Скачать 103.72 Kb.
|
Новикова И.Н., Богомолова Е.В. Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве Энергетическое сотрудничество по праву считается доминантой российско-германских экономических отношений. Россия является основным поставщиком энергоресурсов в ФРГ, кооперация гарантирована долгосрочными договорами и существованием газопроводов – стабильных и политически обязывающих объектов, обеспечивающих транспортировку газа. Новое измерение российско-германским отношениям придали договоренности В. Путина и Г. Шредера на Ганноверской ярмарке 2005 года, где речь шла об обмене активами в энергетическом секторе: германские компании допускались к участию в добыче сырья и производстве энергии в России, а российские – к распределительным сетям в Германии [3]. В апреле 2006 г. российский «Газпром» и немецкая компания БАСФ подписали Соглашение об обмене активами в области газодобычи и торговли природным газом. В соответствии с этим Соглашением «Газпром» увеличит свою долю в российско-германском совместном предприятии «ВИНГАЗ» до 50% минус одна акция и получит долю в капитале компании «Винтерсхалл». В свою очередь, «Винтерсхалл» получает 25 % минус одна акция и 10% пакет акций в компании «Севернефтегазпром», владеющей лицензией на Южно-Русское месторождение. О значении данного соглашения для российско-германского энергетического партнерства говорит то, что доказанные запасы упомянутого месторождения оцениваются более чем в 700 млрд. куб. м. С учетом текущего объема ежегодных поставок из России в Германию это соответствует экспорту газа на 17 лет вперед [2] . Россия и Германия не имеют общей границы, соответственно, их энергетическое взаимодействие с необходимостью испытывает на себе влияние соседних государств – транзитеров нефти и газа. Положение республики Беларусь в сложной сети отношений «Россия – Германия» и «Россия – Европейский Союз» представляется чрезвычайно значимым и требует осмысления в контексте современных европейских политических реалий. Наряду с Украиной, Беларусь обладает уникальной возможностью во многом определять очертания торговли энергоресурсами между Россией и Европой. Роль транзитного государства с независимой политической линией предоставляет Беларуси такую возможность. Главной транспортной мощностью, для которой выполнялись бы два условия: прохождение через территорию Беларуси и важная роль для российско-германской кооперации в энергетической сфере, является газопровод «Ямал – Европа». В зарубежной литературе его часто называют "Belarus Connector". Проект был задуман и начал реализовываться в начале 1990-х гг., как средство доставки газа в Польшу и Германию, позднее российский газ достиг и Голландии. Это был первый значительный проект строительства газопровода после роспуска СЭВ [15]. Протяженность белорусского участка газопровода "Ямал-Европа" составила в 2005 г. 575 км. [4]. Благодаря строительству газопровода «Ямал – Европа» российский «Газпром» увеличил транзит энергоресурсов через территорию Белоруссии на 8%. Для Минска строительство белорусского участка, оцениваемое в 1,5 млрд. долларов, стало также выгодным предприятием. Подряды на десятки миллионов получили строительные, мелиоративные предприятия, железная дорога, поставщики материалов, было создано около 800 новых рабочих мест [ 9 ]. Следует отметить, что Германия, в лице компании «БАСФ», сыграла роль важнейшего инвестора в ходе строительства газопровода «Ямал – Европа». Главным аргументом для «БАСФ» в пользу участия в данном проекте являлось желание увеличить поставки энергоресурсов, которые были бы более дешевыми, чем у государственного монополиста «Рургаз». Разумеется, Беларусь в то время рассматривалась обоими партнерами – Россией и Германией – как безусловно надежное государство, ответственно выполняющее свои обязательства по транзиту. У России не было оснований для беспокойства по поводу возможных политических сложностей, которые могли бы возникнуть в транзитных отношениях с братской страной. Россия и Беларусь строили Союзное государство. Германия, в свою очередь, была занята решением связанных с объединением текущих проблем, и ее быстрое согласие на реализацию проекта, который вводил Белоруссию в европейскую «энергетическую игру», может быть охарактеризовано, с одной стороны, как вынужденная мера, с другой - как показатель доверия Минску в столь острый для немецкого общества период. Таким образом, в 1990-е годы Беларусь обеспечила важный канал для развития российско-германских энергетических отношений Как известно, Беларусь - не единственное государство, обеспечивающее транзит российских энергоносителей странам, объединенным сегодня под флагом Европейского Союза. Вместе с тем, транзитные пошлины для российского газа через Беларусь ниже от 1/5 до 1/3 от аналогичных пошлин за транзит через территорию Украины. Это по-прежнему делает Минск привлекательным транзитным партнером для российско-германского энергетического тандема. В современный период многие немецкие и российские аналитики склонны критично оценивать статус Беларуси как транзитного государства – надежного партнера России и Германии. Во многом это связано с российско-белорусским энергетическим конфликтом в декабре 2006 – январе 2007 гг., в результате которого, из-за неспособности обеих сторон согласовать условия нового договора о поставке энергоресурсов, взаимодействие было полностью прекращено на 3 дня – с 7 по 10 января. Тональность освещения российско-белорусского энергетического конфликта в западных СМИ серьезно отличалась от тональности преподнесения российско-украинского конфликта, имевшего место годом ранее. Газовый кризис на Украине нанес существенный ущерб имиджу России. Фактически весь 2006-й год прошел для европейского общественного мнения под впечатлением этого события, которое рассматривалось и продолжает рассматриваться как показатель опасности энергетической зависимости Европы от России. Большинство немецких политиков и ученых в один голос заявляли о необходимости диверсификации источников энергетического сырья. Возникшие в начале 2007 года сложности при заключении российско-белорусского договора о поставках энергоресурсов спровоцировали гораздо меньшее сочувствие тяжелому положению Минска со стороны западных дипломатов, аналитиков и СМИ. Многие открыто встали в этом конфликте на сторону Москвы. Так, известный немецкий эксперт по России и странам СНГ доктор Х. Тиммерманн в одной из своих статей заявил о том, что политическая стабильность режима А. Лукашенко является «стабильностью взаймы»: «Россия субсидировала своими низкими ценами на энергоносители партнера по Союзному государству ежегодно примерно на 6 млрд. долл». По мнению немецкого эксперта, парадокс также заключался в том, что не располагавшая месторождениями нефти и газа Беларусь, тем не менее, в отличие от других стран-импортеров сырья, только выигрывала от роста цен на энергетическом рынке. Беларусь получала природный газ и нефть по внутренним российским и перепродавала затем нефтепродукты в ЕС по мировым ценам [8, С. 85] . Если говорить об официальной позиции ФРГ, стоит отметить, что канцлер Ангела Меркель выступила с призывом в адрес обеих сторон урегулировать трения в максимально короткие сроки, при этом эмоциональная окрашенность ее выступления была менее резкой и острой, нежели риторика немецких властей по поводу российско-украинского конфликта. Объяснить это можно, в частности, тем, что во время «газовой войны» России и Украины газ в Европу шел за счет увеличения транзита через Белоруссию. Хотя политический истеблишмент ФРГ жестко критикует официальный Минск за нарушение демократических свобод и прав человека, морально и политически поддерживает белорусскую оппозицию [См. подр.: 6, С.214 -216; 8, С. 85-86], тем не менее, в экономической сфере Берлин понимает необходимость сотрудничества с Беларусью, вопреки всем политическим разногласиям. При этом отношение к Беларуси как к важному транзитному партнеру в России и Германии неодинаково. Если говорить о ФРГ, необходимо упомянуть о том, что изначально проект газопровода «Ямал – Европа» предполагал строительство двух труб. В итоге, была построена только одна, а пять компрессорных станций, находящихся на территории Белоруссии работают не с полной загрузкой. Германия, с приходом к власти в 2005 году нового канцлера А. Меркель, почти во всех сферах отказалась от конфликтной и жесткой риторики с зарубежными партнерами, но одновременно стала и воздерживаться от построения «дружественных», априори благожелательных отношений с ними. Белорусский транзитный фактор в таком контексте весьма показателен: Берлин не выступает с жесткой критикой Белоруссии как транзитной страны между ФРГ и Россией, однако не выступает и за расширение кооперации. В 1990-е годы немецкие инвестиции дали проекту «Ямал – Европа» жизнь, на сегодняшний день вряд ли правомерно говорить о том, что от немецкой стороны в данный проект можно ожидать дальнейших финансовых вливаний. Германия ценит существующее сотрудничество, но одновременно ищет возможные альтернативы кооперации с Россией, минуя авторитарную Беларусь, хотя бы просто потому, чтобы «не класть все яйца в одну корзину» - принцип, обеспечивающий государству стабильность развития в современных условиях. Что касается России, то она не заинтересована в дестабилизации существующей в Беларуси политической системы. Стратегия Москвы во многом сводится к фактическому экономическому доминированию в Беларуси, включающему такой важный элемент, как контроль над белорусской сетью транзитных и распределительных газопроводов ("Белтрансгаз"), в которой "Газпром" после многолетнего сопротивления Минска обеспечил себе долю в 50% [ 14]. Необходимо отметить, что соглашение «Газпрома» с Беларусью 2007 г. , более благоприятно, чем подобные соглашения с Украиной и Грузией. Беларусь платит за природный газ 100-105 долларов за тысячу кубометров, в то время как Украина – 130 долларов, Молдавия – 170, а Грузия, отказавшаяся продать «Газпрому» свои газопроводы, вообще получила с начала 2007 года «европейскую» цену в 235 долларов за тысячу кубометров [11]. В научной литературе можно встретить мнение о том, что именно «белорусский фактор», прежде всего, российско-белорусский конфликт в энергетической сфере в 2006 – 2007 гг., интенсифицировал работы над проектом Северо-Европейского газопровода («Норд Стрим») по дну Балтийского моря, в обход Украины, Беларуси и стран Балтии [ 12, С. 30; 13, С. 50; 14, С. 6]. Стоит все же отметить, что пример Северо-Европейского газопровода (СЕГ) вряд ли является показательным. Проект СЕГ формально появился еще в 1997 году. В 1997-1999 гг. проводились морские изыскания в Балтийском море, в 2000 г., учитывая заинтересованность стран Европейского Союза в создании объединённой системы энергоснабжения, проекту СЕГ был присвоен статус «TEN» (Трансъевропейские сети). Важнейшее соглашение по СЕГ было подписано Ангелой Меркель и Владимиром Путиным 8 сентября 2005 года, в то время как российско-белорусские трения по поводу поставок энергоресурсов возникли несколько позднее. Таким образом, утверждение о том, что негативный белорусский контекст российско-германских энергетических отношений спровоцировал реализацию альтернативного проекта газопровода через Балтийское море, по меньшей мере, спорно. Реализация строительства Северо-Европейского газопровода непосредственно связана с будущим наполнением российско-германских энергетических и российско-белорусских транзитных отношений. Россия сегодня зависима от транзита газа через Белоруссию. И эта зависимость будет не только сохраняться, но и увеличиваться. Во-первых, объективные потребности стран ЕС в природном газе и нефти будут постоянно повышаться. В принятой в апреле 2006 г. «Зеленой книге» ЕС по энергетике прогнозируется увеличение к 2020 г. доли импортной нефти в структуре потребления в ЕС до 90 % , доли импортного газа - до 70 % [2]. Дефицит нефти и газа может быть восполнен, в первую очередь, за счет увеличения импорта из России. В настоящее время за счет российских поставок уже удовлетворяется 1/4 потребностей ЕС в природном газе. Во-вторых, события последних месяцев показывают, что Россия твердо решила «обходить» в экспорте энергоносителей не только страны Балтии, но и Украину, энергетическая стратегия которой остается нестабильной и малопредсказуемой из-за часто меняющейся политической обстановки и активного сближения с НАТО. Между тем, через Украину прокачивается почти 40 % транзита российской нефти. Поэтому не удивительно, что 14 мая 2008 г. премьер-министр В. Путин подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008 – 2012 гг. второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС – 2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 млн. тонн в год [5]. БТС – 2 - это ответвление от нефтепровода «Дружба» в Брянской области, вблизи границы РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до российского порта Усть-Луга на Финском заливе. Некоторые источники сообщают также о проекте строительства нефтепровода через Белоруссию в Польшу (ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк – Верхнедвинск – Литву). По оценкам экспертов, данная артерия может переориентировать на себя минимум ¼ ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления. Кроме того, в перспективе возможно также использование нефтепроводной сети от белорусского Бреста в Польшу, применявшееся в рамках СЭВ [7]. Беларусь, в данной связи, потенциально может стать главной альтернативной артерией украинскому и прибалтийскому направлениям транзита в российско-европейском и российско-германском энергетическом диалоге. Однако, в среднесрочной перспективе многое будет зависеть, как от Минска, так и от Москвы. Экзотические попытки белорусских властей найти альтернативы российским энергоносителям через сотрудничество с такими странами, как Венесуэла, Иран и Алжир, малопродуктивны. Трудно даже представить, как доставлять оттуда нефть в Белоруссию, по каким трубам, если Минск изолирован с востока и запада? С другой стороны, для установления гармоничных связей в «треугольнике» Россия - Беларусь – Германия, должна кардинальным образом измениться и российская внешняя политика по отношению к странам постсоветского пространства. Москва перестала играть роль привлекательного для соседних государств центра притяжения. В данном случае, секрет успеха ЕС состоит вовсе не в том, что европейцы пытаются воссоздать на границах России подобие печально знаменитого «санитарного кордона», а в том, что общественно-политическая модель Евросоюза более привлекательна для украинцев и значительной части белорусов, чем интеграция с Москвой. Кроме того, энергетическая политика России во многом определяется сейчас «Газпромом», этим «государством в государстве», однако то, что хорошо для «Газпрома», вовсе не означает, что это хорошо и для всей России. Следует признать, что внешняя политика президента В. Путина по отношению к ближайшим соседям на постсоветском пространстве закончилась провалом: вместо дружественных режимов по периметру российской границы мы получили ряд довольно агрессивно настроенных государств. В. Путин уделял повышенное внимание восстановлению международного статуса России, и это ему, в целом, удалось. Сейчас перед новым президентом Д. Медведевым стоит очень сложная задача - найти общий язык и наполнить новым содержанием отношения с ближайшими соседями России и, прежде всего, с Беларусью. Трагический для русских, белорусов и немцев исторический опыт XX столетия говорит о том, перефразируя слова российского исследователя В.И. Дашичева: «никогда больше не допускать, чтобы между ними возникали злые духи» [1, С.68] . ЛИТЕРАТУРА
|
Республики беларусь В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах... | Гражданский кодекс республики беларусь Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009... | ||
Республики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при... Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных... | Выписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | ||
Введение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | Положение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | ||
Классный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь» Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать... | Правила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих... Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | ||
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11.... | Доклад нормотворческий процесс в республике беларусь подготовлен:... «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке,... | ||
«Наследование по завещанию» 4 часа Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь... | Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей... На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов... | ||
Введение глава 1 президент республики беларусь в системе органов государственной власти Основные этапы подготовки и проведения выборов президента республики беларусь | Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект... Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | ||
Дмитрий Олегович Роль информационных технологий в обеспечении деятельности... Роль информационных технологий в обеспечении деятельности банковской системы Республики Беларусь на примере сэд «Канцлер» | Актуальные проблемы создания единой автоматизированной информационной... Концептуальные основы построения еаис в таможеных органах республики беларусь 9 |