Скачать 175.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электроснабжение автономных потребителей»
Москва – 2011 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: - формирование знаний в вопросах, связанных с производством, передачей и распределением электрической энергии; - формирование знаний по выбору параметров и состава основного энергетического оборудования генерирующих объектов на базе НВИЭ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей с учетом социально-экологических и экономических факторов; - усвоение знаний о грамотной эксплуатации электрооборудования электрических сетей и основного энергетического оборудования генерирующих объектов на базе НВИЭ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей; - приобретение умений и навыков правильного выбора проводов, кабелей, электрических аппаратов с учетом действия токов короткого замыкания и с учетом минимальных затрат; - приобретение умений и навыков грамотного составления схемы распределения электроэнергии; расчета электрических нагрузок и правильного выбора источников электроэнергии и силовых трансформаторов. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов: - совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1); - к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2); - проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5); - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9). - использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2); - демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3); - находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4); - анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5); - решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19); - принимать решения в области электроэнергетики и электротехники с учетом энерго- и ресурсосбережения (ПК-21); - использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-36); - планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37); - представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41); - оценивать инновационные качества новой продукции (ПК-42). Задачами дисциплины являются: - общие знания о системах электроснабжения, в вопросах, связанных с производством, передачей и распределением электрической энергии; - знания об основном энергетическом оборудовании генерирующих установок на базе НВИЭ и их основных энергетических, экономических и экологических характеристиках; - знания об основных технических схемах использования НВИЭ для электроснабжения централизованных и децентрализованных потребителей; - знания о грамотной эксплуатации электрооборудования электрических сетей и основного энергетического оборудования генерирующих объектов на базе НВИЭ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей; - знания и навыки грамотного составления схемы распределения электроэнергии; расчета электрических нагрузок и правильного выбора источников электроэнергии и силовых трансформаторов; - знания и навыки правильного выбора проводов, кабелей, электрических аппаратов с учетом действия токов короткого замыкания и с учетом минимальных затрат. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла М.1 основной образовательной программы подготовки магистров направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по магистерской программе "Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии". Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Электроснабжение», «Электрические сети и системы», «Электрические машины», «Теоретические основы электротехники» «Нетрадиционные источники энергии». Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной работы по направлению 140400 ««Электроэнергетика и электротехника». 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: - современные достижения науки и передовой технологии в электроснабжении автономных потребителей (ПК-36, ОК-9); - новые методы исследования, расчета параметров и выбора основное энергетическое оборудование генерирующих установок на базе НВИЭ и их основные энергетические, экономические и экологические характеристик (ОК-2); - методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37). Уметь: - использовать современные достижения науки и передовой технологии в электроснабжении автономных потребителей (ПК-36); - решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19); - принимать решения в области электроснабжения с учетом энерго- и ресурсосбережения (ПК-21); - представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41); - оценивать инновационные качества новой продукции (ПК-42); - находить творческие решения профессиональных задач, принимать нестандартные решения (ПК-4); Владеть: - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1); - способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2); - способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5); - способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2); - способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3); - способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4); - способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5); 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы, 144 часа
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции 1. Потребители электроэнергии, их классификация и режимы их работы Потребители электроэнергии, их классификация и режимы их работы. Классификация и режимы работы автономных потребителей. 2. Графики нагрузок электроустановок и их характеристика. Графики нагрузок электроустановок и их характеристика. Назначение графиков электрических нагрузок. Коэффициенты, характеризующие режим работы электроустановок. Построение суточных и годовых графиков нагрузок. 3. Электрические нагрузки. Электрические нагрузки. Установленная, расчетная, максимальная и средняя мощности электроустановок. Определение расчетных нагрузок (активной, реактивной и кажущейся мощностей) по коэффициенту спроса, по среднеквадратичной мощности, по коэффициенту использования и расчетному коэффициенту. 4. Реактивная мощность в системах электроснабжения Реактивная мощность в электрических системах и системах электроснабжения. Источники и потребители реактивной мощности в электрических системах и системах электроснабжения промышленных и коммунально-бытовых потребителей. 5. Электрическое освещение. Источники света. Осветительные приборы. Проектирование осветительных установок. Электрическое освещение. Световые величины: световой поток, сила света, освещенность. Единицы измерения световых величин. Источники света. Лампы накаливания, их электрические и световые характеристики, достоинства и недостатки. Лампы накаливания галогенные. Газоразрядные источники света. Люминесцентные лампы низкого давления, ртутные, натриевые, Конструкция ламп, их световые и электрические характеристики, преимущества и недостатки Осветительные приборы. Светильники. Назначение осветительной арматуры и материалы для ее изготовления. Основные характеристики светильников: светораспределение, коэффициент полезного действия, защитный угол. Классификация светильников. Проектирование осветительных установок. Правила и нормы искусственного освещения. Выбор источников света, системы и вида освещения, освещенности и коэффициента запаса. Выбор светильников по условиям среды, требованиям к светораспределению, экономическим соображениям Размещение осветительных приборов. 6. Выбор напряжения и источников питания автономных потребителей. Выбор напряжения и источников питания автономных потребителей, в том числе от возобновляемых источников энергии (солнца, ветра). 7.Электротехническое оборудование систем электроснабжения автономных потребителей. Агрегаты и системы бесперебойного питания, инверторы, блоки питания силовые распределительные щиты, выпрямители, щитки этажные осветительные, ящики и шкафы управления, стабилизаторы. 8. Обеспечение надежности систем электроснабжения автономных потребителей Разработка схем. Ветро-дизельные, солнце-дизельные комплексы. Надежность систем электроснабжения автономных потребителей. 9. Питающие и групповые электрические сети. Расчет электрической сети. Питающие и групповые электрические сети. Выбор мест расположения групповых щитков и трассы сети. Выбор марки и сечения проводов и кабелей в сети до 1000 В, а так же способов прокладки сети. Расчет электрической сети. Выбор коммутационно-защитной аппаратуры. Конструкция автоматических выключателей, предохранителей, условия выбора. 4.2.2. Практические занятия
4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 4.4. Расчетные задания
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с широким использованием: раздаточного материала в виде “пусто-графического” материала, заполняемого студентами во время прослушивания лекции; презентаций и видеоматериалов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов. Используются видеоматериалы, размещенные на сайтах организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию генерирующих установок на базе НВИЭ. Практические занятия проводятся в традиционной форме (работа студента “у доски”) с широким использованием учебно-методических изданий с примерами решения типовых задач по темам учебного плана. Самостоятельная работа включает в себя подготовку: к лекционным и практическим занятиям; расчетным заданиям; зачету, экзамену. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются текущие опросы (устные). Аттестация по дисциплине – экзамен. Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,4*(среднеарифметическая оценка за расчетные задания) и 0,6*( оценка за экзамен). В приложение к диплому вносится оценка 2 семестра. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Лицензионное программное обеспечение не предусмотрено Интернет-ресурсы: www.rusgidro.ru, alternat-energo.ru и другие сайты организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию генерирующих установок на базе НВИЭ б) другие: 1. Специализированная база данных по малой гидроэнергетике кафедры НВИЭ ИЭЭ МЭИ (ТУ). Авторы: Г.В. Дерюгина, Н.К. Малинин, Рыжов А.А. 2. Программно-информационный комлекс «Ветроэнергетика». Авторы: Дерюгина Г.В., Пугачев Р.В. 3. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по ветровой энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, Р.В. Пугачев. 4. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по солнечной энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, А.Н. Бурмистров. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходима учебная аудитория, оснащенная мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и программе подготовки «Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: к.т.н., доцент Шестопалова Т.А. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой Нетрадиционных и возобновляемых источников энергии д.т.н., профессор Мисриханов М.Ш. |
Программа подготовки: Электрические аппараты управления и распределения... Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии» | Программа подготовки: Электрические аппараты управления и распределения... Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии» | ||
Программа подготовки: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели... Целью дисциплины является изучение теории и методики расчетов тепловых процессов в гту, принципов их конструирования и особенностей... | Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | ||
Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная... Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий (может быть несколько) | Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ||
Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | ||
Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | Рабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное... Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»... | ||
Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | Рабочая программа дисциплины история документального кино направление... В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... |