Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации19.12.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Философский факультет
Кафедра социальной философии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ



Программа дисциплины

(Стандарт ОПД.Ф.03)

Екатеринбург

2010





  1. Введение




  1. Цель дисциплины: дать базовые представления о социальной философии как научной и мировоззренческой дисциплине.




  1. Задачи дисциплины: раскрыть предмет социальной философии, показать ее значение в характеристике картины социального мира, в методологии обществознания и ориентации повседневного поведения людей.




  1. Социальная философия - базовый курс, на основе которого строится преподавание философии истории, методологии обществознания, социальной антропологии, социальной феноменологии, спецкурсов специализации.




  1. Приобретаемы знания позволяют ориентироваться в различных характеристиках общества, работать с материалом научного обществознания, с формами повседневного мышления. Программа согласована с учебником по социальной философии В.Кемерова(М., 2004 ), является - в предыдущей редакции - победителем российского конкурса базовых программ по социально-гуманитрарным дисциплинам (1998).


II. Cодержание курса

2.1. Темы и разделы, их краткое содержание

Тема 1. Предмет социальной философии

Трудности и парадоксы изучения общества. Историзм социальной философии. Социальная философия и философия классическая. Социальная философия в ее отношении к другим философским дисциплинам. Возможна ли не-социальная философия? Социальная философия и становление научного обществознания. Социальная философия и опыт повседневности.

Что такое общество? Проблема определения. Как возможно общество? Как возможно познание общества? Общество как процесс. Природа социально-философского познания. Общество и люди. Социальное и гуманитарное: проблема противопоставления и связи.

Основные проблемы и перспективы социальной философии XXI века.

Тема 2. Динамика социальной философии

Классическая философия как онтология человеческого бытия. Проблема источников классических онтологий. Социальная философия и философия истории. Кризис онтологии общих идей, спекулятивной философии истории и позитивистский анализ общества.

Уроки позитивизма. Случай истории. История и археология. Кто “движет” историю? Понятие истории. Две концепции истории. Случай социологии. Системы и процессы. Люди и вещи.

Неклассические объекты и кризис классических онтологий общих идей и простых вещей. Современные стимулы развития социальной философии. Как возможна картина социального мира? Кто ее строит? Из чего ее строит?

Проблема взаимодействия социальной философии с разными формами человеческого опыта: обыденной и теоретической, коллективной и индивидной.

Формы интеграции социальной философии и дисциплин социально-гуманитарного анализа, социальной философии и схем повседневного поведения людей.

Основные функции социальной философии - мировоззренческая и методологическая. Проблема построения картины социального мира.
Тема 3. Элементы социальности

Социальная философия как онтология. Проблема элементов социального бытия. Онтология как картина мира. Из чего строится социальная онтология?

Кризис представлений о нейтральности человеческого опыта. Динамика онтологии. Историзм здравого смысла. Социальная философия и опыт повседневности. Историзм и география здравого смысла. Элементы, схемы и образы здравого смысла.

Проблема появления общественных наук и выделения элементов социальной онтологии.

Реальные абстракции социального бытия: индивиды, связи, вещи - история и логика их выделения. Проблема связи элементов социальности: «блоки», классы, типы.

Проблема взаимообусловленности и взаимосоответствия элементов социального бытия. Как возможны законы общества.
Тема 4. Историзм общественных законов

Социальная философия как онтология. Представления о законах общества в обыденном сознании людей.

Становление научного обществознания и определение специфики общественных законов

Законы природы и законы общества. Фатализм, волюнтаризм, натурализм

Законы общества и вопрос о взаимосвязи деятельности людей, ее условий, средств и результатов. Человеческая деятельность и ее социальное отчуждение; возможность “двойственной” трактовки законов общества. Законы и формирование абстрактных эталонов человеческой деятельности.

Определение конкретно-исторического “поля действия” общественных законов. Общественные законы и типы общества. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Механизмы и формы социальной динамики.
Тема 5. Проблема социально-исторических определений общества

Проблема конкретных форм объединения людей и ее значение для истолкования общества. Исторические ступени и типы социальности. Проблема зависимости людей от социальных форм. Проблема зависимости социальных форм от деятельности людей. Принципы исторической типолологии общества. Направленность исторического процесса, модели исторического прогресса. Различные подходы к периодизации и типизации социального процесса:

а) понятие общественной формации, его возможности и границы;

б) идея исторических типов социальности, основанных на развитии индивидов;

в) Трехступенчатая схема «Белла-Тоффлера»;

г) цивилизационный подход; его возможности и границы.

