Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия»





Скачать 148.78 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия»
Дата публикации04.05.2015
Размер148.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра детской хирургии с курсом ПО им. проф. В.П. Красовской

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №

к внеаудиторной (самостоятельной) работе

по дисциплине «Детская хирургия»
для специальности 060103Педиатрия (очная форма обучения)

ТЕМА: «Черепно-мозговая травма у детей»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 1 от «12» сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н.,проф. Юрчук В.А.
Составитель: к.м.н., доцент Дударев В.А


Красноярск

2011 г.

1. Тема «Черепно-мозговая травма у детей»
2. Формы работы:

1) Подготовка к практическому занятию

а) Прочитать тему по учебнику детской хирургии.

б) Составить вопросы по словесно-логическому методу

2) Подготовка материалов по УИРС на тему:

а) «Особенности ЧМТ у детей первых трех лет жизни»

б) «Диффузно-аксональные повреждения мозга у детей»
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме занятия:

  1. Анатомо-физиологические особенности черепа в возрастном аспекте

  2. Биомеханика черепно-мозговой травмы

  3. Патанатомические изменения при черепно-мозговой травме

  4. Клиника черепно-мозговой травмы (сотрясение, ушиб, диффузно-аксональные повреждения)

  5. Виды нарушения сознания

  6. Клиника внутричерепных гематом

  7. Методы исследования, применяемые при черепно-мозговой травме

  8. Показания к оперативному лечению

  9. Медикаментозная терапия при черепно-мозговой травме

  10. Осложнения черепно-мозговой травмы, исходы

  11. Диспансеризация и реабилитация больных.


4. Перечень практических умений по изучаемой теме:

  1. Собрать анамнез

  2. Определить сознание

  3. Определить очаговую симптоматику

  4. Определить менингиальные знаки

  5. Интерпретировать данные краниограммы, КТ, МРТ

  6. Анализировать данные спинно-мозговой пункции, биохимических анализов

  7. Сформировать диагноз

  8. Уметь оказать медицинскую помощь ребенку с ЧМТ на этапах лечения.


5. Рекомендации по выполнению УИРС:

  1. Воспользуйтесь Интернетом и найдите на сайтах материалы по теме

  2. Возьмите в библиотеке монографии по теме

  3. Обратите внимание на особенности травм черепа у детей младшей возрастной группы

  4. Напишите реферат

  5. Оформите таблицу

  6. Подготовьте доклад

6. Самоконтроль по тестовым заданиям темы
1. Анатомо - физиологические особенности черепа у детей до 1 года:

а) не закрытие родничка

б) мозг меньше черепной коробки

в) несовершенство терморегуляционных центров.

2. Какие процессы происходят при черепно-мозговой травме в мозге:

а) гипоксия мозга

б) гипоксемия

в) нарушение кровообращения

г) нарушение ликворообращения

д) нарушение метаболизма.

3. Укажите классификацию повреждений головного мозга:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и).

4. Методы исследования при черепно-мозговой травме:

а) краниография

б) эхоэнцефалография

в) компьютерная томография

г) ангиография

д) синусография, УЗИ.

5. Вегетативные нарушения при сотрясении головного мозга у детей:

а) головная боль

б) головокружение

в) повышение потливости

г) изменение пульса

д) снижение кровяного давления

е) ретроградная амнезия.

6. Перечислите данные, характерные для ушиба головного мозга легкой степени:

а) головная боль

б) рвота

в) ретроградная амнезия

г) ригидность затылочных мышц

д) положительный симптом Кернига.

7. Укажите симптомы, характерные для ушиба головного мозга средней степени тяжести:

а) общемозговые симптомы

б) очаговые симптомы

в) ретроградная амнезия

г) сопорозное состояние

д) нарушение зрачков

в) глазодвигательные реакции

ж) менингиальные знаки

з) симптом Хедри.

8. Выберите симптомы, характерные для ушиба головного мозга тяжелой степени:

а) кома

б) длительная потеря сознания до нескольких суток

в) отсутствие реакции на раздражители

г) параличи, парезы

д) непроизвольное мочеиспускание

е) нарушение глотания, дыхания

ж) положительный симптом Куленкампфа.

9. Какие синдромы выделяет Урюмов при тяжелой черепно-мозговой травме:

а) мезэнцефально - бульбарный

б) диэнцефально - катаболический

в) посттравматическое апное.

10.Укажите черепные гематомы:

а)

б)

в)

г).


11. Выберите данные, характерные для субдуральной гематомы:

а) «светлый» промежуток

б) беспокойство

в) анизокория

г) брадикардия

д) парезы, параличи

е) коматозное состояние.

12.Укажите методы исследования, подтверждающие субдуральную гематому:

а) эхоэнцефалография

б) компьютерная томография

в) ядерно - магнитный резонанс

г) ангиография сосудов мозга.

13. Тактика нейрохирурга при диагностике субдуральной гематомы:

а) трепанация черепа, удаление гематомы

б) пункция - отсосать гематому

в) консервативное лечение.

14.Для сотрясения головного мозга характерны:

а) ретроградная амнезия

б) наличие «светлого» промежутка

в) потеря сознания

г) субарахноидальное кровотечение

д) головная боль

е) рвота

ж) гемипарез или гемиплегия

з) анизокория

и) очаговая неврологическая симптоматика

к) клонико - тонические судороги.

15.Для ушиба головного мозга характерны:

а) ретроградная амнезия

б) наличие «светлого» промежутка

в) потеря сознания

г) субарахноидальное кровотечение

д) головная боль

е) рвота

ж) гемипарез или гемиплегия

з) анизокария

и) очаговая неврологическая симптоматика

к) брадикардия и тахикардия

л) клонико - тонические судороги.

16. Для эпидуральной гематомы характерно:

а) экстракраниальная гематома

б) кровотечение по задней стенке глотки

в) симптом очков

г) анизокория

д) назальная ликворрея

е) ликворрея и кровотечение из слухового прохода

ж) симптом опущенной головы

з) вдавление по типу «целлулоидного мячика»

и) наличие «светлого» промежутка

к) гемипарез

л) судороги.

17. Для перелома костей основания черепа характерны:

а) экстракраниальная гематома

б) кровотечение по задней стенке глотки

в) симптом очков

г) анизокория

д) назальная ликворрея

е) ликворрея и кровотечение из слухового прохода

ж) симптом опущенной головы

з) вдавление по типу «целлулоидного мячика»

и) наличие «светлого» промежутка

к) гемипарез

л) судороги.



18.При переломе костей свода черепа у детей грудного возраста отмечается:

а) выбухание большого родничка

б) экстракраниальная гематома

в) назальная ликворрея

г) боль при пальпации в области повреждения

д) симптом очков

е) вдавление по типу «целлулоидного мячика»

ж) оскольчатый вдавленный перелом

з) перелом костей свода черепа по .типу трещин.

19. У детей для установления черепно - мозговой травмы применяются исследования:

а) эхоэнцефалография

б) люмбальная пункция

в) спирометрия

г) ангиография

д) офтальмоскопия

е) электрография

ж) радиоизотопное исследование

з) компьютерная томография, ЯМР.

20. При сотрясении головного мозга у детей показано:

а) наблюдение и лечение амбулаторно

б) антибактериальная терапия

в) постельный режим

г) наблюдение и лечение в стационаре

д) дегидратация, седативная терапия, витамины

е) санация ликвора люмбальной пункцией

ж) гипербарическая оксигенация

з) гемостатическая терапия.


Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме

1.а,б,в;

2.а,в,д,е;

3.сотрясение головного мозга, ушиб легкий, тяжелый, средней тяжести.

Гематомы: субдуральная, субарахноидальная, эпидуральная, мозговая, желудочковая

4.а,б,в,г;

5.а,б,в,г,д;

6.а,б,в,г,д;

7.а,б,в,г,д,е,ж;

8.а,б,в,г,д,е;

9.а,б;

10.субдуральная, субарахноидальная, эпидуральная, мозговая, желудочковая

11. а,б,в,г,д,е;

12а,б,в,г;

  1. а;

  2. в,д,е;

  1. а,в,д,е,ж,и;

  2. г,ж,и,к,л;

  1. д,е,ж,к,л;

18. а,б,г,е,ж;

19.а,б,г,д,з;

20.в,г,д,з.
7. Самоконтроль по ситуационным задачам
Задача №1

4-летний ребёнок упал с высоты 2 этажа. Была кратковременная потеря сознания, однократно рвота. Доставлен в стационар.машиной скорой помощи. Неврологический статус без отклонений от нормы. На рентгенограммах костей черепа травматических повреждений нет. Через 12 часов состояние ухудшилось, появилось беспокойство, светобоязнь, головная боль. Ребёнок потерял сознание, появились клонико-тонические судороги, парез слева. Выявлена анизокория левый зрачок шире правого, брадикардия Артериальное давление 80/40 мм.рт.ст.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Укажите объём обследования.

  3. Тактика лечения.



Задача №2

Отец подбросил ребёнка 2 лет, случайно уронил на пол. Ребёнок ударился головой, отмечена кратковременная потеря сознания, задержка дыхания, бледность кожных покровов, рвота. Ребёнок уснул. В приёмный покой его доставили через I час на такси При осмотре в теменной области справа видно вдавление черепа 3x2 см., глубина 0,7см В неврологическом статусе патологии нет.

  1. Ваш диагноз.

  2. Тактика обследования.

  3. Лечение.



Задачи №3

Ребёнок, 10 мес. Упал с дивана на пол, дома. Заплакал, была однократная рвота. Спал беспокойно. Осмотрен участковым педиатром, состояние средней тяжести, вял, сонлив В неврологическом статусе локальных симптомов нет. Отмечен горизонтальный нистагм при максимальном отведении глазных яблок. Сухожильные и брюшные рефлексы равные. но быстро истощаются, наружной краниогематомы нет.

  1. Ваш диагноз.

  2. План обследования.

  3. Лечение.



Задача №4

Больной, 9 лет поступил в отделение реанимации через 40 мин. после автомобильной катастрофы. Состояние крайней степени тяжести, в коме , кожные покровы бледные Отмечены сглаженность правой носогубной складки, анизокория. Левое бедро на уровне-верхней трети деформировано, множество ссадин. В теменной области слева определяется гематома. Из ушной раковины ринорея, мышечная гипотония. Дыхание частое, поверхностное, проводится с обеих сторон. Тоны сердца глухие, частота 140 в мин., пульс слабого наполнения, артериальное давление 60/30 мм.рт.ст.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Тактика врача скорой помощи.

  3. Составьте план обследования в ДНХО

  4. Тактика.

  5. Лечение.



Задача №5

Ребенок, 4 мес, вьшал из «сумки-люльки» - оборвалась ручка. Ударился правой теменной областью. Отмечалась бледность, беспокойство, дважды рвота. Доставлен в приемный покой через час. Ребенок в сознании, анизокарии, судорог, параличей, парезов нет.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Назначьте обследование.

  3. Лечение.



Задача №6

Мальчик, 9 лет, отдыхал в пионерском лагере, упал с дерева (3 метра). Появились головные боли, рвота. Ребенка доставили в лагерный медпункт. Осмотрен педиатром., ребенок бледен, зрачковая реакция на свет живая, S=D, параличей, парезов нет. Менингиальные знаки отсутствуют. В височно-теменной области гематома 6*8 см.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Ваша тактика.

  3. Методы обследования.



Задача №7

Ребенок, 3 года, упал с дивана. Отмечается беспокойство, дважды рвота. Доставлен в стационар. Объективно: ребенок в сознании, зрачковая реакция на свет живая, S>I), параличей, парезов не Менингиальные знаки сомнительные, брадикардия. Гематома в области височной кости справа

  1. Поставьте предварительный диагноз.

  2. Назначьте обследование.

  3. Лечение.



Задача №8

На репетиции школьного хора девочка, 8 лет, стала жаловаться на слабость, головокружение, тошноту, а затем потеряла сознание. Со слов одноклассников известно, что девочка 3 дня назал упала на катке. Вызван школьный врач. При осмотре девочка без сознания, температура 36,3 кожные покровы бледные, холодный пот, дыхание поверхностное с частотой 20 в мин. Дыхаш везикулярное. Тоны сердца приглушены, шумов нет. Пульс слабого наполнения 66 ударов в ми] АД - 80/30 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.

  1. Предварительный диагноз.

  2. Тактика педиатра.

  3. Обследование в стационаре.

  4. Лечение.



Задача №9

На мальчика, 4 лет, упал телевизор. Доставлен в стационар скорой помощью через 30 мш Состояние тяжелое, ребенок в сопорозном состоянии. Зрачковая реакция на свет живая анизокарии, судорог, параличей, парезов нет. Менингиальные знаки положительные. Обширная гематома в височной области справа.

1. Поставьте предварительный диагноз.

  1. Укажите методы обследования.

  2. Назначьте лечение.

Задача №10

Ребенок, 12 лет, был сбит машиной, через 30 мин. доставлен скорой помощью в ДТО. При осмотре состояние тяжелое, кожные покровы бледные, без сознания. Зрачковая реакция на све; слабая, S>D, брадикардия, пульс 68 ударов в мин., ригидность затылочных мышц, симпто.\ Кернига 150*. Язык влажный, живот умеренно вздут, не реагирует на пальпацию. Правая нижня конечность в шине Крамера.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Назначьте обследование.

  3. Укажите лечение.

Эталоны ответов на задачи по теме


  1. Закрытая черепно-мозговая травма. Внутричерепная гематома. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ, ангиография, радиоизотопное исследование. Операция: трепанация черепа, удаление гематомы и лигирование кровоточащего сосуда.

  2. Закрытая черепно-мозговая травма. Вдавленный перелом теменной кости. Показаны госпитализация, рентгенография в прямой, боковой и тангенциальной проекциях, КТ, эхоэнцефалография. Операция: поднятие пластинки.

  3. Сотрясение головного мозга. Экстренно госпитализировать. Рентгенография костей свода черепа в 2-х проекциях, КТ. Местное лечение: гипотермия. Общее: дегидратация, гемостатическая и седативная терапия, наблюдение.

  4. Сочетанная автотравма, подозрение на перелом основания черепа. Ушиб головного мозга средней тяжести, внутричерепная гематома. Закрытый перелом левой бедренной кости. Травматический шок II степени. На догоспитальном этапе: противошоковые мероприятия, профилактика аспирации, наложение шины Крамера на нижнюю конечность. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ, ангиография, радиоизотопное исследование по показаниям. Лечение: дегидратационная терапия, антибиотики, седативная терапия, скелетное вытяжение.

  5. Сотрясение головного мозга. Рентгенография костей черепа, эхоэнцефалография, КТ. Лечение консервативное: успокаивающие, десенсибилизирующие препараты.

  6. Сотрясение головного мозга, не исключается ушиб головного мозга - легкий, линейный перелом височно-теменной кости, краниогематома. Срочно госпитализировать в лежачем положении с сопровождающим в стационар. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ.

  7. Закрытая черепно-мозговая травма. Легкий ушиб головного мозга. Субдуральная гематома. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ. Лечение: трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы.

  8. Закрытая черепно-мозговая травма. Ушиб головного мозга средней тяжести. Субдуральная гематома. Срочно госпитализировать в ДНХО. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ. Операция: трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы.

  9. Закрытая черепно-мозговая травма. Тяжелый ушиб головного мозга (диффузно-аксональные повреждения). Перелом височной кости справа. Субдуральная гематома справа. Обследование: рентгенография черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ. Лечение: трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы, ИВЛ, интенсивная дегидратационная терапия.

  10. Сочетанная автотравма. Тяжелый ушиб головного мозга, внутричерепная гематома. Закрытый перелом нижней трети бедренной кости справа. Травматический шок II степени. Кома II степени. На догоспитальном этапе: противошоковые мероприятия, профилактика аспирации, наложить транспортную шину на нижнюю конечность, обезболивающие. Госпитализация: ИВЛ, рентгенография бедра и черепа в 2-х проекциях, эхоэнцефалография, КТ. Лечение: трепанация черепа, удаление гематомы, дегидратационная терапия, антибиотики, седативная терапия, скелетное вытяжение.

8. Список литературы




п/п

Наименование

Издательство

Год

выпуска

Обязательная

1

Хирургические болезни детского возраста: учебник: в 2т./ под ред. Ю.Ф. Исакова Т1

М.: ГЭОТАР-Мед

2004

2

Хирургические болезни детского возраста: учебник: в 2т./ под ред. Ю.Ф. Исакова Т2

М.: ГЭОТАР-Мед

2004

Дополнительная

1

Детская хирургия: национальное руководство / под ред. Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова

М.: ГЭОТАР-Медиа

2009

2

Травматология детского возраста: метод. указания к внеауд. раб. 6 курса пед. и леч. фак. / З.В. Васильева

Красноярск: КрасГМУ

2009

3

Ортопедия детского возраста: метод. указания к внеаудит. работе для студ. 5 и 6 курсов пед. и леч. фак. / сост. В.А. Дударев и др.

Красноярск: тип. КрасГМУ

2009

4

Уход за здоровым и больным ребенком: учеб пособие/ ред. В.В. Юрьев и др.

СПб.: спецлит

2009

Электронные ресурсы

1

Электронная библиотечная система КрасГМУ







2

БД MedArt







3

БД Медицина







4

БД Ebso







5

Консультант врача. Детская хирургия (Электронное издание) – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – CD-ROM.







6

ЭБС Консультант студента









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия»
...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоохранительные органы» включает в себя различные виды...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии...
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск