Скачать 1.55 Mb.
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 1.1. Цель реализации программы. Профессиональная переподготовка специалистов для учреждений системы образования, социальной защиты, семейной и молодежной политики, здравоохранения, подготовка специалистов высокого класса, востребованных для работы в реабилитационных центрах, специальных (коррекционных) школах и детских садах, в инклюзивном образовании и др. Содержание программы обучения включает в себя комплекс медицинских, психологических и педагогических дисциплин, обеспечивающих современный уровень готовности к профессиональной деятельности специалистов системы коррекционно-педагогической и психологической помощи детям различного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 1.2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации. Область профессиональной деятельности слушателей программы переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» включает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы здравоохранения. Объектами профессиональной деятельности слушателей программы переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» являются: - коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; - коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы. Виды и задачи профессиональной деятельности: 1) коррекционно-педагогическая: - компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья; - изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей; - построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья; - осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) диагностико-консультативная: - психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ; - консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу; - оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания; 3) исследовательская: - сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; - выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; - планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения 4) культурно-просветительская: - формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья; - организация культурного пространства образовательного учреждения; - взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; - пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности. 1.3. Планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения слушателями программы переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной программы переподготовки выпускник должен обладать следующими компетенциями: в области коррекционно-педагогической деятельности: - способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; - готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; в области диагностико-консультативной деятельности: - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; - способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности; - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; в области исследовательской деятельности: - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; - способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности; - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ; в области культурно-просветительской деятельности: - готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; - способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения. 1.4. Категория слушателей. К освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица: - имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование; - получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. 1.5. Трудоемкость обучения. Общая трудоемкость освоения программы профессиональной переподготовки составляет 502 часа за весь период обучения и включает, все виды дистанционной и самостоятельной работы слушателя, практики и время, отводимое на контроль качества освоения программы профессиональной переподготовки. 1.6. Форма обучения. Обучение проводится по заочной форме с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Учебный план программы, реализуемой с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
2.2. Календарный учебный график.
2.3. Рабочие программы дисциплин представлены в приложении 1. 2.4. Программа учебной практики представлена в приложении 2. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (организационно-педагогические) 3.1 Материально-технические условия. НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение профессиональной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом подготовки и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Реализуемая программа профессиональной переподготовки обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения. При проведении лекционных, практических и семинарских занятий используется мультимедийное оборудование. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы. Образовательное учреждение обеспечено электронными учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным дисциплинам программы профессиональной переподготовки. Институт также имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществлять в следующие виды деятельности: - планирование образовательного процесса; - размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и преподавателей, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; - фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения дополнительной образовательной программы; - контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; - проведения мониторинга успеваемости учащихся; - взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. Содержание учебных дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов представлено в учебно-методических ресурсах, размещенных в электронном образовательном пространстве института: http://www.tiei.ru. – сайт НОО ВПО НП «ТИЭИ». Основная учебно-методическая литература имеется в виде: - монографий, учебников, учебных и учебно-методических пособий и рекомендаций по практическим занятиям, самостоятельной работе, учебной практике, проектированию выпускной аттестационной работы, учебно-методических комплексов, отраслевых журналов; - электронных материалов в библиотеке ЭБС «Библиоклуб». При использовании электронных изданий во время самостоятельной подготовки студенты обеспечиваются рабочим местом с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в сеть Интернет составляет более 200 часов в год на одного обучающегося. 4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (формы аттестации, оценочные и методические материалы) Фонды оценочных средств, представленные в рабочих программах учебных дисциплин, включают: 1. Банк тестовых заданий. 2. Банк аттестационных тестов. 3. Комплекты заданий для практической и самостоятельной работы. Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В процессе обучения используются следующие виды контроля: - устный опрос в процессе вебинара; - письменные работы (оформленные ответы на практические задания); - контроль с помощью технических средств и информационных систем. Каждый вид выделяется по способу выявления формируемых компетенций: - в процессе беседы преподавателя и слушателя; - в процессе создания и проверки письменных материалов; - путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п. Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор слушателя, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Письменные работы позволяют экономить время преподавателя, проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки слушателя, обусловленного его индивидуальными особенностями. Использование информационных технологий и систем обеспечивает: - быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении слушателями контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; - возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; - формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям программы; - привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами; - возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы. Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, зачет), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, зачет по дисциплине может включать как результаты итогового тестирования, так и результаты письменных практических заданий). Формы контроля: собеседование; тест; практические задания; зачет; дифференцированный зачет (по дисциплине, учебной практике, а также итоговой аттестации); лабораторная работа; эссе и иные творческие работы; отчет (по практикумам и учебной практике); выпускная аттестационная работа. Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения практической работы, написания эссе, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки). Формы письменного контроля. Письменные работы могут включать: тесты, практические задания, эссе, отчеты по практикам. Качество освоения дисциплин образовательных программ оценивается посредством рейтинг контролей. Виды рейтинг-контролей усвоения знаний слушателями: текущий рейтинг (результаты учебного тестирования); промежуточный рейтинг-контроль (результаты выполнения практических заданий и итогового тестирования); итоговый рейтинг-контроль, путем сложения данных промежуточного рейтинг-контроля (зачет или дифференцированный зачет). Текущий рейтинг-контроль осуществляется без прерывания занятий и обеспечивает объективную оценку уровня усвоения изучаемого материала, а также своевременность выполнения слушателями учебного графика. Осуществляется непрерывно преподавателем путем мониторинга результатов освоения ЭОР. Промежуточный рейтинг-контроль предусмотрен по мере выполнения и отправки на проверку преподавателю практических заданий и итогового тестирования, осуществляется так же без прерывания занятий. Итоговый рейтинг-контроль (зачет, дифференцированный зачет) по дисциплинам, для которых в учебном плане предусмотрена такая форма контроля, проводится в конце изучения дисциплины с прерыванием занятий и подводит итоги. Итоговая аттестация слушателей по программе профессиональной переподготовки является обязательной и осуществляется после освоения программы профессиональной переподготовки в полном объеме. Итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной аттестационной работы (методические рекомендации по написанию выпускной аттестационной работы представлены в приложении 3). Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций слушателя, определяющих подготовленность к решению профессиональных задач, установленных программой профессиональной переподготовки, способствующих его устойчивости на рынке труда. Итоговая аттестация проводится Аттестационной комиссией (АК). Аттестационную комиссию возглавляет председатель, не работающий в данном образовательном учреждении, имеющий ученую степень и звание соответствующего профиля или являющийся ведущим специалистом предприятия, организации и учреждения, также соответствующих профилю осваиваемой слушателями программы. Председатель АК организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям. Состав АК формируется из числа педагогических и научных работников образовательного учреждения, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций, соответствующих профилю осваиваемой слушателями программы. Председатель и состав АК утверждается приказом ректора вуза. 5. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ (составители программы) Реализация программы профессиональной переподготовки обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программам профессиональной переподготовки, составляет более 60%, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора имеют более 6% преподавателей. Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников государственных органов федерального, регионального уровней, а также органов муниципального управления, других профильных организаций, предприятий и учреждений. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН Рабочая программа дисциплины «Методология и методы организации исследовательской работы» 1. Цель освоения дисциплины: формирование у слушателей культуры организации научного исследования, которая определяется двумя факторами – компетентностью суждений о сущности методологических основ научно-исследовательской деятельности и умением со знанием дела применять в научном творчестве те или иные методы для достижения истины, а также приобретении навыков самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской деятельности. 2. В результате освоения дисциплины слушатель должен знать: - совокупность тех общих методов и принципов, которые используются в процессе научного исследования; - строение и свойства научного знания, его генезиса и функционирования, закономерностями развития науки; - сущность организации и выполнения исследовательской деятельности. уметь: - анализировать структуру учебно-научной работы; - подготавливать, оформлять и защищать научную работу; - организовывать подготовительный этап научно-исследовательской работы; - качественно собирать и представлять научную информацию. 3. Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной деятельности. Общая трудоемкость дисциплины «Методология и методы организации исследовательской работы» составляет 32 часа. Разделы дисциплины и виды занятий
Вид итогового контроля: дифференцированный зачет. Тематическое содержание дисциплины Модуль 1. Методология и методы организации исследовательской работы 1. Организация исследовательской работы в России. Управление в сфере науки. НИРС. 2. Наука и исследовательская деятельность. Критерии научного исследования. Гипотеза. Новизна полученных результатов. Значение научного исследования для науки и практики. 3. Методология исследовательской работы. Понятие метода и методологии исследовательской работы. Частные и специальные методы. Модуль 2. Этапы организации исследовательской работы. 4. Подготовительный этап исследовательской работы. Выбор темы исследовательской работы. Планирование этапов. 5. Сбор научной информации. Источники научной информации. Изучение литературы. 6. Написание и оформление исследовательской работы. Структура, рубрикации. Способы написания текста. Оформление таблиц и иллюстративного материала. Оформление библиографического аппарата. Модуль 3. Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих научно-исследовательских работ. 7. Особенности подготовки рефератов и докладов. Этапы, структура, задачи. 8. Особенности подготовки и защиты курсовых работ. Этапы, структура, задачи. 9. Особенности подготовки и защиты дипломных работ. Этапы, структура, задачи. Перечень практических (семинарских) занятий
Виды самостоятельной работы слушателей
Перечень рекомендуемой литературы
Рабочая программа дисциплины «Невропатология, психопатология» 1. Цель освоения дисциплины: ознакомить слушателей с основными принципами строения и функциями нервной системы, с функциональными нарушениями при поражении центральной нервной системы, сформулировать представления о психических заболеваниях и нарушениях психических функций человека. 2. В результате освоения дисциплины слушатель должен знать: - историю развития невропатологии как науки; - развитие нервно-психических функций в условиях патологии; - функциональную анатомию нервной системы; - методы исследования нервной системы и основные неврологические синдромы; - основные нарушения нервной системы; - синдромы нарушений высших корковых функций; - клиническую структуру психопатологических синдромов; - нарушение познавательных процессов; - психологию и психопатологию поведения; - психопатологию эмоциональной сферы, патологию экспрессивных актов 3. Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной деятельности. Общая трудоемкость дисциплины «Невропатология, психопатология» составляет 40 часов. Разделы дисциплины и виды занятий
Вид итогового контроля: зачет. Тематическое содержание дисциплины Модуль 1. Введение в невропатологию |
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния» | Основная образовательная программа 4 Нормативные документы для разработки... Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 5 | ||
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | Пояснительная записка Общая характеристика программы Описание программы... Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | ||
Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | Документы, регламент Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования | ||
Документы, регламент Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования | Программа итоговой аттестации по специальности Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы | ||
Урок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс... Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса... | Программа начальное общее образование (1 4 класс) Принята на заседании Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования | ||
Образовательная программа по специальности спо 101101 «Гостиничный сервис» Общая характеристика основной образовательной программы среднего профессионального образования | Экзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные... Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов | ||
Образовательная программа (ОП) магистратуры (магистерская программа)... Компетенции выпускника оп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «занимательный английский» | ||
I общая характеристика основной образовательной программы Формирование способной к самосовершенствованию и профессиональному росту личности с разносторонними гуманитарными и естественно-научными... | Общая характеристика программы подготовки магистра по направлению Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности |