Скачать 467.52 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году. За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи данной рабочей программы:
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них: контрольные работы – 5 часов; фронтальные лабораторные работы – 14 часов. На первом уроке в сентябре с учащимися проводится вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой лабораторной работой. Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература 1. Пёрышкин, А.В. Физика.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин-М.: Дрофа, 2010 г. 2. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010 3. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. Дополнительная литература
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен: знать/понимать
уметь
Содержание программы учебного предмета Тепловые явления (12 часов) Тепловое движение. Термометр. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Лабораторные работы. Исследование изменения со временем температуры окружающей среды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Изменение агрегатных состояний вещества. (13 часов) Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Лабораторные работы. 4. Измерение относительной влажности воздуха. Электрические явления. (27 часов) Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Лабораторные работы. 5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 7.Регулирование силы тока реостатом. 8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. 9.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Электромагнитные явления. (7 часов) Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Демонстрации. Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Лабораторные работы. 10.Сборка электромагнита и испытание его действия. 11.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Световые явления (10 часов) Источники света. Распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линза. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза. Лабораторные работы. 12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. 13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 14.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью линз КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Формы и средства контроля Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты. Оценка устных ответов учащихся Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. А так же ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы, а так же ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. Оценка лабораторных работ Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. И ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Перечень ошибок. I. Грубые ошибки. 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. II. Негрубые ошибки. 1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4.Нерациональный выбор хода решения. III. Недочеты.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки. Инструментарий для оценивания достижений учащихся Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается проводя: проверяя: - тестирование, - лабораторные и практические отчёты, - самостоятельные и проверочные работы, - домашние общие и индивидуальные работы; - контрольные работы, зачеты, -творческие работы Оборудование к лабораторным работам Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы... ... | Учебник: А. В. Перышкин. Физика 9 класс М: Дрофа 2010 г. Дополнительная... Плановых контрольных уроков 6, самостоятельных 10, лабораторных работ 4, тестов 3 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика. Астрономия. 7-11 классы. М. Дрофа, 2008. Также использовался учебник «Физика 9 класс» (А. В. Перышкин – М.: Дрофа), а также... | Сборник задач по физике 7-9 классы. В. И. Лукашик, Е. В. Иванов Дидактические... Самостоятельные работы уч-ся в 7-9 классах средней школы. Дидактический материал. Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И. Г. Кириллова | ||
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений... Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... | Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд МОин рт «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений... | ||
Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд МОин рт «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по физике, Программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы:... | ||
Рабочая программа по физике Уровень образования Государственного стандарта общего образования 2004 года и авторской программы по физике для 10-11 классов В. С. Данюшенкова и О.... | Рабочая учебная программа по физике для 10а класса составлена на... Рабочая учебная программа по физике для 10а класса составлена на основе фк гос, программы среднего (полного) общего образования по... | ||
Сборник задач по физике, А. П. Рымкевич, П. А. Рымкевич. 1983 Для учащихся Рабочая программа составлена на основе сборника нормативных документов по Физике «Приметные программы по физике», Москва, Просвещение,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа,Степанова Г. Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение. Рабочая... | ||
Рабочая учебная программа по физике для 9 класса на 2012-2013 учебный год Программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов | Т. В. Леонова Н. А. Варакина Приказ №141/1 от 09. 13 г рабочая программа... Данная рабочая программа по физике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования... | ||
Сборник задач по физике 8-10 Просвещение 26 30 116 Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы | Аннотация к рабочей программе по физике Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования,... |