Проблема системы категорий в современной философии





Скачать 81.16 Kb.
НазваниеПроблема системы категорий в современной философии
Дата публикации04.08.2013
Размер81.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Студ. Н.М.Мехрякова

Пермский государственный

университет
Проблема системы категорий в современной философии

В этой статье я попытаюсь представить некоторые аспекты проблемы системы категорий в научной философии в свете критического анализа системы категорий Гегеля.

Интерес к Гегелю, как к самому крупному представителю немецкой классической философии, есть интерес к диалектическому методу Гегеля, материалистически переработанному.

Судьбу новой логики Гегель связывает с обоснованием, развертыванием, реализацией системного принципа. Создание новой логической системы и означает для него формирование содержательной логики. «Хотя категории принадлежат мышлению как таковому, из этого отнюдь не следует, что они лишь наши определения, а не определения также самих предметов» (1).

Самостоятельная идея есть всеобщность. Сущностью конечного, по Гегелю, является род, всеобщее, т.е. мысль, но последняя находится в неразрывной связи с единичной вещью.

Конечно, продуктивным диалектическим моментом в этом представлении было утверждение об объективности всеобщего и родовых признаков вещей. Однако утверждение первоначальности всеобщего по отношению к индивидуальному, утверждение производности материального от идеального сближает философию Гегеля со средневековым реализмом, что приводит к ряду неразрешимых противоречий.

Гегель конструирует объективное «Я», которое отождествляется с чистым мышлением, со всеобщностью, с абсолютной идеей и, стало быть, с Богом. Чтобы получить такое абсолютное «Я», надо было в подлинном смысле выпарить его изо всех реальных человеческих «Я» и оставить некую безжизненную абстракцию. В этом отношении прав Фейербах: «…объективная сущность как субъективная, сущность природы как отличное от природы, человеческая сущность, сущность человека как отличное от человека, как нечеловеческая сущность, – вот что такое божественное существо, вот что такое сущность религии, вот что такое тайна мистики и спекуляции» (2). Ленин на полях сделал пометку в отношении этой цитаты Фейербаха – «Sehr gut!»

Таким образом, мы обращаем внимание на реалистическую тенденцию Гегеля в рассмотрении понятия. «Гегель серьезно «верил», что материализм как философия невозможен, ибо философия есть наука о мышлении, об общем, а общее есть мысль. Здесь он повторял ошибку того самого субъективного идеализма, который он всегда называл «дурным» идеализмом. Объективный (и еще более абсолютный) идеализм зигзагом (и кувырком) подошел вплотную к материализму, частью даже превратился в него» (3). Это перевернутый, на ноги поставленный материализм. Маркс говорил, что «скука, тоска по содержанию гонит гегелевскую философию из абстрактного мышления в сферу реального» (4).

Заслугой Гегеля является попытка преодолеть субъективистскую трактовку как абсолютного духа, так и его конкретных выражений – логических форм – и дать их объективное толкование как форм живого, реального содержания. Гегель решил эту задачу настолько, насколько это возможно было сделать, оставаясь на почве философского идеализма.

Материалистическая диалектика исходит из признания того, что логические категории суть выражения универсальных сторон объективного материального мира. Гегель же толкует логические категории как «метафизические определения бога» (5). Гегелевский бог – это абсолютная идея. Идея есть идеальная субстанция мира, а логические категории суть ступени саморазвития идеи. И хотя они наполнены содержанием и отражают предметную действительность мира, все же в первую очередь приходится говорить об их априорности по отношению к чувственному миру и человеческому познанию.

«Обычно думают, что абсолютное должно находиться далеко по ту сторону, но оно как раз есть вполне наличное…» (6). Но в конечном счете не эмпирия, не ощущения служат субстанциональной основой познания, а мышление.

Мысли, понятия, категории, исследуемые в науке логики, образуют ступени самое себя определяющего мышления. Эти ступени располагаются в порядке наращивания содержания, субординации. Логика Гегеля есть система, логическая конструкция, и содержание ее развивается путем движения от абстрактного (бытие) к конкретному (идея). Гегель мистифицирует, обожествляет человеческое познание не как процесс реального, исторического человека, а как абстрактный процесс познания вообще, познания, совершающегося вне времени и пространства. Эта мистификация человеческого познания, отрываемого от реального носителя – человека, производится Гегелем в «Феноменологии духа», где философ дал первое обоснование своей философской системы.

Чтобы не получилось, подобно Шеллингу, что абсолютное знание есть непосредственно данное, Гегель в «Феноменологии духа» предпринял попытку изобразить возникновение абсолютного знания. Предмет «Феноменологии духа» – описание поступательного шествия сознания от самой низшей ее формы – чувственной достоверности – до абсолютного знания.

Идея Гегеля о том, что каждое природное и общественное явление можно понять лишь в связи с историей всех форм жизни, а не только из истории этого явления – эта мысль, безусловно, верна. Но поскольку целое у Гегеля принимает форму духа, то оно теряет свою действительную реальность и конкретность и выступает как нечто абстрактное. Реальный исторический процесс у Гегеля поставлен на голову.

В основе «Феноменологии» лежат два базисных понятия: системы и развития.

Развитие духа происходит поступенчато: каждая последующая ступень есть истина предыдущей, что становится возможным посредством категорий снятия, отчуждения форм являющегося духа.

В «Феноменологии» тождеством субъекта и объекта ставится точка. Теперь субъект понимает, что внешний предмет есть такое же духовное начало, как и сам субъект. Это есть, по учению Гегеля, высшая форма в развитии человеческого мышления. Оно устанавливает, что истинный предмет мысли есть сама мысль, которая раскрывается (развивается) в формах мысли в «Науке логики».

«Причудливая и дикая мелодия» – такое впечатление произвела на молодого Маркса «Логика» Гегеля.

Гегель определяет логику как учение о категориях, системе чистого познания. Мир – это чистая мысль.

Гегель впервые в истории науки попытался построить систему категорий. Все грандиозное здание системы Гегеля представляет собой развертывание, т.е. развитие понятия логической идеи из ее начального состояния в абсолютно полное и завершенное, совпадающее в конечном счете с начальным. Иными словами, процесс развития идеи – это познание ею самой себя. При этом идея познает себя постепенно, по частям.

В новой логике форма совпадает с содержанием, т.е. логика становится содержательной, она приобретает статус метафизики. Гегель претендует на то, что благодаря логической системе – в движении ее категорий – схватывается суть всего развития природы и духа. Иными словами, логическое онтологизируется и превращается в широко толкуемую, поистине метафизическую системную парадигму.

Движение мышления вперед совершается путем обнаружения и разрешения противоречий, которые содержатся в понятиях. Гегель назвал весь этот процесс диалектикой.

Мышление путем двойного отрицания опять приходит к утверждению. Такое двойное отрицание (duplex negatio affirmat) Гегель назвал «абсолютной отрицательностью» и диалектику считал методом этой отрицательности. Но само сведение мира к мысли, а мысли – к логике вводится Гегелем без каких-либо прямых доказательств, предвзято. В самих исходных предпосылках Гегеля содержатся догматизм и бездоказательность основных постулатов его философии.

Мистифицирующую сторону философии Гегеля раскрыл Маркс. «По мнению Гегеля, все, что происходило, и все, что происходит еще в мире, тождественно с тем, что происходит в его собственном мышлении… Он воображает, что строит мир посредством движения мысли; между тем как в действительности он лишь систематически перестраивает и располагает, согласно своему абсолютному методу, те мысли, которые имеются в голове у всех людей» (7).

Логические категории Гегель рассматривает не изолированно друг от друга, не в застывшем виде, а как взаимосвязанные, переходящие друг в друга, увязанные в целостность теории. И поскольку в этом диалектическом развитии категорий «угадывается» действительная диалектика вещей, то сама диалектика Гегеля, систематически изложенная в «Науке логики» в виде саморазвития понятий, приобретает рациональный смысл и поэтому достойна внимательного изучения.

В «Философских тетрадях», когда Ленин говорит о логических категориях, он имеет в виду законы связей вещей объективного материального мира, а не только мыслей.

Гегель не выходит за пределы понятия мышления, он требует лишь, чтобы наука о мышлении имела в виду не только эту форму «внешнего обнаружения» способности мыслить, а учитывала бы в своих обобщениях и другие, не менее важные формы его проявления, его наличного бытия.

Подлинная, притом наиконкретнейшая тайна любого явления во Вселенной кажется Гегелю заключенной в чистых, абсолютных, диалектических схемах протекания человеческого мышления. Живые же индивиды лишь взаимно корректируют «сознательное мышление» друг друга и тем самым реализуют в итоге схемы диалектической, а не формальной логики.

