Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность»





Скачать 179.93 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность»
Дата публикации25.01.2015
Размер179.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭф)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и ЖКХ

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»


Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

вариативная




дисциплины по учебному плану:






Часов (всего) по учебному плану:

72




Трудоемкость в зачетных единицах:

2

5 семестр - 2

Лекции

18 час

5 семестр

Практические занятия

-

-

Лабораторные работы







Расчетные задания, рефераты







Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 час




Экзамены







Курсовые проекты (работы)









Москва – 2011
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение способов оценки экологической безопасности энерготехнологических и теплоэнергетических систем промышленных предприятий, выработка навыков у студентов самостоятельно формулировать и решать задачи расчета и оценки воздействия вредных выбросов энерготехнологических агрегатов на экологию на основе применения методологии последовательности воздействия на окружающую среду.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

  • к самостоятельной индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования систем и элементов технологического оборудования с использованием нормативной документации и современных методов оценки воздействия на окружающую среду;

  • к проведению экспериментов по заданным и оригинальным методикам и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата и приборного обеспечения (ПК-18);

  • к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования (газотурбинных установок, компрессоров, турбин, котлов, силовых агрегатов) в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды (ПК-12);


Задачами дисциплины являются:


  • выработать навыки у студентов самостоятельно формулировать задачи оценки экологической безопасности систем и процессов промышленной теплоэнергетики (ПТ);

  • научиться применять методологию последовательности воздействия на окружающую среду для решения поставленных задач с целью повышения экологической и энергетической эффективности установок ПТ.

  • познакомить обучающихся с основными этапами методологию последовательности воздействия на окружающую среду (определение количества вредных выбросов; рассеивание их в атмосфере; воздействие изменившейся приземной концентрации вредных веществ на здоровье людей, сельхозугодия, строительные сооружения; экономическая оценка причиненного окружающей среде вреда);

  • научить мыслить системно на примерах повышения энергетической эффективности объектов ПТ с учетом технологических, экологических и экономических факторов;

  • научить анализировать существующие системы и их элементы, разрабатывать и внедрять необходимые изменения в их структуре с позиций повышения эффективности и энергосбережения;

  • дать информацию о новых направлениях в совершенствовании данных систем в отечественной и зарубежной практике, развивать способности объективно оценивать преимущества и недостатки систем и их элементов, как отечественных, так и зарубежных;

  • познакомить обучающихся с различными зарубежными программами для оценки воздействия вредных выбросов на окружающую среду: ISC, EcoSense, EMEP, Roadpol, Pathways, EXMOD;

  • познакомить с программой ISC Manager для расчета рассеивания вредных выбросов в окружающей среде на базе «Панорама» ГИС Карты 2008;

  • дать информацию о различных методах оценки воздействия на окружающую среду, применяемых в зарубежной практике;

  • научить анализировать результаты моделирования, производить поиск оптимизационного решения с помощью всевозможных методов.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к `базовой части профессионального цикла М.2 основной образовательной программы подготовки магистров по профилю "Промышленная теплоэнергетика" направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана окружающей среды», «Программирование и основы алгоритмизации», «Численные методы моделирования процессов и аппаратов промышленной теплоэнергетики».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы и для изучения дисциплин: «Алгоритмизация, моделирование и оптимизация промышленных теплоэнергетических систем», «Энергобалансы предприятий», «Технологические энергоносители и энергосистемы предприятий», «Источники и системы теплоснабжения предприятий и ЖКХ», а также программы магистерской подготовки по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника».

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);

  • способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

  • способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

  • владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);

Уметь:

  • готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

  • проводить эксперимент с помощью численного моделирования по заданным методикам и анализировать результаты с привлечением соответствующего математического аппарата;

  • применять методики проведения технико-экономического оптимизации в проектных разработках;

Владеть:

  • способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);

  • способностью проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием (ПК-9);

  • навыками соблюдения экологической безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-17);

  • способностью к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-18).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Экологическая безопасность в промышленной теплоэнергетике. Основные этапы методологии последовательности воздействия на окружающую среду:

а) технология выработки энергии

б) рассеивание вредных выбросов и изменение приземной концентрации

в) физическое воздействие на природу и здоровье людей

г) экономическая оценка.

Проблемы экологии. Основные вредные вещества. Глобальное потепление.

8

5

2

-

-

6

Тест на знание терминологии

2

Альтернативные способы производства электрической и тепловой энергии. Сжигание ископаемых топлив: угля, мазута, природного газа. Возобновляемые источники энергии: атомная, гидроэнергия, энергия ветра, геотермальная и солнечная энергия, биомасса. Современные нормативы вредных выбросов для различных технологий.

8

5

2

-

-

6

Оценки контрольной недели

3

Рассеивание вредных выбросов. Моделирование процессов рассеивания на короткие расстояния (до 50 км).

Программная реализация: а) программа ISC (Industrial Source Complex); б) программа рассеивания от линейных источников ROADPOL; в) сравнение с отечественными программами расчета рассеивания на основе методики ОНД-86.

8

5

2

-

-

6

Контрольный опрос

4

Моделирование процессов рассеивания на большие расстояния (до 3000 км). Преобразование первичных выбросов во вторичные вредные вещества: озон, аэрозоли. Программная реализация: а) программа ECOSENSE;
б) программа EMEP.

8

5

2

-

-

6

Контрольный опрос

5

Физическое воздействие на природу, на здоровье людей вредных примесей в атмосфере.

Функции дозы-дейст-вия. Внезапная и хроническая смертность от частиц пыли до 10 мк, окислов NOX, SO2 и других вредных веществ. Заболевания органов верхних дыхательных путей. Воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур, на животноводство, рыбное хозяйство и т.д. Программная реализация: программа PATHWAYS, EXMOD.

8

5

2

-

-

6

Оценки контрольной недели

6

Экономическая оценка воздействия на окружающую среду. Стоимость среднестатистической жизни. Стоимость лечения различных заболеваний. Оценка ущерба от снижения урожая с/х культур и животноводства.

8

5

2

-

-

6

Контрольный опрос

7

Глобальное потепление. Суть проблемы.

Изменение концентрации парниковых газов CO2 и CH4 в атмосфере.

Прогнозы развития отраслей мировой экономики и их влияние на парниковый эффект.

Экономическая оценка глобального потепления. Неравномерность воздействия глобального потепления на различные страны и континенты мира.

8

5

2

-

-

6

Оценки контрольной недели

8

Применение геоинформационных систем (ГИС) для решения проблем экологической безопасности. ГИС «Панорама» Карта 2008. Основные методы работы с программой. Ввод исходных данных численности населения регионов России.

8

5

2

-

-

6

Контрольный опрос и комментарий к наиболее трудным вопросам

9

Применение программы ISC Manager. Ввод исходных данных об источниках вредных выбросов. Подготовка исходных данных о розе ветров. Проведение расчетов рассеивания вредных выбросов в атмосфере. Оценка воздействия изменившейся приземной концентрации на окружающую среду. Экономическая оценка ущерба окружающей среде.

8

5

2

-

-

6

Контрольный опрос и комментарий к наиболее трудным вопросам




Зачет

10

5







-

10

Устный




Экзамен

























Итого:

72

5

18

-

-

54





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

1. Экологическая безопасность и основные положения методологии последовательности воздействия на окружающую среду Impact Pathways

Экологическая безопасность в промышленной теплоэнергетике.

Основные этапы методологии последовательности воздействия на окружающую среду:

а) технология выработки энергии

б) рассеивание вредных выбросов и изменение приземной концентрации

в) физическое воздействие на природу и здоровье людей

г) экономическая оценка.

Проблемы экологии. Основные вредные вещества. Глобальное потепление.

2. Современное состояние промышленной теплоэнергетики

Альтернативные способы производства электрической и тепловой энергии.

Сжигание ископаемых топлив: угля, мазута, природного газа.

Возобновляемые источники энергии: атомная, гидроэнергия, энергия ветра,

геотермальная и солнечная энергия, биомасса.

Современные нормативы вредных выбросов для различных технологий.

3. Рассеивание вредных выбросов

Моделирование процессов рассеивания на короткие расстояния (до 50 км).

Программная реализация:

а) программа ISC (Industrial Source Complex)

б) программа рассеивания от линейных источников ROADPOL.

в) сравнение с отечественными программами расчета рассеивания на основе методики ОНД-86.

4. Моделирование процессов рассеивания на большие расстояния

Моделирование процессов рассеивания на большие расстояния (до 3000 км).

Преобразование первичных выбросов во вторичные вредные вещества: озон, аэрозоли.

Программная реализация:

а) программа ECOSENSE

б) программа EMEP.

5. Физическое воздействие на природу, на здоровье людей вредных примесей в атмосфере

Физическое воздействие на природу, на здоровье людей вредных примесей в окружающей среде (атмосфере).

Функции дозы-отклика (воздействия).

Внезапная и хроническая смертность от частиц пыли до 10 мк, окислов NOX,

SO2 и других вредных веществ.

Заболевания органов верхних дыхательных путей: астма, бронхит и т.д.

Воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур.

Воздействие на продуктивность животноводства, рыбного хозяйства и т.д.

Программная реализация: программа PATHWAYS, EXMOD.

6. Экономическая оценка воздействия на окружающую среду

Экономическая оценка воздействия на окружающую среду.

Стоимость среднестатистической жизни.

Стоимость лечения различных заболеваний.

Оценка ущерба от снижения урожая с/х культур и животноводства.

Сравнение с расчетом платы за вредные выбросы по отечественной методике.

7. Воздействие вредных выбросов на глобальное потепление

Глобальное потепление. Суть проблемы.

Изменение концентрации парниковых газов CO2 и CH4 в атмосфере.

Прогнозы развития отраслей мировой экономики и их влияние на парнико-

вый эффект.

Экономическая оценка глобального потепления.

Неравномерность воздействия глобального потепления на различные страны

и континенты мира.

8. Применение геоинформационных систем для решения проблем
экологической безопасности


Применение геоинформационных систем (ГИС) для решения проблем экологической безопасности.

ГИС «Панорама» Карта 2008.

Основные методы работы с программой.

Ввод исходных данных численности населения регионов России.

9. Применение программы ISC Manager для решения задач оценки воздействия вредных выбросов объектов промышленной теплоэнергетики на окружающую среду

Ввод исходных данных об источниках вредных выбросов.

Подготовка исходных данных о розе ветров.

Проведение расчетов рассеивания вредных выбросов в атмосфере.

Оценка воздействия изменившейся приземной концентрации на окружающую среду.

Экономическая оценка ущерба окружающей среде.
4.2.2. Практические занятия

Практические занятия учебным планом не предусмотрены
4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены
4.4. Расчетные задания
«Расчетные задания» учебным планом не предусмотрены
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы
Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием компьютера с демонстрацией конструкций элементов систем, схем обеспечения технологическими энергоносителями. Перечень демонстрируемого материала и сами материалы представлены в УМК. Студентам передается материал на электронном носителе. Предусматривается самостоятельное выполнение отдельных иллюстраций в раздаточном материале.

Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным опросам и зачету в устной форме.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для текущего контроля успеваемости используются тесты, контрольные опросы и работы, оценки по контрольным неделям. Наиболее успевающим студентам предлагается примерная тематика рефератов по основным разделам дисциплин, желательно по тематике магистерских работ. Оценка за выполненный реферат, полученная в результате собеседования, является одной из главных составляющих оценки на зачете.

Аттестация по дисциплине – зачет.

В приложение к диплому вносится оценка за 5 семестр.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Султангузин И.А., Яворовский Ю.В. Математическое моделирование и оптимизация промышленных теплоэнергетических систем: Учебное пособие. - М.: Издательство МЭИ, 2009. – 92 с. 7 п.л.

  2. Оценка воздействия на окружающую среду и разработка нормативов ПДВ: Справ. изд. / Максименко Ю.Л., Шаприцкий В.Н., Горкина И.Д. – М.: Изд-во «СП Интермет Инжиниринг», 1999. – 480 с.

  3. Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И., Черноусов П.И. Промышленность и окружающая среда: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 469 с.

б) дополнительная литература:

  1. Султангузин И.А. Научно-технические основы моделирования и оптимизации энерготехнологической системы металлургического комбината // Автореферат дис. доктора техн. наук. - М.: Моск. энерг. ин-т, 2005 - 40 с.

  2. Султангузин И.А. Реновация энергетического оборудования на основе эколого-экономических требований // Горный журнал.-2004. - Июль, спецвыпуск. - С. 60 – 62.

  3. Экологическая эпидемиология: Учебник для вузов / Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И.; Под ред. Ревича Б.А.. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

  4. Описание программы ГИС «Панорама» «Карта 2008». – ЗАО КБ «Панорама».

  5. Rabl A., Spadaro J.V. Public Health Impact of Air Pollution and Implications for the Energy System // Annual Reviews Energy Environment. - 2000. - Vol.25. - P.601-627.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение:

Программа ГИС «Панорама» Карта 2008

Программа расчета воздействия вредных выбросов на окружающую среду ISC Manager

Ситас В.И., Султангузин И.А., Шомов П.А. и др. Программно-информационная система ОптиМет. Свид. РОСПАТЕНТА № 990661 о регистр. программы для ЭВМ. от 13.09.1999.

б) другие:

видеоматериалы о системах алгоритмизации и программирования теплоэнергетических установок (схемы, конструкции, графики, диаграммы).
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие компьютерного класса с персональными комьютерами и учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» и магистерской программе «Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и ЖКХ».

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.т.н., профессор кафедры ПТС МЭИ (ТУ) Султангузин И.А.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой Промышленных теплоэнергетических систем

д.т.н., профессор Рыженков В.А.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) дс. 03 Мировой политический...
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) дс. 03 Мировой политический...
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины привила и безопасность дорожного движения
Рабочая программа учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения» разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа дисциплины
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров»
Рабочая программа составлена на основании Типовой программы дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров» по плану подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины «мониторинг и экологическая экспертиза»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск