Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы





Скачать 162.06 Kb.
НазваниеИсследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы
Дата публикации28.06.2013
Размер162.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Брянска

Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Предметная область: физика

ТЕМА:

«Моделирование свойств трясины»

Выполнила: ученица 8б класса

Заболева Екатерина Валерьевна

Руководитель: учитель физики

Зернина Аиса Александровна

Брянск 2013 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2

I. Трясина

1. Определение…………………………………………………………………….3

2. Пути возникновения и значение болот……………………………………….4

II. Свойства трясины

1. Плавание тел в бингановских жидкостях……………………………….……5

2. Состояние перепогружения и его причины………………………………..…6

III. Описание процесса исследования

1. Исследовательская работа №1………………………………………………...7

2. Исследовательская работа №2………………………………………………...8

IV. Практический выход исследования…………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложения……………………………………………………………………...11

Введение.

В нашей местности довольно часто можно встретить заболоченные территории. Ведь раньше на месте современного Нового городка находилось болото. И поэтому меня всегда интересовало, как себя вести при попадании в трясину. Почему она засасывает всё живое, но никогда не трогает мёртвое? Как объяснить её поведение. С этими и многими другими вопросами я обратилась к учителю физики. На что она предложила провести исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы. Целью моей работы стало моделирование поведения человека и животных на болоте, а также интересная, увлекательная демонстрация полученных результатов ученикам младших классов при помощи макетных заготовок. Для достижения этой цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Собрать и изучить необходимую информацию по данной теме.

2. Изготовить Макет трясины.

3. Провести эксперименты по изучению свойств трясины.

4. Создать модель поведения человека и животных, попавших в трясину.

5. Рассказать ученикам младших классов интересным, увлекательным путём о безопасном поведении на болоте при помощи макетных заготовок, а также создать памятку по безопасному поведению человека на болоте.

6. Составить тест по данной теме.



В своей работе я рассмотрела теорию по описанию свойств трясины, для этого мне пришлось познакомиться с информацией, находящейся на сайтах интернета, но не всё мне подходило, так как на одних сайтах информация была изложена в непонятной для меня форме с множеством научных терминов, а на других порталах содержалась информация, которая была мне не нужна для исследовательской работы. Также я изучила особенности поведения живых организмов при попадании в трясину. Сравнила поведение живых и неживых организмов в трясине.

Значительное место в моём исследовании занимают экспериментальные работы с движущимися телами, так как именно такими свойствами обладают человек и животные. Конечным продуктом моей работы являлось создание модели поведения человека и животных, попавших в трясину, и разработка памятки о безопасном поведении на болоте.

I. Трясина.

1. Определение.

«Болото (также топь, трясина) — участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались 350—400 млн. лет назад». [1]

Раньше болото считалось гибельным местом для человека. В болотах погибал отбившийся от стада скот. Из-за укусов малярийных комаров вымирали целые посёлки. Люди стремились осушать «гиблые места» и использовать землю под поля и пастбища. [2]

Не секрет, что одним из самых чарующих творений природы является болото. Оно красиво, оно манит и оно чертовски опасно. Наверное, многих с детства мучает вопрос: почему трясина засасывает попавшие в нее объекты, а не выталкивает, как по законам физики обязана делать любая жидкость? Я постаралась найти ответ на этот вопрос.



2. Пути возникновения и значение болот.

Болота возникают двумя основными путями:

1. Из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для прудов.

2. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров.

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Болота играют важную роль в образовании рек. Захороненные неразложившиеся органики в болотах, образуют залежи торфа, трансформирующегося затем в каменный уголь. Осушения болот, с точки зрения экологии – разрушительная деятельность.

С другой стороны болота являются одним из источников бактериального метана (одного из парниковых газов) в атмосфере.

Болота являются:

1. Естественными фильтрами воды и санитарами агроэкосистем.

2. На болотах растут ценные растения (голубика, клюква, морошка).

3. Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, удобрение в сельском хозяйстве, корм для сельскохозяйственных животных.

4. Сырьём для химической промышленности.

5. В торфяных болотах находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.

6. Болотная руда является источником для изготовления железных изделий.


II. Свойства трясины

1. Плавание тел в бингановских жидкостях.

Если бы болотная трясина была просто ньютоновской жидкостью с большой вязкостью, она была бы не очень опасна. При разумном поведении на ее поверхности можно было бы держаться довольно долго. Выталкивающая сила надежно держала бы человека на поверхности болота: если в результате неосторожного движения человек погрузился бы, ниже уровня нормального погружения, архимедова сила все равно вытолкнула бы его обратно.

Трясина является не ньютоновской жидкостью и ее бингамовские свойства кардинально меняют ситуацию.

Поднесем тело к поверхности бингамовской жидкости и опустим его. Если тело достаточно легкое и оказываемое им давление мало, то может случиться так, что возникающие в жидкости напряжения будут меньше порога текучести, и жидкость будет вести себя как твердое тело. То есть предмет может стоять на поверхности жидкости и не погружаться.

Благодаря именно этому свойству вездеходы с малым давлением на грунт легко преодолевают непроходимые для человека болота. Да и человек, с помощью специальных «болотных лыж» или мокроступов может снизить давление на почву и чувствовать себя на болоте в относительной безопасности. Но у этого явления есть и другая сторона. Уже сам факт того, что погружение тела прекращается при наличии неравенства веса и архимедовой силы, настораживает — все происходит не так, как обычно. Представим себе, что вес нашего тела достаточно велик и оно начнет погружаться. До каких пор будет происходить это погружение? Ясно, что не до тех, когда архимедова сила сравняется с весом. При погружении тела архимедова сила будет частично компенсировать вес, давление на почву будет уменьшаться и наступит момент, когда бингамовская жидкость перестанет течь, и тело остановится раньше, чем архимедова сила станет равна весу. Такое состояние, когда архимедова сила меньше веса, но дальше тело не погружается, называется состоянием недопогружения.

Если в жидкости возможны состояния недопогружения, то возможны и состояния перепогружения, в которых архимедова сила больше веса, но тело не всплывает. Погрузившись в результате каких-либо неосторожных действий, вы уже не всплывете обратно, а будете находиться в перепогруженном состоянии. Процесс «утопания» в трясине оказывается необратимым. [4]

2. Состояние перепогружения и его причины

Нам осталось совсем немного — разобрать, почему болотная трясина увлекает в перепогруженное состояние только живые объекты.

Причина первая:

Смещение центра тяжести приводит к увеличению давления на опору. «Если вы находитесь на уровне нормального погружения, то попытка просто поднять руку приведет к перепогружению.». [1]

Причина вторая: «Трясина имеет большую липкость и чтобы оторвать, например, руку от поверхности трясины, нужно приложить силу. При этом давление на опору возрастёт, и будет происходить перепогружение».[1]

Причина третья: «Трясина является вязкой средой и оказывает сопротивление движущимся в ней предметам. Если вы попытаетесь вытащить увязшую руку, то при ее движении вы должны будете преодолеть силы вязкости, и давление на опору возрастёт. Снова произойдет перепогружение».[1]

Причина четвертая: «Грязь имеет очень большую вязкость и силы, препятствующие перемещению одних слоев относительно других, для нее приличные. Поэтому грязь течет медленно и не успевает заполнять пространство под ногой, которую мы пытаемся вытащить. При вытаскивании ноги из грязи приходится преодолевать не только силы, обусловленные липкостью и вязкостью, но и силы, связанные с атмосферным давлением».[1]

«При резких движениях человека, попавшего в трясину, под перемещающимися в трясине частями тела будут возникать области пониженного давления, и атмосферное давление будет с большой силой давить на человека вниз, заталкивая его в перепогружённое состояние».[3]

«Совместное действие всех четырех причин приводит к следующему эффекту: изменение формы попавшего в трясину тела ведет его к перепогружению».[1]
III. Описание процесса исследования.

1.Исследовательская работа №1.

Цель работы – исследовать зависимость времени погружения движущихся тел в разные виды трясины.

Приборы и материалы: одноразовые контейнеры, земля с перегноем, макеты движущихся тел (стальной шарик, резинка, напальчник, трубка из-под капельницы), секундомер.

Порядок выполнения работы смотри в приложении 1. Здесь я привожу полученные данные и выводы.

Порядковый номер ёмкости

1

2

3

Консистенция трясины

Жидкая

Густая

Средняя

Время погружения стального шарика

3 с

1мин. 50 с

5 с

Время погружения напальчника

15 мин.

22 мин.

18 мин.

Вывод: проведя необходимые опыты, я узнала, что тела будут погружаться во всех консистенциях трясины. Утонуть в жидкой трясине можно быстрее всего.

2.Исследовательская работа № 2

Цель работы – выявить трясину, имеющую большую плотность.

Приборы и материалы: макеты трясин, измерительный цилиндр (мензурка), весы с разновесами, пузырёк, калькулятор.

Порядок выполнения работы смотри в приложении 2. Здесь я привожу полученные данные и выводы.

Консистенция трясины

Масса, г

Объём, см3

Плотность, г/см3

Жидкая

47

34

1.38

Густая

49

34

1.44

Средняя

48

34

1.41

Вывод: плотность вязкой жидкости прямо пропорционально её густоте.

На основе двух опытов я составила диаграмму зависимости времени погружения стального шарика и напальчника от плотности трясины.



Вывод: диаграмма наглядно иллюстрирует, что время погружения стального шарика в трясину жидкой и средней консистенций очень мало по сравнению со временем погружения напальчника. Это говорит о том, что тяжёлые тела при активном движении в трясине погружаются очень быстро. Сравнить полученные мною результаты с результатами исследования других людей я не смогла, так как в той информации, с которой работала я, таких данных не было.
IV. Практический выход исследования.

Результатами своего исследования и полученными знаниями о свойствах трясины я делилась с учениками 1в класса. В понятной для детей форме я рассказывала о коварной, «злой» трясине, которая забирает всё живое. Вместе мы разработали основные положения о том, как правильно вести себя на болоте, на основании которых я составила памятки о безопасном поведении на болоте. (Приложения 3 и 4)

Кроме этого мне захотелось провести опрос среди учащихся, что они знают о болотах и правилах поведения на них. Для этого я разработала небольшой тест (приложение 5). Само тестирование я ещё не проводила.
Заключение

Была проделана большая работа, в процессе которой я получила много новой, интересной, полезной информации о трясине, её свойствах, особенностях поведения в различных ситуациях с точки зрения физики, узнала о том, что тайны трясины разгадывали и изучали раннее другие учёные.

У меня получились макеты трясины и фигурок для опытов, я поделилась полученными знаниями с ребятами младших классов, составила памятку о правильном поведении человека на болоте, которая может быть прочитана и изучена каждым учеником, использована на уроках ОБЖ и факультативах. Мне удалось ответить на интересовавшие меня вопросы о трясине, но в процессе изучения этого интересного материала у меня возникли новые вопросы, на которые я пока не смогла ответить в связи с тем, что вязкие свойства жидкостей мы ещё не изучали. Я с большим интересом выполнила экспериментальные работы и продемонстрировала результат в виде диаграммы. Я выполнила поставленные задачи и достигла цели: моделирование поведения человека и животных на болоте, демонстрация полученных результатов ученикам младших классов.
Список литературы.

1. Болото / Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русский

2. Можно ли спастись, попав в трясину? / портал для студентов и школьников OTLICHNIKI.SU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.otlichniki.su/tryasina.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русский

3. Почему трясина засасывает? / Генон - удобный поиск ответов на вопросы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=1826983c-f81e-4a49-9574-bf948d7025fc, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русский

4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.. Наука, 1985, 160с.

Приложения

Приложение 1

Порядок выполнения исследовательской работы № 1.

За основу берём 3 одинаковых контейнера. Насыпаем землю с перегноем.

Добиваемся консистенции трясины. В контейнер № 1 делаем очень жидкую трясину, в контейнере № 2 густую, а в контейнере № 3 Среднюю.



Создаём макеты движущихся тел для проведения опытов: чтобы заставить шарики двигаться, я прикрепила к нему резинку, а напальчник «дышать» я заставила при помощи шприца и трубки из-под капельницы.



Проводим опыт с шариком, в процессе которого узнаем, за какое время в каждую из консистенций погрузится шарик – «движущийся человек» и опыт с напальчником, в процессе которого узнаем, за какое время погружается «дышащий человек» - напальчник.



Для того, чтобы провести опыт с шариком, я укладываю шарик на поверхность трясины и, удерживая резинку в средней части, дёргаю вверх вниз – движущееся подобие человека, находящегося в трясине.

Для того, чтобы провести опыт с напальчником, я укладываю напальчник на поверхность трясины и, меняя положение поршня шприца, уменьшаю и увеличиваю порцию воздуха, находящегося в напальчнике – дышащее подобие человека или животного.

Приложение 2

Порядок выполнения исследовательской работы № 2.



1.Определяю массу пузырька

2.Пузырёк заполняю трясиной и определяю массу пузырька с трясиной

3. Определяю массу трясины

4. Наливаю в пустой пузырёк воду

5. Измеряю объём налитой воды с помощью мензурки, такой же объём будет иметь и трясина, помещённая в тот же пузырёк.

6. Рассчитаю по формуле плотность каждой консистенции трясины ρ = m/V.

Приложение 3

Отчёт о демонстрации опытов учащимся первого класса.

Одной из запоминающейся частью моего исследования было общение с учениками 1 класса, при котором я рассказывала о свойствах трясины, её особенностях, интересные случаи, происходящие на болотах. Когда я делилась полученными знаниями о свойствах трясины с учениками 1в класса, мы вместе познавали что-то новое о ней, а также узнали интересные факты о трясине, её роль в мифологии и ещё много интересного.

В понятной для детей форме я рассказывала им о коварной, «злой» трясине, которая забирает всё живое. Я показывала ребятам опыты, которые подтверждали мои слова о том, что нужно избегать болот, когда они гуляют по лесу. Я рассказала ребятам о том, по каким признакам можно распознать трясину.



Вместе мы пробовали ответить на вопросы: «Что же всё-таки делать, если мы встретились «лицом к лицу» с трясиной? Почему быстрее мы попадёмся в ловушку жидкой трясины, и нам будет сложнее из неё выбраться? И как правильно вести себя на болоте». Мы выявили перечень основных вещей, которые необходимо иметь, когда мы собираемся в лес, рассмотрели поведение людей при попадании в трясину. После нашего общения, я предложила подытожить нашу беседу основными правилами поведения человека в лесу, где есть болота.

После того, как мы подытожили нашу беседу, ребята могли самостоятельно попробовать проделать опыты.

Приложение 4

Разработка памяток о безопасном поведении на болоте.

1. Создание памятки по безопасному поведению на болоте для учащихся.

Для создания памятки мне потребовалось: цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, трафарет, ножницы.



Памятка о правильном поведении на болоте для учащихся.

  1. Ребята, ходите в лес только с взрослыми.

  2. Смотрите под ноги.

  3. Близко к болоту не подходите.

  4. Будьте осторожны при обнаружении зелёного мха с выступающей из-под него водой.

  5. С помощью шеста (палки) ощупывайте почву.

  6. Если увидите что-то непонятное, ранее не известное вам, то сообщите взрослым.

  7. Если вы увидели утопающего на болоте – сообщите об этом взрослым.

  8. Если вы увидели утопающего в болоте, а рядом никого нет – протяните шест или палку самостоятельно, но сами близко не подходите.

  9. При попадании в болото не паникуйте.

  10. Старайтесь дышать ровно, правильно.

  11. Не делайте резких движений.

  12. Не разговаривайте, если рядом никого нет.

  13. Освободите руки от посторонних предметов.

  14. Глазами поищите корень от дерева и ухватитесь за него.

  15. Держась за корень дерева, ползком попытайтесь выбраться из болота.

  16. Если вы самостоятельно не смогли выбраться – постарайтесь лечь на спину и вытянуть руки с ногами.

  17. Если кто-то идёт – спокойно, ровно дыша, позовите на помощь.

  18. Если рядом никого не оказалось – в лежачем положении ждите помощи.


2. Создание памятки для собирателей клюквы на болотах

Для создания памятки мне потребовалось: плотный белый картон А4, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши.

1.Печатаем на цветной бумаги содержимое памятки

2.Смазываем картон клеем и накладываем цветную бумагу

3.Расскрашиваем получившуюся памятку

4.Устраняем дефекты с помощью ножниц


Памятка для собирателей клюквы на болоте.

  1. Смотрите под ноги.

  2. С помощью шеста (палки) ощупывайте местность.

  3. Для сбора клюквы надевайте резиновые сапоги на несколько размеров больше или используйте болотоходы.

  4. Собирайте клюкву по краям болота, не заступая в него.

  5. При увязании в трясине – не паникуйте.

  6. Не делайте резких движений.

  7. Дышите ровно.

  8. Не разговаривайте, если рядом никого нет.

  9. Освободите руки от посторонних предметов.

  10. Глазами отыщите корень от дерева и ухватитесь за него в лежачем положении.

  11. Ползком попытайтесь выбраться из болота.

  12. Если вам не удалось самостоятельно выбраться – лягте на спину, вытянув руки и ноги.

  13. При обнаружении людей спокойно позовите на помощь.

  14. Если поблизости никого не оказалось, то в лежачем положении ожидайте спасения.



Приложение 5

Тест для учащихся

Цель проведения опроса: определить, знают ли ученики 8 – 11 классов, что такое болото и как себя вести на болоте.

Болото пройти можно:

1) если его покрывают густые травы вперемежку с осокой.

2) если на болоте видна поросль сосны.

3) если болото покрыто сплошной порослью мха и толстым слоем (до 30 см) очесов — старого, разложившегося мха.

Болото пройти трудно:

1) если на нем среди мха попадаются частые лужицы застойной воды;

2) если на болоте растет пушица — трава, на которой после цветения остаются, подобно одуванчикам, головки пуха;

3) если болото поросло кустарником, ивой, ольхой, елью или березой.

Болото пройти невозможно:

1) если оно покрыто камышом.

2) если по болоту плавает травяной покров.

Знаете ли вы, что необходимо делать при попадании в болото?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Необходимо ли при попадании в болото громко кричать «помогите», если рядом никого не видно?

  1. Да

  2. Нет




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconИнтерактивные методы преподавания
Насколько он нов? И если был известен ранее, как видоизменился и обновился сегодня, в эпоху вхождения педагогики в современную информационную...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самостоятельно изучить параграф №12, устно ответить на вопросы №1,2 и письменно ответить на вопросы №3,5,6
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отвечают на заданные заранее теоретические вопросы по теме урока известные из курса 7 и 6 классов
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconКонспект по каждому. Отвечать на вопросы. Решите задачи (смотри ниже)
«В» класс п. 31, п. 32, ответить на вопросы стр. 169-170 (устно), лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» на стр. 170 проделать...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительно, это самые важные вопросы жизни. В этой книге я пошёл необычным путём – я пригласил ответить на эти вечные вопросы...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить учащихся с новым учебником, формировать навыки словесного творчества Тренировать в чтении произведений, умении ставить...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями»
На уроке, разработанном мною, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconЭлективный курс по химии 10-11 класс для профильного обучения. «Введение...
«В» класс п. 31, п. 32, ответить на вопросы стр. 169-170 (устно), лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» на стр. 170 проделать...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответить на вопросы ст. 102 (устно). В печатной тетради выполнить задания к теме «Скелет»
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – подготовка к контрольной работе по теме «Фонетика», ответить на контрольные вопросы
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconКонспект Электромагнитное поле. §52, письменно ответить на вопросы
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconИстория: параграфы 11,12, ответить на вопросы письменно после параграфа 12(вопросы к документам)
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования республики бурятия
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconКонспект урока по теме: «Устройство пк» фио (полностью) Сыскова Евгения Валерьевна Место работы
Учитель задает вопросы и подводит учащихся к объявлению темы урока, и совместно ставят цели урока
Исследование по этой теме, и совместно ответить на заданные мною вопросы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель написания этой книги — ознакомить членов нашей церкви с ее историей с самого начала, а также ответить на вопросы, часто задаваемые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск