Тема урока: Жизнь в гармонии с природой





Скачать 111.78 Kb.
НазваниеТема урока: Жизнь в гармонии с природой
Дата публикации02.07.2014
Размер111.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Михайлова Г.Г., учитель географии

и Иванова Е.А., учитель биологии

МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой

( Интегрированный урок в 8 классе)
Эпиграф: Земного человека никогда

Не отделяйте от земной природы.

Он часть её, как воздух и вода,

Как дерева и горные породы.

Да, он изведал мысли торжество,

Он сочинил симфонии и оды.

Он сам – творец, но творчество его

Есть продолженье творчества природы.
Цели: - сформировать и обобщить знания о взаимосвязи ОС и здоровья населения;

        • углубить и закрепить географические и экологические знания;

        • развитие интереса к учебной деятельности и творческого потенциала учащихся.


Оборудование: физическая карта России

картины, таблицы

атласы

тесты с вопросами

сообщения учащихся
Ход урока

I Оргмомент. Вступительное слово учителя биологии:

Сегодня на уроке вы получите представление о том, что:

а) здоровье и продолжительность жизни человека зависят от комплекса факторов;

б) продолжительность жизни – это индикатор состояния общества.

II Систематизация и обобщение знаний.

1. Учитель географии: Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между здоровьем человека и природными условиями очевидна. От качества воды, воздуха, почв, климата зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.

В сохранении здоровья людей и лечении заболеваний важная роль принадлежит природным факторам:

а) солнечным лучам;

б) морскому и горному воздуху;

в) морской воде;

г) минеральным водам;

д) целебным грязям.

Часть территории России отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями. Работа с рис. 82.

      1. Назовите эти территории.( Средняя и южная часть европейской территории, юг Западной Сибири, Северный Кавказ).

      2. Какие природные условия наиболее благоприятны для человека.(Для жителя умеренных широт наиболее благоприятны: температура зимой -8,-10*С , летом-- +23, 25*С, скорость ветра зимой 0,15 м с, летом- 0,2-0,4 м с, относительная влажность воздуха 40-60%).

Найдите на карте территорию своей республики и назовите природные условия. Вместе с тем в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий: низких или высоких температур, сильных ветров, наличия животных и насекомых-переносчиков, опасных для человека болезней.

Вновь по рис. 82 скажите, где в России условия малоблагоприятные и неблагоприятные. (Это тундра на крайнем севере, пустыни, области резко континентального климата в Восточной Сибири, дальневосточная муссонная зона).

Вывод: Вопросы взаимосвязи природных условий и здоровья человека рассматривает медицинская география, специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, природно—территориальных комплексов, определяют географическое распространение болезней человека.
2. Биосоциальные факторы здоровья человека.

Учитель биологии: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»- говорил Г. Гейне.

Беседа по вопросам:

- Что такое здоровье? ( Здоровье- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного социального и духовного благополучия.)

- Назовите 4 фактора здоровья. ( Здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 50% от образа жизни человека и на 5-10% от здравоохранения.)

- Назовите факторы, способствующие улучшению здоровья.( Правильное питание и соблюдение режима дня, хорошее настроение и отсутствие вредных привычек, высокий образовательный и культурный уровень).

- Какие группы факторов риска вы знаете?( Нерациональное питание, несоблюдение режима дня, курение и злоупотребление спиртных напитков, зависть и плохое настроение(злость), употребление наркотиков, вредные условия труда, низкий образовательный и культурный уровень).

- Каковы права человека и ответственность каждого за свое здоровье?

( Право на информацию- все знать о пище, о воде, о воздухе, об окружающей среде.

Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих).

Вывод: Морально ответственный человек понимает нормы и правила, запреты и предписания, связанные с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

Важнейшими показателями, отражающими общественное здоровье, наряду с показателями общей смертности населения принято считать среднюю продолжительность жизни (в годах) и уровень детской смертности (на тысячу новорожденных до одного года).
Тест «Как определить предстоящую продолжительность жизни»(Сборник популярных тестов. Выпуск №2, Йошкар-Ола, 1991 г., Познай самого себя). Тест необходимо адаптировать соответственно возрасту учащихся.
3. Физкультминутка. Упражнение – энергизатор « Дождь».

