«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей-предметников ___________
/Чернышова Е.П./
Протокол №__1__от
«____»_августа_2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР МБОУ «Нижнекармальская ООШ»
________/Волосатова Н.И./
«____» августа 2012 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ
«Нижнекармальская ООШ»
________/Сибгатуллин Р.М./ Приказ № _____ от
«___»___________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике, 9 класс
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нижнекармальская основная общеобразовательная школа»
Черемшанского района Республики Татарстан
Учитель Волосатова Наталья Ивановна,
II квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1_
от «_29_»__августа__2012 г.
2012-2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование По физике
Класс 9
Учитель Волосатова Наталья Ивановна
Количество часов: всего - 68 час, в неделю- 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 5 ч,
Лабораторных работ -5 ч,
Административных контрольных уроков - 1ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования ,с учетом программ для общеобразовательных школ и письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю.
Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д.Днепров,_А.К.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2007.-107с.
Учебник Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Перышкин А.В. – 12-е изд. - М:Дрофа-2009 г.
названия, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература:
1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
2. Тесты. Физика 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006.
3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. – 2-е изд. М.: ВАКО, 2010.
4. Журнал «Физика в школе» , Газета «Физика» (приложение «1 сентября»)
5. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7 - 9кл. - М.: Школьная Пресса, 2003
6. Физика. 9 класс. Подготовка к ГИА -2012: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2011.
7. Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) – М.: Интеллект-Центр, 2009
8. Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс – М.: ВАКО, 2011
9. Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 9 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2004
10. Контрольно-измерительные материалы. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Физика. 9 класс. (2009, 2010, 2011, 2012 годы).
11. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 9 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2005
12.Волков В.А. Тесты по физике 7-9 классы. М.: ВАКО, 2009
13.Физические эксперименты. Обучающие программы нового поколения. 2 CD
14.Видеозадачник по физике . А.И.Фишман. и др.CD-ROM
15.Физика 7-11. Библиотека электронных наглядных пособий. 1CD for Windows.
16.Физика. Библиотека наглядных пособий.7-11 классы. 2CD1С: Школа
17. Физика 7-11 классы практикум. Интерактивный курс физики. Физикон «Живая физика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089; - Примерной программы основного общего образования по физике (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); - Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (приказ МО России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312); - Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнекармальская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год; - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080; - с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования. Место учебного предмета в федеральном базисном учебном (образовательном) плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение Физики на ступени основного общего образования в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения в 9-ом классе 34 учебных недели, то на программу вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи курса
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно- деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.
Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
Для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время школьная лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Чтобы скомпенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории школы и, таким образом, научить учащихся самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента некоторые лабораторные работы и демонстрационные опыты выполняются с помощью виртуальных моделей. Это дает возможность формирования необходимой информационной компетентности у учащихся и повышения уровня обученности учащихся по физике.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках физики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). При преподавании физики используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:
Личностно-ориентированное обучение, проектная, ИКТ, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Учебно – тематический план
№
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные работы
| Контрольные работы
| 1
| Основы кинематики
| 12
| 1
| 1
|
| Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
| Контрольная работа по теме «Основы кинематики»
|
| Основы динамики
| 15
| 1
| 1
| Л/работа № 2 «Исследование свободного падения тел»
| 2.Контрольная работа по теме «Основы динамики и закон сохранения импульса»
| 2
| Механические колебания и волны. Звук.
| 11
| 1
| 1
|
| Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
| 3.Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»
| 3
| Электромагнитное поле
| 15
| 1
| 1
|
| Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
| 4.Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
| 4
| Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
| 10
| 2
| 1
|
| Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
| 5.Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».
| 5
| Повторение
| 5
|
| 1
|
|
| 6.Итоговая контрольная работа
|
| Итого
| 68
| 4
| 6
| |