Начав с совершенно правильного тезиса, согласно которому логические схемы обнаруживают себя не только в словах, но и в исторических событиях, вещах, создаваемых деятельностью человека, Гегель вновь возвращается к представлению, согласно которому «в начале было слово», к аксиоме Иоанна.

Логика Гегеля заставляет поставить вопрос: откуда всеобщее берет то содержание, которое отличает особенное и единичное от абстрактно-всеобщего? Откуда во всеобщем то содержание, которое не является собственно его содержанием?

Итак, понятие никогда не возникало, оно есть изначальная и вечная первооснова всего наличного мира. Понятие исключено из развития, которое есть лишь выражение понятия. В своем развертывании понятие как форма порождает все конкретное содержание мира.

Активность сознания, согласно Гегелю, есть практическая деятельность. Тем самым Гегель вводит практику в логику, чем делает колоссальной важности шаг вперед в понимании действительного предмета логики как науки. Мышление обнаруживает себя в создании всего грандиозного предметно-противостоящего человеческому индивиду «неорганического тела человека».

Беда Гегеля в том, что в рассмотрении истории человечества дело логики поглощает его внимание настолько, что мыслитель перестает видеть за ним логику дела – ту детерминацию человеческой деятельности, которая всецело объективна, предметна и ни от какого мышления не зависит.

Итак, сделаем краткие выводы. Согласно Гегелю, мир – это бесконечная логическая идея, проходящая закономерный ряд ступеней.

Развитие идеи идет от абстрактного к конкретному. В то же время чистое бытие как наиболее бедное и бессодержательное есть конкретно-всеобщее, т.к. содержит в себе зародыши всего последующего развития идеи.

Таким образом, Гегель открыл всеобщую закономерность – закономерность аккумулятивного развития как накопление содержания в процессе развития. Всеобщее способно к развитию путем усложнения, уплотнения накопленного содержания.

Развитие понятия есть круг. Но развитие Гегель понимает двояко, как двойственный процесс: как углубление бытия в понятие, т.е. обогащение и усложнение, и как развертывание понятия. Это синтез гениальной догадки с элементарной ошибкой, которая в конечном счете приводит к отрицанию развития.

Содержание формально, т.к. диалектическая форма есть понятие, которое никогда не возникало. Меняется лишь форма понятия; оно лишь логически трансформируется. Иначе говоря, учение Гегеля – это рафинированное христианское вероучение.

Гегелевская диалектика – теория абсолютного знания. На каждом отдельном этапе мы имеем только относительное знание, т.к. каждая категория в отдельности выражает истину односторонне и содержит в себе противоречие, которое ведет развитие знания вперед. Но абсолютная идея во всей совокупности своих категорий составляет абсолютное знание.

__________________________

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопения философских наук. М., 1975. Т.1. С.159.

  2. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1990. С.51.

  3. Там же. С.221.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С.639.

  5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. С.215.

  6. Там же. С.125.

  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.132-133.




 © Н.М. Мехрякова, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема системы категорий в современной философии icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема системы категорий в современной философии iconПроблема рациональности современной европейской философии
Рекомендовано к печати Ученым Советом Государственной академии славянской культуры
Проблема системы категорий в современной философии iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Проблема системы категорий в современной философии iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Проблема системы категорий в современной философии iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема системы категорий в современной философии iconРеферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке
Хотя автор в ряде других работ исследовал понятие информации, причем предполагалось, что может быть создана единая концепция информации....
Проблема системы категорий в современной философии iconПримеч
Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова)
Проблема системы категорий в современной философии iconПроблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Проблема системы категорий в современной философии iconУправление качеством образования как педагогическая проблема
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека...
Проблема системы категорий в современной философии iconДисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый...
Сегодня на первое место выходит проблема выбора эффективной оценочной системы учащихся. Традиционная система оценивания в современной...
Проблема системы категорий в современной философии iconДоклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,...
Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были...
Проблема системы категорий в современной философии iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Проблема системы категорий в современной философии iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Проблема системы категорий в современной философии iconЛекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории...
Галактики огромные звездные системы, содержащие сотни миллиардов звезд и имеющие диаметр в десятки и сотни тысяч световых лет
Проблема системы категорий в современной философии iconПланы семинарских занятий по Истории современной западной философии для факультета философии
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)
Проблема системы категорий в современной философии iconПроблема личности в философии экзистенциализма



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск