Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии





Скачать 64.63 Kb.
НазваниеУрока: Систематизировать знания учащихся о причастии
Дата публикации22.06.2014
Размер64.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок-обобщение по теме «Причастие»
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о причастии.

Задачи:

- обучающие:

Отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте.

-развивающие: развивать у учащихся навыки самоконтроля, совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.

-воспитательные:

Воспитывать любовь к родной природе

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, запись «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского


Ход урока:

Мы с вами завершили изучение причастий и сегодня у нас урок-обобщение по этой теме. Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Систематизировать изученное по теме «Причастие», отработать умения применять орфографические и пунктуационные правила и ещё мы должны определить роль причастий в художественном тексте.
Учитель: А говорить на сегодняшнем уроке мы будем об осени. Хотя на пороге уже зима, но ноябрь осенний месяц. Поздняя осень. Эту пору очень любил А.С.Пушкин.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою блистающей смиренно. Это строки из его стихотворения «Осень».
Осень в России - особенная пора. Обычно осень-время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и тёплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Как же причастия могут вам помочь описать увиденную красоту? Вы узнаете об этом на нашем уроке.


  1. Но сначала вспомним, что мы называем причастием.

Даль говорил о причастии «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Объясните, пожалуйста, смысл данного высказывания. Что обозначает слово причастный (имеющий отношение).
Назовите признаки глагола у причастия, признаки прилагательного. Признаки глагола у причастия: имеет вид, время, бывают возвратными и невозвратными, в предложении являются сказуемым. Признаки прилагательного: изменяются по родам, числам и падежам, бывают полными и краткими, в предложении являются определением.

А теперь обратимся к следующим предложениям.

В последние дни ноября ещё не уступающего своих владений зиме рано угасает день. За окном часто льёт грустный дождь подкрадывающийся безлунной и тёмной ночью. По обнажённым скверам усыпанным давно уже облетевшей листвой бредёт осень.
Какая тема объединяет эти предложения. Тема осени. Назовите ключевые слова.


Задания:

  1. Объясните значение слова бредёт.(Идёт тихо, не торопясь). Можно ли этот глагол употребить, когда мы говорим о весне, о лете. Нет. Мы говорим лето промчалось, пролетело. Весна наступает бурно, шумно.




  1. Найдите в тексте имена прилагательные, чем они отличаются от причастий. Какое прилагательное выступает в роли эпитета. (Грустный дождь)




  1. Благодаря каким частям речи текст становится ярким и выразительным

(Текст становится ярким и выразительным благодаря именам прилагательным и причастиям.)


  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, объясните их постановку.



  1. Какие причастия употреблены в тексте.

Уступающего - дейст. прич. наст.вр.

Подкрадывающийся - дейст. прич. наст.вр.
Обнажённым- стр.пр. пр.врем.

Усыпанным- стр.пр. пр.врем.

Облетевшей-дейстпр.пр.вр.


  1. Образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов.


Подгонять – страд. наст.вр.

Осиротеть – дейст. прош.вр.

Ласкать – дейст. и страд. наст.вр.

Стелить – дейст. наст.вр.

Колыхаться-дейст. наст. вр.

Бороться - дейст. наст.вр.

Дремать-дейст. наст. вр.

сеяться-дейст. наст. вр.


  1. Учитель: Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и всё-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой:


Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго.
Учитель: Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей.
От кромки леса, едва очерченной горизонтом, долетели (не) застывшие, а живые, такие узнаваемые, тоскливые и ноющие пронзительные звуки, наполненные чувством как(будто) (не) восполнимой утраты, и каждый, познавший тишину осени, с нетерпением ждёт её прихода.


Объясните написание не с причастиями.

Попробуем исключить из предложения причастия. Какое предложение наиболее ярко рисует картину осени.

Какова роль причастий в данном предложении? Вы совершенно верно подметили, что причастия помогают сделать речь живее, красивее, образнее, ярче.
Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.
Недаром Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.
А теперь давайте откроем литературную страничку и проведём конкурс чтецов, послушаем отрыки из поэтических произведений, посвящённых осени. Чьё чтение вам больше понравилось. Найдите в них причастия. В каждом отрывке есть причастия, выступающие в роли изобразительного средства. ( Дети выразительно читают стихотворения об осени.Находят причастия.)
Стихи об осени
д) Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И.А.Бунин
б) Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
И далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле.
Ф.И.Тютчев

ж) Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
И.А.Бунин

з) Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Н.А.Некрасов


б) Шумит во дворе непогода,
А в доме давно уже спят;
К окошку, вздохнув, подхожу я –
Чуть виден чернеющий сад. П.п.
А.К.Толстой
в) В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!П.п.
Н.А.Заболоцкий

Осень - прекрасное время года, воспетое поэтами в стихах, воплощенное великими композиторами в музыке, об осени сложено много песен.
Послушайте «Осеннюю песенку» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». И постарайтесь записать в тетрадях, что вы увидели. Используйте причастия и причастные обороты.
Например: (Устно)


Опустевшие сады и поля; земля, покрытая разноцветным ковром; стая журавлей, улетающая на юг; серые облака, плывущие по небу; Вспаханные чернеющие поля.

Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Листва, шуршащая под ногами.



  1. Выступим теперь в роли художников слова: отберём те словосочетания, которые можно использовать в сочинении об осени и вставим пропущенные буквы, определив условия написания причастий.



  1. Обеспокое(н,нн) ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн) ые дали, позолоче(н,нн)ый, сея(н,нн)ая под осень рожь, вызолоче(н,нн) ые перелески, рассея(н,нн)а по полю, сорва(н,нн)ый, развея(н,нн)ы по тропинкам.




  1. (не)паханная под осень земля, (не)уснувшая река, ещё (не)потерявшая иголки лиственница, (не) сгоревшие полностью краски осени, (не) греющие лучи солнца,

(не)забываемое впечатление, почти(не)слышимый крик журавлей.


В течение урока мы с вами говорили о причастиях и раскрывали тему осени. Именно причастия, являясь ярким изобразительным средством, помогли нам увидеть краски осени, услышать звуки, ощутить тишину. Домашнее задание :написать сочинение «Дни поздней осени»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: усвоить и систематизировать полученные знания о семейных традициях и быте казаков
Продолжить работу по совершенствованию навыков учащихся систематизировать полученную информацию
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Спорт»
Для учащихся – пк с по windows xp (7), ms office (Publisher), текстовые, графические файлы
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: Урок обобщения и систематизации знаний
Задача урока – закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор ms word»
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconКонспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок...
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconРазработка урока по курсу «Окружающий мир» по теме: «Охрана животных»
Цели: Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях в природе; расширять знания об охране природы; познакомить с животными, находящимися...
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока. Обобщение и систематизация знаний
...
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях в природе; расширять знания об охране природы; познакомить с животными...
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconТема Подтема
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих...
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconТема урока: Орфограммы в корнях слов
Цель: систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах и способах проверки
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: систематизировать знания учащихся по теме «Времена года»
Умк «Английский язык» И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева, И. В. Михеева и др. 5 класс
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconУрока: обобщающий
Цель: обобщить и систематизировать, проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: 1) Повторить, обобщить и закрепить полученные знания о причастии и деепричастии как частях речи (обучающая)
Урока: Систематизировать знания учащихся о причастии iconСтранник — 2 От
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск