СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
| 2
| 1.1. ООП ВПО (определение)
| 2
| 1.2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа»
| 2
| 1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования
| 3
| 1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения ООП ВПО
| 3
| 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА | 4
| 2.1. Область профессиональной деятельности выпускник
| 4
| 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
| 4
| 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
| 5
| 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
| 5
| 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО
| 7
| 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
| 11
| 4.1. Годовой календарный учебный график
| 12
| 4.2. Учебный план
| 12
| 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
| 12
| 4.4. Программы учебной и производственной практик
| 12
| 5. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ВПО
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
| 17
| 5.1. Кадровое обеспечение
|
| 17
| 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
| 17
| 5.3. Материально-техническое обеспечение
| 18
| 6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
| 19
| 7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
| 20
| 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| 21
| 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников
| 21
| 8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 23
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
| 25
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ООП ВПО (определение)
Основная образовательная программа ВПО, реализуемая в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по направлению подготовки 040400.62 - Социальная работа и профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ).
Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 года№309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года№232-ФЗ).
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года№71.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа, квалификация (степень) «бакалавр», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ№ 709 от 08 декабря 2009 года.
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 040400 Социальная работа (бакалавр), утвержденная на заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области социальной работы от «28» апреля 2011 года, протокол № 1 (носит рекомендательный характер).
Устав вуза Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 - Социальная работа
1.3.1. Цель (миссия) ООП ВПО по направлению подготовки 040400.62- Социальная работа
Целью разработки основной образовательной программы является организационно-методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавр социальной работы), а также обеспечение единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Социальная значимость (миссия) ООП ВПО по направлению подготовки 040400.62 - Социальная работа состоит в концептуальном обосновании и моделировании условий подготовки высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять социальную деятельность в различных сферах жизнедеятельности с различными категориями населения.
Основная цель ООП ВПО: формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в социально-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектно-аналитической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 - Социальная работа (бакалавр).
1.3.2. Срок освоения ООП
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по очной форме обучения, включая последипломный отпуск – 4 года.
1.3.3. Трудоемкость ООП
Трудоемкость освоения ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО составляет 240 зачетных единиц, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
Для направлений подготовки, зарегистрированным в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, в данном разделе ООП должны быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Подготовка бакалавра социальной работы в рамках направления подготовки кадров 040400.62 - Социальная работа осуществляется с целью осуществления профессиональной деятельности в следующих сферах:
• государственная служба занятости;
• государственная служба медико-социальной экспертизы;
• миграционная служба;
• МЧС;
• пенитенциарная система;
• предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а
также промышленные и сельскохозяйственные);
• ритуальная служба;
• силовые структуры;
• система здравоохранения и психологическая помощь;
• система культуры;
• система образования и социально-педагогическая помощь;
• система пенсионного обеспечения;
• система социального обслуживания;
• система социального страхования;
• система социальной защиты и социально-правовой патронаж.
2.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавра социальной работы:
отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;
коллективы учреждений социальной сферы;
общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);
специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального
страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования,
культуры;
– социально ориентированный бизнес.
2.3. Виды профессиональной деятельности
В соответствии с полученной профилизацией в области социальной работы на всех ее уровнях, ее организации и формирования новых технологий, социальной экспертизы и мониторинга эффективности выпускник может быть подготовлен к:
социально-технологической деятельности,
организационно-управленческой деятельности,
исследовательской деятельности,
социально-проектной деятельности.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Бакалавр социальной работы должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилизацией бакалаврской программы.
2.4. Задачи профессиональной деятельности
Социально-технологическая:
разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;
целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;
личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;
самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;
профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;
предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья;
педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, ее социально-психологическое обеспечение.
Исследовательская:
изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;
диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;
соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;
выявление – разных способов решения исследовательских задач;
осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;
представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;
систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья.
Организационно-управленческая:
определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;
самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;
стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;
разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;
содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;
организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;
принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;
понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;
принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;
обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;
учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья.
Социально-проектная:
обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;
учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;
участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;
участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;
участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг);
участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО.
Общекультурные компетенции:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
использование в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
понимание сущности и значение информации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владение основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
владение способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);
способность использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
готовность к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).
Профессиональные компетенции:
Социально-технологические:
готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
способность к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);
способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9);
способность осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии истандартизации (ПК-10);
способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12).
Исследовательские:
способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
владение способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);
способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);
способность к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);
способность к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21).
Организационно-управленческие:
владение высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22);
способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
способность к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);
способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);
готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);
способность к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);
готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);
способность разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29).
Социально-проектные:
готовность к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);
способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
готовность к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);
способность участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);
готовность разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);
способность создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).
Разработанная матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП по направлению подготовки 030600.62 – История приводится в Приложении 1.
|