Историзм взаимодействия между цивилизациями. Современный мир и выработка новых социальных форм. Проблема социально-исторической определенности российского общества.
Тема 6. Социальное бытие и деятельность людей

Онтологический смысл понятия деятельности. Понятие деятельности в ХХ в. Деятельность как способ существования общественного человека. Труд, практика, поведение, социальное действие. Естественное и искусственное.

Деятельность людей как объект исследования и принцип объяснения социального бытия. Проблема воспроизводства и переноса человеческих качеств во времени и пространстве. Дискуссия вокруг понятия “деятельность” в отечественной философской литературе

Социальное бытие как процесс; его непрерывность, прерывность, многомерность и рекурсивность. Люди и вещи; различные сочетания человеческих и природных сил, их оформление и воспроизводство.Сущность и структура общества.

Многогранность человеческой деятельности. Предметность деятельности. Деятельность и труд. Деятельность и предметное бытие людей. Деятельностный характер социального бытия; деятельность как со-бытие людей, как их связь, отношение, коммуникация. Функционирование общества.

Деятельность как самореализация людей; предметный и духовный аспекты человеческой самореализации.
Тема 7. Многомерность социального бытия и взаимообусловленность жизни людей

Полисубъектность деятельности и ее совместно-разделенный характер. От “социальной физики” - к социальной метафизике.

Деятельность людей и созидание ими особых качеств и форм социального бытия. Многообразие форм связи человеческих деятельностей и многомерность социального бытия. Социальные и сверхчувственные качества людей и вещей. Чувственный и сверхчувственный аспекты человеческого бытия. Со-знание людей - связь многообразного и дифференцированного социального бытия.

Социальное время и cоциальное пространство как формы организации и воспроизводства бытия людей. История общества и становление, воспроизводство и развитие социального времени и пространства.Социальные хронотопы и типы общества.

Становление социального индивида и формирование его пространственно-временных ориентаций

Тема 8. Становление социальности как связи деятельности людей

Проблема перехода от стадности к социальности. Усложнение форм человеческой кооперации. Эволюционный смысл усложнения ранне-социальных организаций. «Надорганизменные» факторы социальной эволюции. От организаций в пространстве к организациям во времени.

Адаптация вещей к социальным процессам. Формирование предметных орудий по логике разделения и соединения человеческих действий. Критика «робинзонадных» концепций труда и развития человека

Социальное оформление психики людей (способностей, потребностей, представлений, воли, смыслообразования). Социальная организация индивидного бытия людей и ее роль в структуре социальных процессов. Проблема кооперации как соединения разделенных человеческих сил, способностей и социальных связей.

Общество как система разделения и сочетания деятельности. Различные типы соединения разделенных человеческих сил: простые и усложняющиеся, экстенсивные и интенсивные формы.
Тема 9. Традиционное общество

Проблема возникновения древних цивилизаций. Земледелие, оседлость и устойчивость социальных систем. Пространственно-временные природные формы и характер социальной организации

Социальность как система личных зависимостей между людьми. Традиция — схема социального воспроизводства. Люди и вещи в системе традиционных социальных связей. Производство и потребление традиционного общества.

Социальная организация, власть и развитие государства. Усложнение форм деятельности и создание «социальных машин». Великие стройки древности.

Традиция как форма трансляции человеческого опыта. Личность в традиционном обществе. Воспитание и образование. Соотношение повтора и новизны в схеме традиции. Закрытый характер традиционного общества и проблема расширения социальных контактов.
Тема 10. Индустриальное общество: возможности и границы

Усложнение социальности и расширение ее предметной среды. Расширение социального пространства: торговля и промышленность. Проблема адаптации людей к «предметному слою» социальности. Овещнение и «абстрагирование» социальных форм от индивидуального бытия людей. Социальное время и порядок вещей. Возникновение машинной техники, инструментализация общественной жизни.

Формирование гражданского общества; обособление в обществе экономики, государства, духовной сферы. Предпосылки формирования общественных наук. Проблема соотношения «живой» и «овеществленной» деятельности людей. Функционирование общества как системы вещных связей. Границы экстенсивного производства общественной жизни. Причины кризиса индустриального общества.

Тема 11. Контуры постиндустриального общества

Новые качества социальных связей; экономические, технические, экологические и культурные стимулы интенсивной социальности. Индивидное развитие людей как общественная проблема: трансформация социальных организаций и систем. Развитие социальных связей и тип личности. Проблема связи людей во времени и пространстве.

Проблема качества деятельности. Сложный труд и эффективность социальных систем. Гипотезы новой социальности. Социальные технологии в производстве, образовании, культуре.

Образование единого социального пространства и неравномерность развития регионов и стран. Глобальные проблемы человеческого сообщества, перспективы и препятствия их разрешения. Информационное общество и новая метафизика социальности. Полисубъектность социального бытия.