Один ученик начинает каждое действие и передает другим в следующем порядке:

  1. Трение ладоней.

  2. Щелканье пальцами.

  3. Хлопанье по бедрам.

  4. Переступания ногами.

  5. Хлопанье по бедрам.

  6. Щелканье пальцами.

  7. Трение ладоней.

  8. Солнышко выглянуло. (Руки к голове или круг руками).




  1. Влияние экстремальных природных условий и стихийных явлений на жизнь и здоровье человека.

Учитель географии: Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в очень суровых, неблагоприятных условиях: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью. Такие условия называются экстремальными.

Выписать определение в тетрадь.

Анализ рис. 83 учебника:

- Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия холода на территории России? ( Дискомфортность возрастает с запада на восток, в азиатской части страны с юга на север).

- Какие районы благоприятны в отношении этого фактора? ( Восточно-Европейская равнина, Северный Кавказ, юг Западной Сибири и Дальнего востока).

- Где условия наиболее неблагоприятные? ( В областях резко континентального климата Восточной Сибири).

- Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия ветра? ( С востока на запад и от центра к окраинам страны).

- Назовите районы - самые комфортные в отношении этого фактора.( Средняя Сибирь, северо-восток Сибири и горы юга Сибири - вся Восточная Сибирь, исключая побережье Северного Ледовитого океана).

- Охарактеризуйте степень дискомфорта в холодный период года на полуострове Камчатка, Западно - Сибирской равнине, территории Чувашской Республики.

Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями - неожиданными, страшными по последствиям для человека нарушениями нормального хода природных процессов.

Выписать определение в тетрадь

Анализ рис. 86.

Выслушать сообщения учащихся о некоторых стихийных природных явлениях.

Вывод: Стихийные явления опасны для человека, для природы они – естественный ход событий.Мы уже знаем о мерах по защите от многих из них. Но от некоторых явлений пока трудно защититься полностью. Поэтому их надо тщательно изучать, чтобы находить новые способы защиты.



  1. Человек – важный экологический фактор.

Учитель биологии: В последние десятилетия в связи с бурным ростом городов и развитием производства человек сам себе создает экстремальные условия жизни, загрязняя окружающую среду радионуклеидами, газовыми и дымовыми выбросами, тяжелыми химическими веществами и т.д., что наносит существенный урон его здоровью.

Природная среда - органическая составная часть окружающей человека среды. Природная среда воздействует на организм и поведение человека, влияет на его физическое и психическое здоровье. Факторы природной среды, воздействующие на здоровье, разнообразны.

Выслушать сообщения учащихся по темам:

  1. Загрязнение атмосферного воздуха.

  2. Загрязнение водных ресурсов.

  3. Загрязнение почв.

  4. Шумовое загрязнение.

  5. Природно-очаговые болезни.

  6. Продуктовый геноцид.

Вывод: Загрязнение окружающей среды - опасное последствие деятельности человека.
III. Физкультминутка. Исполнить хором народные или современные песни

( Задание можно дать для подготовки дома).

1 вариант - «природоохранного» содержания;

2 вариант - «антиэкологического» содержания.
IV. Закрепление.Выполнение теста по вариантам.

V.Подведение итогов урока.


Приложение 1
Как определить предстоящую продолжительность жизни

Ожидаемое число лет

Условия жизни, поведение, привычки Мужчина Женщина


  1. При прочих равных условиях 64 72

  2. Если вам от 50 до 60 лет Прибавьте 10

  3. Если вам более 60 лет Прибавьте 2

  4. Если двое или более ваших бабушек или дедушек Прибавьте 5

прожили 80 лет и более

  1. Если кто-либо из родителей, бабушек или дедушек, Вычтите 4

сестра или брат умер от инфаркта миокарда или

мозгового инсульта в возрасте моложе 50 лет

  1. Если кто-либо из них умер от этих заболеваний Вычтите 2

в возрасте моложе 60 лет

  1. Если у кого-то из ваших родителей, дедушек или Вычтите 3

бабушек был диабет, расстройство щитовидной

железы, рак груди или пищеварительных органов,

астма или хронический бронхит

  1. Если вы состоите в браке Прибавьте 4

  2. если вы старше 25 лет и не состоите в браке Вычтите по 1 году за каждые

10 лет



  1. За каждые 4,5 кг вашего лишнего веса Вычтите по 1

  2. За каждые 2,5 см, на которые обхват вашей талии Вычтите по 2

превышает обхват груди

  1. Если вам более 40 лет и у вас нет лишнего веса Прибавьте 3

  2. Если ваши физические тренировки:

регулярны и умеренные Прибавьте 3

(например, бег трусцой 3 раза в неделю)

регулярны и упорные Прибавьте 5

(например, бег на длинные дистанции 3 раза

в неделю)

  1. Если у вас сидячая работа Вычтите 3

  2. Если вы подвижны на работе Прибавьте 3

  3. Если вы человек малопьющий (выпиваете не более Прибавьте 2

одного раза в неделю) или не пьете совсем

  1. Если вы выпиваете более двух раз в неделю Вычтите 8

  2. Если вы впервые столкнулись со спиртным в Вычтите 2

зрелом возрасте

  1. Если вы выкуриваете более двух пачек сигарет Вычтите 8

в день

  1. Если вы выкуриваете 1-2 пачки в день Вычтите 4

  2. Менее 1 пачки в день Вычтите 2

  3. Если вы регулярно курите трубку или сигареты Вычтите 2

  4. Если вы благоразумны и практичны Прибавьте 2

  5. Если вы раздражительны, напряжены, конкурентны Вычтите 2

  6. Если вы считаете себя счастливым человеком и в Прибавьте 1

целом удовлетворены своей жизнью

  1. Если вы часто чувствуете себя несчастным, Вычтите 1

тревожитесь и часто испытываете чувство вины

  1. Если у вас незаконченное среднее образование Вычтите 2

  2. Если у вас высшее образование Прибавьте 3

  3. Если большую часть жизни вы провели в сельской Прибавьте 4

местности

  1. Если вы прожили большую часть жизни в городских Вычтите 2

условиях

  1. Если вы спите более 9 часов в сутки Вычтите 5

  2. Если температура в вашем жилище не превышает Прибавьте 2

20 градусов

33. Если вы регулярно проходите медицинское Прибавьте3

обследование

34. Если вы часто болеете Вычтите 2
Итого: __________________________________________________________
Приложение 2

Тест

I Вариант.

  1. Компоненты природы и их свойства, которые человек может использовать в своей деятельности, - это:

а)среда обитания;

б)природные условия;

в)природные ресурсы;

г)природная среда.

  1. Выбери неправильный ответ

К экстремальным условиям относятся:

а) очень высокая влажность;

б) сильный ветер;

в) очень низкие температуры зимой;

г) большая облачность.

  1. На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления как:

а) цунами;

б) засухи;

в) сели;

г) землетрясения.

  1. Из перечисленного ниже выберите принципы закаливания:

а) постепенно повинуясь, подергиваясь;

б) потея, пыхтя, паря;

в) последовательно, празднично, перспективно;

г) постоянно, последовательно, постепенно.

  1. Какие виды спорта оптимальны для формирования правильной осанки:

а) экстремальные виды спорта;

б) плавание и гимнастика;

в) туристические походы в магазин;

г) все виды спорта вредны для здоровья.

  1. Древнегреческий философ Аристотель говорил : «Ничто так сильно не разрушает человека, как ...»:

а) продолжительные физические нагрузки;

б) продолжительное физическое бездействие;

в) продолжительные умственные нагрузки;

г) вредные привычки.

  1. Согласно указу царя Алексея Михайловича (1645 г.) всех курящих выселяли:

а) в Германию;

б) в Сибирь;

в) на Камчатку;

г) на Урал.

