятий и категорий, идей и концепций дает возможность научиться ориентироваться в огромном количестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности. Среди многих аспектов социальной философии и философской антропологии философия изучает человека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека, его свободу и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание, а также глобальные проблемы современности. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и разработана на основе учебных планов специальностей ВПО и требований освоения дидактических единиц стандарта по дисциплине «Философия».
Основная цель курса: ознакомление студентов с фундаментальными мировоззренческими проблемами в истории философии, социальной философии и философской антропологии. Отдельные разделы курса посвящены изучению основных методов философского познания, сути онтологической и гносеологической проблематики, а также собственно значению философского знания в современной культуре. Основные задачи курса включают в себя изучение философских понятий и категорий; основных разделов философии: онтологии, гносеологоии, учения об обществе и человеке; исторических типов философствования и направлений философской мысли. Особенность данного курса состоит в том, что он помогает студентам преобразовывать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание, воспитывает культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности.
Изучение философии опирается на знание ряда сопредельных гуманитарных и естественно-научных дисциплин: истории, концепций современного естествознания. 1.3. Компетенции, которыми должен обладать студент в результате изучения курса В результате изучения курса студент должен приобрести компетенции: владение философским инструментарием и умение ориентироваться в социокультурном знании, иметь представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре. Знать:
Уметь:
Получить навыки:
1.4. Объем и сроки изучения курса (для очной формы обучения) Дисциплина изучается в течение 1 семестра в объеме 170 часов, из них 34 лекционных часа и 34 часа на семинарских занятиях. 1.5. Основные виды занятий и особенности их проведения 1.5.1. Лекционные занятия В лекционных занятиях отводится время (10 минут) для ответов на контрольные вопросы теста по пройденной теме лекции в форме самостоятельной работы. 1.5.2. Семинарские занятия
1.6. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса Студенты получают темы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям; выполняют проверочные контрольные работы; докладывают выполненные самостоятельно учебные задания на семинарских занятиях (эссе, рефераты, конспекты). 1.7. Техническое и программное обеспечение дисциплины. Для проведения лекционных занятий используется медиа-проектор для демонстрации презентаций, тестовых заданий и анализа учебного материала. Для достижения максимальной эффективности семинарских занятий могут быть использованы видео и аудио материалы библиотечного фонда. 1.8. Виды текущего и промежуточного контроля Текущий контроль осуществляется в форме проверочных работ и тестов по изученному теоретическому материалу. При неудовлетворительной оценке по тесту или проверочной работе студенты сдают их повторно; промежуточный контроль составляют: отсутствие пропусков лекционных и семинарских занятий и положительные оценки за выполнение тестов и проверочных работ. Результаты текущего контроля фиксируются в текущей аттестации в виде набранных студентом баллов. Промежуточный контроль в форме экзамена - теста ФЭПО или СИТО по теоретическому материалу. Для получения положительной оценки на экзамене студент должен:
2.1. Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Философия и ее роль в жизни и обществе Предмет философии. Исторические и современные представления о предмете философии; круг философских проблем; структура философского знания; исторические и современные представления о предмете философии. Соотношение философии и мировоззрения; специфика философии в ее отношении к науке, религии и искусству. Функции философии. Значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира. Специфика философии. Особенности философского мировоззрения: отличие от мифологии, религии, науки. Круг философских проблем и соответствующие им разделы философского знания. Генезис философии. История возникновения философии, основные этапы ее развития, их основные черты. Тема 2. Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия). История возникновения Древневосточной и Древнегреческой философии. Периодизация и характерные черты Древневосточной философии. Общие закономерности и различия философии Востока и Запада. Древнеиндийская философия: первые священные книги («Веды») и философские комментарии («Упанишады»); Брахманизм, Джайнизм, Буддизм. Главные идеи философии Будды. Древнекитайская философия: космологические концепции («Книга перемен»), «сто философских школ» (Даосизм, Конфуцианство, Моизм и Легизм). Тема 3. Проблема бытия в ранней античной философии. Основные этапы развития Античной философии, их основные черты. Основные школы и представители. Круг философских проблем, философские позиции ведущих представителей. Генезис, природа и развитие античной философии. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии. Понятие и цель античной философии. Отличительные особенности античной философии. Фундаментальные проблемы античной философии. Фазы и периоды античной философии. "Натуралисты" и философы "физиса". Первые ионийцы и проблема начала всех вещей. Фалес из Милета. Анаксимандр из Милета. Анаксимен из Милета. Гераклит из Эфеса. Пифагорейцы и число как начало. Число как начало. Божественное и душа. Ксенофан и элеаты: открытие бытия. Ксенофан и его отношения с элеатами. Парменид и его поэмы о бытии. Зенон и рождение диалектики. Физики-плюралисты и физики-эклектики. Атомизм Демокрита. Тема 4. Философия Сократа, Платона и Аристотеля Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека. Протагор и метод противоречий. Горгий и риторика. Сократ и основание философии западной морали. Открытие человека (человек - это его душа). Диалектический метод. Сократа. "Опровержение" и сократическая "майевтика". Платон и античная Академия. Обоснование метафизики. Мир идей. Структура идеального мира. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса. Бог и божественное у Платона. Источники познания. Ступени познания: мнение и наука. Диалектика. Концепция человека. Дуалистическое понимание человека. Идеальное государство и его исторические формы. Миф о пещере. Четыре значения мифа о пещере. Отношения Аристотеля и Платона. Определение метафизики. Четыре причины. Бытие и его смысл. Проблематика субстанции. Субстанция, акт, потенция. Платон и Аристотель о сверхчувственном. Учении е о четырех причинах. Характеристики аристотелевской физики. Теория движения. Пространство, время, бесконечное. Душа и ее «трехчастность». Практические науки: этика и политика. Тема 5. Философия Средних веков и Возрождения Основные проблемы, характерные для определенных этапов классической европейской философии, подходы в их решении. Этапы развития Средневековой философии. Основные черты философии Возрождения. Проблемы и основные подходы в их решении наиболее известными представителями. Разработка библейского послания и философствование в вере. Доктринальные и философские проблемы в связи с Библией. Латинская патристика и святой Августин. Философствование в вере. Открытие "личности" и метафизика "душевных глубин". Истина и прозрение. Бог. Троица. Творение, Идеи как мысли Бога и "разумные семена". Структура темпоральности и вечность. Зло и его онтологический статус. Воля, свобода, благодать. "Град земной" и "Град Божий". Суть человека — это любовь. Фома Аквинский: жизнь и сочинения. Разум и вера, философия и теология. Фундаментальная структура метафизики. Трансценденталии: единое, истинное, благое. Аналогия бытия. Пять способов доказательства существования Бога. Право естественное и позитивное. Мысль эпохи Гуманизма и Возрождения и ее основные характеристики. Историографическое значение терминов "гуманизм" и "возрождение". Идеи и тенденции гуманистико-возрожденческой мысли. Тема 6. Философия Нового времени Круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. Бэкон и Декарт: развитие философской мысли в теоретическом и социальном аспектах в сравнении с научной революцией. Френсис Бэкон: жизнь и деятельность. "Антиципации" и "интерпретации природы". Теория "идолов". Социология познания, герменевтика и эпистемология. Цель науки: открытие "форм". Индукция путем элиминации. Бэкон против чистого техницизма. Декарт: жизнь и творчество. Правила метода. Сомнение как метод. Cogito ergo sum. Существование и роль Бога. Мир как машина. Революционные последствия механицизма. Душа и тело. Правила морали. Метафизика окказионализма (Мальбранш), монизма и пантеистического имманентизма (Спиноза), плюрализма (Лейбниц), эмпиризма (Гоббс, Локк, Юм) и номинализма (Беркли). Разум в культуре Просвещения. Тема 7. Немецкая классическая философия Новизна и особенности Немецкой классической философии. И. Кант и обоснование трансцендентальной философии. Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания. Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе). Трансцендентальная диалектика. Понятие "практического разума". Моральный закон как "категорический императив". Кантовская "Критика способности суждения". Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг. Гегелевская абсолютизация идеализма. Жизнь, сочинения и генезис мысли Гегеля. Действительность как Дух. Диалектика как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли. Значение и направленность "Феноменологии духа". Природа, ее место и значение в гегелевской системе. Дух и три его момента. Правое и левое гегельянство. Тема 8. Постклассическая философия Запада. Особенности развития современной западной философии; многообразие проблем и методов; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей. Характерные черты неклассической западной философии XIX-XX веков; основные направления и представители. Иррационализм. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала. Возвещение "смерти Бога". Антихрист, или Христианство как порок. Генеалогия морали. Нигилизм, вечное возвращение и "amor fati». Сверхчеловек. Немецкий историцизм. Дильтей и обоснование наук о духе. Методология социально-исторических наук в "расколдованном" наукой мире в сочинениях Вебера. Логический прагматизм Пирса. Инструментализм Дьюи. Гуссерль и феноменологическое движение. Экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Ясперса. Тема 9. Классический психоанализ и неофрейдизм. Возникновение психоанализа. Основные проблемы, концепции и представители. Учение З.Фрейда. Модель личности. «Первичные влечения». Роль культуры в управлении агрессивными инстинктами человека. Учение К.Юнга. Понятие архетипа. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Инстанции «Я». Психоанализ А.Адлера, К.Хорни, Э.Фромма. Тема 10. Русская философия Становление философии в России. Черты отечественной философской мысли; этапы ее становления; основные идеи представителей русской философии; спор западников и славянофилов; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей (идеи «соборности» и «софийности»). В. Соловьев, Н. Бердяев. Сущность русского космизма и марксизма. Советская и постсоветская философия. Тема 11. Философия бытия (онтология) Концепции бытия. Основные подходы в решении проблемы бытия, основные типы бытия и их взаимосвязь. Картины мира. Основные картины мира; смысл понятий дух, материя и сознание; характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. Основные категории философии бытия. Движение, пространство и время. Содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. Диалектика бытия. Исторические типы диалектики; основные принципы и законы; основные модели развития; законы развития. Системность (структурная организация) бытия. Сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики. Детерминизм. Сущность детерминизма и индетерминизма. |