Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир»





Скачать 51.69 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир»
Дата публикации24.06.2014
Размер51.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир»
А.А. Балабаева, О.Н. Рябуха, учителя гимназии № 45 г. Москвы

Новые грани интеграции

Без понимания закономерностей родного языка невозможно обучение в принципе. Русский язык — это основа мышления и познания мира, инструмент воздействия на окружающих.

Важная задача преподавания русского языка сегодня — научить ориентироваться в море текстовой информации, которым окружен каждый современный человек. Для этого надо учить школьников работать с текстами различных видов. Задачей преподавания является не только обучение формальным структурам родного языка, но и использование его в различных коммуникативных ситуациях. Чем более близкими к жизни будут коммуникативные ситуации, создаваемые на уроках, тем выше будет мотивация школьников к обучению. Поэтому в нашей гимназии часто проходят совместные уроки русского языка с другими предметами, казалось бы, весьма далекими от филологии.

В курсе пятого класса на предмете «Окружающий мир» одна из важнейших тем — «Природные зоны Земли». Пятиклассники должны понять, как многообразна Земля, в чем состоят различия природных зон. Как сделать уроки запоминающимися, пробуждающими интерес к естественно-научным дисциплинам? Ведь дальше ребят ждут география, биология, физика... С этой целью на уроках в пятом классе мы обращаемся к элементам ролевых игр.
Предметные цели занятия, ключевые вопросы и задания

Целями занятий являются:

• обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Природные зоны Земли» (предмет «Окружающий мир»);

• научить:

— первичному анализу текстов различных видов;

— комментированию визуального ряда;

— использованию языка для информирования и убеждения (предмет «Русский язык»).

В ходе работы предполагается формирование следующих УУД:

• коммуникативных (навыки сотрудничества, работа в группах);

• организационных (соблюдение сроков выполнения работ);

• информационных (информационная грамотность, в том числе оформление ссылок).

Ключевые вопросы к теме:

• Почему на территории данной природной зоны такое разнообразие форм жизни? (предмет «Окружающий мир»);

• Как в языке отражается представление об окружающем мире? (предмет «Русский язык»).

Задание: в рамках выбранного жанра рассказать об одной из природных зон Земли, используя различные языковые средства и опираясь на подготовленный письменный текст и визуальный ряд.
Этапы работы

С текстами соответствующей тематики на уроках русского языка проводилась следующая работа:

• выделение ключевых слов;

• анализ структуры текста;

• анализ стилистических особенностей.
Приведем несколько текстов для примера.
Текст 1

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.[…]Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.[…]В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. […] (К. Паустовский)
Текст 2

Леса составляют большую часть территории парка (Мещеры) (лесистость около 70%). Преобладают сосняки и производные от них березняки. Большая часть лесопокрытых земель занята хвойными породами — 60%; из них сосной обыкновенной — 59%. На долю ельников (ель обыкновенная) приходится около 1%. Сосняки занимают различные места обитания, от сухих (сосняки беломошники) до переувлажненных (сосняки сфагновые с багульником). […] Особо распространены березняки (береза пушистая, береза повислая или бородавчатая) — 36%. Осиновые леса распространены значительно меньше — 2%*.
Текст 3

В укромном уголке Владимирской области на берегу живописной речки Судогда всего в 28 км от Владимира затерялась в зеленых лесах турбаза «Мещерский скит». Здесь даже в XXI веке сохранилась первозданная красота природы Средней полосы России. В этом крае такая тишина, что, кажется, никого нет на несколько десятков километров, а воздух такой чистый, что никак не можешь им надышаться. Зеленые леса вокруг турбазы заставляют почувствовать себя в гостях у природы. Чистая ключевая вода, красивые виды — здесь отрешаешься от всего и становишься созерцателем. Это замечательное место для ценителей тишины и искателей гармонии.

Чайковский в 1893 году писал своему брату об этой земле так: «Что за прелесть, невозможно описать до чего здесь хорошо. Я никак не ожидал попасть в подобие рая…»**

_______________________________

* http://dic.academic.ru/contents.nsf/ruwiki — Словари и энциклопедии на Академике.

** http://www.m-skit.ru — Сайт базы отдыха «Мещерский скит».

Одновременно в рамках самостоятельно сформированных учениками групп велась домашняя подготовительная работа: осуществлялся поиск информации и выбор иллюстраций о живой и неживой природе.

На уроках предмета «Окружающий мир» группам было дано задание найти информацию о соответствующей природной зоне. Отдельно оговаривались источники информации: научно-популярные журналы, воспоминания о собственных путешествиях, рекламные проспекты туристических компаний, художественные произведения известных авторов о природе. Можно было самостоятельно создать источник: провести интервью, например, с родителями. Выбранные ребятами источники анализировались на уроках русского языка. Речь шла об их структуре, о языковых способах воздействия, сопоставлялись различные формы повествования на одну тему, что давало возможность говорить о стилевых особенностях текстов.

На основе полученной и проанализированной на уроках информации надо было создать собственные работы в соответствии с изученными жанровыми нормами (жанр выбирался самими учениками). Каждой работе соответствовал собственный визуальный ряд. Заранее были оговорены требования к соответствию текста и предлагаемого визуального ряда.
Итог работы

Итогом деятельности стал совместный урок-презентация, который вели два педагога. Подготовленные работы получились весьма интересными. Так, например, одна из групп представила природную зону «Тропики» в жанре красочного рекламного проспекта. Другая группа написала текст «Каникулы на Амазонке» в жанре путевых заметок и проиллюстрировала его. Компьютерная презентация на тему «Природная зона "Тундра"» сопровождалась текстом в художественного стиле, сочетавшимся с научным, а участница группы прочитала стихотворение о тундре.

В заключение презентации каждой группой было дано устное обоснование выбранного стиля, жанра, типов речи сообщения. Таким образом, ученикам удалось продемонстрировать навыки создания текстов в соответствии с поставленными задачами: фактологический и информационный материал по предмету «Окружающий мир» они умело включили в тексты разных стилей и типов речи.

Работа пятиклассников была представлена и другим обучающимся: фотографии интегрированного урока были использованы для оформления стенда, а в коридорах гимназии были вывешены созданные школьниками рекламные проспекты, газеты, постеры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» боу шмр «Нифантовская...
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок окружающий мир и технология 1 класс 3 четверть (февраль) умк «Школа России» А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок (английский язык +окружающий мир) по теме “Национальные символы России и англо-говорящих стран”
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconУрок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова
Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок русского языка, литературы, английского языка на тему: «Народная и литературная сказка в русской и зарубежной...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка»
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconУроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической...
Это были уроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической культуры и русского языка, интегрированные уроки...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconУрок русского языка Тема: Явления природы и слова-признаки. Цели
Ребята, проверим готовность к уроку. Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям, решениям проблем. С нами на...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Интегрированный урок русского языка и предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск