В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл





НазваниеВ. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл
Дата публикации05.07.2013
Размер28.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы

В.А. ХАМИТОВ,
учитель физики,
п. Октябрьский, Пермская обл.

Переломы костей лечат... физики


Еще в начале 1960-х гг. биофизики в Японии показали, что костная ткань обладает пьезоэлектрическими свойствами, т.е. при механических нагрузках в костях появляются слабые электрические токи.

Во многих странах начались исследования этого эффекта, и вскоре было установлено, что эти токи необходимы для поддержания нормального физиологического состояния кости: при отсутствии переменных нагрузок и соответствующих им переменных токов меняется активность клеток кости. Активность остеокластов, ответственных за разрушение (резорбцию) кости, растет, а активность остеобластов, ответственных за построение (оссификацию) кости, падает. Это явление было использовано в работах профессора Илизарова – чем раньше после перелома нагрузить кость, тем быстрее и лучше она срастается.

Изучением пьезоэлектрических токов и образуемых ими полей заинтересовался выпускник МФТИ Сергей Щукин. Совместно с биологами он разработал аппаратуру для их регистрации и изучил механизм появления токов в костях. Еще во время учебы он показал, что в трубчатых костях человека и животных имеются собственные напряжения даже в состоянии полного покоя: внутренние слои костей сжаты, внешние растянуты, при этом напряженные зоны увеличивают прочность кости.

Если кость сломана, напряженное состояние исчезает, пьезоэффект в кости не возникает, токов нет. Очевидно, что при этом изменяется баланс активностей остеокластов и остеобластов. Значит надо подать на кость токи, соответствующие ее здоровому состоянию, чтобы этот баланс восстановить, и тогда можно надеяться, что кость срастется быстрее.

С помощью разработанной и запатентованной специальной аппаратуры «Каскад» на поврежденные места кости подавались токи, параметры которых подбирались в зависимости от возраста, состояния здоровья и других особенностей пациента. Многим это помогало, и кости срастались быстрее обычного. Но так было далеко не во всех случаях.

При дальнейших исследованиях выяснилось, что электрические поля возникают не в кости, а в сосудах, пронизывающих ее. В модернизированном аппарате «Каскад-синхро» специальные инфракрасные датчики, связанные с компьютерной системой обратной связи, накладываются на кожу пациента (никаких надрезов и проколов не требуется). Аппарат автоматически подстраивается под индивидуальные особенности организма пациента, создавая токи необходимой формы, силы и частоты. Это усиливает лечебный эффект, ускоряет выздоровление, часто позволяет отказаться от болезненных операций, без которых ранее обойтись не могли.

В ряде клиник России проверили возможности аппаратуры, для лечения сердечно-сосудистой системы. «Каскад-синхро» заметно повысил эффективность лечения многих сосудистых заболеваний, ишемической болезни сердца, ускорял выздоровление после инфарктов.

Так плодотворное сотрудничество биологов и физиков привело к разработке нового класса терапевтической аппаратуры и взаимно обогатило обе науки.

От редакции. В середине 1960-х гг. пьезоэлектрическим эффектом в костной ткани занимались ученые МГУ им. М.В. Ломоносова д.ф.-м.н. Г.Н. Зацепина и к.ф.-м.н. С.В. Тульский. Их интересовала, в частности, проблема недостаточных физических нагрузок у космонавтов во время полетов. Тогда же были разработаны и первые электрические стимуляторы костной ткани. Вскоре, однако, выяснилось, что пьезоэлектрические эффекты – лишь малая часть общей системы электрической регуляции физиологических функций организма. В результате исследований в начале 1970-х гг. был создан новый стимулятор, который прошел испытания в Центральном институте травматологии и ортопедии. Он оказался эффективным даже при несрастающихся переломах и таких неизлечимых заболеваниях, как спонтанное рассасывание кости. С его помощью были спасены жизни более 120 неизлечимо больных. При небольших модификациях этот стимулятор оказался эффективным при лечении пародонтоза, некоторых патологий глаз и других заболеваний. Стимулятор давно описан в открытой научной печати и не защищен патентами, так что любой человек с некоторыми навыками в радиотехнике может его собрать и использовать, благо никакого вреда организму это принести не может.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давлетшина Гульнара Минефаритовна,, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №13» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан,...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconКонспект занятия по теме «Загадочная Луна»
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconГбу «Октябрьский кцсон» Село Боговарово Октябрьский район, Костромская область
«поклонимся великим тем годам» так назывался цикл мероприятий, посвящённый празднованию годовщины Великой Победы, проведённых в огбу...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Останина Л. В., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconОсобенности воспитательного процесса
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Октябрьский детский дом расположено по адресу: 152700 Ярославская...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconУчебнику а. В. Перышкина, Е. М. Гутник «физика-9». 3 часа в неделю (102 часа в год)
Составила: учитель физики высшей категории моу сош №125 г. Снежинска Челябинской обл. Никулкина Н. Р
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Колебания и волны»...
Автор: Австриевских Наталья Михайловна, учитель физики моу гимназии №11 г. Ельца, Липецкая обл
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconДом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома...
Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconКинематика
Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош»
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconРахматуллина Любовь Куприяновна, мбоу «Гимназия №3» городского округа...
...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
В. А. Хамитов, учитель физики, п. Октябрьский, Пермская обл iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск