Скачать 91.31 Kb.
|
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» «Катаклизмы, сотрясающие планету» Научно-практическая работа Секция: Геология Выполнил: ученик 4 кл. Бахарев Александр Руководитель: Учитель Яканина Наталья Николаевна Калачинск 2013 Содержание Введение 2 Основная часть 3 1.Основа анализа научной литературы 3 2.Опытно-эксперементальная часть 8 Вывод 9 Заключение 10 Список, используемой литературы 10 Приложение 11 ВведениеПроблема: изучение природы землетрясений. Актуальность: Под угрозой землетрясений находятся обширные территории, многие густонаселенные области и даже целые страны. Наибольшая опасность землетрясений заключается в их неожиданности и неотвратимости. Однако научные достижения последних лет открывают реальные возможности не только предсказывать землетрясения, но и влиять на их ход. Объект: землетрясения. Цель: изучение природы землетрясений и создание, на основе изученного материала книги «Катаклизмы, сотрясающие планету». Задачи: 1. Ознакомиться с научной литературой. 2.Сбор информации для книги. 3. Рассказать одноклассникам об этих природных явлениях. 4. Выступить со своей работой на итоговом заседании НОУ. Гипотеза: может ли быть землетрясение на территории Омской области? Основная часть1.Основа анализа научной литературыЗемлетрясения — подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами), или (иногда) искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях. Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. Большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами). Землетрясения наиболее известны по тем опустошениям, которые они способны произвести. Разрушения зданий и сооружений вызываются колебаниями почвы или гигантскими приливными волнами (цунами), возникающими при сейсмических смещениях на морском дне. Международная сеть наблюдений за землетрясениями регистрирует даже самые удалённые и незначительные из них. Причиной землетрясения является быстрое смещение участка земной коры как целого в момент упругой деформации напряжённых пород в очаге землетрясения. Большинство очагов землетрясений возникает близ поверхности Земли. Слово “землетрясение” - русское, и смысл его ясен: землетрясение – это трясение земли. А точнее, землетрясение – это колебание земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии. По-гречески землетрясение – seismos, следовательно, сейсмические явления – это те, что связаны с землетрясениями, а именно сейсмические волны, сейсмические приборы (сейсмографы), записи сейсмических колебаний (сейсмограммы), сейсмические станции и т.д. Землетрясения – важная составная часть окружающей нас среды, и ни один район земного шара нельзя считать полностью от них избавленным. Сейсмологи работают во всех развитых, а также во многих развивающихся странах. Они интересуются, почему и как происходят землетрясения. Изучая волны, проходящие через Землю при землетрясениях, ученые воссоздают существенные детали ее внутреннего строения. Разработанные для такого изучения методы оказались полезными также при поисках нефти и других полезных ископаемых. В странах, где землетрясения происходят часто, возникают важные социальные и экономические проблемы, специальные задачи должны решать архитекторы и инженеры. Таким образом, сейсмология служит как практической деятельности человека, так и познанию фундаментальных законов природы. Сейсмология – это часть более широкой науки - геофизики, возникшей как пересечение и связующее звено двух более старых наук – геологии и физики. Геология в широком смысле слова занимается всесторонним изучением Земли, однако в настоящее время ее предметом, как правило, считают преимущественно описательное изучение происхождения и свойств горных пород и содержащихся в них ископаемых, а также преобразований земной поверхности под воздействием высоких температур, давления, электричества и других сил. В сферу действия геофизики попадают, таким образом, разделы геологии, связанные с физическими измерениями и расчетами, и разделы физики, рассматривающие Землю и ее атмосферу. Землетрясение - это внезапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах. Оно проявляется в подземных толчках и колебаниях земной поверхности. Немногие из грозных явлений природы могут сравниваться по разрушительной силе и опасности с землетрясениями. Их летопись насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов. Каждый человек, живущий на Земле, привык считать земную твердь чем-то прочным и надежным. Когда же она начинает сотрясаться, взрываться, оседать, ускользать из-под ног, человека охватывает ужас. Глагол "трястись" абсолютно точно описывает происходящее с земной поверхностью во время землетрясения: она вздымается, колеблется, вибрирует и даже раскалывается. Эти движения продолжаются несколько секунд, самое большее несколько минут, но, тем не менее, они могут повлечь за собой катастрофические последствия. Частота колебаний некоторых сейсмических волн бывает такой, что они становятся слышны человеку, животные же могут воспринимать звук в значительно более широком диапазоне. В различных описаниях звуки, сопровождающие землетрясение, сравниваются с сильным ветром, шумом скорого поезда, отдаленным орудийным раскатам. Рассказы некоторых очевидцев свидетельствуют, что во время землетрясения бывают вспышки света. Иногда этот яркий свет можно объяснить молниями или замыканиями электроприборов. Но не исключена возможность, что некоторые из этих вспышек связаны с неизвестными явлениями при движениях земной коры. Вот как очевидец описывает землетрясение: "Земля вздрогнула; ее первая судорога длилась почти 10 секунд: треск и скрип оконных рам, звон стекол, грохот падающих лестниц разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте все, казалось, падало. Земля глухо гудела. Вздрогнув и пошатываясь, здания наклонялись, по их белым стенам, как молнии, змеились трещины, и стены рассыпались, заваливая улицы и людей среди них тяжелыми грудами острых кусков камня." Землетрясения представляют собой движения земной поверхности, вызванные воздействием сейсмических волн (по-гречески "сейсмос" - землетрясение). Сейсмические волны обычно ощущаются как сильные, интенсивные движения поверхности. Иногда наблюдаются земные волны в буквальном смысле слова: волны движутся по земле как по озеру. Они особенно опасны. Они раскалывают строения, встряхивая их так, что рушатся даже прочные стены. В городских районах здания вибрируют настолько сильно, что распадаются на части. При этом часто возникают пожары, так как разрушаются газовые магистрали и происходят замыкания в электрических цепях. Если и водопроводная сеть оказывается поврежденной, город сможет сгореть, и предотвратить это почти невозможно. Бывали случаи, когда от подземных толчков люди подлетали так высоко, что, падая, разбивались насмерть. К счастью, такие мощные удары волн случаются редко. Для людей и строений опасны не только сами по себе колебания земли. Для землетрясений характерно множество сопутствующих явлений, которые увеличивают число жертв, - это гигантское цунами, крупные обвалы и снежные лавины, грязевые потоки - сели, оползни. Наиболее широко известным фактором является возникновение в земле трещин, которые, согласно некоторым описаниям, поглощали людей, животных, дома и даже целые деревни. Во время землетрясений, также бывают резкие опускания больших участков, которые могут сопровождаться мгновенным затоплением. Одним из наиболее разрушительных последствий землетрясения являются оползни, сели, снежные лавины. В прибрежных районах к одним из самых страшных явлений, сопутствующих землетрясениям, относятся цунами. Многие люди впервые задумались над могучим явлением природы, ученые начали изучать землетрясения. Верхнюю часть земной коры составляют около десятка огромных блоков – тектонических плит. Эти плиты перемещаются под воздействием конвекционных течений, поднимающихся из высокотемпературной мантии. Из-за сопротивления пород в месте разлома накапливается напряжение во время движения плит навстречу друг другу. Напряжение внутри земной коры растет до тех пор, пока не превысит прочности самих пород. Тогда пласты горных пород разрушаются и резко смещаются. Такое резкое смещение пород называется подвижкой. Вертикальные подвижки приводят к резкому опусканию или поднятию пород. Обычно смещение составляет лишь несколько сантиметров, но энергия, выделяемая при перемещении миллиардов тонн породы даже на малое расстояние, огромна. Накопленное напряжение в месте подвижки снимается. Хотя землетрясения часто описывают как мгновенные события, что вполне справедливо в масштабе Земли, подвижка продолжается в течение некоторого интервала времени. Во время землетрясений иногда появляются новые участки суши, так как это произошло в Краснодарском крае. Ученые обнаружили новый участок суши протяженностью 800 метров и шириной 50 метров в ходе исследования дна Азовского моря. По словам главного геолога Валерия Юбко, процесс образования новой береговой линии зародился на 1,5—2-километровой глубине. Там проснулся грязевой вулкан, который начал вспучивать толщу дна и в результате поднял ее до уровня берега в Темрюкском районе Краснодарского края. 2.Опытно-эксперементальная частьИзучая природу землетрясений, меня интересовал вопрос – могут ли эти стихийные бедствия произойти на территории Омской области. Я узнал, что верхнюю часть земной коры составляют около десятка огромных блоков – тектонических плит. Эти плиты перемещаются под воздействием конвекционных течений, поднимающихся из высокотемпературной мантии. Из-за сопротивления пород в месте разлома накапливается напряжение во время движения плит навстречу друг другу и возникают землетрясения. Западно – сибирская плита — молодая платформа, соответствующая площади Западно - сибирской низменности. Город Омск и Омская область расположены в центре платформы, а так как землетрясения чаще всего возникаю по краям тектонических плит, такие явления на этой территории маловероятны. На юге Сибири в республике Алтай произошло землетрясение силой 7,3 балла по шкале Рихтера, больших разрушений нет, но отголоски этого землетрясения ощущались в других регионов Сибири, в частности в Красноярском и Алтайском краях, Кемеровской, Томской, Омской, Читинской областях, а также в Республике Хакасия, ощущались подземные толчки силой 1,5-2 балла. ВыводИзучая природу землетрясения, я узнал, что эти явления чаще всего возникают по краям тектонических плит, в горных районах, на дне океанов и в результате извержения вулканов. На основании изученного и собранного материала, составил брошюру «Катаклизмы, сотрясающие планету». ЗаключениеИзучая научную литературу, я узнал, как возникают землетрясения, где они бывают чаще всего, как вести себя во время землетрясения. Список, используемой литературы
ПриложениеБрошюра «Катаклизмы, сотрясающие планету» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Проблема природы, жизни – это проблема первичной организации материи в живых объектах» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Принято утверждаю ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель проекта: изучение детьми объектов природы и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим... | ||
Общая характеристика работы актуальность исследования Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом | Литература Памятные даты, праздники ... | ||
План-конспект урока предмет математика ... | Тема урока: «Антропонимика» о русских именах ... | ||
«Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | Общая характеристика работы Актуальность тематики. Проблема безопасности человека в космосе до недавнего времени ограничивалась вопросами безопасности при околоземных... | ||
Реферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логично... Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания | Конспект урока Методический комментарий. Урок проводится в рамках... В настоящее время особенную актуальность приобретает проблема сохранения здоровья учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деятельность уголка живой природы направлена на изучение природы, Сбор, обработка и распространение обширной экологической информации,... | Реферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логич-но... Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания | ||
Курсовая работа по теме: " Методика проведения фенологических наблюдений в 6 и 7 классах" Сейчас детальное изучение конкретных объектов природы составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление... | Проблема природы сознания Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... |