Что такое «общество» на современном этапе?
Тема 12. Проблема отчуждения

Развитие понятия «отчуждение» в истории философии. Отчуждение человека от природы, общественных связей, социальных вещей, самого себя. Отчуждение как состояние и как процесс. Объективация, опредмечивание и овещнение человеческой деятельности. Разделение деятельности и ее отчуждение. Труд и самореализация людей. Отчуждение как духовная и практическая проблема

Социально-классовые трактовки отчуждения. Отчуждение, освоение и эксплуатация. Отчуждение, собственность и власть; проблемы овеществления и «натурализация» социальных структур.

Личностный смысл отчуждения. Бунт, деструктивность и социальное творчество. Вопрос о контроле человека над общественными силами. Отчуждение и экология.
Тема 13. Природа и культура

Проблема определения культуры. Соотношение природы и культуры: естественное и искусственное.

Природа — социальная проблема. Эволюция концепций природы в процессе развития общества.

Природа и история. Природа как посредник между конкретным обществом и остальным миром. Историческое развитие концепций природы.

Новоевропейские концепции природы. Натурализм и гуманизм. Наука и антропоцентризм. Проблема подражания природе.

Индустриальное производство и «расслоение» концепции природы.

Неокантианская трактовка соотношений природы и культуры. Кризис механистических концепций природы как социально-практический и социально-философский вопрос.

Природа, культура и цивилизация. «Органические» концепции культуры и природы. Социальные системы и экология. Многогранность природы и многозначность культуры.
Тема 14. Историзм культуры

Культура как проблема социальной философии. Подвижность границ культуры. Определение культуры как проблема логики и истории. Социальная эволюция; выработка и закрепление культурных форм.

Социальное воспроизводство и проблема культуры. Культура и формы человеческого мира. Культурные запреты, стереотипы, стандарты.

Разнообразие человеческих деятельностей и расширение сферы культурных стандартов. Культура как система норм и ценностей.

Индустриализация общества и «онаучивание» культуры. Выработка абстрактных норм. Проблема разрыва между природным и социальным хронотопами. Дуализм культуры: культура внешняя и внутренняя, массовая и элитарная, компенсаторная и креативная.

Кризис классической культуры. Классческая, неклассическая, постклассическая ситуации.

Проблема «оживления» культуры. «Механизмы» культуры и задача их гуманизации. Полисистемность социальности и проблема мультикультрализма. Культура – диалог и диалог культур.
Тема 15. Сознание в структурах социального бытия.

Сознание как проблема социальной философии.Гносеология и онтология сознания. Сознание и типы общества.

Структура общественного сознания как выражение деятельности общества. Коллективное и индивидуальное в сознании. Редукция индивидуального сознания к социальному как практическая и теоретическая проблема. Живой и накопленный опыт сознания. Сознание как выражение социальных позиций и отражение структур бытия.

Уровни общественного сознания. Идеология и наука. Проблема деидеологизации. Формы общественного сознания и их специфика.

Повседневность и проблема структурности общественного сознания.

Тема 16. Общество и право

Право как особое выражение социальности.

Право и социальное воспроизводство. Порядок и социальный хронотоп.

Право как форма и элемент социальных связей. Институциализация и специализация права.

Право в традиционном обществе. Проблема равенства и справедливости. Сословное и общечеловеческое.

Право и гражданское общество. Абстрактные меры права. Право, экономика и политика. Законность и целесообразность. Внутригосударственные и международные аспекты.

Право и провосознание, право и мораль. Легитимация и авторизация права. Социальная вменяемость и невменяемость.

Абстракции права и специфика обществ. Право и проблема межкультурного диалога. Право как цивилизационный механизм.
Тема 17. Общество и экономика

Экономическое как особое выражение социального.

Социальное воспроизводство и функции хозяйственной деятельности. Природный и социальный хронотоп в хозяйственной деятельности.

Простое и расширенное воспроизводство. Простая и сложная кооперация.

Натуральное» хозяйство и простая кооперация. Хозяйственная деятельность докапиталистических обществ. Циклизм хозяйственной деятельности и проблема его изменения.

Обособление экономической подсистемы общества. Вещественные и человеческие компоненты экономики. Логика вещей и деятельность людей. Соотношение живого и накопленного опыта и его экономический смысл.

Проблема человеческих ресурсов экономики. Экономика как социальная форма, перспективы ее изменений.

Экономическое знание, его обособление, его положение в социально-гуманитарном знании. Экономические измерения социальных качеств людей и вещей и возможности преобразования этих измерений.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск