Методическое пособие
к уроку производственного обучения Тема программы: Т- 10.
«Устройство и ремонт механического оборудования кранов металлургического производства»
Тема урока: Т- 10.11
«Ознакомление с неисправностями в работе редукторов. Обучение их ремонту и замене»
Выполнила: мастер п/о Ж.А. Зиновьева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Ознакомление с неисправностями редуктора» является 11-м уроком в теме № 10 «Устройство и ремонт механического оборудования кранов металлургического производства».
На тему отводится 6 часов.
Грузоподъемные краны занимают ведущее место в технологическом процессе металлургического производства. Выход из строя какого-либо крана нарушает нормальную работу технологического оборудования, а иногда влечет за собой остановку работы целого цеха. Неисправности в работе редуктора влекут за собой остановку крана. Поэтому очень важно вовремя выявлять и устранять неисправности редукторов.
Поэтому изучение данной темы является необходимым для будущих машинистов кранов. В учебной литературе очень мало информации о ремонте редукторов, поэтому я решила написать это методическое пособие.
При изучении этой темы я предлагаю помимо обычных методов обучения, воспользоваться инновационными, т.е. применить мультимедийное оснащение урока. Ввиду того, что современная молодежь интересуется различными IP-технологиями, я думаю, что их заинтересует урок производственного обучения с применением этого новшества.
По итогам изучения этой темы учащийся должен знать:
- расположение редукторов на кране
- назначение, виды, устройство редукторов
- причины неисправностей в работе редукторов
- охрану труда при выявлении неисправностей в работе редукторов, а также при ремонте редукторов
По итогам изучения этой темы учащийся должен уметь:
- выявлять неисправности в работе редукторов
- принимать необходимые меры по устранению неисправностей в работе редукторов
- соблюдать правила охраны труда при выявлении неисправностей в работе редукторов, а также при ремонте редукторов.
Утверждаю
Ст. мастер ПЛ. № 10
____________А.В. Кузнецов План
урока производственного обучения
группы 08-1 «Машинист машин металлургического производства»
на « 20 » ноября 2009 г. Тема программы: Т- 10. Устройство и ремонт механического оборудования кранов металлургического производства.
Тема урока: Т- 10.11 Ознакомление с неисправностями редуктора типа РМ-500.
Цели урока:
Образовательная – систематизировать знания о редукторах; сформировать знания и умения по выявлению неисправностей редуктора и их устранению;
Воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание учащихся; продолжить формирование осознанной потребности в труде; прививать чувство гордости за свою профессию; внимательность в соблюдении правил т/б; привить бережное отношение к инструменту и оборудованию;
Развивающая – развить у учащихся память; умение сравнивать, анализировать; способность логически мыслить; формулировать ответы;
Методическая – формирование практических умений и навыков;
Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций;
Вид урока: урок – инструктирование; самостоятельная работа учащихся;
Материально – техническое оснащение урока:
Оборудование: редуктор, его детали;
Инструменты и материалы:
- слесарные инструменты;
- специальные приспособления;
3. Наглядные пособия: плакаты, инструкционные карты;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические;
Методические приемы:
Беседа;
Демонстрация наглядных пособий;
Показ трудовых приёмов;
Самостоятельная работа;
Используемая литература:
А.Г. Камышев «Ремонт кранов металлургических заводов»;
А.А. Богорад «Грузоподъемные и транспортные машины»;
ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
Место проведения: ОАО «НЛМК», КЦ-2
Время на тему: 6 часов.
Организация и ход урока:
I. Организационная часть: 9.00-9.05
Проверка явки учащихся на занятие.
Проверка внешнего вида и готовности к уроку.
II. Вводный инструктаж: 9.05-9.45
1. Сообщить тему и цели урока (9.05-9.06).
2. Мотивация к изучению темы (9.06-9.07).
3. Актуализация опорных знаний (9.07-9.14):
1) Карточки-задания;
2) Фронтальная беседа:
- охрана труда при ремонте и замене блоков и полиспастов;
- каково назначение блоков и перечислить элементы блоков?
- расскажите о подвижных и неподвижных блоках?
- в каких случаях бракуют блоки?
- расскажите о назначении и видах полиспастов?
- выявление неисправностей блоков и полиспастов;
- перечислить случаи, в которых происходит замена блоков?
- в каких случаях бракуют грузовые канаты?
3) Повторение пройденного материала на уроке спецтехнологии:
Что такое редуктор?
Где на кране располагаются редукторы?
Виды редукторов.
Устройство редуктора.
Назначение и виды деталей редуктора.
4. Объяснение нового материала (9.14-9.34):
1) охрана труда при выявлении неисправностей редуктора;
2) назначение смазки редуктора;
3) выявление неисправностей редуктора и их устранение;
4) неисправности в корпусе, крышке, плоскости разъема;
5) неисправности подшипников;
6) неисправности валов;
7) неисправности зубчатых колес;
5. Закрепление нового материала (9.34-9.44):
Карточки-задания;
Фронтальная беседа:
1) охрана труда при выявлении неисправностей редуктора;
2) какой уровень масла должен быть в редукторе?
3) какими способами можно выявить неисправности в редукторе?
4) способы устранения неисправностей в корпусе, крышке, плоскости разъема?
5) способы устранения неисправностей подшипников?
6) способы устранения неисправностей валов?
7) способы устранения неисправностей зубчатых колес?
6. Выдача задания на урок (9.44-9.45). III. Текущий инструктаж: 9.45-14.45
Упражнения;
Самостоятельная работа учащихся с помощью памятки: выявление неисправностей в редукторе, их устранение;
Обход рабочих мест учащихся с целью:
- проверить организацию рабочих мест и правильность выполнения ремонта и замены деталей редукторов;
- проверить соблюдение правил охраны труда;
- контроль качества выполнения задания;
- приём и проверка работ.
IV. Заключительный инструктаж: 14.45-15.00
Сообщить о достижении целей урока;
Анализ и самоанализ выполнения учебно-производственных работ каждого учащегося;
Сообщить оценки за урок:
- отметить учащихся, которые добились хорошего и отличного качества выполнения работы;
- разобрать наиболее характерные ошибки в работе учащихся;
4. Домашнее задание:
А.Г. Камышев «Ремонт кранов металлургических заводов», стр.235-240;
ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, стр.252-253;
Мастер п/о: ____________ Зиновьева Ж.А.
Конспект
урока производственного обучения Тема программы: Т- 10. Устройство и ремонт механического оборудования кранов металлургического производства.
Тема урока: Т- 10.11 Ознакомление с неисправностями редуктора типа РМ-500.
Организация и ход урока:
I. Организационная часть: 9.00-9.05
Дежурный нам сообщит о явке учащихся.
Внешний вид соответствует требованиям правил охраны труда, т.е. все пуговицы на куртках застёгнуты, головные уборы присутствуют.
II. Вводный инструктаж: 9.05-9.45
Тема нашего сегодняшнего урока № 10-11 «Ознакомление с неисправностями редуктора типа РМ-500»
Цель урока – систематизировать ваши знания о редукторах; сформировать у вас знания и умения по выявлению неисправностей редуктора и их устранению;
2. Мотивация к изучению темы (9.06-9.07).
Грузоподъемные краны занимают ведущее место в технологическом процессе металлургического производства. Выход из строя какого-либо крана нарушает нормальную работу технологического оборудования, а иногда влечет за собой остановку работы целого цеха. Неисправности в работе редуктора влекут за собой остановку крана. Поэтому очень важно вовремя выявлять и устранять неисправности редукторов.
3. Актуализация опорных знаний (9.07-9.14):
А сейчас мы с вами повторим пройденный на прошлом уроке материал:
Два человека получат карточки-задания (№1, №2) (дежурный раздаст, пожалуйста), а с остальными мы повторим устно:
- охрана труда при ремонте и замене блоков и полиспастов;
1) Спецодежда должна быть в надлежащем виде, т.е. застегнуты все пуговицы, не свисают оборванные клочки.
2) На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
3) Инструмент должен находиться в порядке и чистоте.
4) Во время работы следить за тем, чтобы ремонтируемые детали были надежно закреплены и не падали.
- каково назначение блоков и перечислить элементы блоков?
Блоки служат для предания канату нужного направления и образования полиспаста.
Блок – это колесо, в ободе которого имеется ручей для каната.
Элементы блока:
- реборды
- ручей
- обод
- диск сплошной или со спицами (при диаметре свыше 300 мм)
- ступица
- расскажите о подвижных и неподвижных блоках?
Блоки, ось которых перемещается в пространстве, называются подвижными. Эти блоки установлены в блочно-крюковой подвеске.
Блоки, ось которых не перемещается в пространстве, называются неподвижными (верхние). Ось неподвижных блоков крепится к раме тележки сверху, что облегчает их обслуживание.
- в каких случаях бракуют блоки?
Блоки бракуют:
- при наличии отколотых реборд и трещин
- при износе ручья блока свыше 40% первоначального радиуса ручья
- расскажите о назначении и видах полиспастов?
Система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом, называется полиспастом.
Различают полиспасты простые и сдвоенные. На кранах применяют только сдвоенные полиспасты. Применяя их, выигрывают в усилии, но проигрывают в скорости.
- выявление неисправностей блоков и полиспастов;
В процессе работы блоки повреждаются. Чаще всего наблюдается износ ручьев и выкрошивание реборд, происходящее обычно из-за несоответствия диаметра каната диаметру ручья. Блоки и полиспасты не реже одного раза в год подвергают полной ревизии с разборкой всего узла, тщательным осмотром, заменой изношенных деталей и устранением обнаруженных дефектов.
- перечислить случаи, в которых происходит замена блоков?
- износ поверхности ручья более чем на 40% первоначального радиуса ручья
- обнаружение трещин на цилиндрической поверхности или ступице блока
- уменьшение первоначальной толщины стенки ручья блока более чем на 10%
- частичного излома реборды
- смяты края блока, сужен ручей блока при ударе грузом о блок
- при износе осей более 5%, оси подлежат замене
- блок не вращается при работе – необходимо смазать блок
Наплавку и заварку блоков не применяют.
- в каких случаях бракуют грузовые канаты?
Канаты бракуют:
по внешним признакам:
- разрыв прядей;
- раздавливание прядей, заломы, перегибы и т.п.;
- повреждений в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
по износу и коррозии:
- уменьшение диаметра каната вследствие износа более 7%;
- уменьшение диаметра наружных проволок более 40%;
по числу оборванных наружных проволок:
- на участке каната длиной 6 диаметров оборвано 6 и более проволок;
- на участке каната длиной 30 диаметров оборвано 12 и более проволок;
(Собрать карточки-задания)
Повторение пройденного материала на уроках спецтехнологии:
А сейчас мы с вами вспомним пройденный материал на уроках спецтехнологии, один человек отвечает, а все остальные внимательно слушают и дополняют другого, итак Редуктор – это одна или несколько зубчатых передач, заключенных в корпус с масляной ванной.
Где на кране располагаются редукторы?
Редукторы находятся во всех механизмах крана (подъема, передвижения моста и тележки). Редукторы бывают:
по типу передач:
- цилиндрические
- конические
- червячные
2) по числу передач:
- одно-
- двух-
- трехступенчатые
3) по расположению валов:
- вертикальные
- горизонтальные РМ-500
Редуктор цилиндрический, горизонтальный, двухступенчатый, 500 мм расстояние от оси входного вала до оси выходного вала. Редуктор имеет корпус и крышку, которые плотно соединены между собой. В крышке смотровое окно для заливки масла (ТМ-8). В корпусе отверстие для масломерной иглы (щуп) и ниже сливное отверстие. В корпусе смонтированы две передачи. Ведущие шестерни этих передач нарезаны на входном и промежуточном валах (валы-шестерни). Ведомые зубчатые колеса насажены и закреплены шпонками на промежуточном и выходном валах. Все валы установлены на подшипниках качения, размещенных в расточках корпуса и крышки.
Назначение и виды деталей редуктора.
Подшипники – для опоры валов и осей и способствуют уменьшению трения.
Вал – для поддержания закрепленных на нем деталей и передачи вращения.
Редуктор – для передачи вращения, уменьшения числа оборотов, увеличения передаваемой мощности.
4. Объяснение нового материала (9.14-9.34):
Ежесменно, при приемке и сдаче смены крановщики проверяют наличие и качество смазки в редукторах, а также, не перегрет ли редуктор. При периодических осмотрах (1 раз в 10 дней) ИТР, ответственное за содержание ГПК в исправном состоянии, производит осмотр редукторов, если выявляются неисправности, которые не могут быть немедленно устранены, то делается соответствующая запись в журнал, при значительных дефектах кран к работе не допускается до устранения неисправностей.
1) охрана труда при выявлении неисправностей редуктора;
1) Спецодежда должна быть в надлежащем виде, т.е. застегнуты все пуговицы, не свисают оборванные клочки.
2) На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
3) Инструмент должен находиться в порядке и чистоте.
4) Во время работы следить за тем, чтобы ремонтируемые детали были надежно закреплены и не падали.
5) При работе с маслом быть очень аккуратным, не проливать его.
2) назначение смазки редуктора;
Одной из основных причин неисправностей редукторов является недостаточная или неправильная смазка. А также наличие в масле большого количества механических примесей и применение масла недостаточной вязкости. Смазывание редуктора – один из основных способов борьбы с повышенным износом деталей редуктора.
Масло в редуктор необходимо заливать до нужного уровня, т.е. проверяем щуп (отметка должна быть между максимальным и минимальным уровнем), а также сорт масла должен соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации. Масло в редукторе должно быть чистым и своевременно замененным.
3) выявление неисправностей редуктора и их устранение;
Выявление неисправностей редуктора производится следующими способами:
- наружный осмотр, производится визуально, с целью выявления обломов и трещин
- измерение линейных размеров, которые определяют с помощью универсальных инструментов (штангенциркуль, штангензубомер и т.д.)
4) неисправности в корпусе, крышке, плоскости разъема;
В корпусе и крышке, как правило, появляются трещины, помимо ударных нагрузок, они могут быть вызваны снижением прочности материала при длительной эксплуатации редукторов (усталостные трещины). Редуктор осматривают визуально, нет ли подтеков. В этих случаях корпус и крышку не ремонтируют, они подлежат замене. При осмотре плоскости разъема выявляем нарушение плоскостности. Нарушение плоскостности ведет к нарушению герметичности между корпусом и крышкой редуктора. Устраняется это шабрением плоскостей разъема.
5) неисправности подшипников;
На современных кранах применяют подшипники качения (шариковые, роликовые). Нормальная долговечная работа подшипников возможна только при правильной его установке и своевременной смазке.
Подшипники качения заменяют в случае:
- появления выработки в виде бороздок
- появления трещин на рабочих поверхностях внутреннего или наружного кольца
- неукомплектованности телами качения
- не допускаются к работе подшипники, покрытые ржавчиной.
6) неисправности валов;
При эксплуатации валов наблюдаются такие дефекты, как скручивание и изгиб, наличие трещин, поломки, износ диаметра вала. Эксплуатация валов с прогибами, превышающими значениями, скручиваниями, трещинами, а также при износе, уменьшающем диаметр вала на 5% - запрещается.
7) неисправности зубчатых колес;
В процессе работы в зубчатых передачах обнаруживаются различные дефекты. Чаще всего ими оказываются износ и поломка зубьев, реже трещины в ободе зубчатого колеса и ступице.
Зубчатые колеса подлежат замене при наличии сломанных и выкрошенных зубьев, а также при износе зубьев, превышающем установленные нормы:
- передачи редукторов механизмов передвижения – 20% толщины зуба
- передачи редукторов механизмов подъема – 15% толщины зуба
- передачи редукторов механизмов подъема литейных кранов – 10% толщины зуба
5. Закрепление нового материала (9.34-9.44):
Два человека получат карточки-задания (№5, №6)
1) охрана труда при выявлении неисправностей редуктора;
1) Спецодежда должна быть в надлежащем виде, т.е. застегнуты все пуговицы, не свисают оборванные клочки.
2) На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
3) Инструмент должен находиться в порядке и чистоте.
4) Во время работы следить за тем, чтобы ремонтируемые детали были надежно закреплены и не падали.
5) При работе с маслом быть очень аккуратным, не проливать его.
2) какой уровень масла должен быть в редукторе;
Масло в редуктор необходимо заливать до нужного уровня, т.е. проверяем щуп (отметка должна быть между максимальным и минимальным уровнем), а также сорт масла должен соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации. Масло в редукторе должно быть чистым и своевременно замененным.
3) какими способами можно выявить неисправности в редукторе;
Выявление неисправностей редуктора производится следующими способами:
- наружный осмотр, производится визуально, с целью выявления обломов и трещин
- измерение линейных размеров, которые определяют с помощью универсальных инструментов (штангенциркуль, штангензубомер и т.д.)
4) способы устранения неисправностей в корпусе, крышке, плоскости разъема;
В корпусе и крышке, как правило, появляются трещины, помимо ударных нагрузок, они могут быть вызваны снижением прочности материала при длительной эксплуатации редукторов (усталостные трещины). Редуктор осматривают визуально, нет ли подтеков. В этих случаях корпус и крышку не ремонтируют, они подлежат замене. При осмотре плоскости разъема выявляем нарушение плоскостности. Нарушение плоскостности ведет к нарушению герметичности между корпусом и крышкой редуктора. Устраняется это притиркой плоскостей разъема.
5) способы устранения неисправностей подшипников;
На современных кранах применяют подшипники качения (шариковые, роликовые). Нормальная долговечная работа подшипников возможна только при правильной его установке и своевременной смазке.
Подшипники качения заменяют в случае:
- появления выработки в виде бороздок
- появления трещин на рабочих поверхностях внутреннего или наружного кольца
- неукомплектованности телами качения
- не допускаются к работе подшипники, покрытые ржавчиной.
6) способы устранения неисправностей валов;
При эксплуатации валов наблюдаются такие дефекты, как скручивание и изгиб, наличие трещин, поломки, износ диаметра вала. Эксплуатация валов с прогибами, превышающими значениями, скручиваниями, трещинами, а также при износе, уменьшающем диаметр вала на 5% - запрещается.
7) способы устранения неисправности зубчатых колес;
В процессе работы в зубчатых передачах обнаруживаются различные дефекты. Чаще всего ими оказываются износ и поломка зубьев, реже трещины в ободе зубчатого колеса и ступице.
Зубчатые колеса подлежат замене при наличии сломанных и выкрошенных зубьев, а также при износе зубьев, превышающем установленные нормы:
- передачи редукторов механизмов передвижения – 20% толщины зуба
- передачи редукторов механизмов подъема – 15% толщины зуба
- передачи редукторов механизмов подъема литейных кранов – 10% толщины зуба
6. Выдача задания на урок (9.44-9.45).
Выдача памяток по ремонту редукторов для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала.
Каждый учащийся уходит на закрепленный за ним кран, получив следующее задание:
Вместе с наставником выяснить и записать в дневник, какие редукторы установлены на вашем кране, сделать описание назначения деталей одного из них.
Осмотреть и выявить неисправности редукторов крана с применением памяток.
Выяснить у наставника, какие неисправности редукторов встречаются чаще всего, и их причины.
Выполнить тестовое задание.
Приложение к уроку |