Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»





НазваниеРабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
страница1/4
Дата публикации19.02.2015
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт химии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе профессор Е.Г. Елина
___________________________

"____" _____________ 2011 г.





Рабочая программа дисциплины
Альтернативная энергетика
Направление подготовки 240100 – Химическая технология
Профиль подготовки - Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Форма обучения очная

Саратов, 2011 год
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Альтернативная энергетика» являются:

  • развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки;

  • формирование способностей к приобретению новых знаний в области техники и технологии;

  • вырабатывание способности и готовности осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции;

  • ознакомление студентов с существующими традиционными и новейшими технологиями получения энергии;

  • понимание студентами необходимости перспективного перехода энергетики и топливной промышленности на возобновляемое сырье;

  • изучение производства углеводородных систем с улучшенными экологическими характеристиками (бензинов, дизельных, котельных и реактивных топлив);

  • понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации;

  • приобретение основ общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний, позволяющих выпускнику успешно работать и развиваться в своей профессиональной области и быть активным членом общества;

  • повышение культурного уровня и формирование социально-личностных качеств обучающихся: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, толерантности.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Альтернативная энергетика» относится к вариативной части профессионального цикла ООП по направлению 240100 – Химическая технология.

Обучение базируется главным образом на знаниях, полученных студентами в процессе изучения следующих курсов:

гуманитарный, социальный и экономический цикл:

  • введение в специальность;

  • менеджмент в нефтеперерабатывающей промышленности;

математический и естественнонаучный цикл:

  • математика;

  • физика;

  • общая и неорганическая химия;

  • органическая химия;

  • аналитическая химия и физико-химические методы анализа;

  • физическая химия;

  • промышленная экология;

  • технология нефтехимического и органического синтеза;

  • современные технологии и экологический риск;

  • охрана окружающей среды в нефтепереработке;

профессиональный цикл:

  • общая химическая технология;

  • процессы и аппараты химической технологии;

Рассматриваемая дисциплина неразрывно связана с дисциплинами «Общая химическая технология» и «Современные технологии и экологический риск», дает возможность расширения знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин и позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины «Альтернативная энергетика»

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

    • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

    • способностью и готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

    • к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

    • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

    • понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-13);

  • способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7);

  • обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11);

  • использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-12);

  • проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-22);

  • способен использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23);

  • изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-25).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные направления альтернативной энергетики;

  • классификацию альтернативных источников энергии;

  • факторы экономической и экологической эффективности различных способов энергопроизводства.

Уметь:

  • работать на лабораторных установках проточного и импульсного типа;

  • рассчитывать каталитическую активность,

  • рассчитывать селективность реакций;

  • пользоваться микрошприцем;

  • пользоваться программой статистической обработки данных;

  • анализировать и рассчитывать хроматограммы;

Владеть

  • навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях, систематизировать и анализировать полученную информацию,

  • навыками работы с программным обеспечением Office 2010 (Word 2010, Excel 2010, PowerPoint 2010) для представления результатов своей работы в виде мультимедийной презентации.

  • навыками физико-химического анализа и опытом осуществления основных технологических процессов на лабораторных установках, для выполнения научно-исследовательских и практических работ;

  • способностью использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности.

На данном этапе обучения студент должен уметь логически мыслить, проводить параллельные взаимосвязи, распространять полученные знания и навыки на производственный процесс, а также владеть навыками физико-химического анализа и опытом осуществления основных технологических процессов на лабораторных установках, для выполнения научно-исследовательских и практических работ. Полученные в результате изучения данной дисциплины знания и навыки найдут применение в ходе изучения дисциплины «Химическая технология топлива и углеродных материалов» и подготовки квалификационной выпускной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов, 5 зачетных единиц.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Сем.

з.

лаб.

Раб.

Срс

1.

Альтернативная энергетика и тенденции ее развития в России и за рубежом. Глобальное энергопроизводство.

6

1,2

4

-

4

8

-

2.

Общая классификация энергоисточников

6

3,4

4

-

4

8

-

3.

Энергия солнца и ее прямое использование

6

5,6

4

-

4

8

-

4.

Биоэнергетика

6

7,8

4

-

4

8

-

5.

Энергия водяных потоков и ветра

6

9,10

4

-

4

8

-

6.

Водородная энергетика

6

11,12

4

-

4

8

-

7.

Геотермальная энергетика

6

13,14

4

-

4

8

-

8.

Факторы экономической и экологической эффективности различных способов энергопроизводства

6

15,16

4

-

4

8

-

9

Альтернативные моторные топлива

6

17,18

4

-

4

8




Итого часов:

6




36




36

72

Экзамен 36

Итого:

180
1. Предмет и задачи курса. Альтернативная энергетика и тенденции её развития за рубежом

В связи с истощением мировых запасов углеводородов и усилением техногенного воздействия на окружающую среду альтернативная энергетика (АлЭ) становится одним из приоритетных направле­ний в глобальной энергетической политике.

АлЭ является наиболее ёмким собирательным термином для различных способов производства и использования энергии, которые замещают в текущий момент (либо в перспективе) менее эффективные способы энергетического использования природных источников. Повышенная эффективность подраз­умевается как по одному, так и по группе параметров (большая экономичность, нанесение наименьшего ущерба окружающей среде, меньшая ресурсозатратность и т.д.).

Главной составляющей АлЭ является энергетика на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). К ВИЭ относят:

  • сезонно воспроизводимую биомассу растений и животных (биоэнергетика);

  • энергопотенциал падающих солнечных лучей (солнечная энергетика);

  • энергопотенциал водяных потоков (гидроэнергетика);

  • энергопотенциал движущихся воздушных масс (ветроэнергетика).

Кроме того, в понятие АлЭ включают более прогрессивные способы энергетического использо­вания, либо конверсию традиционных топлив в более энергоёмкие и технологичные в применении. Главные среди них:

  • газификация твёрдых топлив с последующей выработкой энергии из газового теплоносителя путём сжигания;

  • ожижение твёрдых топлив через газификацию;

  • получение жидких топлив из природных газов;

  • прямое ожижение твёрдых топлив;

  • псевдоожижение твёрдых топлив;

  • ресурсо- и энергосберегающие технологии.

  • При этом выделяются в особые направления:

  • получение и применение водорода (водородная энергетика);

  • производство альтернативных моторных топлив (этанол, биодизель, и др.).

Альтернативная энергетика вместе с ядерной рассматривается как одна из главных перспектив исключения планетарного энергетического кризиса и одновременного уменьшения глобального не­гативного воздействия на окружающую среду.

2. Альтернативная энергетика и глобальное энергопроизводство

2.1. Общая классификация энергоисточников

Все источники энергии подразделяются на первичные (природные) источники и на вторичные (энергоносители). Вторичные энергоносители - производятся из первичных источников механиче­ским, физическим, термическим, химическим способом, либо их комбинацией. Они являются бо­лее энергоёмкими (на единицу веса или объёма), технологичнее в применении, хранении и транс­портировке, имеют, как правило, улучшенные экологические характеристики при использовании. В то же время важно заметить, что на производство вторичных источников необходимо затрачивать энергию либо от перерабатываемого первичного источника, либо от сторонних источников. Её ве­личина находится обычно в пределах от 10 до 40% теоретического энергопотенциала первичного источника. Т.е. при большем удельном энергопотенциале вторичного источника его интегральный энергопотенциал всегда будет меньше (из-за энергопотерь) чем энергопотенциал первичного ис­точника, либо его сумма с затраченной на производство энергии.

1. Внешнепланетарные:

  • прямая энергия падающих лучей Солнца;

  • солнечная энергия, трансформированная в механическую энергию водяных и воздушных
    потоков;

  • солнечная энергия, трансформированная в химический потенциал биопродуцентных веществ;

  • солнечная энергия, накопленная в произросшей ранее биомассой (угольные и углеводородные
    полезные ископаемые);

  • кинетическая энергия вращения Земли, трансформируемая за счёт гравитационного
    взаимодействия с Луной в приливы-отливы.

2. Земные:

  • энергия тепла Земли вследствие процессов, происходящих в её глубинах;

  • энергия вращения Земли, преобразованная в ветровые потоки вблизи экваториальной зоны;

  • синтезированные внутри Земли и накапливаемые в земной коре углеводороды небиологического
    происхождения;

  • энергия ядерного и термоядерного топлива.

2.2. Энергия солнца и ее прямое использование

Падающая на поверхность Земли на границе с атмосферой полная энергия Солнца, составляет 2,5 млрд Гкал/мин. Удельная солнечная энергия составляет при этом 20 ккал/(м2хмин). В спектре солнечного света приходится:

  • 45% энергии - на инфракрасную, преимущественно, коротковолновую область;

  • 48% - на видимую;

  • 7% - на ультрафиолетовую.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая программа дисциплины Альтернативные моторные топлива Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела»
Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого...
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки...
Формировать у студентов представление о социологии как науке, социальных явлениях и процессах, их динамике в обществе, социальной...
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Химические технологии композиционных материалов»
Специальность — 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика»
Специальность 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «политология»
Специальность 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconМетодические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки
Направление подготовки 240700. 62 «Биотехнология», 240100. 62 «Химическая технология», квалификация бакалавр
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы научных исследований и проектирования»
Специальность 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Специальность – 250403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая учебная программа дисциплины
Химическая технология неорганических веществ; Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники; Химическая...
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая программа дисциплины общая химическая технология Направление...
В курсе «Общая химическая технология» рассматриваются химические производства как химико-технологические системы. Основной целью...
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая учебная программа дисциплины
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» iconРабоч ая учебная программа дисциплины Материаловедение
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» icon«философия»
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» icon«Методы экспериментальных исследований в текстильной химии»
Рабочая учебная программа составлена на основании стандарта подготовки магистров по направлению подготовки 240100 «Химическая технология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск