Скачать 166.28 Kb.
|
Интегрированный урок по теме « Правда о молнии». ( природоведение 5 класс). Задачи урока: 1. Обучающие: Сформировать знания об электрической природе молнии ( причинах возникновения, скорости, силе электрического разряда, видах, др), расширить представления о правилах поведения в природе. 2. Развивающие: Способствовать развитию учебно – интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале; логически излагать мысли; систематизировать, анализировать, делать выводы; доказывать, проверять. Способствовать развитию самостоятельных и коммуникативных принципов работы через творческие, поисковые, проблемные задания; через групповую, игровую формы организации урока. Оборудование: Электрофорная машина, наглядный иллюстративный материал, видеоматериалы. Терминология: Электрический разряд, молния. За 2 урока до этой темы учитель вывешивает вопросы, по которым необходимо подготовиться к уроку по теме « Правда о молнии». Для более рациональной подготовки, класс делится на группы, которые подбирают на один из вопросов соответствующий материал. 1 группа. Что такое молния. Причины ее возникновения. 2 группа. Статистические величины молнии. Виды молнии. 3 группа. Районы на земном шаре, где чаще всего наблюдается это физическое явление. 4 группа. Меры предосторожности. Правила поведения во время молнии. 5 группа. Эти учащиеся будут являться представителями условной аудитории, они готовят частные вопросы, опираясь на вышеперечисленные разделы. На урок приглашены гости: учитель физики, медик и представитель МЧС. По ходу урока учащиеся могут задавать вопросы любому из присутствующих гостей. Основные этапы урока1. Организационный момент. 2. Повторение домашнего задания. Письменная разноуровневая проверка знаний по теме « Электризация тел» по типу « Лестница». 1 ступень ( задания 1 – ого уровня сложности): А. Тест. 1. Простейшие электрические явления возникают: А. при горении. Б. натирании. В. после подачи электрического тока. 2. Тела, которые хорошо проводят электрический ток, называются: А. Изоляторы. Б. Проводники. В. Накопители эл. тока. 3. Тела, которые не проводят электрический ток, называются: А. Изоляторы. Б. Проводники. В. Накопители эл. тока. 4. В процессе электризации участвует: А. Одно тело. Б. Два тела. Б. Заполнить схему: Электрические заряды. ? ? ? 1 В. Привести примеры электризации тел, с которыми вам приходилось сталкиваться. 2 ступень ( 2 уровень сложности). А. Установить соответствие: 1. Стекло. А. Проводники электрического тока.
Б. Закончить предложение. 1. Взаимно отталкиваются тела…….. ( имеющие заряд одного рода: положительный – положительный, отрицательный – отрицательный) 2. Взаимно притягиваются тела …… ( разноименно заряженные). 3. Не притягиваются и не отталкиваются тела …….. ( ненаэлектризованные тела, которые ведут себя нейтрально по отношению к наэлектризованным). 4. Заряженными ( наэлекризованными) называют тела, которые….. ( в процессе трения ( натирания) получают некий заряд, могут притягивать или отталкивать другие тела). 3 ступень ( Задания *). В сказке Х. Андерсена « Гадкий утенок» есть отрывок: « Кота она звала сыночком: он умел выгибать спину, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти». - Вопрос: Почему кот « испускал искры», когда его гладили? Далее идет взаимопроверка по критериям, который указывает учитель: - Если выполнены задания на первой ступени – это отметка 3 ( удовлетворительно).
