Скачать 94.95 Kb.
|
ДОКЛАД НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Подготовлен: Романович Т.А. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов. Подготовка проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” и “Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов ”, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 “О мерах по совершению нормотворческой деятельности”. Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса: 1. планирование нормотворческой деятельности; 2. нормотворческая инициатива; 3. подготовка проекта нормативного правового акта; 4. принятие (издание) нормативного правового акта; 5. включение НПА в Национальный реестр правовых актов РБ; 6. опубликование нормативного правового акта.
1) концепций совершенствования законодательства Республики Беларусь 2) государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, принимаемый не более чем на 5 лет. 3) ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом Республики Беларусь. Разработку и внесение на утверждение Президента РБ концепций, государственных программ и ежегодных планов осуществляет Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Проект ежегодного плана подготовки законопроектов разрабатывается на основе:
Предложения о подготовке законопроектов на следующий календарный год направляются в Центр, как правило, не позднее 1 сентября. Центр анализирует поступившие предложения о подготовке законопроектов на основе следующих критериев:
Поступившие, а также подготовленные Центром предложения о подготовке законопроектов обобщаются и группируются в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, после чего предлагаемые к подготовке законопроекты включаются в проект плана. Нормотворческая инициатива - официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части. Законодательная инициатива - официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган (в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь). В соответствии со ст.99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется на плановой основе. Проект акта должен соответствовать критериям оценки проектов, предусмотренным законодательством. Проект акта может быть оформлен в виде:
Форма проекта акта определяется исходя из компетенции нормотворческого органа (должностного лица) и содержания проекта акта:
Нормативный правовой акт может приниматься несколькими нормотворческими органами, если Конституцией Республики Беларусь не предусмотрено иное. Не допускается принятие совместного нормативного правового акта нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из особенностей компетенции этих органов. Согласование проектов актов Проект плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные государственные органы (организации). К проекту акта, направляемому на согласование, должны прилагаться сопроводительное письмо и обоснование необходимости принятия (издания) акта. К проекту акта могут прилагаться иные относящиеся к нему документы, включая результаты расчета финансово-экономических затрат на принятие (издание) акта. Проект плана после его доработки и согласования в недельный срок визируется премьер-министром Республики Беларусь, председателями Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае возникновения разногласий между визирующими государственными органами и Центром проект плана визируется ими с изложением сути замечаний и предложений и вносится в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Беларусь с приложением соответствующих замечаний и предложений. Проект плана ежегодно не позднее 15 декабря представляется в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь. Обязательная юридическая экспертиза проектов актов Проект акта подлежит обязательной юридической экспертизе. Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится соответствующим органом. По решению нормотворческого органа проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда законом предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке. По результатам обязательной юридической экспертизы проекта акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта акта. Проект акта должен соответствовать и согласоваться с нормами:
Законопроекты, предусмотренные планом, представляются на заключение в Центр субъектом права законодательной инициативы в недельный срок по завершении их подготовки в соответствии с планом, а законопроекты, за подготовку которых ответственным определен Центр, – не позднее чем за месяц до внесения их в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Центр готовит заключения по законопроектам в месячный срок со дня их получения, а по изменениям и (или) дополнениям, внесенным в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, – в десятидневный срок, если иное не установлено законодательством.
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом). Нормотворческий орган по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:
Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе делегировать часть своих нормотворческих полномочий иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь. Субъект нормотворческой инициативы вправе в случае необходимости отозвать направленный им проект НПА до его принятия (издания) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении. Подписание нормативного правового акта Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:
Нормативным правовым актам, включенным в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, присваиваются регистрационные номера Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования нормативных правовых актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1.http://lib.active.by/belorussianlaw/activeby_readme.php?subaction=showfull&id=1106215231&archive=&start_from=&ucat=17& 2. http://www.bel.biz/pravo/normatives/?pid=1133 3. http://ncpi.gov.by/ncla/lawwork.html 4. http://www.pravo.by/webnpa/text_txt.asp?RN=H10000361 текст закона |
Республики беларусь В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах... | Введение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | ||
Выписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | Положение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | ||
Правила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих... Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11.... | ||
Гражданский кодекс республики беларусь Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009... | I-iv классы пояснительная записка Идея становления человека как гражданина получила отражение в законах Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»,... | ||
Закон республики беларусь В редакции Закона от 19 марта 2002 г. N 95-з (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844) | Республики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при... Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных... | ||
Классный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь» Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать... | Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей... На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов... | ||
Курдюмов Н. И. – Мир вместо защиты На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов... | Республики Беларусь Белорусский государственный университет Юридический факультет Принятие решения по акту проверки и порядок его обжалования в Республике Беларусь 3 | ||
«Наследование по завещанию» 4 часа Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь... | Перестрахование и основные направления его совершенствования Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования перестрахования в Республике Беларусь. В результате проведенного... |