Скачать 113.23 Kb.
|
Министерство образования и науки республики Бурятия Муниципальное образовательное учреждение Горячинская средняя школа Урок физики (IX класс) «Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов» Разработала учитель физики и математики: Плотникова Л.В. Горячинск 2011год Тип урока: изучение нового материала. Форма изучения нового материала: лекция учителя с активным привлечением обучающихся. Цели урока: Образовательная: повторить, что такое атом и его строение; углубить знания учащихся о структуре атома; сформировать представление о радиоактивности, физической природы α, β, γ - излучений. Развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки. Воспитательная: продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Задачи урока: Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую сущность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Радиоактивность» Список литературы: 1.Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 400 с. 2.Энциклопедический словарь юного физика / сост. В.А.Чуянов. М.: Педагогика, 1984. – 352с. Структура урока.
Ход урока.
Информационная справка 1 (сообщения делают обучающиеся). Демокрит – годы жизни 460-370 до н.э. Древнегреческий ученый, философ – материалист, главный представитель древней атомистики. Считал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут. Информационная справка 2 Возможно, об Антуане Беккереле осталась бы лишь память как о весьма квалифицированном и добросовестном экспериментаторе, но не более, если бы не то, что произошло 1 марта в его лаборатории. Антуан Беккерель – французский физик, родился 15 декабря 1852года, в Париже. Сын Александра Эдмонда Беккереля, прославившегося своими исследованиями фосфоресценции. Антуан учился в лицее, затем окончил Политехническую школу в Париже, по окончании которой работал инженером в Институте путей сообщения. Но вскоре увлекся, подобно своему отцу и деду, научными исследованиями. В 35 лет Анри Беккерель защищает докторскую диссертацию, в 40 лет становится профессором. На заседании Парижской Академии наук 20 января 1896 года он впервые узнал об опытах Рентгена, и, наблюдая за демонстрацией возникновения рентгеновских лучей в разрядной трубке, Беккерель неотрывно смотрит на зеленоватое светящееся пятно на стекле. Его преследует вопрос: не испускают ли такое же излучение фосфоресцирующие вещества? Свою догадку проверил в лаборатории, взяв различные фосфоресцирующие вещества, в том числе соли урана. Беккерель обдумывает свой эксперимент, кладет сернокислую соль урана и калия на фотопластинку, спрятанную от света в черную бумагу, и выставляет пластинку с солью на солнце. Под влиянием солнечных лучей двойная соль стала ярко светиться, на защищенную фотопластинку это свечение не могло попасть. После проявление фотопластинки явно проступало изображение лепешки из соли. Неужели верно, и соль в ответ на облучение солнечными лучами испускает не только свет, но и рентгеновские лучи? Беккерель проверяет себя еще и еще раз. 26 февраля 1896 года настали пасмурные дни, и Анри с сожалением прячет приготовленную к эксперименту фотопластинку с солью в стол. Между лепешкой соли и фотопластинкой он положил медный крестик, что бы проверить, пройдут ли сквозь него рентгеновские лучи. Но погода была пасмурной и оставалась такой до 1 мата. Утро 1 марта было солнечным и опыты можно было возобновить. Беккерель решил, однако, проявить пластинки, лежавшие несколько дней в темном шкафу. На проявленной пластинке получил четкое изображение и крестика и лепешки с солью! Минерал без предварительного освещения испускал невидимые лучи, действовавшие на фотопластинку через непрозрачный экран. Беккерель немедленно ставит повторные опыты. Оказалось, что соли урана сами по себе без всякого воздействия испускают невидимые лучи, засвечивающие фотопластинку и проходящие через непрозрачные слои. 2 марта Беккерель сообщил миру о своём открытии. Информационная справка 3 Мария Склодовская-Кюри – польский и французский физик и химик, один из основоположников учения о радиоактивности родилась 7 ноября 1867 в Варшаве. Она первая женщина – профессор Парижского университета. С помощью электрометра Мария Кюри терпеливо проверила радиоактивность практически все известные в то время элементы (более 80) и вскоре обнаружила, что из них только торий также обладает этим свойством — и даже в большей степени, чем уран. Среди многочисленных химических веществ и минералов ее особое внимание привлекла смоляная обманка из рудника в Чехии, из которой в то время добывали уран. Радиоактивность смоляной обманки оказалась в четыре раза выше, чем урана, в ней содержавшегося. Это было неожиданно, поскольку химические анализы показали, что торий в смоляной обманке отсутствует. Тогда Мария Кюри предположила, что в смоляной обманке присутствует не известный ранее радиоактивный элемент в количествах, недоступных обычному химическому анализу. К маю 1898 г. Мария и её муж Пьер Кюри были уверены, что открыли новый элемент, который впоследствии получит имя “радий”, что означает “луч”. В июле они обнаружили в отходах руды еще один радиоактивный элемент, названный ими полонием — в память о родине Марии. Умерла от лейкемии 4 июля 1934 г. Заключенное в свинцовый гроб тело Марии Склодовской-Кюри до сих пор излучает радиоактивность с интенсивностью 360 беккерель/М3 при норме около 13 бк/М3... Ее похоронили вместе с мужем… (кадр) Величайшим достоинством Кюри как ученого было ее несгибаемое упорство в преодолении трудностей: поставив перед собой проблему, она не успокаивалась до тех пор, пока ей не удавалось найти решение. Тихая, скромная женщина, которой досаждала ее слава, Кюри сохраняла непоколебимую верность идеалам, в которые она верила, и людям, о которых она заботилась. Научный подвиг Пьера и Марии Кюри был признан во всем мире еще при их жизни. В 1903 г. они совместно с Анри Беккерелем удостоены Нобелевской премии по физике. В 1911 г., уже после смерти Пьера Кюри, Шведская академия наук присуждает Марии Кюри вторую Нобелевскую премию (по химии). Мария стала первой женщиной - профессором. В честь супругов Кюри был назван искусственно полученный химический элемент с порядковым номером 96 - кюрий Cm. Информационная справка 4 Эрнест Резерфорд английский физик, родился 30 августа 1871 г. в Новой Зеландии. Его исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике. Своими фундаментальными открытиями в этих областях Резерфорд заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома. Умер 19 октября 1937 г. |
Урока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда | Конспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | ||
Урока: Образовательная Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых... | Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:... Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Урока: Образовательная Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии... | Решение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач.... Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений | ||
Урока: Оргмомент Цель урока: Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова | Урока: Образовательная Образовательная: рассмотреть особенности повседневной жизни населения греческих колоний, охарактеризовать систему религиозных верований... | ||
Урока: Образовательная Учитель объявляет тему (слайд 1), цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске | Первый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й... Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100» | ||
Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | Конспект урока по математике тема урока Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... |