Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники»





Скачать 331.53 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники»
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер331.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Институт управления, финансов и информационных систем

Кафедра социально-экономических теорий
У Т В Е Р Ж Д А Ю: Проректор по учебной работе

_________________ В. В. Рыбкин

« » 20_____ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СОЦИОЛОГИЯ


Направление подготовки 240100 Химическая технология
Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники»
Квалификация (степень) Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново, 2010

1. Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о социологии как науке, социальных явлениях и процессах, их динамике в обществе, социальной регуляции личности, природе социальных общностей, а также социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла данного профиля и является важной для будущего специалиста. Изучение дисциплины начинается в 4 семестре на 2 курсе, оно базируется в первую очередь на результатах изучения предметов школьной программы (обществознание) и раннее изученных на 1-м и 2-м курсах дисциплин, таких, как - культурология, история, философия, психология и педагогика, а также на «параллельном» преподавании правоведения.

Для успешного усвоения дисциплины студент должен

знать:

– исторический процесс становления социологии как науки, теоретико-методологические основы социологии, направления и школы социологической науки, представителей научного знания, прикладной аспект науки социологии в современном российском обществе;

– социальные, политические, правовые и духовные аспекты жизни общества;

-основные понятия о социальной жизни общества;

-критерии стратификации социальных групп;

-понятия социальной динамики (социальный лифт, вертикальная и горизонтальная, восходящая и нисходящая мобильность, каналы социальной динамики);

уметь:

-работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения;

владеть:

  • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами;

  • теоретическими методами описания социальных явлений и процессов на микро- и макроуровне.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика и управление производством;


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурные компетенции (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать:

- возможности социологии как науки, её историю и методы, важнейшие классические, современные и отраслевые социологические теории;

- основные социологические подходы к определению понятий «общество», «личность»;

- характеристику основных элементов общества (социальная связь, социальная группа и общность, социальный институт, социальная организация);

- сущность процессов социализации, институционализации, стратификации и социальной мобильности;

- основные закономерности и формы социального поведения;

-типологию, источники возникновения и развития социальных движений, социальных конфликтов, факторы социального развития;

- методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;

- основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

- основные методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

уметь:

-использовать полученные знания и практические навыки для решения актуальных социальных и профессиональных задач.

- производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

- применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных;

- участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией.

владеть:

- навыками социологического анализа, умением пользоваться социологическими понятиями, категориями при анализе социальных явлений, процессов.

- основными навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;

- навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет;


4. Структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













Аудиторные занятия (всего)

34

1

2

3

4

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17









17

Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

17









17

Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

38









38

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

5









5

Доклады, информационные сообщения

2









2

Учебные социологические исследования

15









15

Подготовка к текущим занятиям

7









7

Подготовка к зачету

9









9

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)












З

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72









72

2









2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Социология как наука.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта и Г. Спенсера. Позитивизм в социологии. Творчество К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и их вклад в становление социологии как науки. Социологическая мысль в России. Интегральная социология П.А. Сорокина. Школы и направления социологической теории в 20 веке.

Объект и предмет науки. Категории, законы, метод и функции социологии. Структура социологического знания. Уровни теории: макро-, микро- и средний уровень. Специальные социологические теории. Место социологии в системе социальных наук.


Тема 2. Общество как целостная социальная система и социальная реальность.
Общество как научное социологическое понятие: содержание, признаки, первооснова его формирования. Основные подходы к определению социальной структуры общества: общество как система, функциональный подход и детерминистский подход. Характеристика основных элементов социальной структуры общества: социальные связи (социальный контакт, социальное взаимодействие и социальные отношения), социальное действие, социальные группы и общности, социальные институты, социальные организации. Стратификация и социальная мобильность. Типология общества. Теории развития общества.

Тема 3. Социальная жизнь общества.
Социальная жизнь: понятие, содержание и структура. Ценностно - нормативная регуляция и система социального контроля. Механизмы и структура социального контроля. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Социологические трактовки девиантного поведения. Понятия социальной нормы и социального отклонения. Культурноодобряемые и культурноосуждаемые отклонения. Делинквентное и девиантное поведение. Социологические теории девиантного поведения. Концепция аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Теория стигматизации. Теория физических типов Ч.Ломбразо и Х.Шелдона. Концепция генетической предрасположенности к преступности П.Джекобса. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.

Природа социальных движений. Различия в понятиях "социальное движение" и" социальный институт", "социальное движение" и "социальная организация". Предпосылки возникновения социальных движений: культурные течения, социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность. Жизненные циклы социального движения. Типология социальных движений (политические движения, экспрессивные движения, революционные движения, реформистские движения, оппозиционные движения, экологические, молодежные, феминистские, национально - освободительные, движения в защиту мира). Современное состояние теорий социальных движений.

Понятие "социальные изменения". Причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Социальное развитие: прогрессивное и регрессивное. Виды социального прогресса (реформистский и революционный). Социальная эволюция и социальная революция. Типология социальных изменений. Социальное развитие как прогрессивно- поступательный тип изменений. Теории О. Конт, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Циклический тип социальных изменений. Ускоряющиеся и замедляющиеся циклы. Циклическая теория П.Сорокина. Нелинейный тип развития общества.

Тема 4. Личность в социологии.
Определение понятия "личность" в социологии. Личность как субъект и объект общественных отношений. Структура личности.

Социализация личности. Механизм социализации. Агенты и институты социализации. Типы социализации (первичная и вторичная, ре). Процессы десоциализации и ресоциализации. Теория "социального зеркала" Ч. Кули. Концепция «обобщенного другого» Дж.Мида. Теория о «значимом другом» А.Халлера. Социализация и воспитание.

Социальные функции, статус и роли личности. Понятие статусного и ролевого набора. Классификация статусов. Типология личности. Идеальный, нормативный, модальный тип личности. Типы личности по Р.Мертону. Модель современной личности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая учебная программа дисциплины
Химическая технология неорганических веществ; Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники; Химическая...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая учебная программа дисциплины
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабоч ая учебная программа дисциплины Материаловедение
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая программа дисциплины Альтернативные моторные топлива Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» icon«философия»
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconМетрология, стандартизация и технические измерения”
Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая программа дисциплины общая химическая технология Направление...
В курсе «Общая химическая технология» рассматриваются химические производства как химико-технологические системы. Основной целью...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» icon«Методы экспериментальных исследований в текстильной химии»
Рабочая учебная программа составлена на основании стандарта подготовки магистров по направлению подготовки 240100 «Химическая технология...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconМетодические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки
Направление подготовки 240700. 62 «Биотехнология», 240100. 62 «Химическая технология», квалификация бакалавр
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая учебная программа дисциплины
Технология и оборудование производства изделий твердотельной электроники и наноэлектроники
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабоч ая учебная программа дисциплины Х имические реакторы
Профиль подготовки Химическая технология и оборудование отделочного производства
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconПрограмма учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегзового дела»
Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconВведение в нанотехнологии
Профиль подготовки Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 240100 Химическая технология Профиль подготовки «Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники» iconРабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия...
Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск