Урока: Образовательная





Скачать 113.23 Kb.
НазваниеУрока: Образовательная
Дата публикации24.05.2015
Размер113.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Министерство образования и науки республики Бурятия

Муниципальное образовательное учреждение

Горячинская средняя школа

Урок физики (IX класс)
«Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов»

Разработала учитель физики и математики: Плотникова Л.В.


Горячинск

2011год
Тип урока: изучение нового материала.

Форма изучения нового материала: лекция учителя с активным привлечением обучающихся.
Цели урока:

Образовательная: повторить, что такое атом и его строение; углубить знания учащихся о структуре атома; сформировать представление о радиоактивности, физической природы α, β, γ - излучений.

Развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки.

Воспитательная: продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Задачи урока:

Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую сущность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Радиоактивность»

Список литературы:

1.Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 400 с.

2.Энциклопедический словарь юного физика / сост. В.А.Чуянов. М.: Педагогика, 1984. – 352с.
Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Первичная проверка понимания нового материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Информация о домашнем задании.


Ход урока.

этапа и дидактическая задача

Содержание

Примечание

1. Организационный момент. Подготовка учащихся к началу урока.

Приветствие:

Добрый день! Сегодня мы начинаем изучать четвертую главу нашего учебника, очень интересную и очень важную. Она называется “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

Эпиграф к уроку:

«Науку все глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, узнаешь: предела для знания нет» Персидский поэт Фирдоуси, 940 – 1030 гг.

 

2. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Формулирование цели урока.

Тема первого урока “Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов”

Цели урока: повторить, что такое атом, его строение; углубить знания о структуре атома; познакомиться с явлением радиоактивности

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые. Таким названием Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица.

Историческая справка 1
Какие факты и явления подтверждают сложное строение атома?

Учащиеся записывают в тетради даты и тему урока.
Учащиеся могут перечислить факты и явления, подтверждающие сложное строение атома:

  1. Электризация тел.

  2. Электрический ток в металлах.

  3. Опыты Иоффе - Милликена.

Сообщение уч-ся

3. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.          

Основные вопросы (должны быть заранее записаны на доске):

  1. Открытие явления радиоактивности А. Беккерелем.

  2. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения.

  3. Альфа, бета, и гамма – частицы.

  4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Примерно с середины XIX века стали появляться экспериментальные факты, которые ставили под сомнение представления о неделимости атомов. Результаты этих экспериментов наводили на мысль о том, что атомы имеют сложную структуру, и что в их состав входят электрически заряженные частицы.

Наиболее ярким свидетельством сложного строения атомов явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г.

Информационная справка 2
Оказалось, что лучи могут испускать только соединения урана – это урановые лучи, или лучи Беккереля, как их потом стали называть. Они способны ионизировать воздух и разряжать заряженный электроскоп.

Способность урана испускать лучи не ослабевали месяцами. 18 мая 1896 года Беккерель со всей определенностью констатировал наличие этой способности у урановых соединений и описал свойства излучения.

Почести, восторженный прием при всех его научных выступлениях, поистине международное признание его открытия - все это не изменило стиля жизни Беккереля, он до своего последнего часа остался все таким же, как и прежде, скромным и преданным науке тружеником. В 1901г обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения. В 1903г Беккерель удостоен Нобелевской премии за открытие естественной радиоактивности урана. Умер 25 августа 1908 г.
Естественно ученые попытались обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы. В эту работу внесла большой вклад Мария Склодовская-Кюри.

Информационная справка 3
Итак, супругами Кюри был открыт еще один элемент, дающий интенсивное излучение – радий № 88, т.е. лучистый. Само же явление произвольного излучения было названо супругами Кюри радиоактивностью.

Записать в тетради “радиоактивность” – (лат) radio – излучаю, aсtivus – действенный.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

В следующие годы исследованием природы радиоактивных излучений занимались многие физики, в том числе Э. Резерфорд и его ученики.

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

Информационная справка 4
В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав. Рассмотрим, как проводился этот опыт.

На рисунке 1 изображен толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку (излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно (рис. 1) темное пятно – как раз в том месте, куда попадал пучок.

Потом опыт изменяли (рис.2), создали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна: одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других – по разные стороны от центрального. Если два потока отклонились в магнитном поле от прежнего направления, значит, они представляют собой потоки заряженных частиц. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов частиц. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом – отрицательно заряженные. А центральный поток представлял собой излучение, не имеющее электрического заряда.

Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, отрицательно заряженные – бета-частицами, а нейтральные – гамма (рис. 2) квантами. Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что гамма – кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн – 300000 км/с. Гамма – лучи проникают в воздух на сотни метров.

Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м.

Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц

20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.
Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

4. Выявление уровня осмысления уч-ся нового материала.

-В чем заключается открытие, сделанное Беккерелем в 1896г?

(Беккерель обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно, без внешних воздействий излучает неизвестные невидимые лучи.)

-Кто из ученых занимался исследованием данных лучей? (А. Беккерель, М. и П. Кюри, Э.Резерфорд)

-Как и кем было названо явление самопроизвольного излучения некоторыми атомами?

(М. и П. Кюри, “радиоактивность”)

-В ходе исследования явления радиоактивности, какие неизвестные ранее химические элементы были открыты? (полоний и радий)

-Что доказывает опыт Резерфорда? (сложный состав атома)

-Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? (альфа, бета и гамма – частицы)

-Что представляют собой эти частицы? (Гамма-кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение. Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000км/с)

-О чем свидетельствует явление радиоактивности? (Явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом – частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.)

5. Дать характеристику работы класса.

Подведем итог.

Рефлексия. Выявить удовлетворенность детей уроком.

1. «Говорят, что если ты сегодня узнал что-то новое, значит, день прожит не зря. А мы не зря провели это время?»

2. Заканчиваю урок словами русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского «Царство науки не знает предела

Всюду следы ее вечных побед, разума слово и дело, сила и свет».

6. Д/З. Охарактеризовать объём домашнего задания.

§55, ответить на вопросы после параграфа. На следующем уроке уметь ответить на вопрос: почему опыт Резерфорда доказывает сложное строение атома?



Информационная справка 1 (сообщения делают обучающиеся).

Демокрит – годы жизни 460-370 до н.э. Древнегреческий ученый, философ – материалист, главный представитель древней атомистики. Считал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут.
Информационная справка 2

Возможно, об Антуане Беккереле осталась бы лишь память как о весьма квалифицированном и добросовестном экспериментаторе, но не более, если бы не то, что произошло 1 марта в его лаборатории.

Антуан Беккерель – французский физик, родился 15 декабря 1852года, в Париже. Сын Александра Эдмонда Беккереля, прославившегося своими исследованиями фосфоресценции. Антуан учился в лицее, затем окончил Политехническую школу в Париже, по окончании которой работал инженером в Институте путей сообщения. Но вскоре увлекся, подобно своему отцу и деду, научными исследованиями. В 35 лет Анри Беккерель защищает докторскую диссертацию, в 40 лет становится профессором. На заседании Парижской Академии наук 20 января 1896 года он впервые узнал об опытах Рентгена, и, наблюдая за демонстрацией возникновения рентгеновских лучей в разрядной трубке, Беккерель неотрывно смотрит на зеленоватое светящееся пятно на стекле. Его преследует вопрос: не испускают ли такое же излучение фосфоресцирующие вещества?

Свою догадку проверил в лаборатории, взяв различные фосфоресцирующие вещества, в том числе соли урана. Беккерель обдумывает свой эксперимент, кладет сернокислую соль урана и калия на фотопластинку, спрятанную от света в черную бумагу, и выставляет пластинку с солью на солнце. Под влиянием солнечных лучей двойная соль стала ярко светиться, на защищенную фотопластинку это свечение не могло попасть. После проявление фотопластинки явно проступало изображение лепешки из соли. Неужели верно, и соль в ответ на облучение солнечными лучами испускает не только свет, но и рентгеновские лучи?

Беккерель проверяет себя еще и еще раз.

26 февраля 1896 года настали пасмурные дни, и Анри с сожалением прячет приготовленную к эксперименту фотопластинку с солью в стол. Между лепешкой соли и фотопластинкой он положил медный крестик, что бы проверить, пройдут ли сквозь него рентгеновские лучи.

Но погода была пасмурной и оставалась такой до 1 мата. Утро 1 марта было солнечным и опыты можно было возобновить. Беккерель решил, однако, проявить пластинки, лежавшие несколько дней в темном шкафу. На проявленной пластинке получил четкое изображение и крестика и лепешки с солью! Минерал без предварительного освещения испускал невидимые лучи, действовавшие на фотопластинку через непрозрачный экран. Беккерель немедленно ставит повторные опыты. Оказалось, что соли урана сами по себе без всякого воздействия испускают невидимые лучи, засвечивающие фотопластинку и проходящие через непрозрачные слои.

2 марта Беккерель сообщил миру о своём открытии.
Информационная справка 3

Мария Склодовская-Кюри – польский и французский физик и химик, один из основоположников учения о радиоактивности родилась 7 ноября 1867 в Варшаве. Она первая женщина – профессор Парижского университета.

С помощью электрометра Мария Кюри терпеливо проверила радиоактивность практически все известные в то время элементы (более 80) и вскоре обнаружила, что из них только торий также обладает этим свойством — и даже в большей степени, чем уран. Среди многочисленных химических веществ и минералов ее особое внимание привлекла смоляная обманка из рудника в Чехии, из которой в то время добывали уран. Радиоактивность смоляной обманки оказалась в четыре раза выше, чем урана, в ней содержавшегося. Это было неожиданно, поскольку химические анализы показали, что торий в смоляной обманке отсутствует. Тогда Мария Кюри предположила, что в смоляной обманке присутствует не известный ранее радиоактивный элемент в количествах, недоступных обычному химическому анализу. К маю 1898 г. Мария и её муж Пьер Кюри были уверены, что открыли новый элемент, который впоследствии получит имя “радий”, что означает “луч”. В июле они обнаружили в отходах руды еще один радиоактивный элемент, названный ими полонием — в память о родине Марии.

Умерла от лейкемии 4 июля 1934 г. Заключенное в свинцовый гроб тело Марии Склодовской-Кюри до сих пор излучает радиоактивность с интенсивностью 360 беккерель/М3 при норме около 13 бк/М3... Ее похоронили вместе с мужем… (кадр)

Величайшим достоинством Кюри как ученого было ее несгибаемое упорство в преодолении трудностей: поставив перед собой проблему, она не успокаивалась до тех пор, пока ей не удавалось найти решение. Тихая, скромная женщина, которой досаждала ее слава, Кюри сохраняла непоколебимую верность идеалам, в которые она верила, и людям, о которых она заботилась.

Научный подвиг Пьера и Марии Кюри был признан во всем мире еще при их жизни. В 1903 г. они совместно с Анри Беккерелем удостоены Нобелевской премии по физике. В 1911 г., уже после смерти Пьера Кюри, Шведская академия наук присуждает Марии Кюри вторую Нобелевскую премию (по химии). Мария стала первой женщиной - профессором. В честь супругов Кюри был назван искусственно полученный химический элемент с порядковым номером 96 - кюрий Cm.
Информационная справка 4

Эрнест Резерфорд английский физик, родился 30 августа 1871 г. в Новой Зеландии. Его исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике. Своими фундаментальными открытиями в этих областях Резерфорд заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома. Умер 19 октября 1937 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Образовательная iconУрока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока
Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда
Урока: Образовательная iconКонспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Урока: Образовательная iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых...
Урока: Образовательная iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Урока: Образовательная iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии...
Урока: Образовательная iconРешение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач....
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Урока: Образовательная iconУрока: Оргмомент
Цель урока: Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: рассмотреть особенности повседневной жизни населения греческих колоний, охарактеризовать систему религиозных верований...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Учитель объявляет тему (слайд 1), цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске
Урока: Образовательная iconПервый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й...
Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урока: Образовательная iconУрока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)...
Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий...
Урока: Образовательная iconКонспект урока по математике тема урока
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск