Проблема природы сознания





Скачать 35.93 Kb.
НазваниеПроблема природы сознания
Дата публикации01.08.2013
Размер35.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
УДК 159.95

ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ СОЗНАНИЯ.

Бровкина А.Р.

Научный руководитель Устюгов В.А. к.ф.н., доцент

Сибирский федеральный университет
Со времен Фалеса философы размышляют над загадкой человеческого Я, над загадкой сознания. В процессе взаимодействия с различными вещами, человек испытывает не только ощущения, но и воспринимает формы и положение тех тел, с которыми взаимодействовал. Как это возможно? Факт сознания невозможно объяснить случайным телесным контактом. В данном случае философы, как правило, говорят о «душе», точнее о «духе» (Декарт) управляющим поведением тела. В настоящее время проблема сознания решается с научных позиций. Нейрофизиологи утверждают, что они близки к разгадке того «фокуса», именуемого традиционно сознанием, который проделывает мозг. Поэтому представляется необходимым проанализировать, в какой степени данный подход адекватен целостному пониманию феномена сознания и познавательных способностей индивида.

Сознание, по мнению нейрофизиологов, присуще самой нейромозговой системе; отсюда можно заключить, что оно фактически независимо от внешнего мира. Мозг как будто производит образы сам по себе. В рамках нейрофизиологического подхода существует разница в понимании процесса формирования сознания. Одна когорта ученых считает, что сознание возникает в неких конвенциональных зонах мозга, другая — что оно есть своего рода побочный продукт одновременного движения, вибраций нейронов в различных мозговых сегментах. В последнем случае сознание генерируется в силу сцепления различных участков мозга, в коих и происходит движение нейронов. Поэтому некоторые ученые, действующие в рамках указанного подхода, часто уподобляют сознание игре симфонического оркестра [2].

Доктор Рудольфо Линас из Медицинской школы Нью-Йоркского университета пошел еще дальше, сделав предположение о координации электрических сигналов, вызывающих к жизни сознание. Мозгу, по мнению американского ученого, отводится роль воспроизводителя мимолетных образов: «Свет, очевидно, не существует вне наших мозгов, так же как и звук. Разве существует звук, когда дерево падает в лесу и никто его не слышит? Нет. Звук есть отношение между внешней вибрацией и мозгом. Если нет мозга, тогда не может быть и звука» [2]. Здесь ставится под сомнение не только возможность объективного познания действительности, но и действительность как таковая. В приведенном выше утверждении явно прослеживаются отголоски традиции субъективного идеализма, связанной главным образом с именем Джорджа Беркли, ее основателя. Ощущения здесь признаются единственной основой познавательного процесса: вне ощущений ничего не существует.

Нейрофизиологическому подходу близок и так называемый физикалисткий подход. Их созвучность выражается в представлении физикалистов о том, что мышление человека осуществляется фотонами мозга. Однако Р. Линас не согласен с физикалистами в том, что все ментальное базируется на нейронных процессах.

В корне противоположную позицию по отношению к нейрофизиологам и физикалистам занимает Рита Картер, автор научно-популярных книг, посвященных проблеме сознания и мозга. Она убеждена, что наука не в состоянии выйти за ограничения объективного физического мира, существование которого вызывает у нее глубокие сомнения. Относительно проблемы сознания Р. Картер предлагает следующее решение: «Чтобы преодолеть конкретные ограничения материализма, ученым необходимо было бы отказаться от объективности и поместить себя внутри схемы вещей, признавая себя создателями, а также обозревателями Вселенной. С этой субъективной перспективой сложная проблема сознания могла бы быть легко решена» [1].

Как можно заметить, современные исследователи сознания зачастую уходят от самой проблемы, выстраивая умозрительные гипотезы и не предлагая конкретного решения проблемы. Более того, нейрофизиологи фокусируют свое внимание именно на связи нейронов и структуры мозга с собственно мыслительными процессами и сознанием. Природа сознания, его зарождение и возникновение исследуются либо незначительно, либо упускаются в принципе. Получается, что нейрофизиологи, по существу, определяют не сознание, а механизмы нейронной работы в человеческой голове. Мозгу присуще нейронное движение; однако не берется в расчет, чей это мозг: человека, животного? Задача и заключается в том, чтобы выявить коренное отличие человека от животного, ведь сознание присуще исключительно виду Homo sapiens. Выявив общие причины формирования сознания, можно говорить уже о процессе возникновения сознания у каждого отдельно взятого индивида; и наоборот, на основе частного, но закономерного становления сознания у конкретного индивида можно добраться до причин появления сознания вообще. Ведь если исходить из того, что изначально сознание человеку не дано, а существуют только предпосылки его возникновения, то в процессе развития, особенно на начальных его этапах, человек проходит весь путь, который был пройден предшествовавшими ему поколениями человека разумного. Вопрос о возникновении сознания должен быть принципиально обращен на поиски имевшего место качественного скачка, посредством которого Hominidae и получил возможность развиться далее в Homo sapiens. Необходимо исследовать мозг в процессе предметно-практического преобразования мира, которое человек осуществляет совместно с другими людьми. И только в этом случае у нас получится если не решить поставленный вопрос, то по крайней мере приподнять завесу тайны над, казалось бы, вечной проблемой природы сознания.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Carter, Rita. Consciousness. UK: Weidenfeld& Nicolson, 2002.

2. Сrick, Frances. The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul. TouchstoneBooks, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема природы сознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проблема природы, жизни – это проблема первичной организации материи в живых объектах»
Проблема природы сознания iconПрограмма эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных...
Жности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования...
Проблема природы сознания iconМодели смысла и сознания в искусственном интеллекте
На их основе синтезированы искусственные интеллектуальные среды, позволяющие количественно оценить взаимодействие между разнообразными...
Проблема природы сознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Проблема природы сознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. – 1991.№2
Проблема природы сознания iconПроблема: изучение природы землетрясений. Актуальность
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Проблема природы сознания iconП л а н
«Философские концепции сознания и духовной реальности» (4 часа). Семинар №1: «Понятие и сущность сознания» (2 часа)
Проблема природы сознания iconНовосибирский филиал
Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,...
Проблема природы сознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
Проблема природы сознания iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
Проблема природы сознания iconПрограмма курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология»
Охватывает содержание сознания и его воздействие на реальность, то семиосфера – это система знаковых опор сознания, т е носителей...
Проблема природы сознания iconМинистерство Образования Республики Башкортостан реферат " Глобальная энергетическая проблема"
...
Проблема природы сознания iconНравственное воспитание младших школьников средствами исследовательских проектов
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,...
Проблема природы сознания iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Проблема природы сознания iconСодержание Введение Специфика философского подхода к проблеме сознания...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Проблема природы сознания iconРоссийская академия наук Институт психологии психология человека...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск