Скачать 32.59 Kb.
|
Мыльникова Светлана Михайловна учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии. Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но отношение к предметам варьируется от равнодушия до живого интереса и сознательной убежденности в необходимости глубокого изучения. Так хочется, чтобы за дверью кабинета географии открывался мир тайн и открытий, мир разнообразия природы, жизни, быта людей, мир научных споров, поражений и побед, мир могущественного величия природы и ее одновременной ранимости. География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или бессознательно, формирует у учащихся отношение к предмету. И это отношение в дальнейшем становиться важным фактором в обучении предмета. Формирование познавательного интереса к предмету происходит под воздействием многих факторов. Одним их этих факторов является использование игр на уроке. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся. Название игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающие, учебные, ролевые, имитационные и.т.д. Существует и такое мнение, что все игры, используемые для обучения, необходимо называть дидактическими. Если принимать за основание время проведение игры, то они подразделяются на игры-уроки, игры-эпизоды, игры-минутки и.т.д. Уроки-игры отличаются масштабностью. Такие игры должны быть досконально запланированы, заранее учащиеся должны быть предупреждены. Если это игра ролевая, то заранее распределить роли. Например, урок-игра «Таинственный остров» в 6 классе, «Малахитовая шкатулка» в 7 классе, «Узники замка ИГ» в 10 классе. Так же можно использовать игровые моменты, которые придадут уроку живости и яркости. При этом желательно в начале урока предупредить о предстоящей игре и сделать ее мотивационной. В методическом плене наиболее интересна классификация дидактических игр по Т.А.Шакурову. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕК: - уровень познавательной активности (репродуктивный, конструктивный, творческий); - логика чередования шагов игры (индуктивные, дедуктивные, трансдуктивные); - способ принятия решений (дискретные, непрерывные, комбинированные); - время протекания игры в процессе обучения (кратковременные, длительные, деловые). УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ: - формы организации контроля и самоконтроля (устные, письменные, машинные); - способ определения результатов принимаемых решений (свободные, жесткие, контурные); - формы проведения игр (коллективные, групповые, индивидуальные). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: - характер игрового процесса (комбинированные, азартные, стратегические); - виды игры (соревновательные, художественные, организационные, загадочно-выигрышные); - соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры (общность целей и интересов, общность целей и различие интересов, различие целей и интересов). Любая игра начинается с постановки учебных целей и задач: обучающей, развивающей и воспитывающей. Разработка условий и правил игры включает: - выбор материала, который надо закрепить в ходе данной игры; - описание стартовой ситуации; - материальное обеспечение игровой деятельности; - выбор стимулов; -опережающие задания для учащихся (при необходимости); - описание конкретных действий игроков. При использовании игр на уроке необходимо выполнять следующие условия: - тематически и методически игра должна соответствовать теме урока; - игра должна соответствовать возрасту и интересам учащихся; - дать возможность участвовать в игре всем, но при этом никого не принуждать. Игра дает результат только тогда, когда учащиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Но ни в коем случае нельзя увлекаться играми до перенасыщения. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовила и провела учительница географии моу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов»... | Программа составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г.... Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной... | ||
Личностно-ориентированный подход в обучении географии учитель географии. Денисова Т. Ю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов... | Практикум по географии. 6 класс «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным... Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов | Рабочая программа по географии для 11 класса разработана на основе: 1 «средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Патриотическое воспитание школьников на уроках истории Моу «Средняя общеобразовательная Ивановская школа с углубленным изучением отдельных предметов» | Bundesrepublik Deutschland «Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» | ||
Cоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» | Методические рекомендации по использованию развивающей компьютерной... Моу «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18» | ||
Расписание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов... «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» | Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «средняя... Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением... | ||
Итоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением... Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением... | Скульпторы кузбасса ... | ||
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по географии в 9-х классах составлена на основе... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» |