– это отметка 4 ( хорошо). Если без ошибок – отметка 5 ( отлично). -Если выполнены задания на 3 ступени – это дополнительная отметка 5 ( отлично). 3 этап урока. Мотивация. Целепологание. Учитель читает стихотворение: Говорила туча туче: - Прочь с дороги, пар летучий. Ты не видишь – я спешу, налечу и сокрушу! Отвечала туча туче: - Ты сама сверни –ка лучше. Не уйдешь с дороги прочь – разнесу тебя на клочья! Раскатился смех в ответ: - Уступить дорогу? Нет! Гряну саблей громовой - и простишься с головой! - Не пугай! На этот случай у меня заряд гремучий! Буду биться я с тобой электрической стрелой. 2 …… Почернели обе тучи, лбы, что каменные кручи. И, как в поле два быка, сшиблись в небе облака. Вмиг вокруг все потемнело, в страхе мир закрыл глаза. Обе тучи то и дело мечут огненные стрелы, Насмерть саблями разя. Покатил по небу гром, сотрясая все кругом, Тут сверкает, блещит там – бах! – и небо пополам! И дрожат леса, поля: вдруг расколется земля?! Учитель:
( ученики называют вопросы, учитель главные их них фиксирует на доску. ----Так получается основной план работы на уроке). - Где могут пригодиться вам знания этого урока? ( ответ детей). 4 этап урока. Усвоение исходных знаний. Учитель: - Ребята, у нас сегодня необычный игровой урок. Я приглашаю вас порассуждать, а быть может поспорить на тему о весьма интересном, загадочном и так ли уж опасном явлении в природе – молнии. Идет показ фрагмента видео фильма « Огненные стрелы небес». После просмотра фильма учитель задает вопрос: - Кто из вас хоть раз задумывался, почему возникает молния? ( ответ детей). - Как можно объяснить это явление с научной точки зрения? Ответ учащихся 1 группы( ответ сопровождается схематичным рисунком на доске).
В нижней части облака чаще всего скапливаются отрицательно заряженные частицы, а в верхней – положительные. Такое распределение зарядов приводит к тому, что поверхность земли под грозовым облаком становится заряженной положительно. Заряды в своей массе образуют электрическое поле. В жаркие летние дни от нагретой поверхности земли поднимаются вверх воздушные потоки. Они выносят в атмосферу водяные пары. Над такими местами образуются мощные кучево – дождевые облака. Это очень усиливает процесс электризации частичек и увеличивает напряженность электрического поля. Наэлектризованные облака занимают позиции друг против друга, словно враждебные полчища, состоящие из бесчисленных крошек - воинов. Наконец, наступает критический момент и разноименные электрические частицы устремляются в атаку. Тогда между грозовыми облаками или между облаком и землей происходит разряд. И мы видим блеск молний и слышим раскаты грома. 3 Учитель подводит итог:
Еще в середине 18 века великие ученые М.В. Ломоносов и В. Франклин сделали большое открытие. Они установили, что молния – это гигантская электрическая искра, разряд, который проскакивает между разноименно заряженными полями. До наших дней это понятие трактуется таким же образом. ( Дети записывают это понятие в терминологический словарь). 1 Вопрос из аудитории.
Не опасна ли оно будет для человека? Учитель: - Для ответа на эти вопросы, мы пригласили специалиста в области предметной физики. ( учителя физики). Он демонстрирует получение электрического разряда на электрофорной машине. Учитель физики комментирует, что получение электрического разряда в домашних условиях нежелательно, тем более детям, т.к. это чревато последствиями. Например при дворах государей устраивались « электрические сеансы». Для развлечения были специально построены электрические машины. С их помощью получали искры, в сотни раз сильнее тех, что возникали при трении. Особенно забавляли искры, которые появлялись при быстром вращении стеклянных шаров между ладонями рук. Именно такие опыты являются очень опасными, которые могут привести к тяжелым последствиям. Учитель подводит итог:
(Образование в облаках разноименных электрических зарядов, которые в результате притяжения в воздухе образуют гигантский электрический разряд- молнию). 2 Вопрос из аудитории.
Ответ детей 2 группы. Температура молнии около 20 тыс. градусов. Она обладает огромной разрушительной силой. Молния движется с огромной скоростью – в 100 тыс. раз быстрее звука ( скорость звука за 1 секунду 300 – 350 м). Длина молнии может быть самой различной – от 2 до 20 км, а иногда и до 50 км. За одну грозу можно наблюдать до 50 мощных электрических разрядов. Сила тока у молнии достигает 25 000 - 60 000 А, иногда около 200 000 А, причем напряжение тока равно нескольким миллионам вольт. Эти данные в виде таблицы появляются на доске. ( можно зафиксировать их в тетрадь).
3 Вопрос из аудитории.
(Ответ учащихся 2 группы сопровождается показом художественных картин, фотографий с изображением молнии). Молнии бывают разные по виду и по форме: линейные, ленточные и шаровые, диаметром от 10 –15 см до нескольких метров ( последние наблюдаются под облаками). Кроме указанных форм молний, различают еще зарницы. Они представляют собой далекие грозовые разряды, при которых не слышны раскаты грома, а видны освещенные невидимой линейной молнией облака. 4 Минутка Почемучки. ( дидактическая роль). Ученик готовил сообщение о шаровой молнии. Среди разных видов молнии есть феномен - шаровая молния – это ярко светящееся тело шарообразной формы диаметром обычно 5-10 см. Цвет её самый разнообразный: белый, голубоватый, красноватый, золотистый. Живет шаровая молния от секунды до нескольких минут. Огненный шар обычно зарождается в конце грозы. Он появляется внезапно, тихо или с легким шумом и также тихо может угаснуть и бесследно исчезнуть. Но иногда он, словно заряд динамита, взрывается с сильным грохотом, причиняя разрушения, поражая людей и животных. Внутри святящегося шара господствует высокая температура ( предположительно до 3000- 5000 градусов ) и таится сконцентрированная энергия. Удивительно, что, проходя близко от легко воспламеняющихся материалов ( дерево, солома, бумага и др.), он их не зажигает. Однако, когда происходит взрыв шаровой молнии, начинает пылать сырое дерево или мокрая от дождя крыша строения, плавятся металлические предметы, деформируются изделия из стекла. Возникнув шаровая молния ведет себя довольно странно. Шурша или жужжа, начинает она свою «прогулку», медленно или со скоростью бегущего человека движется по только ей известному пути. Она может следовать как по направлению ветра, так и против сильных воздушных потоков. Иногда шар оседает на каком-нибудь предмете и некоторое время пребывает в спокойном состоянии, шипя и разбрасывая искры. А случается, что огненный шар проникает внутрь дома через печные трубы, щели, открывая двери, окна и форточки. «Прогулявшись» по комнате или по всей квартире, он «уходит», следуя нередко по той же дороге, которая привела его в дом, а бывает, тут же, на месте, исчезает, оставив небольшое облачко дыма и резкий запах. Ученые на протяжении двух веков пытаются объяснить природу редкого явления и пришли к выводу, что шаровая молния – это продукт электрического заряда большой силы. Одни считают ее наэлектризованным сгустком газов – азота и кислорода; другие – оболочкой, наполненной химически активными веществами, возникающими в воздухе от грозовых разрядов. 4 Вопрос ученика из аудитории для учителя физики.
Учитель физики:
- Наблюдения показали, что опаснее всего, когда мы слышим гром и видим молнию одновременно. Это значит образование электрического поля и разряда в атмосфере происходит совсем близко. Молнию мы можем видеть и без грома. Но в этом случае это происходит на значительном расстоянии. 5 Вопрос из аудитории.
Отвечают учащиеся 3 группы. ( ответ сопровождается работай с картой). 5 - Грозоопасные районы на Земле – это тропики и экваториальная область, получившие название « пояс вечных гроз». Есть у гроз свой «полюс» - район Бютензорга на острове Ява; здесь грозы бывают 322 дня в году. Чем дальше от пояса вечных гроз к северу и югу, тем число дней с грозами будет уменьшаться. Например, на юге Эфиопии бывает 220 дней с грозами в году, в Мексике – 140 дней, в умеренных широтах – 30 –40 дней, а за полярным кругом – 1 –2 дня в году. В пустыне Сахара гроз вообще почти не бывает. В России грозовое время – лето, и чаще всего грозы наблюдаются на Кавказе. В некоторых районах Армении ежегодно бывает до 70 –80 дней с грозами. Учитель:
( ответ детей). Учитель дополняет:
Учитель:
1. Что такое молния? 2. Причина ее возникновения?
Учитель:
Представитель МЧС предлагает разыграть по группам несколько ситуаций. 1 группа. Ситуация: Гроза застала вас в лесу. Ваши действия и правила поведения. 2 группа. Ситуация: Гроза застала вас отдыхающими на пляже, купающимися в озере. Ваши действия и правила поведения. 3 группа. Ситуация: Гроза застала вас дома. Ваши действия. Меры предосторожности. 4 группа. Ситуация: Гроза застала вас на открытой поляне, где вы собирали ягоду. Недалеко стояла раскидистая береза. Ваши действия во время грозы и правила поведения. Далее группы по – очереди отвечают на заданный вопрос. Представитель МЧС по мере необходимости, дополняет ответы. Например: 1 ситуация: Гроза в лесу. - Без промедления освободиться от больших металлических предметов. Если гроза застигнет в разновозрастном лесу, то можно укрыться возле низких деревьев, не прислоняясь к ним. 2 ситуация: Гроза на пляже.
6 Нельзя укрываться под металлическими оградами, одиночными скалами, вблизи труб и проводов. 3 ситуация: Гроза застала дома.
Необходимо, чтобы в любом помещении, тем более жилом, находился молниеотвод – металлический стержень, один конец которого заострен или снабжен метелкой тонких металлических прутьев. Другой конец соединен с металлическим листом, закопанным глубоко в землю ( для «разрядки» электрических зарядов). 4 ситуация: Гроза на открытой поляне.
!!! Важно знать!!1 В месте, где ударила молния, образуется « воронка напряжений» - электрическое поле с большим напряжением в центре. Если человек приблизится к « воронке», а тем более пройдет через нее, то может быть поражен электрическим зарядом. Учитель показывает рисунки, на которых изображены правильные и неправильные действия человека во время грозы. Задание: (работа в парах) Опираясь на рисунки и текст учебного параграфа , на наработанный группами материал, на советы представителя МЧС, составить памятку – правила поведения во время грозы. 7 1. Освободиться от крупных металлических предметов. 2. Нельзя находиться в водоемах или влажных местах. 3. Нельзя искать укрытие под высокими или одиночными деревьями. 4. Нельзя пользоваться бытовыми электроприборами. 5. В каждом доме должно быть заземление телеантенны и молниеотвод. 6Вопрос из аудитории. – Что необходимо делать, если человека все же ударила молния? Учитель:
7 Вопрос из аудитории.
Учитель:
2 –3 тонны окиси азота. За год вместе с дождями выпадают сотни миллионов тонн связанного азота. Он стимулирует и поддерживает жизнь растений, потому что хорошо ими усваивается.
7
5 этап урока. Подведение итога урока. 1. Во время урока работала дежурная пара учеников, которые по ходу изучения новой темы, выписывали главные тезисы урока и сделали вывод урока.
6 этап урока. Рефлексия. 1. Что нового узнал каждый на уроке. 2. Что было интересным на уроке. 3. Какой главный вывод можно сделать с урока. 4. Какое значение для меня лично имеют знания и умения, полученные на уроке? 8 |
Урок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней» Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа | Форма организации урока: групповая Задачи урока: ● Обобщить знания... Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | ||
Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11... | План-конспект Открытый урок по теме ''Путешествие'' 9 класс Цель и задачи урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в... | ||
Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения | Урок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран | ||
Природоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | Урок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:... Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе | ||
Урок в 5 классе по теме «Bei Gabi zu Hause” (учитель Гущина И. В.).... Оснащение урока: компьютер, проектор, картинка «Детская комната», карточки для парной и индивидуальной работы | Ряскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)... Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая... | ||
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты» Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили... | Тема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | ||
Конспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | Плешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных... «Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | ||
Урок №46 Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Цели урока Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Урок-зачёт (8 класс). Тема урока: Урок-зачёт по теме «Квадратные корни» Тема урока: Урок-зачёт по теме «Квадратные корни», «Решение квадратных уравнений по формуле» |