Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве





Скачать 103.72 Kb.
НазваниеРоль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве
Дата публикации12.01.2015
Размер103.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Новикова И.Н., Богомолова Е.В.

Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве

Энергетическое сотрудничество по праву считается доминантой российско-германских экономических отношений. Россия является основным поставщиком энергоресурсов в ФРГ, кооперация гарантирована долгосрочными договорами и существованием газопроводов – стабильных и политически обязывающих объектов, обеспечивающих транспортировку газа. Новое измерение российско-германским отношениям придали договоренности В. Путина и Г. Шредера на Ганноверской ярмарке 2005 года, где речь шла об обмене активами в энергетическом секторе: германские компании допускались к участию в добыче сырья и производстве энергии в России, а российские – к распределительным сетям в Германии [3]. В апреле 2006 г. российский «Газпром» и немецкая компания БАСФ подписали Соглашение об обмене активами в области газодобычи и торговли природным газом. В соответствии с этим Соглашением «Газпром» увеличит свою долю в российско-германском совместном предприятии «ВИНГАЗ» до 50% минус одна акция и получит долю в капитале компании «Винтерсхалл». В свою очередь, «Винтерсхалл» получает 25 % минус одна акция и 10% пакет акций в компании «Севернефтегазпром», владеющей лицензией на Южно-Русское месторождение. О значении данного соглашения для российско-германского энергетического партнерства говорит то, что доказанные запасы упомянутого месторождения оцениваются более чем в 700 млрд. куб. м. С учетом текущего объема ежегодных поставок из России в Германию это соответствует экспорту газа на 17 лет вперед [2] .

Россия и Германия не имеют общей границы, соответственно, их энергетическое взаимодействие с необходимостью испытывает на себе влияние соседних государств – транзитеров нефти и газа. Положение республики Беларусь в сложной сети отношений «Россия – Германия» и «Россия – Европейский Союз» представляется чрезвычайно значимым и требует осмысления в контексте современных европейских политических реалий. Наряду с Украиной, Беларусь обладает уникальной возможностью во многом определять очертания торговли энергоресурсами между Россией и Европой. Роль транзитного государства с независимой политической линией предоставляет Беларуси такую возможность.

Главной транспортной мощностью, для которой выполнялись бы два условия: прохождение через территорию Беларуси и важная роль для российско-германской кооперации в энергетической сфере, является газопровод «Ямал – Европа». В зарубежной литературе его часто называют "Belarus Connector". Проект был задуман и начал реализовываться в начале 1990-х гг., как средство доставки газа в Польшу и Германию, позднее российский газ достиг и Голландии. Это был первый значительный проект строительства газопровода после роспуска СЭВ [15]. Протяженность белорусского участка газопровода "Ямал-Европа" составила в 2005 г. 575 км. [4]. Благодаря строительству газопровода «Ямал – Европа» российский «Газпром» увеличил транзит энергоресурсов через территорию Белоруссии на 8%. Для Минска строительство белорусского участка, оцениваемое в 1,5 млрд. долларов, стало также выгодным предприятием. Подряды на десятки миллионов получили строительные, мелиоративные предприятия, железная дорога, поставщики материалов, было создано около 800 новых рабочих мест [ 9 ].

Следует отметить, что Германия, в лице компании «БАСФ», сыграла роль важнейшего инвестора в ходе строительства газопровода «Ямал – Европа». Главным аргументом для «БАСФ» в пользу участия в данном проекте являлось желание увеличить поставки энергоресурсов, которые были бы более дешевыми, чем у государственного монополиста «Рургаз». Разумеется, Беларусь в то время рассматривалась обоими партнерами – Россией и Германией – как безусловно надежное государство, ответственно выполняющее свои обязательства по транзиту. У России не было оснований для беспокойства по поводу возможных политических сложностей, которые могли бы возникнуть в транзитных отношениях с братской страной. Россия и Беларусь строили Союзное государство. Германия, в свою очередь, была занята решением связанных с объединением текущих проблем, и ее быстрое согласие на реализацию проекта, который вводил Белоруссию в европейскую «энергетическую игру», может быть охарактеризовано, с одной стороны, как вынужденная мера, с другой - как показатель доверия Минску в столь острый для немецкого общества период. Таким образом, в 1990-е годы Беларусь обеспечила важный канал для развития российско-германских энергетических отношений

Как известно, Беларусь - не единственное государство, обеспечивающее транзит российских энергоносителей странам, объединенным сегодня под флагом Европейского Союза. Вместе с тем, транзитные пошлины для российского газа через Беларусь ниже от 1/5 до 1/3 от аналогичных пошлин за транзит через территорию Украины. Это по-прежнему делает Минск привлекательным транзитным партнером для российско-германского энергетического тандема.

В современный период многие немецкие и российские аналитики склонны критично оценивать статус Беларуси как транзитного государства – надежного партнера России и Германии. Во многом это связано с российско-белорусским энергетическим конфликтом в декабре 2006 – январе 2007 гг., в результате которого, из-за неспособности обеих сторон согласовать условия нового договора о поставке энергоресурсов, взаимодействие было полностью прекращено на 3 дня – с 7 по 10 января. Тональность освещения российско-белорусского энергетического конфликта в западных СМИ серьезно отличалась от тональности преподнесения российско-украинского конфликта, имевшего место годом ранее. Газовый кризис на Украине нанес существенный ущерб имиджу России. Фактически весь 2006-й год прошел для европейского общественного мнения под впечатлением этого события, которое рассматривалось и продолжает рассматриваться как показатель опасности энергетической зависимости Европы от России. Большинство немецких политиков и ученых в один голос заявляли о необходимости диверсификации источников энергетического сырья.

Возникшие в начале 2007 года сложности при заключении российско-белорусского договора о поставках энергоресурсов спровоцировали гораздо меньшее сочувствие тяжелому положению Минска со стороны западных дипломатов, аналитиков и СМИ. Многие открыто встали в этом конфликте на сторону Москвы. Так, известный немецкий эксперт по России и странам СНГ доктор Х. Тиммерманн в одной из своих статей заявил о том, что политическая стабильность режима А. Лукашенко является «стабильностью взаймы»: «Россия субсидировала своими низкими ценами на энергоносители партнера по Союзному государству ежегодно примерно на 6 млрд. долл». По мнению немецкого эксперта, парадокс также заключался в том, что не располагавшая месторождениями нефти и газа Беларусь, тем не менее, в отличие от других стран-импортеров сырья, только выигрывала от роста цен на энергетическом рынке. Беларусь получала природный газ и нефть по внутренним российским и перепродавала затем нефтепродукты в ЕС по мировым ценам [8, С. 85] .

Если говорить об официальной позиции ФРГ, стоит отметить, что канцлер Ангела Меркель выступила с призывом в адрес обеих сторон урегулировать трения в максимально короткие сроки, при этом эмоциональная окрашенность ее выступления была менее резкой и острой, нежели риторика немецких властей по поводу российско-украинского конфликта. Объяснить это можно, в частности, тем, что во время «газовой войны» России и Украины газ в Европу шел за счет увеличения транзита через Белоруссию. Хотя политический истеблишмент ФРГ жестко критикует официальный Минск за нарушение демократических свобод и прав человека, морально и политически поддерживает белорусскую оппозицию [См. подр.: 6, С.214 -216; 8, С. 85-86], тем не менее, в экономической сфере Берлин понимает необходимость сотрудничества с Беларусью, вопреки всем политическим разногласиям.

При этом отношение к Беларуси как к важному транзитному партнеру в России и Германии неодинаково. Если говорить о ФРГ, необходимо упомянуть о том, что изначально проект газопровода «Ямал – Европа» предполагал строительство двух труб. В итоге, была построена только одна, а пять компрессорных станций, находящихся на территории Белоруссии работают не с полной загрузкой. Германия, с приходом к власти в 2005 году нового канцлера А. Меркель, почти во всех сферах отказалась от конфликтной и жесткой риторики с зарубежными партнерами, но одновременно стала и воздерживаться от построения «дружественных», априори благожелательных отношений с ними. Белорусский транзитный фактор в таком контексте весьма показателен: Берлин не выступает с жесткой критикой Белоруссии как транзитной страны между ФРГ и Россией, однако не выступает и за расширение кооперации. В 1990-е годы немецкие инвестиции дали проекту «Ямал – Европа» жизнь, на сегодняшний день вряд ли правомерно говорить о том, что от немецкой стороны в данный проект можно ожидать дальнейших финансовых вливаний. Германия ценит существующее сотрудничество, но одновременно ищет возможные альтернативы кооперации с Россией, минуя авторитарную Беларусь, хотя бы просто потому, чтобы «не класть все яйца в одну корзину» - принцип, обеспечивающий государству стабильность развития в современных условиях.

Что касается России, то она не заинтересована в дестабилизации существующей в Беларуси политической системы. Стратегия Москвы во многом сводится к фактическому экономическому доминированию в Беларуси, включающему такой важный элемент, как контроль над белорусской сетью транзитных и распределительных газопроводов ("Белтрансгаз"), в которой "Газпром" после многолетнего сопротивления Минска обеспечил себе долю в 50% [ 14]. Необходимо отметить, что соглашение «Газпрома» с Беларусью 2007 г. , более благоприятно, чем подобные соглашения с Украиной и Грузией. Беларусь платит за природный газ 100-105 долларов за тысячу кубометров, в то время как Украина – 130 долларов, Молдавия – 170, а Грузия, отказавшаяся продать «Газпрому» свои газопроводы, вообще получила с начала 2007 года «европейскую» цену в 235 долларов за тысячу кубометров [11].

В научной литературе можно встретить мнение о том, что именно «белорусский фактор», прежде всего, российско-белорусский конфликт в энергетической сфере в 2006 – 2007 гг., интенсифицировал работы над проектом Северо-Европейского газопровода («Норд Стрим») по дну Балтийского моря, в обход Украины, Беларуси и стран Балтии [ 12, С. 30; 13, С. 50; 14, С. 6]. Стоит все же отметить, что пример Северо-Европейского газопровода (СЕГ) вряд ли является показательным. Проект СЕГ формально появился еще в 1997 году. В 1997-1999 гг. проводились морские изыскания в Балтийском море, в 2000 г., учитывая заинтересованность стран Европейского Союза в создании объединённой системы энергоснабжения, проекту СЕГ был присвоен статус «TEN» (Трансъевропейские сети). Важнейшее соглашение по СЕГ было подписано Ангелой Меркель и Владимиром Путиным 8 сентября 2005 года, в то время как российско-белорусские трения по поводу поставок энергоресурсов возникли несколько позднее. Таким образом, утверждение о том, что негативный белорусский контекст российско-германских энергетических отношений спровоцировал реализацию альтернативного проекта газопровода через Балтийское море, по меньшей мере, спорно.

Реализация строительства Северо-Европейского газопровода непосредственно связана с будущим наполнением российско-германских энергетических и российско-белорусских транзитных отношений. Россия сегодня зависима от транзита газа через Белоруссию. И эта зависимость будет не только сохраняться, но и увеличиваться. Во-первых, объективные потребности стран ЕС в природном газе и нефти будут постоянно повышаться. В принятой в апреле 2006 г. «Зеленой книге» ЕС по энергетике прогнозируется увеличение к 2020 г. доли импортной нефти в структуре потребления в ЕС до 90 % , доли импортного газа - до 70 % [2]. Дефицит нефти и газа может быть восполнен, в первую очередь, за счет увеличения импорта из России. В настоящее время за счет российских поставок уже удовлетворяется 1/4 потребностей ЕС в природном газе. Во-вторых, события последних месяцев показывают, что Россия твердо решила «обходить» в экспорте энергоносителей не только страны Балтии, но и Украину, энергетическая стратегия которой остается нестабильной и малопредсказуемой из-за часто меняющейся политической обстановки и активного сближения с НАТО. Между тем, через Украину прокачивается почти 40 % транзита российской нефти. Поэтому не удивительно, что 14 мая 2008 г. премьер-министр В. Путин подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008 – 2012 гг. второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС – 2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 млн. тонн в год [5]. БТС – 2 - это ответвление от нефтепровода «Дружба» в Брянской области, вблизи границы РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до российского порта Усть-Луга на Финском заливе. Некоторые источники сообщают также о проекте строительства нефтепровода через Белоруссию в Польшу (ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк – Верхнедвинск – Литву). По оценкам экспертов, данная артерия может переориентировать на себя минимум ¼ ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления. Кроме того, в перспективе возможно также использование нефтепроводной сети от белорусского Бреста в Польшу, применявшееся в рамках СЭВ [7]. Беларусь, в данной связи, потенциально может стать главной альтернативной артерией украинскому и прибалтийскому направлениям транзита в российско-европейском и российско-германском энергетическом диалоге. Однако, в среднесрочной перспективе многое будет зависеть, как от Минска, так и от Москвы. Экзотические попытки белорусских властей найти альтернативы российским энергоносителям через сотрудничество с такими странами, как Венесуэла, Иран и Алжир, малопродуктивны. Трудно даже представить, как доставлять оттуда нефть в Белоруссию, по каким трубам, если Минск изолирован с востока и запада?

С другой стороны, для установления гармоничных связей в «треугольнике» Россия - Беларусь – Германия, должна кардинальным образом измениться и российская внешняя политика по отношению к странам постсоветского пространства. Москва перестала играть роль привлекательного для соседних государств центра притяжения. В данном случае, секрет успеха ЕС состоит вовсе не в том, что европейцы пытаются воссоздать на границах России подобие печально знаменитого «санитарного кордона», а в том, что общественно-политическая модель Евросоюза более привлекательна для украинцев и значительной части белорусов, чем интеграция с Москвой. Кроме того, энергетическая политика России во многом определяется сейчас «Газпромом», этим «государством в государстве», однако то, что хорошо для «Газпрома», вовсе не означает, что это хорошо и для всей России. Следует признать, что внешняя политика президента В. Путина по отношению к ближайшим соседям на постсоветском пространстве закончилась провалом: вместо дружественных режимов по периметру российской границы мы получили ряд довольно агрессивно настроенных государств. В. Путин уделял повышенное внимание восстановлению международного статуса России, и это ему, в целом, удалось. Сейчас перед новым президентом Д. Медведевым стоит очень сложная задача - найти общий язык и наполнить новым содержанием отношения с ближайшими соседями России и, прежде всего, с Беларусью.

Трагический для русских, белорусов и немцев исторический опыт XX столетия говорит о том, перефразируя слова российского исследователя В.И. Дашичева: «никогда больше не допускать, чтобы между ними возникали злые духи» [1, С.68] .
ЛИТЕРАТУРА

  1. Дашичев В.И. Германия и Россия в европейской политике // Социально-гуманитарные знания/ 2006. - № 1. - . C. 44-68

  2. Доклад посла России в Бельгии В.Б. Лукова «Роль российской энергетики в экономическом развитии Европы», Брюссель, 20.09.2007 – http://www.russia.org/cn/rus/?ID=1481

  3. Либиг Михаэль. Германия и многополярный мир -http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=3871&print=Y

  4. Нефтегазовые проекты. Ямал – Европа // Нефть и капитал. 2004. http://www.oilcapital.ru/

  5. Российская газета. 15 мая 2008.

  6. Русакович А.В. Белорусско-германские отношения во второй половине 2005 – начале 2006 г. // Беларусь I Германiя: гiсторыя i сучаснасць. Минск, 2007. Вып. 5. С. 212-217.

  7. Создается новая нефте-и газоэкспортная транзитная система // Российская бизнес-газета. 27.05.2008 - http://www.oilru.com/print/news/73676

  8. Тиммерманн Х. Внутреннее развитие и внешнеполитические перспективы Белоруссии и Украины // МЭиМО. 2007. № 7. С. 82 - 88.

  9. Яковлев В. По новой "трубе". Газопровод Ямал - Европа: работа, жилье, прибыль Сотрудничество // Российская газета. 16.10.2003

  10. Chloë Bruce. Fraternal Friction or Fraternal Fiction? The Gas Factor in Russian-Belarusian Relations. Oxford Institute for Energy Studies. NG 8.March 2005.

  11. The Economist. 4.01.2007

  12. Goetz R. Energietransit durch die Ukraine und Belarus. Ein Risiko fuer die europaeische Energiesicherheit? SWP - Berlin, Dezember 2006. S.30

  13. Robert L. Larsson. Nord Stream, Sweden and Baltic
    Sea Security. Försvarsanalys Totalförsvarets forskningsinstitut (FOI). Base data report March 2007. P.50

  14. Yafimava K., Stern J. The 2007 Russia –Belarus Gas Agreement. Oxford Energy Comment. January 2007. P. 6.

  15. Cм. подр.: David G. Victor, Nadejda Makarova Victor. The Belarus Connection: Exporting Russian Gas to Germany and Poland. Program on Energy and Sustainable Development at Stanford University and the James A. Baker III Institute for Public Policy of Rice University. May 2004.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconРеспублики беларусь
В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconРеспублики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при...
Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconВыписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconВведение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconПоложение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconКлассный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь»
Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconПравила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих...
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconВопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты
О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11....
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconДоклад нормотворческий процесс в республике беларусь подготовлен:...
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке,...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве icon«Наследование по завещанию» 4 часа
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconПостановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей...
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов...
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconВведение глава 1 президент республики беларусь в системе органов государственной власти
Основные этапы подготовки и проведения выборов президента республики беларусь
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconМинистерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconДмитрий Олегович Роль информационных технологий в обеспечении деятельности...
Роль информационных технологий в обеспечении деятельности банковской системы Республики Беларусь на примере сэд «Канцлер»
Роль Республики Беларусь в российско-германском энергетическом партнерстве iconАктуальные проблемы создания единой автоматизированной информационной...
Концептуальные основы построения еаис в таможеных органах республики беларусь 9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск