МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»
Институт гражданской защиты
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по проведению
Итоговой государственной аттестации
Направление подготовки
280100 «Природообустройство и водопользование» Степень выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Ижевск 2012
Характеристика профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника:
В соответствии с ФГОС ВПО область профессиональной деятельности включает
мелиорацию земель различного назначения: сельскохозяйственных, лесного и водного фонда, поселений, индустриального, рекреационного;
рекультивацию земель, нарушенных или загрязненных в процессе природопользования;
охрану земель различного назначения;
создание водохозяйственных систем комплексного назначения;
охрану и восстановление водных объектов;
водоснабжение сельских поселений, отвод и очистку сточных вод, обводнение территорий;
природоохранное обустройство территорий, создание экологической инфраструктуры на землях различного назначения, борьбу с природными стихиями (наводнениями, подтоплением земель, размывом берегов, оползнями, селями, водной и ветровой эрозией).
1.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника:
геосистемы различного ранга и их компоненты: почвы, грунты, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы, растительный и животный мир;
природно-техногенные комплексы: мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы и другие природно-техногенные комплексы, повышающие полезность компонентов природы.
1.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
проектно-изыскательская;
производственно-управленческая;
научно-исследовательская.
В соответствии с запросами рынка труда магистрант должен быть подготовлен к производственно-управленческой деятельности в области природообустройства и водопользования и научно-исследовательской в области технологий, включая биотехнологии, защиты и восстановления природной среды техногенных территорий. 1.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Выпускник должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
проектно-изыскательская деятельность:
руководство проектированием объектов природообустройства и водопользования, разработкой проектов восстановления природных объектов;
контроль выполнения правил разработки проектной и рабочей технической документации, соответствия ее стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
разработка и руководство осуществлением инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования;
руководство изысканиями по оценке состояния природных и природно-климатических условий;
производственно-управленческая деятельность:
организация процессов проектирования, создания и эксплуатации объектов природообустройства, водопользования и обводнения территорий, обеспечение качества этих процессов;
разработка программы мероприятий по снижению негативных последствий деятельности, связанной с природопользованием и другой антропогенной деятельностью, и руководство ее выполнением;
разработка программы мониторинга объектов природообустройства и водопользования для оценки их воздействия на окружающую среду и руководство ее выполнением;
научно-исследовательская деятельность:
планирование и организация исследований антропогенного воздействия на компоненты природной среды;
анализ опыта работ по природообустройству и водопользованию с целью использования результатов для совершенствования деятельности в этой области.
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения
ООП ВПО 280100 Природообустройство и водопользование Результаты освоения ООП подготовки магистров определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Полный состав обязательных (общекультурных, профессиональных и иных) компетенций выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, обучаться новым методам исследования и использовать их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-2);
способностью оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения, свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, находить и принимать управленческие решения, формировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);
способностью анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией (ОК-6);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-7).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
проектно-изыскательская деятельность:
способностью определять исходные данные для проектирования объектов природообустройства и водопользования, руководить изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов (ПК-1);
способностью использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования (ПК-2);
готовностью к изучению, анализу и сопоставлению отечественного и зарубежного опыта по разработке и реализации проектов природообустройства и водопользования (ПК-3);
способностью использовать знания методов принятия решений при формировании структуры природно-техногенных комплексов, методов анализа эколого-экономической и технологической эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования, проектов восстановления природного состояния водных и других природных объектов (ПК-4);
способностью обеспечивать соответствие качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам (ПК-5);
производственно-управленческая деятельность:
способностью принять профессиональные решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-6);
способностью использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов для проверки их соблюдения при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды (ПК-8);
способностью обеспечивать высокое качество работы при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-9);
научно-исследовательская деятельность:
способностью формулировать цели и задачи исследований, применять знания о методах исследования при изучении природных процессов, при обследовании, экспертизе и мониторинге состояния природных объектов, объектов природообустройства и водопользования и влияния на окружающую среду антропогенной деятельности (ПК-10);
способностью разрабатывать и вести базы экспериментальных данных, производить поиск и выбор методов и моделей для решения научно-исследовательских задач, проводить сравнение и анализ полученных результатов исследований, выполнять математическое моделирование природных процессов (ПК-10);
способностью профессионально использовать современное научное и техническое оборудование и приборы, а также профессиональные компьютерные программные средства (ПК-11);
способностью собирать, обобщать и анализировать экспериментальную и техническую информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации, внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-12);
способностью проводить поиск, получение, обработку и анализ данных полевых и лабораторных исследований, обследований, экспертизы и мониторинга объектов природообустройства, водопользования (ПК-13).
Нормативная база
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71;
Порядком организации и проведения итоговой государственной аттестации выпускников по программам специализированной подготовки магистров рекомендованным к внедрению членами координационного совета по развитию магистратуры. Протокол № 1 от 9.10.2012г.;
Устав УдГУ;
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование» №26 от 14.01.2010.
ООП 280100 «Природообустройство и водопользование», утв. Ученым советом ИГЗ протокол №1 от 10.01.2013 года.
Цели и компетенции Итоговой аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования далее – ФГОС ВПО).
Компетенции, обучающегося, формируемые в результате подготовки и прохождения Итоговой аттестации:
способность оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности (ОК-3);
К государственным аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее освоение основной образовательной программы по направлениюподготовки высшего профессионального образования.
При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается соответствующая степень – магистр, и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. 5. Виды государственных аттестационных испытаний
К видам государственных аттестационных испытаний выпускников направления подготовки 280100 «Природообустройство и водопользование» относятся:
– государственные экзамены;
– защита выпускной квалификационной работы. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме магистерской диссертации.
Итоговая государственная аттестация
| Всего часов
| СРС
| 4 семестр
| З.е.
| Компетенции
| 108
| 108
| 3
| М4.0.01
| Государственный экзамен
| 54
| 54
| 0/0/0:0 54
| 1,5
| ОК-3
| М4.0.02
| Защита выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации
| 54
| 54
| 0/0/0:0 54
| 1,5
| ОК-3
|
Тематика магистерской диссертации должна быть направлена на решение профессиональных задач и соответствовать профессиональной компетенции выпускника. При выполнении магистерской диссертации обучающийся должен показать свою способность, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные универсальные профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи в сфере своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Магистерская диссертация должна иметь аналитический характер, основываться на самостоятельно проведенных научных и/или прикладных исследованиях.
Работа над темой магистерской диссертации должна планироваться с первого года обучения в магистратуре. В случае, если магистерская диссертация имеет междисциплинарный характер, выпускающей кафедре предоставляется право приглашать научных консультантов по отдельным разделам диссертации в рамках общего количества часов, отведенных на руководство магистерской диссертацией.
Темы магистерских диссертаций согласуются с руководителем магистерской программы и утверждаются кафедрой. Обучающемуся предоставляется право выбора темы магистерской диссертации, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Для подготовки магистерской диссертации обучающемуся назначается руководитель и, при необходимости, консультант. Закрепление за обучающимся темы выпускной квалификационной работы, назначение руководителя и консультанта осуществляется приказом, в установленном вузом порядке.
Условия и сроки выполнения магистерских диссертаций устанавливаются советом института на основании методических рекомендаций, календарного графика учебного процесса, компетентностно-ориентированного учебного плана и соответствующих ФГОС по направлениям подготовки 280100 «Природообустройство и водопользование».
Программы государственных экзаменов разрабатываются кафедрой Инженерной защиты окружающей среды с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов по направлениям подготовки и утверждаются советом института.
Государственные аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. |