Скачать 111.78 Kb.
|
Михайлова Г.Г., учитель географии и Иванова Е.А., учитель биологии МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары Тема урока: Жизнь в гармонии с природой ( Интегрированный урок в 8 классе) Эпиграф: Земного человека никогда Не отделяйте от земной природы. Он часть её, как воздух и вода, Как дерева и горные породы. Да, он изведал мысли торжество, Он сочинил симфонии и оды. Он сам – творец, но творчество его Есть продолженье творчества природы. Цели: - сформировать и обобщить знания о взаимосвязи ОС и здоровья населения;
Оборудование: физическая карта России картины, таблицы атласы тесты с вопросами сообщения учащихся Ход урока I Оргмомент. Вступительное слово учителя биологии: Сегодня на уроке вы получите представление о том, что: а) здоровье и продолжительность жизни человека зависят от комплекса факторов; б) продолжительность жизни – это индикатор состояния общества. II Систематизация и обобщение знаний. 1. Учитель географии: Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между здоровьем человека и природными условиями очевидна. От качества воды, воздуха, почв, климата зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: а) солнечным лучам; б) морскому и горному воздуху; в) морской воде; г) минеральным водам; д) целебным грязям. Часть территории России отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями. Работа с рис. 82.
Найдите на карте территорию своей республики и назовите природные условия. Вместе с тем в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий: низких или высоких температур, сильных ветров, наличия животных и насекомых-переносчиков, опасных для человека болезней. Вновь по рис. 82 скажите, где в России условия малоблагоприятные и неблагоприятные. (Это тундра на крайнем севере, пустыни, области резко континентального климата в Восточной Сибири, дальневосточная муссонная зона). Вывод: Вопросы взаимосвязи природных условий и здоровья человека рассматривает медицинская география, специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, природно—территориальных комплексов, определяют географическое распространение болезней человека. 2. Биосоциальные факторы здоровья человека. Учитель биологии: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»- говорил Г. Гейне. Беседа по вопросам: - Что такое здоровье? ( Здоровье- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного социального и духовного благополучия.) - Назовите 4 фактора здоровья. ( Здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 50% от образа жизни человека и на 5-10% от здравоохранения.) - Назовите факторы, способствующие улучшению здоровья.( Правильное питание и соблюдение режима дня, хорошее настроение и отсутствие вредных привычек, высокий образовательный и культурный уровень). - Какие группы факторов риска вы знаете?( Нерациональное питание, несоблюдение режима дня, курение и злоупотребление спиртных напитков, зависть и плохое настроение(злость), употребление наркотиков, вредные условия труда, низкий образовательный и культурный уровень). - Каковы права человека и ответственность каждого за свое здоровье? ( Право на информацию- все знать о пище, о воде, о воздухе, об окружающей среде. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих). Вывод: Морально ответственный человек понимает нормы и правила, запреты и предписания, связанные с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшими показателями, отражающими общественное здоровье, наряду с показателями общей смертности населения принято считать среднюю продолжительность жизни (в годах) и уровень детской смертности (на тысячу новорожденных до одного года). Тест «Как определить предстоящую продолжительность жизни»(Сборник популярных тестов. Выпуск №2, Йошкар-Ола, 1991 г., Познай самого себя). Тест необходимо адаптировать соответственно возрасту учащихся. 3. Физкультминутка. Упражнение – энергизатор « Дождь». Один ученик начинает каждое действие и передает другим в следующем порядке:
Учитель географии: Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в очень суровых, неблагоприятных условиях: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью. Такие условия называются экстремальными. Выписать определение в тетрадь. Анализ рис. 83 учебника: - Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия холода на территории России? ( Дискомфортность возрастает с запада на восток, в азиатской части страны с юга на север). - Какие районы благоприятны в отношении этого фактора? ( Восточно-Европейская равнина, Северный Кавказ, юг Западной Сибири и Дальнего востока). - Где условия наиболее неблагоприятные? ( В областях резко континентального климата Восточной Сибири). - Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия ветра? ( С востока на запад и от центра к окраинам страны). - Назовите районы - самые комфортные в отношении этого фактора.( Средняя Сибирь, северо-восток Сибири и горы юга Сибири - вся Восточная Сибирь, исключая побережье Северного Ледовитого океана). - Охарактеризуйте степень дискомфорта в холодный период года на полуострове Камчатка, Западно - Сибирской равнине, территории Чувашской Республики. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями - неожиданными, страшными по последствиям для человека нарушениями нормального хода природных процессов. Выписать определение в тетрадь Анализ рис. 86. Выслушать сообщения учащихся о некоторых стихийных природных явлениях. Вывод: Стихийные явления опасны для человека, для природы они – естественный ход событий.Мы уже знаем о мерах по защите от многих из них. Но от некоторых явлений пока трудно защититься полностью. Поэтому их надо тщательно изучать, чтобы находить новые способы защиты.
Учитель биологии: В последние десятилетия в связи с бурным ростом городов и развитием производства человек сам себе создает экстремальные условия жизни, загрязняя окружающую среду радионуклеидами, газовыми и дымовыми выбросами, тяжелыми химическими веществами и т.д., что наносит существенный урон его здоровью. Природная среда - органическая составная часть окружающей человека среды. Природная среда воздействует на организм и поведение человека, влияет на его физическое и психическое здоровье. Факторы природной среды, воздействующие на здоровье, разнообразны. Выслушать сообщения учащихся по темам:
Вывод: Загрязнение окружающей среды - опасное последствие деятельности человека. III. Физкультминутка. Исполнить хором народные или современные песни ( Задание можно дать для подготовки дома). 1 вариант - «природоохранного» содержания; 2 вариант - «антиэкологического» содержания. IV. Закрепление.Выполнение теста по вариантам. V.Подведение итогов урока. Приложение 1 Как определить предстоящую продолжительность жизни Ожидаемое число лет Условия жизни, поведение, привычки Мужчина Женщина
прожили 80 лет и более
сестра или брат умер от инфаркта миокарда или мозгового инсульта в возрасте моложе 50 лет
в возрасте моложе 60 лет
бабушек был диабет, расстройство щитовидной железы, рак груди или пищеварительных органов, астма или хронический бронхит
10 лет
превышает обхват груди
регулярны и умеренные Прибавьте 3 (например, бег трусцой 3 раза в неделю) регулярны и упорные Прибавьте 5 (например, бег на длинные дистанции 3 раза в неделю)
одного раза в неделю) или не пьете совсем
зрелом возрасте
в день
целом удовлетворены своей жизнью
тревожитесь и часто испытываете чувство вины
местности
условиях
20 градусов 33. Если вы регулярно проходите медицинское Прибавьте3 обследование 34. Если вы часто болеете Вычтите 2 Итого: __________________________________________________________ Приложение 2 Тест I Вариант.
а)среда обитания; б)природные условия; в)природные ресурсы; г)природная среда.
К экстремальным условиям относятся: а) очень высокая влажность; б) сильный ветер; в) очень низкие температуры зимой; г) большая облачность.
а) цунами; б) засухи; в) сели; г) землетрясения.
а) постепенно повинуясь, подергиваясь; б) потея, пыхтя, паря; в) последовательно, празднично, перспективно; г) постоянно, последовательно, постепенно.
а) экстремальные виды спорта; б) плавание и гимнастика; в) туристические походы в магазин; г) все виды спорта вредны для здоровья.
а) продолжительные физические нагрузки; б) продолжительное физическое бездействие; в) продолжительные умственные нагрузки; г) вредные привычки.
а) в Германию; б) в Сибирь; в) на Камчатку; г) на Урал.
а) закаливание; б) здоровый образ жизни; в) аутогенная тренировка; г) культура здоровья.
а) туберкулез; б) энцефалит; в) СПИД; г) грипп.
а) визуальное наблюдение; б) жалобы жителей на загрязненность воздуха; в) определение концентрации вредных вешеств в окружающей среде, их превышение; г)все ответы верны. II Вариант. 1. Наука о территориальной организации отдыха людей- это: а) медицинская география; б) рекреационная география; а) география культуры; г) география населения.
К благоприятным для жизни условиям относятся: а) умеренно холодная зима; б) теплое солнечное лето; в) обилие осадков; г) невысокая относительная влажность.
а) Предкавказье; б) Якутия; в) юг Западной Сибири; г) Центральная Россия.
а) чтобы не расстраивать родителей; б) чтобы улучшить состояние кожи; в) чтобы воспрепятствовать попаданию микробов в организм человека; г) чтобы не оставлять отпечатков пальцев на посуде.
а) М. В. Ломоносов; б) Д. И. Фонвизин; в) П. И. Чайковский; г) И. П. Репин.
а) в «Домострой»; б) в «Юности честное зерцало»; в) в «Первое учение отрокам, в ней же буквы и слоги»; г) в «Сын Отечества».
а) ответная реакция организма на раздражение внешней среды при участии нервной системы; б) невосприимчивость; в) одна из форм борьбы организма с болезнями; г) инфекционное заболевание.
а) грипп; б) аллергия; в) СПИД; г) кариес;
а) отвечающий санитарно-гигиеническим нормам; б) полученный без применения гербицидов и пестицидов; в) произведенный без применения пищевых добавок; г) все ответы верны.
а) курение легких сигарет; б) просмотр рекламы сигарет; в) пребывание некурящего человека в накуренном помещении; г) первый опыт курения. Использованная литература 1. Борисова Н.В., Федорова Н.В., 225 вопросов о здоровье. - Чебоксары, 2004. 2. Сборник популярных тестов «Познай самого себя» - Йошкар-Ола, 1991 г, вып.2. 3. География России. Природа, 8 класс. Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой/ авт.-сост. О.В.Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005. |
Методические рекомендации по организации и проведению занятий Контрольно измерительные материалы Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика её роль... | Положение о конкурсе научных работ «Жить в гармонии с природой» Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | Положение о ежегодном окружном смотре конкурсе природоохранных Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Поэтому для достижения справедливого баланса между экономическими,... | ||
Тема урока : «Жизнь в Мировом океане» Карта Мирового океана, учебные картины, таблицы, коллекции морских животных, наборы открыток: «В мире коралловых рифов», «Жизнь моря»... | Конспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема... Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ходе лабораторных исследований важно выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений. Это влияние может быть... | План урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века» Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм... | ||
Урока Тема урока Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность... | Тема урока «Жизнь на разных материках» Конспект урока в 7 классе на тему: «сша. Особенности эгп, природы, климата, хозяйственной деятельности людей» | ||
Урока Тема раздела, урока Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная... | Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Брайн Люк Сиворд Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Конспект урока по окружающему миру Цели урока: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой | ||
Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Урок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство |