Урока. Обобщение и систематизация знаний





Скачать 83.13 Kb.
НазваниеУрока. Обобщение и систематизация знаний
Дата публикации06.07.2014
Размер83.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок «ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ» (7 КЛАСС)

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков.

Урок рассчитан на 2 часа.

Цель урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.

Задачи:

  • продолжить формирование умений работать с гербариями растений;

  • дальнейшее формирование навыка работы в группах;

  • расширение кругозора учащихся.

Оборудование: Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» издательство «Вентана-Граф», презентация «Высшие споровые растения»

Ход урока.

    1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности

Учитель.

Итак, мы с вами закончили изучение большой темы «Высшие споровые растения»

- Какие растения относятся к этой группе?

- Почему эти растения относят к высшим растениям?

- Но почему мы добавляем слово споровые растения?

- Игра «Третий лишний» -( слайд 2)

Маршанция, кукушкин лен, сфагнум

Уголь, торф, мел

Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум

Хламидоманада, орляк, ламинария

На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения.

Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития?

    1. Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.

  1. Групповая работа

Первая группа

«Правописание терминов» [1]

(Вставьте пропущенные буквы)

Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, спермат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние

Вторая группа [1]

Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?

Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]

Антеридии

этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки


Архегонии

корнеобразные выросты

Гаметофит

мужские половые органы

Спорофит

головка, в которой развиваются и

созревают споры.

Ризоиды

бесполое поколение или этап жизненного цикла растения для образования и созревания спор

Спорангий

половые клетки

Корневище


организмы, которые сами при помощи фотосинтеза добывают себе органические вещества

Автотрофы

видоизменный побег

Гаметы

.женские половые органы

Четвертая и пятая группы [1]

(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин – члены группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой – читает и запоминает термин – бежит к своей команде и т. д. Затем вместе дают определения каждому термину).

Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.

2. Подведение итогов работы в группах.

3.Фронтальный опрос.

Учитель.

Начнем с первых организмов, которые вышли на сушу – слайд 3

-С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?

-ответы:

  • Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула – защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.

  • Половые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.

  • Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.

  • Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть – уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.

  • Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.

  • Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой

Учитель.

- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?

- Какие растения произошли от псилофитов?

4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа

Учитель.

  1. Место обитания мхов

  2. Какое систематическое положение занимают мхи?

  3. Какие органы имеют мхи?

  4. Все ли мхи имеют листья и стебли? Найти гербарий мхов.

  5. Как вы думаете, почему мхи не достигли больших размеров?

  6. Как размножаются мхи?– парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию «Размножение мха кукушкин лен»

Название отдела

Место обитания

Органы растений

Размножение

Моховидные

Влажные хвойные леса и болота

Стебель, листья

(у некоторых есть ризоиды)

Бесполое: спорами, вегетативное размножение (частями тела и спец. почками);

Половое

Учитель.

  1. Почему мхи – тупиковая ветвь эволюции?

  2. Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?

  3. Что такое торф? Как его можно использовать?

в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м³ мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение)


- Плауны

Учитель.

  1. Систематическое положение плаунов

  2. Место обитание плаунов

  3. В чем проявляется усложнение в строении плаунов?

Название отдела

Место обитания

Органы растений

Размножение

Плауновидные

Влажные хвойные и смешанные леса

Стебель, листья, придаточные корни

Бесполое: спорами, вегетативное размножение: частями тела;

Половое

Учитель.

  1. Найти плаун среди гербариев растений

-Хвощи

Учитель.

Систематическое положение хвощей

  1. Место обитание хвощей

3.В чем проявляется усложнение в строении хвощей?

Хвощевидные

Влажные места лесов и полей

Членистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями

Бесполое: спорами, вегетативное размножение:

корневищами;

Половое

Учитель.

4.Найти хвощ среди гербариев растений.

- Папоротники.

Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала» - слайд 4

«Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».

Учитель.

  1. Систематическое положение папоротников

  2. Место обитание папоротников

  3. В чем проявляется усложнение в строении папоротников?

(работа с таблицей)

Папоротниковидные

Влажные леса

Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом

Бесполое: спорами, почками на корневищах;

Половое

4. Как происходит размножение папоротника? - парная работа, озвучивание анимации «Размножение папоротника» - слайд 5

Учитель.

5. При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему?

(Ответ: в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца, поэтому не образовывались)

Вывод: - слайд 6

1) в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:

- мхи – плауны - хвощи - папоротники;

В словарь: слайд 7

Эволюция – необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира

но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.

Подведение итогов уроков и оценка деятельности учащихся:

- игра «Приз» (карточки с вопросами[2] прикрепляются к доске обратной стороной, ученики выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на вопросы, кто вытягивает карточку с призом, получает приз – например, шоколадку)

Что такое гаметофит? Гамета?_____

(этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки)

Пустые клетки имеет мох______

(сфагнум)

Ризоиды есть у мха_____

(кукушкин лен)



Какие растения произошли от мхов?

(никакие, мхи тупиковая ветвь эволюции)

Как используют

плауны?_______(в медицине…)


Веточка плауна – это_____(спорофит)


У хвощей есть два вида наземных побегов____

(весенний и летний)

Предками хвощей были______

(псилофиты)

Хвощ – показатель,

что почва_______(кислая)



Весенние побеги

хвоща – приспособление для

рассеивания

Какое растение раньше называли жар-цветком, светицветом и было посвящено богу грозы Перуну?

У каких из изученных растений имеется корневище?


Спора – это ____________(1 клетка)


Зеленый цвет растений зависит от пигмента_________

(хлорофилла)

П

Р

И

З

шоколадка


Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена?

(никакие)

-Выставление оценок. Рефлексия (значимость темы)

    1. Задание на дом: - слайд 8

1 гр.- разнообразие голосеменных.

2 гр.- строение хвои голосеменных.

3 гр.- значение голосеменных.

4 гр.- размножение голосеменных.

5 гр.- размножение голосеменных.
Использованная литература:

1) Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. «Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6 – 8 классах», изд. «Клио»,Чебоксары, 2000.

2) Семенцова В.Н.«Биология. Технологические карты уроков, 7 класс», изд. «Паритет», Санкт- Петербург, 2001.

3)Ээлектронный учебник «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», издательство «Вентана-Граф», 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Обобщение и систематизация знаний iconКонспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение...
Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУчебник для 3 класса Цель урока: обучение диалогическому высказыванию;...
Цель урока: обучение диалогическому высказыванию; обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Животные», «Числительные»
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрок-игра «Счастливый случай» Цели урока
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний...
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрок систематизации и обобщения знаний учащихся
Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ,...
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока : систематизация и обобщение знаний о причастии
Оборудование урока: записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000»
Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание...
Тема урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока : урок-спектакль Учитель
Цель урока: обобщение и систематизация знаний уч-ся об устройстве компьютера, формирование навыков работы с компьютером, воспитание...
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconСпортивная борьба Содержание
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия)
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока: обобщение и систематизация знаний по теме «Координатная плоскость»
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconПравописание причастий и использование их в речи
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
«Русский язык» для 6 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской
Урока. Обобщение и систематизация знаний iconГбс (к) оу №131 Красносельского района
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о предлоге как слове, его роли в предложении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск