Урок «ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ» (7 КЛАСС)
Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков.
Урок рассчитан на 2 часа.
Цель урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.
Задачи:
продолжить формирование умений работать с гербариями растений;
дальнейшее формирование навыка работы в группах;
расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» издательство «Вентана-Граф», презентация «Высшие споровые растения»
Ход урока.
Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности
Учитель.
Итак, мы с вами закончили изучение большой темы «Высшие споровые растения»
- Какие растения относятся к этой группе?
- Почему эти растения относят к высшим растениям?
- Но почему мы добавляем слово споровые растения?
- Игра «Третий лишний» -( слайд 2)
Маршанция, кукушкин лен, сфагнум
Уголь, торф, мел
Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум
Хламидоманада, орляк, ламинария
На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения.
Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития?
Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.
Групповая работа
Первая группа
«Правописание терминов» [1]
(Вставьте пропущенные буквы)
Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, спермат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние
Вторая группа [1]
Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?
Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]
Антеридии
| этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки
| Архегонии
| корнеобразные выросты
| Гаметофит
| мужские половые органы
| Спорофит
| головка, в которой развиваются и
созревают споры.
| Ризоиды
| бесполое поколение или этап жизненного цикла растения для образования и созревания спор
| Спорангий
| половые клетки
| Корневище
| организмы, которые сами при помощи фотосинтеза добывают себе органические вещества
| Автотрофы
| видоизменный побег
| Гаметы
| .женские половые органы
| Четвертая и пятая группы [1]
(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин – члены группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой – читает и запоминает термин – бежит к своей команде и т. д. Затем вместе дают определения каждому термину).
Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.
2. Подведение итогов работы в группах.
3.Фронтальный опрос.
Учитель.
Начнем с первых организмов, которые вышли на сушу – слайд 3
-С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?
-ответы:
Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула – защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.
Половые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.
Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.
Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть – уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.
Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.
Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой
Учитель.
- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?
- Какие растения произошли от псилофитов?
4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа
Учитель.
Место обитания мхов
Какое систематическое положение занимают мхи?
Какие органы имеют мхи?
Все ли мхи имеют листья и стебли? Найти гербарий мхов.
Как вы думаете, почему мхи не достигли больших размеров?
Как размножаются мхи?– парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию «Размножение мха кукушкин лен»
Название отдела
| Место обитания
| Органы растений
| Размножение
| Моховидные
| Влажные хвойные леса и болота
| Стебель, листья
(у некоторых есть ризоиды)
| Бесполое: спорами, вегетативное размножение (частями тела и спец. почками);
Половое
| Учитель.
Почему мхи – тупиковая ветвь эволюции?
Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?
Что такое торф? Как его можно использовать?
в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м³ мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение)
| - Плауны
Учитель.
Систематическое положение плаунов
Место обитание плаунов
В чем проявляется усложнение в строении плаунов?
Название отдела
| Место обитания
| Органы растений
| Размножение
| Плауновидные
| Влажные хвойные и смешанные леса
| Стебель, листья, придаточные корни
| Бесполое: спорами, вегетативное размножение: частями тела;
Половое
| Учитель.
Найти плаун среди гербариев растений
-Хвощи
Учитель.
Систематическое положение хвощей
Место обитание хвощей
3.В чем проявляется усложнение в строении хвощей?
Хвощевидные
| Влажные места лесов и полей
| Членистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями
| Бесполое: спорами, вегетативное размножение:
корневищами;
Половое
| Учитель.
4.Найти хвощ среди гербариев растений.
- Папоротники.
Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала» - слайд 4
«Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».
Учитель.
Систематическое положение папоротников
Место обитание папоротников
В чем проявляется усложнение в строении папоротников?
(работа с таблицей)
Папоротниковидные
| Влажные леса
| Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом
| Бесполое: спорами, почками на корневищах;
Половое
| 4. Как происходит размножение папоротника? - парная работа, озвучивание анимации «Размножение папоротника» - слайд 5
Учитель.
5. При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему?
(Ответ: в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца, поэтому не образовывались)
Вывод: - слайд 6
1) в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:
- мхи – плауны - хвощи - папоротники;
В словарь: слайд 7
Эволюция – необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира
но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.
Подведение итогов уроков и оценка деятельности учащихся:
- игра «Приз» (карточки с вопросами[2] прикрепляются к доске обратной стороной, ученики выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на вопросы, кто вытягивает карточку с призом, получает приз – например, шоколадку) Что такое гаметофит? Гамета?_____
(этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки)
| Пустые клетки имеет мох______
(сфагнум)
| Ризоиды есть у мха_____
(кукушкин лен)
| Какие растения произошли от мхов?
(никакие, мхи тупиковая ветвь эволюции)
| Как используют
плауны?_______(в медицине…)
| Веточка плауна – это_____(спорофит)
| У хвощей есть два вида наземных побегов____
(весенний и летний)
| Предками хвощей были______
(псилофиты)
| Хвощ – показатель,
что почва_______(кислая)
| Весенние побеги
хвоща – приспособление для
рассеивания
| Какое растение раньше называли жар-цветком, светицветом и было посвящено богу грозы Перуну?
| У каких из изученных растений имеется корневище?
| Спора – это ____________(1 клетка)
| Зеленый цвет растений зависит от пигмента_________
(хлорофилла)
| П
Р
И
З
шоколадка
| Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена?
(никакие)
| -Выставление оценок. Рефлексия (значимость темы)
Задание на дом: - слайд 8
1 гр.- разнообразие голосеменных.
2 гр.- строение хвои голосеменных.
3 гр.- значение голосеменных.
4 гр.- размножение голосеменных.
5 гр.- размножение голосеменных. Использованная литература:
1) Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. «Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6 – 8 классах», изд. «Клио»,Чебоксары, 2000.
2) Семенцова В.Н.«Биология. Технологические карты уроков, 7 класс», изд. «Паритет», Санкт- Петербург, 2001.
3)Ээлектронный учебник «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», издательство «Вентана-Граф», 2006. |