Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер105.04 Kb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Философия > Сочинение
КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ.
Тема урока: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Цель: учить писать сочинение по картине.

Задачи урока:

Обучающие: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; систематизировать собранный материал; учить определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность; творческую активность; эстетическое восприятие произведений искусства; любовь к Родине, патриотизм; воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Развивающие: развивать чувство прекрасного.
Оборудование:

1. Картина В.М.Васнецова «Богатыри»

2. Орфографические, толковые словари

  1. Организационный момент.




  1. Объявление темы урока

Сегодня мы будем учиться писать сочинение по картине. На первом уроке проведем подготовительную работу по написанию сочинения.

Какие задачи будут стоять перед нами?

Мы должны описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.

Как по – другому можно назвать слово «картина»?

Полотно. (Учитель дает значение слова картина по толковому словарю.)

- Сегодня мы работаем с вами над полотном художника В.М.Васнецова «Богатыри». Это произведение относится к портретной живописи.
3. Беседа о художнике.

Виктор Михайлович Васнецов был художником передвижником. Он очень любил писать картины на сказочные темы, его можно назвать художником – сказочником.

В.М.Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой. Еще учась в семинарии, у Виктора проявился талант художника-сказочника. Уже в Москве он стал писать сказки, былины.

Собрано много информации об этом художнике, о его картине “Богатыри”. Постараемся систематизировать собранный материал, определить основную мысль, написать сочинение по картине.

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое.

Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверившим своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю. Картину “Богатыри” Васнецов писал почти 20 лет с небольшими перерывами.


  1. Рассматривание картины. Анализ содержания картины.





Васнецов очень терпеливо писал эту картину. Три могучих князя на конях-исполинах. Художнику хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках.

Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Илья сидит в черкесском седле, на сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Поводья и подпруги шелковые. Нет такой силы, которая могла бы выбить богатыря из седла, ни даже сдвинуть его.

Каждый из героев имеет свой характер. Что можно сказать о характерах богатырей? (выслушать мнения учащихся)

Каждый из богатырей имеет своего прототипа. (Дать толкование слова «прототип»)

Так, прототипом Ильи Муромца является крестьянин Иван Петров (см. фото)

Стоит конь Бурушка и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.

Илья Муромец справедлив, беспощаден, бесстрашен, не способен на хитрость ловкий. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Прототипом Добрыни Никитича является сам Виктор Михайлович. Сравните с его автопортретом. (см. выше)

Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь, знает как речь вести, как себя блюсти. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом. Узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы сапоги. Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья старший на заставе, без его приказа не сдвинется с места.

Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. А для образа Алёши Васнецов использовал лицо Андрея Мамонтова (сына своего друга - Саввы Мамонтова).

Алеша силой не силен, но напуском смел. Где не взять силой, он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алеша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, косит глаза, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем, пластинчатая кольчуга богаты и красивы: с боку виднеются гусли – весельчак и балагур Алеша Попович.

Учитель: Богатыри написаны на фоне степного пейзажа, а головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся еще более мощными и значительными.

Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях передают сплоченность богатырей, объединяет общим стремлением не пропустить врага в пределы России.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов.

V. Беседа:

– Каково ваше впечатление от картины?

– Назовите имена богатырей, изображенных на картине?

– Какая у них общая цель?

– Расскажите об Илье Муромце. Как он одет и вооружен? Какой у него характер?

– Расскажите о Добрыне Никитиче. Как он одет и вооружен? Какой у него характер?

– Расскажите об Алеше Поповиче. Как он одет и вооружен?

– Опишите пейзаж.

– Какое чувство в целом вызывает картина?

– С творчеством какого художника познакомились?

– Что нового узнали о В.М.Васнецове?

VI. Составление плана сочинения

– О чем напишем в начале сочинения?

– Что напишем в основной части?

– Какие чувства вызывает картина?

Примерный вариант плана:

1. Вступление. Название картины.

2. Образ Ильи Муромца. Его характер.

3. Образ Добрыни Никитича. Его характер.

4. Образ Алеши Поповича. Его характер.

5. Пейзаж картины.

6. Настроение, вызванное картиной.
6. Работа с предложением, текстом.

(Работа в группах)

Задание 1.

  • Учимся избегать повторов. Замени повторяющиеся слова близкими по смыслу, местоимениями.

В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет.

На ней изображены три русских богатыря. На заставе стоят три богатыря. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец. У Ильи вороной богатырский конь. Конь и его наездник перемахивают озёра и леса. Но не силой он силён, а красноречием. У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.
Задание 2.

  • Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
    Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.

  • Яровчатые гусли..................................................................................

  • Калёные стрелы ...........................................................из колчана.

  • Сверкающие латы ...............................................................................

  • Крепкая рука ........................................................................................

  • Из золочёных ножен ..... …………………………….серебристый меч.

  • Золотистые локоны .... ………………..……………..из-под шлема.

  • С левой стороны ........................... …………………..Добрыня Никитич.

  • Мощное копьё ..................................................................................................

  • Сорокапудовая палица .....................................................................................

Задание 3.

  • Лексическая ошибка. Использование слова в несвойственном ему значении.
    Найдите слово в несвойственном ему значении и замените его подходящим по смыслу.

  • На шее у него (коня) богатый сруб висит.

  • Сапоги булатные.

  • Картина очень изящна.

  • Не зря Васнецов рисовал десять лет.

  • Под стать скакунам и их кони.

7. Советы при написании сочинения:

  • Каждый пункт начинайте с красной строки

  • Избегайте неоправданных повторов слов

  • Абзацы и предложения связывайте между собой плавными переходами

  • Используйте былинные слова и выражения (если, вы, в своём сочинении используете слова и выражения из былин, то ценность вашей работы увеличится)

Зверь не пробежит, гад не прошмыгнёт, чёрный ворон не пролетит. Добрый конь. Стрела калёная. Рука могучая. Травушка-муравушка склоняется. Светлый взгляд. Очи мудрые. Щит булатный. Конь ретивый. Тетива звенящая.

При работе пользуемся словарем.

8. Запись сочинения в черновом варианте или словесное описание.

Выслушивание и обсуждение нескольких работ.
9. Итог урока. Рефлексия.
1. Самооценка учащихся

Я работал хорошо

Я работал в полную силу

Я мог бы работать лучше

Я узнал много нового

Мне было интересно

Мне было трудно

 

 

 

 

 

 

2.Оценка работы учащихся учителем

Приложения.

Опорные слова.

Вступление:

Мне нравится рассматривать картины. На одних изображены люди, на других – пейзажи, необычно смотрятся натюрморты. Но больше всего меня интересуют сюжетные произведения, где герои о чём-то думают, что-то чувствуют. Мне хочется рассказать о «Богатырях» В.М.Васнецова.

Или:

Богатыри – это воины Древней Руси. Смелостью, храбростью, силой славились русские богатыри. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, "богатырь во смирении, в убожестве". Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники. Может быть, поэтому богатырская тема так захватила художника В.Васнецова. Почти 25 лет он создавал эту картину.

Илья Муромец (сильный, смелый, храбрый богатырь; сила чувствуется в его богатырской фигуре; он полон огромной спокойной мощи)

конь Ильи Муромца (конь под стать богатырю, такой же могучий, сильный и спокойный: вороной конь Ильи тяжел и могуч; конь стоит, точно в землю врос)

Богатое происхождение Добрыни Никитича (поверх тонкой серебряной кольчуги пластинчатая броня; на груди золотая цепь; шлем фигурный, щит красного цвета, на нем драгоценные камни, конь у него в нарядной сбруе). Конь Добрыни тоже очень красив и силен.

Алеша Попович (сидит на коне расслабившись, задумчив. Одной рукой он держит лук со стрелами, а другой плетку. Алеша Попович не богатырского сложения, как Илья и Добрыня, видимо он сражается с врагами не богатырской силой, а смекалкой и находчивостью. Остроумен, жизнерадостен). Его рыжий конь низко опустил голову, намереваясь пощипать степную травку. Но уши он навострил, ожидает приказа.
О природе (бескрайний простор полей, желтый ковыль, зеленые холмы; в небе клубятся белые тяжелые облака; пейзаж суровый, строгий; пасмурное осеннее небо; засыхающая трава; пейзаж природы создает впечатление стойкости воинов)

Приложение №2

Задание 1.

  • Учимся избегать повторов. Замени повторяющиеся слова близкими по смыслу, местоимениями.

В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет.

На ней изображены три русских богатыря. На заставе стоят три богатыря. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец. У Ильи вороной богатырский конь. Конь и его наездник перемахивают озёра и леса. Но не силой он силён, а красноречием. У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.

Задание 2.

  • Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
    Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.

  • Яровчатые гусли..................................................................................

  • Калёные стрелы ...........................................................из колчана.

  • Сверкающие латы ...............................................................................

  • Крепкая рука ........................................................................................

  • Из золочёных ножен ..... …………………………….серебристый меч.

  • Золотистые локоны .... ………………..……………..из-под шлема.

  • С левой стороны ........................... …………………..Добрыня Никитич.

  • Мощное копьё ..................................................................................................

  • Сорокапудовая палица .....................................................................................

Задание 3.

  • Лексическая ошибка. Использование слова в несвойственном ему значении.
    Найдите слово в несвойственном ему значении и замените его подходящим по смыслу.

  • На шее у него (коня) богатый сруб висит.

  • Сапоги булатные

  • Сафьяновые сапоги опёрты на сбруи.

  • Картина очень изящна.

  • Не зря Васнецов рисовал десять лет.

  • Под стать скакунам и их кони.

_______________________________________________________________________________

Советы при написании сочинения:

  • Каждый пункт начинайте с красной строки

  • Избегайте неоправданных повторов слов

  • Абзацы и предложения связывайте между собой плавными переходами

  • Используйте былинные слова и выражения (если, вы, в своём сочинении используете слова и выражения из былин, то ценность вашей работы увеличится)

Зверь не пробежит, гад не прошмыгнёт, чёрный ворон не пролетит. Добрый конь. Стрела калёная. Рука могучая. Травушка-муравушка склоняется. Светлый взгляд. Очи мудрые. Щит булатный. Конь ретивый. Тетива звенящая.

При работе пользуемся словарем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск