Закон республики беларусь





Скачать 485.83 Kb.
НазваниеЗакон республики беларусь
страница1/4
Дата публикации30.04.2015
Размер485.83 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 29 октября 1991 г. N 1202-XII

(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,

1991 г., N 33, ст.598)
В редакции Закона от 19 марта 2002 г. N 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844)
С изменениями и дополнениями, внесенными:

Законом Республики Беларусь от 4 августа 2004 г. N 311-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 123, 2/1060)
ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная политика в сфере образования
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;

обязательности общего базового образования;

осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;

экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования.

В организациях системы образования (далее - учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Статья 2. Понятие образования
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
Статья 3. Право на образование
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обучение и порядок обучения иных иностранных граждан устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.

Право граждан на образование обеспечивается:

развитием сети учреждений образования системы образования;

созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

предоставлением возможности получения образования за плату;

созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.
Статья 4. Законодательство Республики Беларусь об образовании и сфера его применения
Законодательство Республики Беларусь об образовании применяется к отношениям, возникающим в сфере образования, с участием физических и юридических лиц Республики Беларусь, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если данные отношения возникли на территории Республики Беларусь или существует соглашение сторон о выборе правовых норм Республики Беларусь для регулирования отношений в сфере образования.
Статья 5. Языки обучения и воспитания
Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных школах является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

В соответствии с заявлениями законных представителей детей и по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться группы в дошкольных учреждениях и классы в общеобразовательных школах, в которых обучение и воспитание полностью или частично осуществляются на языке национальной общности или изучается язык национальной общности. По решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться детские дошкольные учреждения или общеобразовательные школы, в которых обучение и воспитание ведутся на языке национальной общности.
ГЛАВА 2

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 6. Структура национальной системы образования
Национальная система образования включает:

участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Статья 7. Основное образование
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

дошкольное образование;

общее базовое образование;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Достижение каждого уровня удостоверяется соответствующим документом и (или) дает право на продолжение образования на последующем уровне, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - право на осуществление профессиональной деятельности.

Специальное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования.
Статья 8. Дополнительное образование
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

внешкольное воспитание и обучение;

повышение квалификации и переподготовку кадров.
Статья 9. Формы получения образования
С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:

в учреждениях образования - в очной (дневной и вечерней) и заочной формах;

самостоятельно.

Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.
Статья 10. Общие требования к порядку приема, распределения обучающихся в учреждениях образования
В Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое учреждение образования, которое обязано рассмотреть все кандидатуры в соответствии с установленной процедурой приема.

Прием граждан в государственные учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего и послевузовского образования, осуществляется по конкурсу, гарантирующему соблюдение прав граждан на получение образования и обеспечивающему зачисление в учреждения образования лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению учебных программ.

Требования к приему в государственные учреждения образования устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

При приеме в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования, программы вступительных испытаний разрабатываются на основе образовательных стандартов общего среднего образования.

Правила приема в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и публикуются в официальных изданиях Республики Беларусь не позднее трех месяцев до начала приема документов.

На основе утвержденных Министерством образования Республики Беларусь правил приема в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, указанные учреждения разрабатывают правила приема, которые для государственных учреждений согласовываются с учредителем и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь, для частных учреждений образования утверждаются самими учреждениями образования.

Льготы отдельным категориям граждан при приеме в учреждения образования предоставляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования, финансируемые из средств республиканского и (или) местных бюджетов, сверх доведенных контрольных цифр приема может осуществляться прием лиц на обучение за оплату физическими и юридическими лицами при условии соблюдения в указанных учреждениях норм и правил, предъявляемых к организации учебного процесса.
Порядок перевода, отчисления, восстановления обучающихся в учреждениях образования устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения образования не вправе препятствовать переводу обучающихся, выполняющих установленные требования, изъявивших желание перейти на учебу в другое учреждение образования и получивших согласие этого учреждения.

В порядке и случаях, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь, в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляется целевая подготовка квалифицированных рабочих и специалистов на основе договоров.

Выпускники, обучающиеся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Статья 11. Стандарты в сфере образования
В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов.

Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.

Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Разработка, принятие, изменение и отмена образовательных стандартов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 12. Требования к организации образовательного процесса
Образовательный процесс в учреждениях образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования и на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры.

Организация образовательного процесса, содержание образования, сроки и формы аттестации обучающихся (контроль за качеством усвоения учебных программ), начало, окончание учебного года и продолжительность каникул в учреждениях образования регламентируются типовыми учебными планами и учебными программами, а также разрабатываемыми учреждениями образования на их основе учебными планами и учебными программами и программами воспитания.

В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, начало учебного года может определяться сроками комплектования групп обучающихся в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь.

Типовые учебные планы и учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключений органов или иных организаций, осуществляющих государственный санитарный надзор, об их соответствии законодательству.

Построение и содержание учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий, учебно-методических комплексов должны учитывать возможности, запросы и интересы обучающихся (воспитанников) и обеспечивать преемственность содержания образования.

Овладение минимумом экологических знаний обеспечивается во всех учебных заведениях.

Перечень профессий, специальностей и квалификаций, по которым осуществляется подготовка, а также порядок открытия новых профессий, специальностей и специализаций утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными, Минским городским исполнительными комитетами, а для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, кроме того, - с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.
При организации образовательного процесса руководители учреждений образования, педагогические работники обязаны принимать меры по обеспечению охраны здоровья и безопасности жизни обучающихся, соблюдения норм санитарного законодательства.

Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляют республиканские, областные, районные научно-методические (учебно-методические) учреждения (службы) и методические службы учреждений образования.
Статья 13. Аттестация обучающихся в учреждениях образования
Получение образования в учреждениях образования, как правило, сопровождается текущей аттестацией и завершается итоговой аттестацией обучающихся с единым порядком для очной и заочной форм получения образования (за исключением лиц с особенностями психофизического развития).

Требования к текущей аттестации и порядок ее проведения устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. При получении гражданами образования самостоятельно порядок прохождения текущей аттестации устанавливается положением об экстернате, которое утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Перечень профессий и специальностей, по которым не допускается аттестация в порядке экстерна, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Требования к итоговой аттестации определяются образовательными стандартами, типовыми учебными планами и учебными программами.

Порядок проведения аттестации, в том числе для лиц с особенностями психофизического развития, освоивших учебные программы в учреждениях образования общего типа, а также лиц с особенностями психофизического развития, освоивших специальные учебные программы, устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 14. Документы об образовании
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по определенному уровню (ступени) основного образования (за исключением дошкольного), повышению квалификации или переподготовке, учреждения образования выдают документы (в том числе и с отличием) о соответствующем образовании и (или) квалификации, присвоении академической степени. Документ об образовании заверяется печатью учреждения образования.

Образцы документов об образовании и порядок их изготовления утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Лица, получившие документ об образовании с присвоением квалификации, имеют право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью и занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования и квалификации.

Лицам, не завершившим основное образование данного уровня (ступени) или не прошедшим итоговую аттестацию, а также прошедшим полный курс обучения в неаккредитованном учреждении образования, выдается справка установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.

Признание документов об образовании учебных заведений иностранных государств и установление их соответствия документам об образовании Республики Беларусь производятся Министерством образования Республики Беларусь. Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает соответствие международным нормам документов об образовании Республики Беларусь.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон республики беларусь iconВопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты
О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23. 10. 1991 г. №1188 XII (В редакции Закона от 15. 11....
Закон республики беларусь iconМинистерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Закон республики беларусь iconРеспублики беларусь
В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах...
Закон республики беларусь iconЗакон республики беларусь
Плательщиками подоходного налога с физических лиц (далее налог) являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с...
Закон республики беларусь iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...
Закон республики беларусь iconРеспублики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при...
Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных...
Закон республики беларусь iconВведение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Закон республики беларусь iconВыписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Закон республики беларусь iconПоложение о системе оценок, текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Закон республики беларусь iconКлассный час в 3 классе Тема: «Символы Республики Беларусь»
Цель: расширить представления детей о символах Беларуси, подвести к раскрытию понятия «гражданин Республики Беларусь»; воспитывать...
Закон республики беларусь iconПравила текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих...
Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта...
Закон республики беларусь iconДоклад нормотворческий процесс в республике беларусь подготовлен:...
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке,...
Закон республики беларусь icon«Наследование по завещанию» 4 часа
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19. 02. 2002 №3: в ред постановления Министерства юстиции Республики Беларусь...
Закон республики беларусь iconЗакон республики беларусь
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства...
Закон республики беларусь iconПостановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей...
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов...
Закон республики беларусь iconВведение глава 1 президент республики беларусь в системе органов государственной власти
Основные этапы подготовки и проведения выборов президента республики беларусь


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск