Скачать 222.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Н.П. Любушин Е.Е. Козлова И.Б. Удалова ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ Учебная программа Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент», магистерская программа «Управление эффективностью бизнеса» Нижний Новгород 2012 УДК 330.46 ББК Бя 65.013 Л-93 Л-93 Любушин Н.П., Козлова Е.Е., Удалова И.Б. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ: Учебная программа – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. –17 с. Рецензент: к.э.н. Е.З. Михеева В настоящей учебной программе изложено содержание тем дисциплины «Законы развития и функционирования систем», приведены вопросы для проведения зачета по дисциплине, рекомендована литература, помогающая освоению данной дисциплины. Учебная программа предназначена для слушателей магистратуры по направлению 080200 «Менеджмент» финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, магистерская программа «Управление эффективностью бизнеса». Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии финансового факультета ННГУ к.э.н., доцент Никулина Н.Н. Работа выполнена на кафедре «Антикризисное управление» финансового факультета ННГУ, зав. кафедрой д.э.н., профессор Любушин Н.П. УДК 330.46 ББК Бя 65.013 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012 СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………..4 1. Содержание тем дисциплины ...……….. ………………………………………..7 2. Вопросы к зачету по дисциплине ..……………………………..…………. ……9 3. Тестовые задания…………………………………………………..…………….11 4. Темы рефератов…………………………………………………….……………15 Список рекомендуемой литературы ………………………………….………......16 ВВЕДЕНИЕ Область применения Данная дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла магистерской программы «Управление эффективностью бизнеса», преподается в течение одного семестра (первого) студентам, обучающимся по направлению 080200 «Менеджмент» магистерской программы «Управление эффективностью бизнеса» финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Цель и задачи дисциплины Учебная программа по дисциплине «Законы развития и функционирования систем» разработана на базе государственного стандарта образования с учетом опыта преподавания дисциплины в других вузах России. Целями освоения дисциплины «Законы развития и функционирования систем» являются:
Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
Знания слушателей оцениваются при проведении зачета согласно критериям, представленным в табл. 1. Таблица 1 Критерии оценок
Бюджет времени по дисциплине «Законы развития и функционирования систем» представлен в табл. 2. Таблица 2 Бюджет времени
Тематическое распределение нагрузки по дисциплине в течение семестра представлено в табл. 3. Таблица 3 Тематическое распределение нагрузки
Тема 1. Технико-экономическая система: определение, функции, виды Определение системы. Последовательные и параллельные системы: строение, принципы взаимодействия элементов. Тема 2. Законы развития систем: закон циклического развития Определение циклического развития. Основные черты циклического развития. Экономический цикл: определение, стадии. Причины циклического развития. Виды циклов: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Циклы большой конъюнктуры Кондратьева. Тема 3. Законы развития систем: закон убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем Характеристика закона убывающей эффективности. Графическая интерпретация, подходы к построению логистических кривых. Технологический предел и технологический скачок. Стратегии развития при приближении к пределу развития. Тема 4. Законы развития систем: закон перехода к малооперационным системам и процессам, закон необходимого разнообразия и сложности систем Характеристика закона перехода к малооперационным системам и процессам, практическое рассмотрение. Реализация закона необходимого разнообразия и сложности систем на примере слияния организаций в корпорации. Изучение прочих закономерностей развития систем. Тема 5. Последствия действия законов развития систем Основные экономические параметры систем, на которые оказывает влияние закон. Аналитические задачи по выявлению действия законов. Тема 6. Научно-техническое развитие, технологические уклады, способы производства Научно-технический прогресс, технологические уклады, их смена и характеристика. Взаимосвязь применяемых способов производства и темпов научно-технического развития в современной России. Тема 7. Законы функционирования систем Характеристика основных функций организации:
Тема 8. Производственная функция: цель, объект и результаты моделирования Определение производственной функции, подходы к моделированию производственной функции. Производственная функция Кобба-Дугласа. Тема 9. Жизненный цикл товара организации Определение жизненного цикла товара, характеристика стадий развития товара, графическая интерпретация, математическое описание границ стадий жизненного цикла. Тема 10. Жизненный цикл организации Определение жизненного цикла организации, характеристика стадий развития организации, графическая интерпретация, описание границ стадий жизненного цикла. Анализ основных показателей развития организации на стадии рождения, юности, роста, зрелости и упадка. Качественные модели жизненного цикла организации: модель Грейнера, модель Адизеса. Тема 11. Модель ADL, как инструмент стратегического планирования Матрица ADL, её строение, характеристика позиции организации на рынке. Рассмотрение вариантов стратегического развития на базе матрицы: набор общих и уточненных стратегий. Тема 12. Технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделий Понятие CALS-технологи, их применение в деятельности современных компаний. Оценка эффективности использования непрерывной поддержки жизненного цикла изделий. Тема 13. Математическое моделирования циклов и тенденций развития систем Математическая интерпретация законов развития систем. Применение математических моделей для прогнозирования развития деятельности хозяйствующих субъектов. 2. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Для подготовки к зачету по дисциплине студенту рекомендуется самостоятельно выполнить тестовые задания, кроме того, студент должен подготовить реферат.
а) недостаток амортизационных отчислений для замены основных средств; б) инфляция; в) стагфляция; г) предельная производительность труда.
а) интенсификацию процессов производства; б) последовательность смены технологических укладов; в) продолжительность «длинных волн»; г) прогнозирование мирового экономического развития.
а) изменение темпов роста ВВП; б) общий размер инвестиций; в) уровень инфляции; г) размер инвестиций в НИОКР.
а) уровня инфляции; б) темпов роста ВВП; в) общего размера инвестиций; г) технологических пределов.
а) общий размер инвестиций; б) показатели динамики отдачи и рентабельности ресурсов; в) уровень инфляции; г) изменение темпов роста ВВП.
а) растет число технологических операций при изготовлении изделий; б) уменьшается число технологических операций; в) растет фондоемкость производства; г) темпы роста производительности труда опережают темпы роста фондоемкости производства.
а) рост материалоемкости производства; б) снижение производительности труда; в) интенсификация процессов производства; г) усиление влияния экстенсивных факторов.
а) происходит интеграция различных развивающихся в разном темпе структур в эволюционной целостности; б) растет число мелких и средних предприятий; в) растет фондоемкость производства; г) усиливается влияние экстенсивных факторов.
а) рост размера организаций и уменьшение их количества; б) снижение производительности труда; в) усиление влияния экстенсивных факторов; г) интенсификация процессов производства.
а) зависимость между результатом и потребляемыми ресурсами; б) снижение производительности труда; в) зависимость между производительностью труда и фондовооруженностью; г) интенсификация процессов производства.
а) принцип сопоставимости; б) принцип адекватности; в) принцип условности интерпретации; г) принцип реальной интерпретации построенной модели.
а) 2-4 года; б) 15-20 года; в) 7-11 лет; г) 10 лет.
а) 2-4 года; б) 15-20 года; в) 7-11 лет; г) 10 лет.
а) 2-4 года; б) 15-20 года; в) 7-11 лет; г) 10 лет.
а) 2-4 года; б) 15-20 года; в) 48-50 лет; г) 10 лет.
а) зависимость капитальных вложений от времени; б) зависимость прибыли от времени; в) зависимость себестоимости от времени; г) зависимость производственной мощности организации от времени.
а) циклического развития; б) перехода количества к качеству; в) единства и борьбы противоположностей; г) циклического развития и убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем.
а) точками безубыточности; б) оптимальными объемами производства; в) типом развития производства; г) конкурентной позицией товаров на рынке.
а) значительным объемом капитальных вложений; б) интенсивным типом развития производства; в) экстенсивно-интенсивным типом развития производства; г) экстенсивным типом развития производства.
а) значительным объемом капитальных вложений; б) интенсивным типом развития производства; в) интенсивно-экстенсивным типом развития производства; г) экстенсивным типом развития производства.
а) экстенсивным типом развития производства; б) интенсивным типом развития производства; в) интенсивно-экстенсивным типом развития производства; г) значительным объемом капитальных вложений.
а) экстенсивным типом развития производства; б) интенсивным типом развития производства; в) интенсивно-экстенсивным типом развития производства; г) значительным объемом капитальных вложений. 4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Анализ факторов развития экономических систем. 2. Влияние законов развития систем на теорию и практику рыночной трансформации экономики. 3. Экономические аспекты научно-технического прогресса и его влияние на развитие систем. 4. Анализ технологических и экономических факторов, предопределяющих развитие систем в рамках закона циклического развития. 5. Анализ технологических и экономических факторов, предопределяющих развитие систем в рамках закона убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. 6. Анализ технологических и экономических факторов, предопределяющих развитие систем в рамках закона перехода к малооперационным процессам. 7. Анализ технологических и экономических факторов, предопределяющих развитие систем в рамках закона роста разнообразия и сложности систем. 8. Исследование законов развития систем при изучении экономического анализа. 9. Особенности анализа развития организаций на этапе рождения. 10. Особенности анализа развития организаций на этапе роста. 11. Особенности анализа развития организаций на этапе зрелости. 12. Особенности анализа развития организаций на этапе старения. 13. Анализ жизненного цикла систем с использованием CALS-технологий. 14. Особенности построения кривых жизненного цикла изделий (работ, услуг), технологий и организаций. 15. Математическое моделирование циклов и тенденций развития систем. 16. Анализ информационных технологий, способствующих повышению эффективности управления экономическими системами. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие. Методология и методики измерения: Учебное пособие. М.: Экономика, 2012. 2. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -352 с. 3. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: Учебно-метод. комплекс / Под ред. Н.П. Любушина. М.: Экономистъ, 2004. -234 с. 4. Садченко К.В. Законы экономической эволюции. М.: Экономистъ, 2010. - 189 с. Дополнительная литература 1. Абалкин Л.И. Научное наследие Н.Д. Кондратьева и современность: Доклад на Междунар. науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева. М.: Институт экономики РАН, 1992. – 211 с. 2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993. – 231с. 3. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. М.: Международные отношения, 1989. – 151 с. 4. Мучник В.С., Голланд Э.Б. Экономические проблемы современного научно-технического прогресса. Новосибирск: Наука, 1984. – 233 с. 5. Половинкин А.И. Законы строения и развития техники (Постановка проблемы и гипотезы): Учебн. пособие. Волгоград: Волгоградский политехнический институт, 1985. – 132 с. 6. Сахал Д. Технологический процесс: концепции, модели, оценки: Пер. с англ. / Под ред. А.А. Рывкина. М.: Финансы и статистика, 1985. – 344 с. Электронные ресурсы www.rg.ru - сервер "Российской газеты". http://doc. unicor.ru/tt/051.html. http://www.cals.ru/material.html. http://www.calscenter.com/calstech.html. Николай Петрович Любушин Екатерина Евгеньевна Козлова Ирина Борисовна Удалова ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ Учебная программа Компьютерная верстка: Е.Е. Козлова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23. Подписано в печать ___________. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,1. Заказ № _____. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 603600, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 |
Исследование систем управления процесс определения организационной... Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления | Институт информатики, иноваций и бизнес-систем Теоретические основы построения и функционирования информационных систем в производстве | ||
Программа наименование дисциплины История экономики Направление подготовки Целью настоящей дисциплины является изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей... | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования | ||
Законы развития. Внешние законы Цель подготовки к вступительному экзамену по специальности 10. 02. 04. – Германские языки состоит в приобретении соискателями знаний,... | 1. Законы Ньютона Вселенной. Они позволяют объяснить и даже предсказать многие явления. Так, опираясь только на фундаментальные законы классической... | ||
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Микропроцессорные... Цель работы изучение современных однокристальных микроконтроллеров с cisc- и risc- архитектурой, организации их памяти и функционирования,... | Исследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005 | ||
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб пособие. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова Задания к практическим занятиям по Методике обучения и воспитания детей (4 курс, 7 семестр, 2014 год) | Законы Ньютона и законы сохранения, законы статики и динамики, элементы... Целью дисциплины является освоение методов расчёта и конструирования наиболее распространённых /типовых/элементов и их соединений,... | ||
Доклад адресован родителям, ученикам, выпускникам. Он призван информировать... Он призван информировать родителей о результатах и проблемах функционирования и развития школы. Его цели – представить ситуацию в... | Учебный план школы. Режим обучения. Перечень дополнительных образовательных... Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения | ||
1. Происхождение, сущность и функции денег Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин,... | Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ Снг в части, относящейся к познанию современных тенденций развития национальных денежно-кредитных и финансовых систем государств... | ||
Программа дисциплины «Сравнительный анализ банковских систем» («Comparative... Задача, которая ставится перед курсом «Сравнительный анализ банковских систем», – создать представление о структуре и особенностях... | Примерной программы дисциплины Компьютерное моделирование систем... Срс) различного назначения, в том числе систем мобильной связи (смс) и систем радиодоступа (срд), а также обеспечить развитие... |