Методические рекомендации по проведению урока





Скачать 147.58 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению урока
Дата публикации18.09.2013
Размер147.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Сорокина

Татьяна Григорьевна
преподаватель физики
Государственное образовательное учреждение

Профессиональный лицей № 10

Номинация № 1 «Технологии и методики преподавания»

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия / под ред. Ю.И. Дик, В.А. Коровин

Учебники

Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Портфентьевой. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 366с.
Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Сотский Н.Н.; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399с.

Глава I. Основная часть

1.1 Методическое обоснование темы

Физические знания по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция» широко применяются в профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Будущим выпускникам в своей практической деятельности придётся постоянно сталкиваться с ремонтом и обслуживанием электродвигателей, генераторов, трансформаторов, электроизмерительных приборов и т.д. А для этого необходимо знать принцип работы этих технических устройств.

1.2 Методические рекомендации по проведению урока

Приступая к разработке урока, следует чётко определить преследуемые цели: образовательную, воспитательную, развивающую и методическую. Тщательно подобрать учебно-информационный материал к уроку, не загромождая его лишними фактами и событиями. Структура урока должна соответствовать типу урока. Постановка физического эксперимента должна не просто показать конкретное физическое явление, но и заставить обучающихся увидеть его проявление в своей практической профессиональной деятельности. Группе обучающихся заранее выдаётся тема физического эксперимента, демонстрация которого производится только после изучения теоретических основ под наблюдением учителя.

Другая группа обучающихся получает задание снять видеофильм, отражающий технологические процессы по теме урока, происходящие в учебных мастерских. На урок все обучающиеся учебной группы приходят с определённым запасом знаний по данной теме. Урок желательно построить так, чтобы большую часть учебного времени работали сами ребята. В конце занятия особо оценить работу каждого ученика, принимавшего участие в подготовке практической части урока.

1.3 План урока







Тема программы:

Обобщающее повторение

Тема урока:

Магнитное поле и электромагнитная индукция

Профессия: Электромонтёр по ремонту и обслуживанию

электрооборудования

Цели урока:

Образовательная: Обобщить знания по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция», способствовать осознанию обучающимися явления магнетизма, продолжить формирование умения применять теоретические знания в практических целях.

Воспитательная: Способствовать формированию интереса к физике, воспитывать чувство само- и взаимоответственности, уверенности в себе.

Развивающая: Развивать самостоятельную познавательную активность обучающихся, память, логическое мышление, умение применять физические знания в будущей профессии.

Методическая: Показать эффективность использования практических методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.

Комплексное учебно – методическое обеспечение:

Источник постоянного тока; круговой ток; магнитная стрелка; постоянные магниты (полосовой и дугообразный); металлические опилки; два проволочных мотка; гальванометр; две катушки на сердечнике; прибор для демонстрации правила Ленца; соединительные провода; экран; компьютер; кинофильм «Электромагнитная индукция» (фрагмент «Правило левой руки»); видеофильм «Физика в моей профессии»; тестовые задания.

Демонстрации:

1) опыт Эрстеда;




2) взаимодействие параллельных токов;




3) действие магнитного поля на ток;




4) магнитное поле постоянного магнита;




5) ориентация магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита;




6) взаимодействие постоянных магнитов;




7) сила Ампера;




8) сила Лоренца (отклонение электронного пучка в магнитном поле);




9) опыт Фарадея;




10) возникновение индукционного тока (опыт с двумя катушками);




11) возникновение индукционного тока при вращении катушки в магнитном поле ;




12) правило Ленца;




13) кинофильм «Электромагнитная индукция» - фрагмент «Правило левой руки»;

14) видеофильм «Физика в моей профессии;

15) тестовые задания.



Основные знания

и умения:

Знать

- формулы силы Ампера и силы Лоренца;




- правило левой руки для определения направления движения проводника с током и движущегося заряда;




- правило буравчика для прямого и кругового токов;




- направление линий магнитной индукции;




- формула закона электромагнитной индукции;




- способы определения направления магнитного поля:

а) с помощью магнитной стрелки;

б) с помощью рамки с током;




- формула магнитного потока;




- способы определения направления индукционного тока:

а) правило правой руки;

б) правило Ленца;




- применение закона Ампера, силы Лоренца и закона электромагнитной индукции в природе и технике;


Уметь

- применять формулы силы Ампера, силы Лоренца и закона электромагнитной индукции для расчёта магнитного поля;




- применять правило буравчика для определения направления магнитного поля;




- применять правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца;




- применять правило правой руки и правило Ленца для определения направления индукционного тока ;




- применять физические знания в специальной практической деятельности;


Межпред-

метные

связи

Специальная технология - устройство и принцип действия индукционного счётчика, магнитного пускателя, асинхронного двигателя







Методы обучения



По характеру познавательной деятельности обучающихся:

информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский;

по источнику и способу передачи и восприятия учебной информации, формирования способов деятельности:

беседа, демонстрации, наблюдения, упражнения, иллюстрации


Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока Смешанный (беседа, самостоятельная работа, практическая

работа)

Технологическая карта урока

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приёмы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятель ности

1. Целевая установка:

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, связанные с магнитным полем и электромагнитной индукцией, вспомним опыты, доказывающие существование магнитного поля и его действие на проводник с током и движущийся заряд, научимся самостоятельно применять полученные знания при выполнении конкретных заданий, увидим практическое применение физических знаний непосредственно в вашей будущей профессии.

1. Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

Информа-ционно – рецептив –ный

а) просмотр кадра видеофильма;

б) просмотр

фрагмента

«Введение» из

кинофильма

Красочный и озвученный текст помогает обучающимся лучше и быстрее внедриться в учебный процесс

Компьютер, экран,

видеофильм «Физика

в моей профессии»;

кинофильм

«Электромагнитная индукция», фрагмент

«Введение»

Фронтальный

Осознание при -менения знаний повторяемой темы программы в современной тех- нике и будущей профессии

Магнитное действие тока широко применяется в современной технике: в устройстве электромагнитов, генераторов, электродвигателях, телефонов, микрофонов, ускорителях заряженных частиц, автоматических устройствах, электроизмерительных приборах, в радиотехнике, в магнитной записи и воспроизведении изображения и звука ит.д.

Магнитные поля играют важную роль в жизни растений, животных и человека, в процессах, происходящих на Солнце и звёздах и в космическом пространстве.

2. Воспроизве -дение и коррекция опорных знаний

Эвристи-

ческий

Беседа на основе

эксперимента

Ответы на вопросы учителя сопровож -даются демонстра -ционным экспери –ментом (индивиду -ально ), аудитория наблюдает, дополня- ет и, при необходи мости, корректирует.

Источник постоянного тока; магнитная стрелка; проводник; постоянный магнит; параллельные токи.

Индивиду - альный, фронтальный

Воспроизведение знаний по созданию магнитного поля; опыты, подтверждающие существование магнитного поля.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений

Исследова- тельский

Беседа на основе эксперимента

с информацией о применении физических знаний в пре- обретаемой профессии;

просмотр кинофильма; работа со слайдами; работа с формулами, решение качественных задач


Ответы на вопросы учителя сопровождаются демонстрационным экспериментом (индивидуально ), аудитория наблюда- ет, анализирует увиденное, приводит примеры примене- ниея теоретических знаний в своей практической деятельности в учебных мастерских.

Источник постоянного тока; постоянные магниты (полосовой и дугообразный);круговой ток; металлические опилки; проволочный моток; гальванометр; две катушки на сердечнике; соединительные про вода; прибор для демонстрации правила Ленца; компьютер; экран; кинофильм «Электромагнитная индукция» (фрагмент «Правило левой руки»); слайды с качественными задачами на определе- ние силы Ампера, силы Лоренца, направления магнитного поля.

Индивиду - альный, фронтальный

Историческая

справка об

открытии

электромагнит- ной индукции ; анализ демон -страционного эксперимента (направление магнитного поля, графическое изо -бражение магнитного поля, магнитная индукция, сила Ампера, сила Лоренца, электромагнитная индукция, закон электромагнит- ной индукции).

