бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области
«Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по физике, 9-в класс.
Учитель: Блохин Михаил Алексеевич
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ____
От « » ___________________2013 г
_____________________
Подпись руководителя МО
Согласовано
Заместитель директора школы Н. И. Владимирова
Утверждено
Директор школы Б. А. Тюкачев
Приказ № ________
От «___» _____________ 2013 г 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа по физике составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В. Перышкина. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы/сост.А.В.Коровина, В.А.ОрловМ.: Дрофа, 2011 Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых , электромагнитных и квантовых явлениях . величинах . характеризующих эти явления , законах . которым они подчиняются . о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений , использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц . графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов , принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач ;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований ; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами ;
-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества , уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни , для обеспечения безопасности .
Задачи учебного предмета
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; строении и эволюции Вселенной;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) классов 7 вида на изучение предмета «Физика и астрономия в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
В связи с эти авторская программа скорректирована. Увеличено число часов на изучение тем: «Законы взаимодействия и движения тел.» -10 часов, «Механические колебания и волны» -4 часа, «Электромагнитное поле.» - 4 часа, «Квантовые явления» - 2 часа, повторение курса физики - 14 часа. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 102 часов, 3 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики, свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Основной принцип организации образовательного процесса- принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. При реализации программы основное внимание необходимо обращать на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. При обучении физике учащихся с ЗПР учитываются особенности их психического и эмоционального развития- неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов-представлений, замедленность процессов переработки информации, неразвитость логического мышления, снижение работоспособности и интереса к процессу и результатам деятельности. Большое значение имеет развитие внимания, наблюдательности, памяти, умения работать по алгоритму. Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действия поставленной задаче и доведению начатого до конца.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана Физика 9 класс. Пёрышкин А. В., Гутник Е. М.: ДРОФА – 2009 г.
Учебно - тематический план
9 класс
| Законы взаимодействия и движения тел.
| 37
| освоение знаний о законах движения и взаимодействия тел.
овладение умениями проводить наблюдения за взаимодействием и движением тел, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения законов движения и взаимодействия, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
| Знать/Понимать
смысл физических величин: ускорение, импульс.
смысл физических законов: Ньютона, закон всемирного тяготения, сохранения импульса. Уметь
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени.
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлений.
решать задачи на применение изученных физических законов.
| Л: 2
К: 3
| Механические колебания и волны.
| 15
| освоение знаний о механических колебаниях и волнах, о величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
овладение умениями проводить наблюдения механических колебаний, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения механических колебаний, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
| Уметь
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периоды колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины.
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлений.
| Л: 1
К: 1
| Электромагнитное поле.
| 16
| освоение знаний о электромагнитном поле, о величинах, характеризующих поле, законах, которым они подчиняются.
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
| Знать/Понимать
смысл понятий: волна Уметь
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
решать задачи на применение изученных физических законов.
| Л: 1
К: 1
| Квантовые явления
| 17
| Освоение знаний о квантовых явлениях, о величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
Овладение умением использовать простые измерительные приборы для изучения квантовых явлений, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
| Знать/Понимать
смысл понятий: атом, атомное ядро, ионизирующее излучение. Уметь
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.
приводить примеры практического использования физических знаний о квантовых явлениях.
решать задачи на применение изученных физических законов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки безопасности радиационного фона.
| Л: 1
К: 2
| Повторение
| 17
|
|
|
| ВСЕГО
| 102
|
|
|
| Тематическое планирование.
№ урока
| Тема урока
| Основной материал (формулы, понятия). Практические умения и навыки
| Оборудование
| Виды контроля и демонстрации
| Домашнее задание
| Тема №1 «Законы взаимодействия и движения тел.» (37 часов)
| |