Пояснительная записка(10 класс)
Рабочая программа составлена на основе сборника нормативных документов по Физике «Приметные программы по физике», Москва, Просвещение, 2010год.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ 10 класс, Г.Я. Мякишев 2004г. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, т. Е. 102 часа в учебный год для универсального профиля. Дополнительный 1 час выделяется из школьного компонента, который будет использоваться для углубления знаний и решения задач с учащимися.
Добавлены часы по темамв рабочей программе они выделены курсивом.)
Название темы
| Кол-во часов
| Кинематика
| 4
| Динамика
| 3
| Законы сохранения в механике
| 2
| Молекулярная физика. Тепловые явления
| 5
| Взаимные превращения жидкостей и газов
| 2
| Основы термодинамики
| 4
| Основы электродинамики
| 5
| Постоянный электрический ток
| 5
| Повторение
| 4
| .Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 10», Г.Я. Мякишев 2006г., а также дополнительных пособий: для учителя 1. Дидактическиематериаллы «Физика 10», А.Е.Марон, Е.А. Марон, 2006г. 2. Сборник заданий и самостоятельных работ «Физика 10», Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г. 3. В.А.Орлов, Тематические тесты по физике, 2001 4. Сборник задач по физике, А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич. 1983 Для учащихся: 1. Учебник «Физика 11», Г.Я. Мякишев, 2006г
2.Сборник заданий и самостоятельных работ Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г
3.Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностносмысловой человеческой деятельности: коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике по курсу 10 класса: - освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира; - овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; - применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творчески работ; - воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованию высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники; - использовать приобретенные знания и умения для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физическихпроцессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностныйподход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики. На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся приобретают навыки представления результатов индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе: - способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), - создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), - составлять план, тезисы, конспект. Требования к уровню подготовки учащихся выпускников средней школы с универсальным профилем обучения.
Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказать еще неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
Владеть основными понятиями и законами физики.
Формулировать основные физические законы
Называть: основные структурные уровни строения вещества; фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
Приводить примеры: физических явлений и процессов; использование достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
Излагать основную суть прочитанного физического текста. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
По завершению курса физики в 10 классе проводится промежуточная аттестация, которая проводится в форме теста.
№п/п
| Тема
| Кол-во час
| Планируемые результаты освоения
| Тип урока
| Хар-ка деятельн
учащихся
| Виды контроля
| Дата
планируемая
| Дата
фактическая
|
| 1 полугодие
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение
| 1
|
|
|
|
|
|
| 1/1
| Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
| 1
| Введение, техника безопасности. Знание понятий моделирование физических явлений и процессов, научные гипотезы, физические законы, физические теории, принципы соответствия и основных элементов физической картины мира.
| комбинированный
| групповая
| Опорный конспект
|
|
|
| Кинематика
| 7+4=11
|
|
|
|
|
|
| 2/1
| Основные понятия кинематики. Механическое движение и его виды.
| 1
| Уметь Классификацировать механические движения по траектории. Знать Действия над векторами. Уметь строить Проекция вектора на ось. Знать понятия Система отсчета и Перемещение.
| комбинированный
| групповая
| Опорный конспект
|
|
| 3/2
| Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Решение задач
| 1
| Уравнение РПД точки.
Умение решать задачи
| Комбинированный
| фронтальная
| Устные ответы, тест
|
|
| 4/3
| Решение задач « Скорость. Равномерное прямолинейное движение.»
| 1
| Умение решать задачи
| Комбинированный
| Групповая
фронтальная
| Решение задач
|
|
| 5/4
| Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.
| 1
| Знать понятия Мгновенная скорость и Сложение скоростей. Умение применять в реальной жизни.
| Комбинированный
| групповая
| Решение задач
|
|
| 6/5
| Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения
| 1
| Знать понятие Ускорения и Уравнение движения с постоянным ускорением.
| комбинированный
| фронтальная
| Устные ответы, решение задач
|
|
| 7/6
| Решение задач « Равноускоренное движение.»
| 1
| Умение решать задачи
| комбинированный
| Групповая
фронтальная
| Решение задач
|
|
| 8/7
| Свободное падение тел. Принцип относительности Галилея.
| 1
| Знать понятия Свободное падение тел и Движение с постоянным ускорением свободного падения.
| Комбинированный
| Фронтальная
| Решение задач
|
|
| 9/8
| Решение задач « Свободное падение тел.»
| 1
| Умение решать задачи
| Комбинированный
| Групповая
фронтальная
| Решение задач
|
|
| 10/9
| Равномерное движение точки по окружности. Кинематика твердого тела.
| 1
| Знать понятие Равномерное движение точки по окружности и понятия Угловая и линейная скорости вращения
| комбинированный
| фронтальная
| Решение задач
|
|
| 11/10
| Решение задач « Движение по окружности»
| 1
| Умение решать задачи
| комбинированный
| индивид
| Решение задач
|
|
| 12/11
| Контрольная работа №1 «Кинематика»
| 1
| Проверить знания по теме « Кинематика»
| Урок оценивания знаний
| индивидуальная
| Контрольная работа 1
|
|
|
| | |