4. Применение физических знаний для освоения будущей профессией

Исследовательский при подготовке видеофиль- ма;

Информа-ционно- рецептив ный при просмотре видеофиль ма

Просмотр видеофильма;


Наблюдение связи теории с практикой позволяет обучающимся понять значимость изучаемой темы

Компьютер, экран,

видеофильм

«Физика в моей профессии»;


фронтальный

Применение знаний по теме «Магнитное поле и электромагнит ная индукция» в профессии:

устройство и принцип действия индукционного счётчика, магнит ного пускателя, асинхронного двигателя

5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практического задания

Репродук- тивный

а) обобщение и систематизация знаний по теме «Магнит ное поле и электро -магнитная индукция»

б) самостоятель ная работа

а)обучающиеся находят самые важные моменты

(на их взгляд) в повторяемой теме, затем информация обобщается и систе -матизируется.

б) выполнение тестовых заданий

Тестовые задания, образец выполнения заданий, критерии оценок

фронтальный

Успешность выполнения тестовых заданий и самопроверка по образцу

6. Подведение итогов урока

Информа-ционно – рецептив -ный

Прослушива- ние информации учителя







фронтальный

Выставление оценок

7. Задание на дом

Информа-ционно – рецептив -ный

Прослушива- ние информации учителя

Слайд с записью домашнего задания

Компьютер, экран,


фронтальный






МАГНИТНОЕ ПОЛЕ и ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

1. Как взаимодействуют между собой два параллельных проводника, если по ним протекают токи в противоположных направлениях?

1) притягиваются

2) отталкиваются

3) сила взаимодействия равна нулю

4) нет однозначного ответа

2. По кольцевому проводнику течёт ток I. В центре О кольца вектор магнитной

индукции направлен

1) влево 3) перпендикулярно плоскости рисунка от читателя

2) вправо 4) перпендикулярно плоскости рисунка к читателю


3. Какое утверждение неправильно?

Сила Ампера, действующая на проводник с током I в магнитном поле с индукцией ,

1) по модулю прямо пропорциональна модулю 

2) прямо пропорциональна I

3) прямо пропорциональна длине проводника

4) равна нулю, если проводник перпендикулярен вектору индукции 

4. Сила Ампера, действующая на проводник с током I (на рисунке изображено сечение проводника, ток направлен на читателя) в магнитном поле В, направлена

1)  2)  3)  4) 



5. Сила Лоренца, действующая на движущуюся частицу в магнитном поле,

1) всегда направлена параллельно скорости

2) всегда равна нулю

3) всегда направлена параллельно магнитной индукции

4) равна нулю или направлена перпендикулярно скорости

6. Скорость электрона  направлена перпендикулярно магнитной индукции  (на рисунке  перпендикулярна плоскости рисунка и направлена от читателя). Сила Лоренца, действующая на электрон, направлена

1)  2)  3)  4) 

7. Какова траектория электрона, влетевшего в однородное магнитное поле под углом 600С к вектору индукции магнитного поля?

1) прямая 2) окружность

3) винтовая линия 3) парабола

8. Электрон влетел в магнитное поле со скоростью  перпендикулярно линиям индукции магнитного поля и стал двигаться по окружности радиуса R. Какое выражение соответствует модулю вектора индукции магнитного поля? (е – элементарный электрический заряд)

1)  2)  3)  4) 

9. Катушка замкнута на гальванометр

А. В катушку вдвигают постоянный магнит

В. Катушку надевают на постоянный магнит.

Электрический ток возникает

1) только в случае А 2) только в случае В

3) в обоих случаях 4) ни в одном из перечисленных случаев

10. Медное кольцо, находящееся в магнитном поле, поворачивается из положения, когда его плоскость параллельна линиям магнитной индукции, в перпендикулярное положение. Модуль магнитного потока при этом

1) увеличивается 2) уменьшается

3) не изменяется 4) равен нулю

11. На рисунке представлен график зависимости магнитного потока через проводящий неподвижный контур от времени. В каком интервале времени модуль ЭДС индукции в контуре равен нулю?

1) 0 – 1 с 2) 0 – 2 с 3) 1 – 3 с 4) 3 – 4 с

12. Какая из формул выражает закон электромагнитной индукции?

1)  = I(R + r)

2)  = - 

3)  = VBlsin

4)  = - L()
ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

3

4

3

4

4

3

3

3

1

3

2




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по проведению урока icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации к проведению урока по химии
На первом этапе подготовки урока учителю необходимо выбрать требования госта к данной теме, что определит цели и задачи
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации...
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н....
Методические рекомендации по проведению урока iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск