Духовно-нравственное воспитание на уроках физики





Скачать 65.72 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание на уроках физики
Дата публикации03.07.2013
Размер65.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

И.Л. Чугаева

учитель физики

МАОУ СОШ № 43 г. Томск

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной.

Гуманизация образования – это потребность, назревшая в мире, единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире. В этой связи в своей педагогической деятельности ставлю и решаю следующие задачи гуманистического образования:

  • признание главной ценностью человека;

  • признание его права на свободное самоопределение, независимо от внешних воздействий.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (3, с.431).

Целью деятельности педагогов нашей школы является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности . Свою же задачу вижу в приобщении обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.

Физику принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому как являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

В погоне за задачами (часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы) мы перестаем видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития духовно-нравственной личности человека.

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений – голографии.

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика ищет внутреннюю красоту миро­здания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо до­ступнее эстетически развитому человеку. Поражающие правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Симметрична форма бабочки, жука, цветка. Большое значение имеет симметрия в искусстве ( живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Говоря об этом на уроках физики, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершен­ные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение при­веду слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы пре­красно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техниче­ским». (2, с.4) Чувство прекрасного содействует решению познавательных и технических проблем. И хотя эстетический кри­терий в исследованиях носит относительный характер, в современ­ной науке и технике его роль велика.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра Лебедева, Николы Тесла и др. обращаю внимание учащихся как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.

При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». П.Л.Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Учёный обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, умел видеть новое во множестве разных ситуаций. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала – одновременно и проблема сохранения жизни на Земле.

Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" (2, с.5). Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий.

На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности. Ярким примером является жизнь М.В.Ломоносова – великого нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».
2011 год проходил под эгидой празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, великого новатора прошлого.

Для раскрытия материальной природы изучаемых физических явлений на протяжении всего курса рассматриваются виды материи: вещество и поле. Моя задача как учителя физики состоит ещё и в том, чтобы постепенно, в процессе изучения разнообразных видов материи подвести учащихся к пониманию движения как неотъемлемого свойства материи.

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям проходит в различных формах: это и уроки, и внеклассные мероприятия, викторины и конкурсы, предметные недели.

Над формированием духовно-нравственных ценностей воспитанников работают все педагоги нашего образовательного учреждения. А результат нашей работы – это успешная жизнь многих воспитанников за пределами школы.
Литература:

  1. Мишкевич, Г. Мастер-невидимка. [Текст] / Г. Мишкевич. -Л.: Государственное издательство детской литературы, 1959г. - 73 с.

  2. Тихомирова, С.А Дидактические материалы по физике [Текст] / С.А. Тихомирова - М.: Школьная Пресса, 2003. – 112 с.

  3. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. [Текст] : в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т.2.

  4. Тихомирова С.А., Яворский Б.М.Физика – 10 класс – М.: Мнемозина, 2008 – 272с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к истокам русского...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно-нравственное воспитание на уроках музыки
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск