I-iv классы пояснительная записка





НазваниеI-iv классы пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации10.03.2015
Размер0.69 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МОЕ ОТЕЧЕСТВО

I-IV классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях реформирования системы образования воспитание гражданина является главной задачей, которая соответствует социальному заказу общества. Идея становления человека как гражданина получила отражение в законах Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка», в Концепции и программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и других документах.

С целью совершенствования процесса гражданского воспитания детей младшего школьного возраста для учителей начальных классов предлагается программа факультативных занятий «Мое Отечество».

Изучение программы «Мое Отечество» направлено на воспитание гражданских качеств детей младшего школьного возраста.

К основным задачам курса относятся:

♦ воспитание учащихся на лучших традициях национальной культуры;

♦ формирование нравственно-мировоззренческой ориентации личности;

♦ формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории;

♦ ознакомление с биографиями выдающихся людей, знаменитых деятелей Беларуси;

♦ расширение духовного кругозора;

♦ обучение сознательному пересказу и составлению небольших текстов об истории Беларуси;

♦ содействие гармоничному развитию личности. Занятия по курсу «Мое Отечество» являются вариативными по форме и содержанию и ориентированы на поэтапное формирование гражданских качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе на I ступени общего среднего образования.

В содержание курса включены понятия, термины, факты и сведения о государстве, о Республике Беларусь, об обществе, о человеке-гражданине.

Систематическое знакомство с событиями и фактами истории обогащает язык учащихся специальной терминологией, наполняет их речь определенным содержанием. Знания и конкретные представления, полученные при изучении курса «Мое Отечество», способствуют общему развитию детей, создают определенный фундамент для изучения на II ступени общего среднего образования .

Обучение учащихся по программе «Мое Отечество» осуществляется в начальных классах за счет часов школьного компонента. Программный материал сгруппирован в четыре раздела: «Республика Беларусь» — I класс (29 ч); «Минск — столица Беларуси» — II класс (33 ч); «Семья — основа государства» —III класс (34 ч); «Мы — граждане Республики Беларусь» — IV класс (34 ч), которые взаимосвязаны, но имеют каждый свою специфику. Факультативные занятия проводятся один раз в неделю. Распределение часов на изучение программного материала является примерным. Учитель вправе сам распределять часы по темам с учетом особенностей своего класса. С учетом местных условий учитель может заменить ряд тем из раздела «Минск — столица Беларуси» (II класс) на краеведческий материал своего города (поселка).

В конце учебного года проводится заключительное занятие по разделу, которое позволит обобщить и систематизировать знания детей.

Исходя из возрастных особенностей учащихся I-IV классов, во время занятий необходимо прибегать к тем формам и методам работы, которые позволяют знакомить детей с предметами и явлениями действительности непосредственно. Невозможно обойтись без экскурсионной работы при развитии у учащихся познавательных способностей, интереса к изучению истории родного края, при формировании осознанных знаний и устойчивых качеств личности. Программой предусмотрено проведение экскурсий в музеи, обзорных экскурсий по историческим местам, посещение театров, выставок.

Данная программа соотнесена с содержанием учебников для I-IV классов и является примерной, что позволяет учителю вносить коррективы в ее реализацию.

Освоение программы «Мое Отечество» может осуществляться с 1-го, 2-го и последующих годов обучения в учреждении общего среднего образования. Это определяется в зависимости от конкретных условий класса, учреждения образования, подготовленности учащихся.

I КЛАСС

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ (29 часов)
В I классе занятия направлены на ознакомление учащихся с историей возникновения белорусского народа, развитием его культуры, на формирование ценностного отношения к своей Родине. Для того чтобы помочь ребенку сформировать гражданскую позицию к окружающему миру, людям, самому себе, программа курса предполагает раскрыть учащимся общие понятия о Родине, государственной символике, правах и обязанностях гражданина. На занятиях курса учащиеся знакомятся с легендами Беларуси, национальными традициями белорусского народа, с жизнью людей, прославивших наш край, получают элементарные знания о наших предках, о себе как представителе белорусской нации и жителе Беларуси.

Содержание раздела «Республика Беларусь» курса «Мое Отечество» в I классе направлено на:

♦ ознакомление с отдельными историческими фактами жизни белорусского народа;

♦ получение элементарных знаний об архитектуре и изобразительном искусстве Беларуси;

♦ знакомство с национальными традициями белорусского народа, различными формами устного народного творчества (легендами, преданиями, сказками) и белорусскими народными играми.

На факультативных занятиях «Мое Отечество» используется комплексный, системный подход к вопросам обучения и воспитания учащихся I класса.

При изучении раздела «Республика Беларусь» у учащихся формируются:

♦ потребность в созерцании и изображении родной белорусской природы и архитектуры;

♦ умение видеть красоту родных мест, слушать белорусскую музыку и получать от этого наслаждение;

♦ нравственные качества (доброжелательность, уравновешенность, чувство долга, общительность).

Занятия способствуют появлению у учащихся стремления быть аккуратными, критически относиться к своему внешнему виду, ориентироваться на идеал гражданина Беларуси, желания проводить совместный досуг в духе белорусской культуры (игры, песни, танцы).

Программой курса предусмотрено посещение Государственного музея природы и экологии Республики Беларусь, Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа, Национального художественного музея Республики Беларусь; просмотр спектаклей, отражающих проблемы гражданского воспитания личности; организацию и проведение конкурсов и праздников детского творчества (конкурс стихов «Республика Беларусь», праздники «Масленица», «Золотая осень», «Мой край родной», конкурс рисунков «Моя Беларусь» и др.).

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; организация классного уголка «Республика Беларусь»; ведение учащимися альбомов «Республика Беларусь», которые заполняются по мере выполнения творческих работ (к концу года альбом является творческим отчетом); участие в тематических праздниках («Золотая осень», «Масленица», «Мой край родной»).
II КЛАСС

МИНСК — СТОЛИЦА БЕЛАРУСИ (33 часа)
Второй раздел программы освещает историю города Минска. Программа курса составлена таким образом, чтобы дать учащимся сведения об истории возникновения города Минска, о его развитии, о том, какое значение имеет Минск для всей Беларуси; познакомить учащихся с правилами поведения горожан; научить ценить труд других людей, любить родной город и приносить ему пользу; формировать позицию активного жителя своего города.

Содержание раздела «Минск — столица Беларуси» курса «Мое Отечество» во II классе направлено на:

♦ формирование начальных представлений и элементарных знаний о возникновении столицы Беларуси — Минска; о столице Беларуси как социальном и культурном центре республики; об особенностях архитектуры Минска;

♦ знакомство с особенностями белорусской культуры; с правилами и нормами поведения жителей города и села, типичным образом их жизни, способами проведения свободного времени;

♦ расширение знаний об известных исторических личностях Беларуси.

Теоретические знания, полученные учащимися на занятиях курса «Мое Отечество», закрепляются на экскурсиях, которые проводятся в каждой четверти.

При изучении раздела «Минск — столица Беларуси» предусматривается проведение автобусной экскурсии по городу Минску; экскурсии в сквер имени Янки Купалы, посещение Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта и Белорусского республиканского театра юного зрителя; организация тематических праздников «Волшебница зима», «Беларускія вячоркі», «Мой родной город», конкурса чтецов «Тебе, мой город» и конкурса рисунков «Белорусская столица».

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; организация классного уголка «Белорусская столица»; ведение учащимися альбомов «Белорусская столица» (или «Мой родной город»), которые в конце года являются творческими отчетами; участие в тематических праздниках «Волшебница зима», «Беларускія вячоркі», «Мой родной город».
III КЛАСС

СЕМЬЯ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА (34 часа)
Содержание раздела «Семья — основа государства» курса «Мое Отечество» в III классе включает изучение уклада семейной жизни наших предков, их быта, особенностей строения белорусских домов; знакомство с традициями семейного воспитания белорусов. Одна из основных задач раздела «Семья — основа государства» — воспитание уважительного отношения к Родине, обществу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. Учащиеся узнают о правовом статусе семьи, о роли семьи в обеспечении полноценных условий для развития личности, о распределении обязанностей и поручений в семье. У ребят вырабатывается потребность заботиться о родителях, родственниках, об окружающих людях, приносить пользу близким, помогать друзьям.

Содержание раздела «Семья — основа государства» курса «Мое Отечество» в III классе направлено на:

♦ знакомство с особенностями быта белорусской семьи, со строением жилья белорусов, своеобразием оформления дома;

♦ расширение знаний о традиционной белорусской одежде, о национальном орнаменте как важном элементе белорусской одежды;

♦ воспитание уважительного отношения к своим родителям, родственникам;

♦ знакомство с особенностями проведения досуга, увеселениями и забавами белорусских семей, белорусскими народными играми.

В III классе учащиеся получают начальные сведения о христианстве как элементе духовной культуры белорусского народа.

При изучении раздела «Семья — основа государства» предусматривается проведение пешей экскурсии «Центр белорусской столицы»; автобусной экскурсии по городу «Православные святыни»; посещение музея валунов в Минске, Национального музея истории и культуры Беларуси; Кургана Славы, мемориального комплекса в Хатыни, организацию и проведение тематических праздников «Несцерка ў гасцях у дзяцей», «Беларускія вячоркі», «Украсим город наш», конкурса чтецов «Семейные истории» и конкурса рисунков «Жили-были...».

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; создание классного уголка «Моя семья»; ведение учащимися альбомов «Моя семья», которые заполняются по мере выполнения творческих работ; участие в тематических праздниках «Мама, папа, я...», «Праздник семьи».
IV КЛАСС

МЫ — ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (34 часа)
В IV классе раздел «Мы — граждане Республики Беларусь» курса «Мое Отечество» посвящен изучению различных аспектов жизни Республики Беларусь. На занятиях учащиеся узнают о территориальном положении республики, о ее соседях, об обычаях белорусского народа и о жителях других стран; знакомятся с тем, как Беларусь сотрудничает с другими республиками; в чем смысл слов «гражданин», «гражданственность» и какими качествами должен обладать гражданин Республики Беларусь. Содержание раздела направлено на расширение знаний о выдающихся людях, прославивших Республику Беларусь и вошедших в ее историю. Учащиеся продолжают знакомство с правами и обязанностями граждан республики.

Программный материал раздела «Мы — граждане Республики Беларусь» позволяет:

♦ расширить представления о понятиях «Родина», «Отечество», «Отчизна»;

♦ ознакомиться с историей возникновения и развития символики белорусского государства; с основными законами Республики Беларусь; с историческими памятниками Беларуси;

♦ получить сведения о Беларуси как стране с развитой торговлей и промышленностью.

При изучении раздела «Мы — граждане Республики Беларусь» предусматривается проведение автобусной экскурсии в города Мир, Несвиж; посещение Нулевого километра Беларуси на Октябрьской площади в городе Минске, спорткомплекса в поселке Раубичи, Литературного музея М. Богдановича, Государственного литературного музея Янки Купалы; организацию и проведение тематических праздников «Беларускія вячоркі», «Звіні, спявай, купалаўская ліра...», конкурса чтецов «Моя Отчизна» и конкурса рисунков «Беларусь моя синеокая».

В течение учебного года проводятся выставки детских работ, тематические праздники «Знаток родного края», «В мире интересного»; создается классный уголок «Наше Отечество — Беларусь»; ведутся индивидуальные альбомы «Наше Отечество — Беларусь», которые заполняются по мере выполнения творческих работ (к концу года альбом является творческим отчетом учащегося).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учащиеся должны знать (иметь представления и элементарные знания):

об обществе и государстве (Отечество, Родина, малая родина; государственные символы; государственные праздники и др.);

о себе как жителе Беларуси и представителе белорусского народа;

о памятных, исторических местах Республики Беларусь и связанных с ними легендах, преданиях, событиях;

о наиболее важных исторических событиях Республики Беларусь;

о наиболее известных исторических и культурных деятелях Республики Беларусь (Ф. Скорине, Е. Полоцкой, М. Богдановиче, К. Калиновском, Якубе Коласе, Янке Купале и др.);

о правах и обязанностях ребенка в Республике Беларусь;

о традициях и обычаях белорусского народа;

об общении людей, их взаимодействии в различных группах;

о семье как одной из главных составляющих общества (роль семьи в обеспечении полноценных условий для развития личности; распределение обязанностей и поручений в семье; семейные традиции; отношения в семье и др.).

Учащиеся должны уметь:

устно описывать наиболее важные исторические события Республики Беларусь;

составлять небольшие рассказы о столице Республики Беларусь — городе Минске, его историческом прошлом и современных достижениях;

составлять короткие сообщения про известных исторических и культурных деятелей Беларуси;

пользоваться справочной литературой;

соблюдать правила поведения дома, в учреждении образования, в общественных местах.

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Раздел «Республика Беларусь» — I класс





п/п

Темы

Формы и методы

проведения

занятий

Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся

I четверть

1
2

3

Почему люди любят
свою Родину
Наша Родина — Бе-
ларусь

Государственные сим-
волы Республики
Беларусь

Беседа

Экскурсия


Беседа

1

2


1

Понятия «Родина»,
«Отечество», «Отчизна»
Беларусь — наша Ро-
дина. Наследие страны.
Страны — соседи
Беларуси

Герб, гимн, флаг Рес-
публики Беларусь, их
значение

Рисование на тему
«Моя Родина»
Составление расска-
за «Наша Родина —
Беларусь»
Оформление клас-
сного стенда «Мое
Отечество — Бела-
русь»

II четверть

4


5

Столица Республики
Беларусь
Мы — белорусы

Фотовыставка.
Беседа
Беседа

1


1

Минск — город-герой.
Символические ворота
города на привокзаль-
ной площади. Начало
дорог Беларуси. Цирк.
Театр оперы и балета.
Ратуша

Понятия «Беларусь»,
«белорусы». Специфи-
ческие черты белорус-
ского народа

Организация фото-
выставки с изобра-
жениями города
Минска


Рисование на тему
«Я — белорус»






п/п

Темы

Формы и методы

проведения

занятий

Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся




6

Беларуская мова —

Падарожжа па

1

Агульнае і адметнае ў

Развучванне і скла-







сродак зносін паміж

краіне беларус-




рускай і беларускай

данне чыстагаворак







людзьмі

каи мовы




мовах. Асаблівасці
беларускай мовы







7

Откуда появились бе-

Слушание

1

Легенда про Белаполя.

Составление устного

Четверть




лорусы. Наши предки

легенды




Племена: кривичи,
дреговичи, радимичи

рассказа «Откуда
произошли бело-
русы»



8

Традиции белорусов

Беседа

1

Откуда появились тра-

Разучивание бело-

II четверть













диции. Обычаи и тра-

русских пословиц и
















диции белорусского на-

поговорок
















рода. Чтение стихотво-



















рения М. Богдановича



















«Слуцкія ткачыхі»







9

Национальный костюм
белорусов

Беседа

2

Особенности белорус-
ской одежды. Повсе-
дневная, праздничная,
обрядовая одежда

Рисование эскизов
«Белорусская народ-
ная одежда»




10

Легенды Белой Руси

Слушание
преданий

1

О чем нам рассказыва-
ют предания, кто их
составляет. Как преда-
ния дошли до нашего
времени

Составление рас-
сказа «Свидетели
старины»






11

Мои любимые бело-
русские сказки

Инсценировка

2

Герои белорусских на-
родных сказок. Содер-
жание и основные идеи
сказок

Инсценировка бело-
русской народной
сказки




12

Великие люди Бела-
руси

Устный журнал

1

Ф. Скорина, Е. Полоц-
кая

Подготовка устных
сообщений




13

Знаменитые имена

Экскурсия в

2

Янка Купала, Якуб

Подготовка устных







белорусской земли

музей




Колас

сообщений

III

рть

14

Какие мы все разные

Рассказ

1

Что общее и особенное
есть у меня и у окру-
жающих людей. Пра-

Составление диа-
фильма «Я и мои
друзья»
















вила общения между



















людьми







15

Наши права и

Групповая

1

Понятия «право»,

Подготовка группо-







обязанности

работа




«обязанность». Консти-

вых проектов «Мои
















туция и законы Рес-
публики Беларусь

права и обязан-
ности »




16

Роль правил в жизни
человека

Игра

1

Правила поведения лю-
дей. Значение правил в
жизни человека: регу-
лирование отношений,
общения и деятельности
человека

Составление правил
поведения учеников




17

«Голубые глаза»

Беларуси

Слушание

легенд

1

Легенды о появлении

рек и озер. Легенды об
озере Нарочь, Свитязь
и др.

Поиск ответа на во-

прос «Почему нашу
страну называют
"синеокой"?»

















п/п

Темы

Формы и методы

проведения

занятий

Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся

III четверть четверть

18

Беларусь моя сине-
окая

Беседа

1

Реки и озера Беларуси.
Взаимовлияние деятель-
ности человека и со-
стояния рек и озер

Конкурс рисунков
«Беларусь моя сине-
окая». Чтение сти-
хов белорусских
поэтов о реках и
озерах Беларуси

IV четверть

19

20

21

Животный и расти-
тельный мир Беларуси


Красная книга Рес-
публики Беларусь

Навсегда в памяти
народной

Экскурсия в
музей природы
и экологии
Беларуси

Викторина

Беседа

2

1

1

Животный и расти-
тельный мир белорус-
ских лесов, лугов,
болот, водоемов

Разнообразные задания
о природном мире Бе-
ларуси


Великая Отечественная
война (1941—1945).
Подвиг белорусского
народа. Ветераны Ве-
ликой Отечественной
войны. День Победы

Рисование и подбор
открыток с изобра-
жением представи-
телей животного и
растительного мира
Беларуси
Заполнение альбо-
мов «Мое Отече-
ство» (страница
«Животный и рас-
тительный мир
Беларуси»)
Выставка рисунков
«День Победы»




22

Беларусь спортивная

Беседа

2

Значение спорта в
жизни человека. Олим-
пийские игры. Бело-

Спортивные
состязания







23

Обобщающее занятие
по разделу «Респуб-
ка Беларусь»

Утренник

1

русские чемпионы
Традиции белорусов,
белорусские народные
песни, игры

Праздник для
родителей







Всего

29 часов








  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I-iv классы пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 11
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 10
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке 4 класс
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе
Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование...
I-iv классы пояснительная записка iconРабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
I-iv классы пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка Источники составления рабочей программы : федеральный...
Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2013....
I-iv классы пояснительная записка iconПрограмма по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка
Охватывают внутреннюю структуру
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
I-iv классы пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка
Охватывают внутреннюю структуру
I-iv классы пояснительная записка iconПояснительная записка (5-9 классы)
Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
I-iv классы пояснительная записка icon1. Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
I-iv классы пояснительная записка iconОглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск