Скачать 196.01 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России Кафедра детской хирургии с курсом ПО им. проф. В.П. Красовской МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ № к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детская хирургия» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) ТЕМА: «Тупая травма брюшной полости» Утверждены на кафедральном заседании протокол № 1 от «12» сентября 2011 г. Заведующий кафедрой д.м.н.,проф. Юрчук В.А. Составитель: к.м.н., доцент Дударев В. Красноярск 2011 г. 1. Тема «Тупая травма брюшной полости» 2. Формы работы: 1) Подготовка к практическому занятию а) Прочитать тему по учебнику детской хирургии. б) Составить вопросы по словесно-логическому методу 2) Подготовка материалов по УИРС на тему: а) «Органосохраняющие операции у детей при разрыве селезенки» б) «Применение новых технологий при тупой травме брюшной полости» 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме занятия:
4. Перечень практических умений по изучаемой теме:
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
6. Самоконтроль по тестовым заданиям темы 1. Причины травмы брюшной полости у детей: A. падение с высоты; Б. автодорожная травма; B. удар качелями в живот; Г. падение на руль велосипеда. 2. Укажите симптомы, характерные для разрыва печени: A. боль в животе, положительный симптом Хедри; Б. обморочное состояние; B. падение кровяного давления; Г. положительный симптом Куленкамфа, Вейнерта. 3. Укажите симптомы, характерные для разрыва селезенки: A. боль в левом подреберье; Б. положительный симптом Дальбье; B. положительный симптом Куленкамфа; Г. свободная жидкость в брюшной полости. 4. Какие данные указывают на разрыв паренхиматозного органа: A. лейкоцитоз 20*109\л.; Б. снижение Hb, Ht, эритроцитов; B. свободная жидкость в брюшной полости; Г. нависание Дугласова пространства; Д. повышение кровяного давления; Е. снижение кровяного давления; Ж. лапароцентез - кровь в животе. 5. Выберите основные данные, указывающие на разрыв полого органа: A. исчезновение печеночной тупости при перкуссии; Б. симптом Щеткина-Блюмберга положительный; B. симптом Маркса положительный; Г. на рентгенограмме газ под диафрагмой. 6. Выберите симптомы, характерные для разрыва селезенки: А. симптом Щеткина-Блюмберга; Б. симптом Куленкамфа; В. симптом Вейнерта; Г. симптом «Ваньки-встаньки»; Д. Симптом Образцова. 7. Какие причины приводят к подкапсульным разрывам селезенки: А. плотная, эластичная капсула; Б. незначительный удар в селезенку; В. умеренное кровотечение под капсулу; Г. тонкие, рыхлые связки селезенки. 8. Укажите набор данных, указывающих на двухмоментный разрыв селезенки: A. удовлетворительное состояние кровяного давления 100\40 мм.рт.ст.; Б. снижение Hb, Ht, эритроцитов через 2 часа; B. падение кровяного давления 70\40 мм.рт.ст.; Г. положительный симптом «Ваньки-встаньки», Вейнерта; 9. Отметьте данные, указывающие на разрыв поджелудочной железы: A. боли опоясывающие; Б. симптом Щеткина-Блюмберга положительный; B. амилаза увеличена до 400 мг\л.; Г. положительный симптом Дальбье; Д. нарастание лейкоцитоза. 10. Какие операции проводят при разрыве печени: A. ушивание раны; Б. тампонада сальником; B. резекция печени; Г. тампонада мышцей на ножке. 11. Какой объем операций применяют при разрыве селезенки: A. ушивание - органосохранение; Б. спленэктомия; B. резекция селезенки. 12. При разрыве каких органов можно провести реинфузию крови: A. разрыв селезенки; Б. разрыв печени; B. разрыв поджелудочной железы; Г. разрыв желудка, кишечника. 13. Напишите классификацию разрывов печени: А. БВГ 14. Напишите классификацию разрывов селезенки: АБВГ 15. Укажите разрывы поджелудочной железы: А. БВГ 16. Какой объем операции проводится при разрыве желудка: A. ушивание раны желудка; Б. резекция желудка; B. экстирпация желудка; Г. резекция по Гофмейстеру-Финстереру. 17. Какой объем операции проводится при разрыве тонкого кишечника: A. ушивание кишки серо-серозным швом Ламбера; Б. резекция кишки; B. илеостома. 18. Какой объем операции проводится при разрыве толстой кишки: A. резекция с анастомозом «конец в конец»; Б. колостомия; B. ушивание толстой кишки двухрядным швом. 19. Какие антибиотики назначают в послеоперационном периоде детям с травмой брюшной полости: А. тиенам; Б. ципробай; В.пенициллин; Г. канамицин. 20. Укажите препараты, назначаемые при травме брюшной полости: A. кровь; Б. плазма; B. гемодез; Г. реополиглюкин; Д. реоглюман. 21. Выберите препараты, назначаемые при травме и разрыве поджелудочной железы: A. гордокс; Б. контрикал; B. амбен; Г.трасилол. 22. Укажите осложнения при травме брюшной полости: A. перитонит; Б. несостоятельность швов; B. пневмоторакс; Г. повторное кровотечение; Д. спаечная непроходимость. Эталоны ответов на тесты:
краевой, линейный, размозжение; 3. А, В, Г; 14. Трещина, краевой разрыв по сосудистой ножке, размозжение;
7. Самоконтроль по ситуационным задачам Задача № 1 Ребенок 7 лет упал с гаража высотой более 2 метров, ударившись животом об асфальт. Сверстники сообщили о падении родителям. Через 2 часа была вызвана бригада скорой помощи, которой ребенок доставлен в детское хирургическое отделение с Ds: Закрытая тупая травма брюшной полости. При поступлении отмечались жалобы на боли в животе, головокружение. В машине скорой помощи была однократно рвота. Анамнез жизни и семейный анамнез - без особенностей. При поступлении: состояние тяжелое, сознание сохранено, на вопросы отвечает адекватно, обращает на себя внимание адинамичность, вялость, бледность кожных покровов больного. Температура тела 36,2° С, АД 80\50 мм.рт.ст., пульс слабого наполнения, мягкий, частотой 120 ударов в минуту. Со стороны сердца - приглушенность тонов, тахикардия; в легких - везикулярное дыхание, хрипов нет. Локально: живот незначительно увеличен в объеме, в дыхании участвует слабо, пальпации доступен, отмечается пальпаторная болезненность в левом подреберье, положительные симптомы Куленкамфа, Хедри, Вейнерта, «Ваньки-встаньки». Перкуторно имеется притупление в отлогих местах брюшной полости. Печеночная тупость сохранена. Аускультативно - перистальтика кишечника выслушивается. Per rectum: при пальцевом исследовании определяется нависание Дугласова пространства. Развернутый анализ крови: эритроциты 2,0*10 \л; НЬ 85 г\л; ЦП 0,9; лейкоциты 14,8*109\л; тромбоциты 210 *109\л; эозинофилы 1%; базофилы 1%, п/я 5 %; с\я 70%; лимфоциты 15%; моноциты 5%; ретикулоциты 3%; СОЭ 10 мм\час; токсическая зернистость нейтрофилов. Общий анализ мочи: цвет - соломенно-желтый; реакция слабокислая; плотность 1020; эритроцитов нет; лейкоциты - единицы в поле зрения; соли - оксалаты +. Биохимический анализ крови: общий белок 68 г\л; альбумины 53%; глобулины 47%; калий 3,9 ммоль\л; натрий 130 ммоль\л; хлориды 95 ммоль\л; АЛТ 1,2 ммоль\л; ACT 0,18 ммоль\л; щелочная фосфатаза 80 ЕД/Л; амилаза 40 ЕД/Л; общий билирубин 20 мкмоль\л; прямая фракция. Рентгенография органов брюшной полости: свободного газа в брюшной полости и горизонтальных уровней в петлях кишок нет. УЗИ почек: ЧЛС не расширена, не деформирована, размеры почек соответствуют возрасту. Задание:
Задача №2 В клинику детской хирургии бригадой «Скорой помощи» с места автомобильной аварии доставлен ребенок 9 лет. Мальчик был сбит автомобилем при переходе улицы. Жалобы на боли в животе, головокружение, слабость. Анамнез жизни не известен. Общий статус: состояние тяжелое, сознание сохранено, амнезии нет, адекватен. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки чистые, бледные. АД 70/40 мм. рт. ст. Тоны сердца ритмичные, приглушены, тахикардия до 120 ударов в минуту. Пульс слабого наполнения, мягкий, частота та же. В легких без особенностей. St. localis: живот увеличен в объеме, в дыхании почти не участвует, резко болезненный при пальпации, выражены симптомы Щеткина-Блюмберга, Хедри, Вейнерта. Печеночная тупость сохранена, в брюшной полости перкуторно отмечается притупление в отлогих местах. Срочно сделан развернутый анализ крови: эритроциты 1,8*1012\л; НЬ 63 г\л; ЦП 0,9; лейкоциты 15,8*109\л; п/я 4 %; с\я 68%; лимфоциты 20%; моноциты 4%; ретикулоциты 4%; СОЭ 12 мм\час. Биохимический анализ крови: соответствует возрастной норме. Общий анализ мочи: цвет - соломенно-желтый; реакция слабокислая; плотность 1018; эритроцитов нет; лейкоциты - 1-2 в поле зрения. Задание:
Задача № 3. Ребенок 3-х лет упал с детского велосипеда, ударившись эпигастральной областью об руль. После падения находился дома под наблюдением родителей около 8-ми часов. После чего доставлен в хирургическое отделение с жалобами на боли в животе, многократную рвоту с примесью зелени, повышение температуры теладо37,8°С. Анамнез жизни - без особенностей. При осмотре: состояние тяжелое, стонет, ведет себя беспокойно, жалуется на боли в животе, есть позывы к рвоте. Кожа чистая, бледная, язык сухой, в центре обложен белым налетом. Со стороны сердца и легких патологических отклонений не выявлено, отмечается лишь учащение сердечных сокращений до 120 ударов в минуту. АД 90/50 мм. рт. ст. живот подвздут, плохо участвует в акте дыхания, при попытке его пальпации отмечается резко выраженное его напряжение во всех отделах, над всеми участками брюшной полости положителен симптом Щеткина-Блюмберга, перкуссия резко болезненна, печеночная тупость сохранена, в отлогих местах живота — притупление звука, перистальтика кишечника выслушивается вялая. Ректально: нависание стенок прямой кишки, болезненность при обследовании, ректальная температура до 39°С. На рентгенограмме брюшной полости свободного газа и уровней не определяется. Петли кишок раздуты газом. Развернутый анализ крови: эритроциты 3,0*10 \л; НЬ 110 г\л; ЦП 0,9; лейкоциты 18,3*109\л; эозинофилы 1%; базофилы 1%, п/я 11%; с\я 62%; лимфоциты 19%; моноциты 5%; СОЭ 20 мм\час; токсическая зернистость нейтрофилов. Биохимический анализ крови: общий белок 63 г\л; калий 3,8 ммоль\л; натрий 130 ммоль\л; сахар 5,0 ммоль\л; щелочная фосфатаза 80 ЕД/л; амилаза 170 ЕД/л; общий билирубин 21 мкмоль\л; прямая фракция 17 мкмоль\л; мочевина 6,1 ммоль\л. Общий анализ мочи: цвет - соломенно-желтый; плотность 1015; эритроцитов нет; лейкоциты - 2-3 в поле зрения; соли - оксалаты +. Задание: 1. О каком диагнозе следует думать?
Задача № 4. В клинику доставлен мальчик 8-ми лет из участковой сельской больницы, где он находился в течение 12 часов после того, как получил удар в живот копытом лошади. Из выписки известно, что в больнице ему проводились капельные вливания глюкозы и физиологического раствора. Рентгенологическое исследование не проводилось из-за отсутствия в больнице рентгеновской аппаратуры. Анамнез жизни не выяснен, так как родители ребенка не сопровождают. Жалобы на момент поступления на боли в животе, многократную рвоту с зеленью, повышение температуры тела до 38°С, отсутствия отхождения газов и стула. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Но количество мочи снижено. При осмотре: состояние больного очень тяжелое, вял, адинамичен. Стонет, имеется лихорадка. Кожные покровы бледные, губы сухие, яркие, язык сухой, густо обложен серым налетом. ЧДД 30 в минуту, дыхание поверхностное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, тахикардия до 112 ударов в минуту. Локально: живот увеличен в объеме, в дыхании не участвует, пальпаторно - выраженное напряжение мышц передней брюшной стенки и болезненность ее во всех отделах. Положителен также над всей брюшной полостью симптом Щеткина-Блюмберга. При перкуссии отмечается тимпанит и симптом «отсутствия печеночной тупости». Ректально: болезненность, нависание стенок прямой кишки, повышение ректальной температуры. На рентгенограмме брюшной полости выявлена следующая картина: «серп» газа под правым куполом диафрагмы и горизонтальные уровни в петлях кишок. Развернутый анализ крови: эритроциты 3,1*1012\л; НЬ 112 г\л; ЦП 0,9; лейкоциты 17,2*109\л; эозинофилы 2%; базофилы 2%, п/я 16 %; с\я 64%; лимфоциты 12%; моноциты 4%; СОЭ 25 мм\час. Биохимический анализ крови: общий белок 58 г\л; альбумины 47%; глобулины 53%; калий 3,5 ммоль\л; натрий 130 ммоль\л; сахар 4,0 ммоль\л; мочевина 8,0 ммоль\л; амилаза 40 ЕД/л; общий билирубин 20 мкмоль\л; прямая фракция 16 мкмоль\л; непрямая фракция 4 мкмоль\л. Общий анализ мочи: цвет - тёмно-желтый; реакция кислая; плотность 1025; эритроцитов нет; лейкоциты - 4-5 в поле зрения. Задание:
10. Каков прогноз заболевания? 11. Вопросы реабилитации больного: что нужно рекомендовать родителям и врачу участковой сельской больницы? Задача № 5. В клинику детской хирургии поступила девочка 10 лет с ножевым ранением брюшной полости. Из анамнеза выяснено, что на ребенка на улице напал мужчина с попыткой изнасилования. Девочка сильно кричала и он нанес ей ножевое ранение в живот, после чего убежал, так как появились прохожие. Изнасилования не было. Вызвана бригада «Скорой помощи», которой больная доставлена в больницу через 30 минут после происшествия. Ребенок без родителей, поэтому анамнез жизни не собран. При осмотре: состояние тяжелое. Девочка в сознании, стонет. Кожа чистая, бледная. АД 105/65 мм. рт. ст. пульс 116 ударов в минуту, ритмичен, удовлетворительного наполнения. Сердце, легкие без патологических изменений. На животе повязка, пропитанная кровью. Срочно произведена перевязка, во время которой в эпигастральной области обнаружена линейная резаная рана до 4 см. в длину, через неё пролабирует из брюшной полости участок большого сальника. Живот напряжен и болезненен. Общий анализ крови: эритроциты 3,5*1012\л; НЬ 130 г\л; лейкоциты 10,2*109\л; СОЭ 6 мм\час. Другие анализы без патологии. На рентгенограмме брюшной полости - «серп» воздуха под правым куполом диафрагмы. Задание:
10. Вопросы реабилитации. Задача № 6 Вызов реанимационной "Скорой помощи" на дорожно-транспортное происшествие. Мальчик 9 лет сбит автомашиной при переходе улицы. При осмотре: общее состояние крайне тяжелое. Заторможен. Оценка по шкале Глазго - 12 баллов. Обильное носовое кровотечение. Обширная ссадина в области левой скуловой кости. Выраженная деформация 6-7-8 ребер слева и гематома в этой области. Деформация и обширная гематома в средней трети бедра справа. Кожные покровы бледные, акроцианоз. Дыхание поверхностное с частотой 44 в минуту. При аускультации легких дыхание слева не проводится. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Перкуторно границы абсолютной сердечной тупости смещены вправо. Пульс слабого наполнения и напряжения с частотой 140 в минуту. АД - 70/20 мм.рт.ст. Живот несколько напряжен, имеется выраженная болезненность в области печени и в правой подвздошной области. Моча окрашена кровью. Задание:
Задача № 7 Ребенок 5 лет упал на руль велосипеда. отмечаються боли в животе, многократную рвоту. Вы педиатр, вызваны к ребенку на дом. Задание: 1. Поставте диагноз 2.Ваша тактика Задача № 8 На операции у ребенка 6 лет иметься линейный разрыв селезенки. Задание: 1. Какую операцию следует выполнить ребенку? Задача № 9 Ребенок 8 лет получил ножевое ранение сигмовидной кишки, 3ий день заболевания. Задание: 1. Поставте диагноз 2.Какой объем оперативного вмешательства необходимо выполнить? Задача № 10 Ребенку 8 лет дана игрушка, которая взорвалась в руках. Отмечено открытая рана передней брюшной стенки, ранение желудка, подтекает желудочное содержимое. Вы педиатр, вызваны на место проишествия. Задание: 1. Поставьте диагноз 2.Какую помощь окажете ребенку? 3. Куда следует госпитализировать ребенка? Эталоны ответов на задачи: Задача № 1. Закрытая тупая травма брюшной полости. Разрыв селезенки. Геморрагический шок III степени. Острая постгеморрагическая анемия; Задача №2. Закрытая тупая травма брюшной полости. Разрыв правой доли печени. Геморрагический шок III степени. Острая постгеморрагическая анемия; Задача №3. Закрытая тупая травма брюшной полости. Разрыв поджелудочной железы. Ферментативный перитонит; Задача № 4. Закрытая тупая травма брюшной полости. Разрыв тонкой кишки. Каловый перитонит; Задача № 5. Проникающее ранение брюшной полости с повреждением желудка; Задача № 6. Политравма (закрытая черепно-мозговая травма, гематома левой височной области, перелом костей носа, перелом 6, 7, 8 ребер слева, перелом правой бедренной кости, травма почек, травма печени(?)). Закрытый левосторонний пневмоторакс. Носовое кровотечение. Внутрибрюшинное кровотечение. Травматический шок II степени. Задача № 7. Тупая травма брюшной полости. Разрыв поджелудочной железы. Срочное направление с/п в стационар детской хирургии. Задача № 8. Показана органосохраняющая операция, ушивание селезенки, с тампонадой сальника. Задача № 9. 1. Диагноз: ножевое ранение брюшной полости, проникающее ранение сигмовидной кишки. 2. Объем операции: сигмостома, санация, дренирование брюшной полости. Задача № 10. 1. Диагноз: Открытая рана передней брюшной стенки, проникающее ранение желудка. 2. Наложить повязку. 3. Срочно госпитализировать в стационар детской хирургии. 8. Список литературы
|
Методические рекомендации для обучающихся № к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика» ... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной... Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия» ... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «контроль и ревизия» ... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоохранительные органы» включает в себя различные виды... | ||
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии... | Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями... |