Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Учитель Моссер Людмила Васильевна
МАОУ СОШ №28
Тема урока: Буквы «Ы» и «И» после «Ц»
Класс: 5
Цели:1) знать условия выборы «И» - «Ы» в корнях слов.
2) научиться обосновывать выбор гласных «Ы» - «И» после «Ц».
Оборудование : таблица «И» - «Ы» после Ц ; картина А.И. Куинджи «Берёзовая роща» презентация учащегося по теме : «Как распознать слова иностранного происхождения» и карточка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
I I. Опрос по домашнему заданию.
1.Исконно русские и заимствованные слова.§47
Дополнительно:
—Какой раздел лингвистики занимается
изучением слов? (Лексика и фразеология)
—Что обозначает слово инкассатор?
(Должностное лицо, принимающее деньги от организаций для сдачи их в банк).
2. Презентация по теме: «По каким признакам мы можем опознать заимствованные слова?»
Карточка:
Бюрократ, скафандры, зимовать,перечница, бюро, весенний, биатлон.
Дополнительно:
— Найти среди них заимствованные слова.
— Что изучает морфология?
— Каково значение слова интендант? (Военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения).
3. Проверка сочинений на черновиках, покартине А.И. Куинджи «Берёзоваяроща». (2 человека)
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща»
Архип Иванович Куинджи любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Он любил экспериментировать, с помощью света создавать впечатления. Одна из самых замечательных картин художника Березовая роща, написанная в 1879 году.
Композиция картины проста. На переднем плане изображена группа белоствольных берез на залитой солнцем поляне. Автор расширяет плоскости неба. Жаркое лето. Солнечная поляна передает нам прелесть летнего дня. Небо безоблачно. Не шелохнется ни один лист. Стволы берез частично освещены, другие находятся в тени. Кроны деревьев соприкасаются, создавая долгожданную прохладу, прозрачный воздух словно застыл в дремоте жаркого дня.
На заднем плане раскинулся густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Все необычно ярко, как бывает на лесной полянке. Светлые стволы берез, темный силуэт зелени вдали, голубое небо, открывающийся простор.
Картина передаёт безграничную любовь художника к русской природе, символизирующей силу и мощь русской земли, простой и красивой.
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща»
Вы невольно жмуритесь от яркого солнца, от ослепительных бликов на стволах берез. На картине изображен яркий летний солнечный день. Как будто мы долго пробирались между кустарниками, стволами деревьев и вдруг увидели впереди свет. Мы остановились, пораженные открывшейся красотой природы. Мы боялись выйти из тени, отбрасываемой березами, чтобы не спугнуть очарования. Березы стоят группками.
На переднем плане — три березы, три сестры. Видно, что возраст их почтенный. В стволах деревьев чувствуются сила, мощь и здоровье. Не менее мощными кажутся деревья в левом углу картины. Об этом свидетельствуют густые, насыщенные темной зеленью тени на земле. Переход от этой почти черной зелени на земле к изумрудной зелени поляны создает впечатление, что перед нами — большое пространство, и ты словно ощущаешь лесной воздух. Стволы берез — это источники света. А мы, как зрители, словно находимся в тени, из которой не хочется выходить. Кажется, что эта тень дает нам живительную прохладу. Впечатление свежести усиливает едва различимый клочок водного зеркала на переднем плане картины. Такое впечатление, что художник смотрит на мир моими глазами. Как-то перестаешь верить, что все это лишь изображено на холсте маслом. Все это живое.
Картина написана в 1879 году, но кажется, что она написана вчера. Ибо природа бессмертна, как бессмертна красота. И еще она подводит нас к мысли, как надо любить и беречь природу, особенно в XXI веке, когда технический прогресс становится угрозой для природы. — По какому плану мы пишем сочинение по картине?
1) о художнике
2) тема
3) основная мысль
4) описание картины (в центре, справа, слева, поодаль, на переднем плане).
5) краски
6) общее впечатление
7) вывод
—Для чего нам нужен план в повествовании текста? (Составление плана текста помогает усвоить его содержание и последовательность развития основной мысли высказывания).
—Какой тип речи у нас получается? (Описание)
III. Новый материал.
Наблюдение по таблице и вывод, правила.
Исключения:«цыган», «цыплёнок», «цып-цып», «цыц», «цыкнуть», «на цыпочках - записываем в тетрадь. Выясняем значения слов цыц, цыкнуть. (Записываем слова-исключения в тетрадь)
2. Закрепление.
Упражнение № 688.
Списать слова, распределяя их по графам таблицы:
ци
| ция
| цы
| цын
| цитрусовые
| авиация
| огурцы
| лисицын
| цистерна
| эволюция
| лисицы
| сестрицын
| циркачка
| информация
| молодцы
| синицын
| цитата
| ситуация
| скворцы
|
| циновка
| лекция
| братцы
|
|
| администрация
|
|
| Вывод по теме.
Выполнить задание к упражнению
а) Записать слово цистерна в транскрипции
[цыст’эрна][цыстэрна]
б) Лексический разбор слов. По толковому словарю ищем значение следующих слов из упражнения №689.
— Что значит лексический разбор.
—В каком словаре мы найдём лексическое
значение слова.(В толковом словаре)
Цирюльник – парикмахер. Аукцион - публичная распродажа, при которой
покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену.
Дикция-произношение, степень отчётливости произношения слов и слогов в речи.
—Вспомните правило, по которому в этих предложениях мы поставим тире?
4. Объяснительный диктант.
Посреди площадки в сквере росли акации. Птицы быстро росли, и однажды вся весёлая семейка улетела на речные отмели.
—Найдите основу в предложении?(Их две)
—Какое это предложение, если его части связывает сочинительный союз?
( Сложносочинённое)
—Найдите в этих предложениях слова с чередующейся гласной в корне.
Циркуль – помощник человека с глубокой древности.
5. Творческий диктант:
Замена развёрнутого определения словом- синонимом.
Как называется:
Основной закон государства (конституция).
Выдержка из какого -нибудь текста (цитата).
Прикрикнуть на кого -нибудь с угрозой(цыкнуть).
Инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах
(циркуль).
Систематическое собрание, каких - ни будь предметов(коллекция).
Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарина
(цитрусовые).
Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью(циклон).
6. Вывод по теме.
7. Самостоятельная работа №691.
Домашнее задание: §48 , сочинение на черновиках. Закончить самостоятельную работу. |