  1. Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение здоровья, называется:

а) закаливание;

б) здоровый образ жизни;

в) аутогенная тренировка;

г) культура здоровья.

  1. При какой болезни человек быстро лишается иммунитета, быстро поддается любой инфекционной болезни и обречен на гибель:

а) туберкулез;

б) энцефалит;

в) СПИД;

г) грипп.

  1. Чтобы оценить степень реального риска для здоровья человека от загрязнения атмосферного воздуха используют:

а) визуальное наблюдение;

б) жалобы жителей на загрязненность воздуха;

в) определение концентрации вредных вешеств в окружающей среде, их превышение;

г)все ответы верны.

II Вариант.

1. Наука о территориальной организации отдыха людей- это:

а) медицинская география;

б) рекреационная география;

а) география культуры;

г) география населения.

    1. Выберите неправильный ответ

К благоприятным для жизни условиям относятся:

а) умеренно холодная зима;

б) теплое солнечное лето;

в) обилие осадков;

г) невысокая относительная влажность.

    1. К территории с экстремальными природными условиями относится:

а) Предкавказье;

б) Якутия;

в) юг Западной Сибири;

г) Центральная Россия.

    1. Зачем рекомендуют мыть руки перед едой?

а) чтобы не расстраивать родителей;

б) чтобы улучшить состояние кожи;

в) чтобы воспрепятствовать попаданию микробов в организм человека;

г) чтобы не оставлять отпечатков пальцев на посуде.

    1. «Движение вместо лекарства служить может»,- так говорил о пользе двигательной активности после напряженной умственной работы:

а) М. В. Ломоносов;

б) Д. И. Фонвизин;

в) П. И. Чайковский;

г) И. П. Репин.

    1. «Зубьев ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь». Это гигиеническое наставление было включено:

а) в «Домострой»;

б) в «Юности честное зерцало»;

в) в «Первое учение отрокам, в ней же буквы и слоги»;

г) в «Сын Отечества».

    1. Иммунитет- это:

а) ответная реакция организма на раздражение внешней среды при участии нервной системы;

б) невосприимчивость;

в) одна из форм борьбы организма с болезнями;

г) инфекционное заболевание.

    1. Назовите болезнь, которая, по данным ВОЗ, поразила 5 млрд. жителей земли:

а) грипп;

б) аллергия;

в) СПИД;

г) кариес;

    1. «Экологически чистым» называется продукт:

а) отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

б) полученный без применения гербицидов и пестицидов;

в) произведенный без применения пищевых добавок;

г) все ответы верны.

    1. Что такое пассивное курение?

а) курение легких сигарет;

б) просмотр рекламы сигарет;

в) пребывание некурящего человека в накуренном помещении;

г) первый опыт курения.

Использованная литература

1. Борисова Н.В., Федорова Н.В., 225 вопросов о здоровье. - Чебоксары, 2004.

2. Сборник популярных тестов «Познай самого себя» - Йошкар-Ола, 1991 г, вып.2.

3. География России. Природа, 8 класс. Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой/ авт.-сост. О.В.Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconМетодические рекомендации по организации и проведению занятий Контрольно измерительные материалы
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика её роль...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconПоложение о конкурсе научных работ «Жить в гармонии с природой»
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconПоложение о ежегодном окружном смотре конкурсе природоохранных
Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Поэтому для достижения справедливого баланса между экономическими,...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconТема урока : «Жизнь в Мировом океане»
Карта Мирового океана, учебные картины, таблицы, коллекции морских животных, наборы открыток: «В мире коралловых рифов», «Жизнь моря»...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ходе лабораторных исследований важно выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений. Это влияние может быть...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconПлан урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconУрока Тема урока
Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconТема урока «Жизнь на разных материках»
Конспект урока в 7 классе на тему: «сша. Особенности эгп, природы, климата, хозяйственной деятельности людей»
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconУрока Тема раздела, урока
Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconБрайн Люк Сиворд Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconКонспект урока по окружающему миру
Цели урока: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Тема урока: Жизнь в гармонии с природой iconУрок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь
Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск